Правовые семьи современности.
Название правовой семьи | Признаки правовой семьи |
Романо-германская | 1. Строгая иерархия источников ( форм ) права, среди которых безусловно главным является закон. 2. Деление права на частное и публичное. 3. Имеется деление права на отрасли. 4. Систематизация законодательства происходит в основном в виде его кодификации. |
Англо- саксонская | 1. Ведущий источник права – судебный прецедент. 2. Нормативные акты содержат нормы казуистичного характера. 3. Главная роль отводится процессуальному ( т. е. доказательственному ) праву. 4. Отсутствует деление права на частное и публичное ( его заменяет деление на общее право ( common law ) и право справедливости ). 5. Разделение права на отрасли является нечетким, отраслевые кодексы отсутствуют, большое значение придается правовым институтам ). |
Мусульманская | 1. Ведущий источник права – религиозные книги ( Коран, Сунна, Иджма ). 2. Важная роль принадлежит доктрине как источнику права. 3. Архаичность и казуистичность большинства правовых норм. 4. Отсутствует деление права на частное и публичное. 5. В некоторых странах- дуализм правовой системы ( сосуществование кодексов западного образца и правил шариата ). |
Социалистическая | 1. Господство публичного над частным. 2. Подчиненное положение закона по отношению к партийно-административным решениям. 3. Отрицание возможности суда выступать в роли создателя правовых норм. 4. Имеется деление права на отрасли. 5. Систематизация законодательства происходит в основном в виде его кодификации. |
Африканская | 1. Ведущий источник права – правовой обычай. 2. «Правовая многослойность» ( сосуществование традиционной правовой системы с правовой системой страны-колонизатора ). |
III. Практическое пособие по дисциплине «Сравнительное государствоведение и правоведение».
Глоссарий.
А
Авторитарный режим( от лат. autoritas - «полная власть», «приказание» ) - это политический режим, при котором реальная власть принадлежит одному человеку или группе лиц ( политической элите ). Она не является законно избранной и граждане не могут влиять на ее деятельность. Власть же полностью контролирует политическую и идеологическую жизнь общества, ограничивая свободу слова, запрещая неугодные политические партии и движения, жестоко преследуя политических противников. Однако при этом она не вмешивается в личную жизнь граждан: не заставляет их исповедовать ту или иную религию, любить ту или иную музыку, носить ту или иную одежду, чаще всего не запрещает частную собственность. Ученые-политологи относят к государствам с авторитарным режимом Кубу, некоторые государства Африки и Азии.
Антидемократический режим – это политико-правовой режим, основанный на попрании прав и свобод человека и установлении диктатуры одного человека или группы лиц. Антидемократические режимы делятся на авторитарные, тоталитарные и военные.
Англосаксонская ( англо-американская, семья общего права ) правовая семья – совокупность национальных правовых систем Великобритании, США и государств Британского Содружества Наций. Характеризуется следующими основными признаками: 1. Ведущий источник права – судебный прецедент; 2. Нормативные акты содержат нормы казуистичного характера; 3. Главная роль отводится процессуальному ( то есть доказательственному ) праву; 4. Отсутствует деление права на частное и публичное ( его заменяет деление на общее право ( common law ) и право справедливости ); 5. Разделение права на отрасли является нечетким, отраслевые кодексы отсутствуют, большое значение придается правовым институтам.
Африканская правовая семья – совокупность национальных правовых систем государств Африки. Характеризуется следующими основными признаками: 1. Ведущий источник права – правовой обычай; 2. «Правовая многослойность» ( сосуществование традиционной правовой системы с правовой системой страны-колонизатора ).
В
Внутренние функции государства – это основные направления деятельности государства внутри общества и страны ( государства ). К ним относятся:
1) функция охраны законности и правопорядка, прав и свобод граждан государства;
2) функция легализованного осуществления принуждения в отношении различных социальных групп и индивидов;
3) экономическая функция ( выработка экономической политики, формирование и контроль за расходованием государственного бюджета, установление системы налогообложения, ценовой политики, управление государственными предприятиями и т. д. );
4) социальная функция ( создание системы социальной защиты населения, здравоохранения и образования, пенсионное обеспечение и т. д. );
5) экологическая функция ( деятельность, направленная на охрану, восстановление и улучшение природных условий проживания людей );
6) идеологическая функция ( пропаганда определенных идей и ценностей с помощью государственных средств массовой информации, воспитание в духе официальной идеологии подрастающего поколения и т. д. )
В свою очередь, внутренние функции государства можно подразделить на охранительные и регулятивные функции. К охранительным относятся охрана существующего государственного и общественного строя и защита прав граждан, законности и правопорядка. Регулятивными являются экономическая, социальная, экономическая функции государства.
Внешние функции государства – это основные направления деятельности государства, проявляющиеся преимущественно вне государства и общества, во взаимоотношениях с другими организациями или государствами. К ним относятся:
1) защита общества, государства от внешней угрозы ( создание вооруженных сил, ведение оборонительных войн, создание и деятельность контрразведки, пограничных войск и т. д. );
2) взаимодействие с другими государствами и международными организациями ( экономическое сотрудничество, участие в различных международных организациях, в военно-политических блоках и союзах и т. д. ).
Военный режим – это политический режим, при котором во главе государства стоит военная группировка ( хунта ), получившая свою власть в результате государственного переворота. Признаками военного режима являются:
- переход власти в результате военного переворота к хунте;
-отмена конституции и замена ее актами военных властей;
- роспуск политических партий, парламента, местных органов власти и замена их военными;
- ограничение действия политических прав и свобод человека;
- создание при хунте консультативных органов из технократов.
Г
Государство -политическая организация общества, обладающая властными полномочиями, аппаратом управления и принуждения, выражающая преимущественно интересы доминирующего социального слоя и выполняющая социально значимые для всего общества задачи.
Государство как социальный институт характеризуется рядом признаков, позволяющих отличить его от организации власти и управления в первобытном обществе, а также от иных политических организаций современного общества. К таким признакам относятся:
1) наличие публичной власти, поставленной над обществом и оформленной в особую структуру по управлению его делами – государственный аппарат, состоящий из различных органов и должностных лиц;
2) территориальная организация власти и населения, предполагающая распространение властных полномочий государства на всех людей, населяющих его территорию;
3) государственный суверенитет,то есть верховенство государственной власти внутри страны и ее независимость в отношениях с другими государствами;
4) организация сбора налогов с населения, которые идут на содержание государственного аппарата, армии, правоохранительных органов и осуществление функций государства;
5) монополия на правотворчество, подразумевающая исключительное право государства издавать законы и иные акты, общеобязательные для всего населения страны;
Д
Дальневосточное право – система правовых норм, основанных на философских идеях даосизма, конфуцианства и легизма. Имеет своей основой древнекитайское право.
Демократия -в современной политической науке политико-правовой режим, основанный на признании народа единственным источником власти. Признаками демократического режима являются:
- признание народа единственным источником власти;
- признание прав и свобод граждан, прежде всего, политических, в равной мере за всеми гражданами государства;
-обязательное участие в осуществлении государственной власти выборных представительных органов;
-легальное существование и функционирование политических партий и движений, оппозиционных правительству ( политический плюрализм );
-правовой характер деятельности государственных органов.
К демократическим странам относятся практически все государства Европы, США, Канада, Япония, Австралия и др.
И
Индусское право – система правовых норм, применяемая к лицам, принимающим совокупность религиозных, философских и социальных взглядов – индуизм ( Республика Индия, национальные меньшинства в Пакистане, Бирме, Сингапуре, Малайзии, Танзании, Уганде, Кении ). Индусское право не имеет относительной самостоятельности и является в своей сущности неотъемлемой частью индуизма.
Инкорпорация – объединение нормативно-правовых актов в единых сборниках. Инкорпорация предполагает и опирается на результаты учета нормативных актов. Она может носить как официальный ( предпринимается по поручению правотворческих органов, которые иногда утверждают или одобряют инкорпорированные сборники ), так и неофициальный характер ( сборники готовятся и издаются научными учреждениями, издательствами, частными лицами по своей инициативе ).
Источники ( формы ) права – это государственно-официальные способы выражения и закрепления его норм, придания общим правилам поведения общеобязательного, юридического значения. Источниками права являются: правовой обычай, нормативный договор, нормативно-правовой акт, судебный ( административный ) прецедент, правовая доктрина.
К
Кодификация – правотворческий вид систематизации нормативно-правовых актов, результатом которого является издание на основе упорядочения и переработки действующего нормативного материала нового правового акта ( Основ законодательства, кодекса и т. д. ).
Кодекс – нормативный акт, содержащий правовые нормы, направленные на регулирование качественно близких общественных отношений: гражданских, брачно-семейных, уголовных и других.
Консолидация – объединение нескольких ( близких по содержанию ) нормативно-правовых актов, сведение и группировка отдельных частей этих актов в новый единый нормативно-правовой акт.
Конфедерация – это союз суверенных государств, образованный для обеспечения их общих интересов. Она, как правило, не имеет единых высших органов, вооруженных сил, правовой системы, гражданства ( подданства ), территории и т. д. Вместе с тем государства – члены конфедерации могут договориться о создании общих структур для решения конкретных задач. Обычно конфедерации недолговечны и со временем либо трансформируются в более прочные государственные образования, либо распадаются. В настоящее время конфедераций не существует. До 1848 г. конфедерацией была Швейцария; в 1982 г. Сенегал и Гамбия объединились в конфедерацию Сенегамбия, распавшуюся через несколько лет.
М
Монархия – это форма правления, при которой верховная власть в государстве полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства – монарха и передается им по наследству. Само слово «монархия» греческого происхождения, оно переводится как «единовластие»
( от слов: monos - «один» и arche - «главенство, власть» ).
Признаками монархической формы правления являются:
- существование единоличного главы государства, пользующегося бессрочной, пожизненной властью;
- наследственный порядок преемственности верховной власти;
- юридическая безответственность и независимость монарха.
Монархии подразделяются на неограниченные, когда верховная власть всецело и нераздельно принадлежит монарху, и ограниченные, когда монарх вынужден разделять власть с другими государственными органами. Неограниченная монархияможет быть деспотической и абсолютной. Деспотическая монархия зародилась в странах Древнего Востока и отличается обожествлением верховного правителя и полным бесправием подданных. Абсолютная монархия появилась в эпоху разложения феодализма и зарождения буржуазных отношений и сохранилась в ряде государств до настоящего времени ( Саудовская Аравия, Оман, Катар ). В отличие от деспотической, при абсолютной монархии воля монарха связана с издаваемыми им законами. Особую форму неограниченной монархии образует теократическая, в которой монарху принадлежит высшая светская и духовная власть ( Ватикан ).
Основными видами ограниченной монархии являются:
1) конституционная монархия – форма монархии, при которой власть монарха значительно ограничена представительным органом;
2) дуалистическая монархия – переходная форма монархии, при которой власть монарха ограничена парламентом в законодательной области ( Российская империя в 1906 – 1917 годах, в настоящее время – Иордания, Кувейт );
3) парламентская монархия– форма монархии, при которой власть монарха в законодательной сфере ограничена парламентом, а в исполнительной – правительством ( «монарх царствует, но не управляет» ). Это, например, Великобритания, Испания, Япония.
Мусульманская правовая семья –совокупность национальных правовых систем государств, большинство жителей которых исповедуют ислам. В основе своей мусульманское право сложилось в эпоху становления феодального общества в Арабском халифате в VII – X вв. как система норм, выражающих в религиозной форме в основном волю религиозной знати, в той или иной мере поддерживаемой теократическим мусульманским государством и основано на мусульманской религии – исламе. Характеризуется следующими основными признаками: 1. Ведущий источник права – религиозные книги ( Коран, Сунна, Иджма ); 2. Важная роль принадлежит доктрине как источнику права; 3. Архаичность и казуистичность большинства правовых норм; 4. Отсутствует деление права на частное и публичное; 5. В некоторых странах – дуализм правовой системы ( сосуществование кодексов западного образца и правил шариата ).
Н
Нормативный договор – соглашение двух или более субъектов права об установлении взаимных прав и обязанностей, которому государство придает общеобязательный характер. В нормативных договорах выражается согласованная воля нескольких государств ( международные договоры ), нескольких организаций внутри государства ( внутригосударственные договоры ).
Любой нормативный договор имеет наименование ( договор, хартия, декларация, конвенция, соглашение и т. п. ). Как правило, в нем имеется преамбула, в которой раскрываются цели договора. Основная часть документа может подразделяться на разделы, главы, статьи, пункты и т. д. под договором должны обязательно стоять подписи лиц, уполномоченных заключать данный договор.
Договоры могут заключаться и другими субъектами права. Например, коллективные договоры в трудовом праве заключаются между администрацией предприятия и его работниками, либо специально уполномоченными их представителями, или профсоюзным органом. Распространены нормативные договоры и в других отраслях права ( гражданском, административном и т. д. ).
П
Политико-правовой режим – это совокупность политико-правовых средств и способов осуществления государственной власти, выражающих ее содержание и характер. Политико-правовые режимы делятся на демократические и антидемократические.
Правовая карта Европы.Европа – часть света, образующая вместе с Азией единый материк – Евразию. В настоящее время на территории Европы насчитывается более 40 национальных правовых систем, различных по своим основным юридическим параметрам и традициям. Современная правовая карта Европы претерпела очень серьезные изменения в ХХ в. Большое влияние на ее формирование оказали результаты двух мировых войн, а также распад мировой системы социализма.
В Европе сформировалась самобытная правовая цивилизация, распространившаяся по всему миру. На европейской правовой карте выделяется несколько правовых семей: английское общее право, романо-германское право, скандинавское право. Некоторые ученые-юристы указывают и на семью славянского права. Для Европы исторически характерно стремление к единому правовому пространству. В настоящее время на правовой карте Европы весьма важное место занимает европейское право. Здесь сильна тенденция к унификации и гармонизации национальных законодательств.
Правовая карта Америки.Часть света Америка состоит из 2 континентов – Северной и Южной Америки, соединенных Панамским перешейком. Правовую карту Америки составляют 36 национальных правовых систем. Правовые системы 15 государств ( США, Канада и государства в составе Содружества наций ) относятся к семье общего права, правовые системы 20 государств Латинской Америки – либо к романо-германской правовой семье, либо составляют семью латиноамериканского права, правовая система Кубы – к социалистической правовой семье.
Правовая карта Азии.Азия – самая большая часть света, где проживает более половины населения планеты Земля. Вплоть до середины ХХ века более 90% населения данного региона проживало в колониях и зависимых странах. Основными странами-метрополиями являлись Великобритания, Франция, Нидерланды, Япония, США. Право колониальных держав оказало значительное влияние на формирование современной правовой карты Азии, наряду с самобытными юридическими традициями Востока.
В современную правовую карту Азии входят 55 национальных правовых систем, которые можно отнести к различным правовым семьям: индусское право, дальневосточное право, мусульманское право, смешанные правовые системы.
Правовая карта Африки.Африка занимает 1/5 часть суши земного шара. На современной правовой карте Африки находятся более 50 национальных правовых систем, являющихся симбиозом традиционного африканского обычного права и права бывших государств-метрополий. На развитие права африканских государств большое влияние оказали английское общее право и романо-германское право.
Правовая карта Австралии и Океании.Австралия и Океания – регион, отличающийся пестротой в политико-правовом и экономическом отношениях. Австралия – государство, занимающее территорию одноименного материка, Океания – крупнейшее в мире скопление островов ( около 10 тысяч ) в центральной и юго-западной частях Тихого океана. На правовой карте Австралии и Океании преобладающее место занимает английское общее право.
Правовой обычай – это устойчивое, сложившееся в результате многократного применения правило поведения людей в обществе, которое санкционировано государством и соблюдение которого гарантируется государственным принуждением.
Правовая доктрина – это компетентное суждение ученых-юристов по какой-либо правовой проблеме.
Правовая система –это совокупность юридических норм, принципов, институтов, а также юридической практики и господствующей правовой идеологии отдельного государства в конкретный исторический период.
Правовая система каждого государства, как правило, является отражением основных закономерностей развития данного общества, его исторических и национально-культурных особенностей. В настоящее время в мире насчитывается около 200 национальных правовых систем ( например, национальные правовые системы России, Франции, США, Новой Зеландии, Японии и т. д. ).
Правовая семья – совокупность национальных правовых систем, обладающих доминирующими сходными чертами. В отечественном правоведении традиционно используются классификации, в основе которых лежат национально-исторические, технико-юридические и конкретно-исторические признаки правовых семей. Соответственно выделяют следующие основные правовые семьи: 1) романо-германскую ( континентальную ); 2) англосаксонскую ( семью общего права ); 3) семью социалистического права; 4) мусульманскую; 5) африканскую.
Публичное право – отрасли и институты права, которые определяют статус и порядок деятельности органов государства и отношения индивида с государством. Выделяется в странах романо-германской правовой семьи. Так, во Франции отраслями публичного права являются: 1) конституционное право, регулирующее вопросы, касающиеся формы и структуры государства, его верховных органов и парламента, исполнительной власти и участия граждан в правительстве: 2) административное право, включающее в себя нормы, регулирующие организацию государственных органов, не решающих чисто судебных и политические вопросы, и условия, в которых государственные органы осуществляют свои права и налагают обязанности на нижестоящих; 3) финансовое право, регулирующее государственные расходы и доходы ( налогообложение, займы, денежное законодательство ); 4) международное публичное право.
Р
Республика( от лат. res publicum - «общее дело ) – это форма правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок. Признаки республики:
- источником власти признается народ;
- все высшие органы государственной власти избираются населением или формируются парламентом ( принцип выборности );
- органы государственной власти избираются на определенный срок, по истечении которого слагают свои полномочия ( принцип сменяемости );
- высшая власть основана на принципе разделения властей, четком разграничении полномочий;
- должностные лица и государственные органы несут ответственность за свои действия ( принцип ответственности ).
Виды республик:
1) президентская республика – такая форма правления, при которой во главе государства стоит президент, избираемый всеобщим голосованием и сочетающий в одном лице полномочия главы государства и главы исполнительной власти ( США, Мексика, Аргентина, Бразилия );
2) парламентская республика – такая форма правления, при которой во главе государства стоит выборное должностное лицо ( президент, канцлер
и т. п. ), а правительство, то есть исполнительная власть, формируется парламентом и отчитывается за свою деятельность перед ним, а не перед главой государства ( Италия, ФРГ, Греция );
3) смешанная ( полупрезидентская ) республика – такая форма правления, в рамках которой сочетаются и сосуществуют признаки парламентской и президентской республик ( Франция, Польша, Россия ).
Рецепция – в теории права означает заимствование или воспроизведение. В истории права термин «рецепция» употреблялся для обозначения заимствования, восприятия какой-либо внутригосударственной правовой системой принципов, институтов, основных черт другой внутригосударственной правовой системы. Именно в этом смысле говорили о рецепции римского права правом ряда европейских государств.
Романо-германская ( континентальная ) правовая семья – совокупность национальных правовых систем государств континентальной Европы, возникших на основе римских, канонических и местных правовых традиций. Характеризуется следующими основными признаками: 1. Строгая иерархия источников ( форм ) права, среди которых безусловно главным является закон; 2. Деление права на частное и публичное; 3. Имеется деление права на отрасли; 4. Систематизация законодательства происходит в основном в виде его кодификации.
С
Сецессия – это односторонний выход субъекта федерации из ее состава. В абсолютном большинстве современных федераций это право конституционно не закреплено ( исключение составляет Эфиопия ). Однако в Конституции СССР 1977 г. такое право у союзных республик было, что и явилось формальным основанием для их выхода из СССР в 1990 – 1991 годах.
Систематизация нормативно-правовых актов – это деятельность государственных органов, общественных организаций, должностных лиц по упорядочению и совершенствованию нормативных актов, приведению их в определенную внутренне согласованную систему. Основными формами систематизации нормативно-правовых актов являются: учет, инкорпорация, консолидация и кодификация.
Скандинавское право – совокупность национальных правовых систем Норвегии, Швеции, Дании и Финляндии. По мнению ряда ученых ( Б. Говарда, Дж. Сандберга и др. ) скандинавское право является самобытной правовой семьей. Хотя римское право и сыграло определенную роль в развитии правовых систем в Скандинавских странах, в них нет и не было кодексов, аналогичных Гражданскому кодексу Франции или Германскому гражданскому уложению ( ГГУ ). Отличиями правовых систем Скандинавских стран от англосаксонской правовой семьи проявляется в почти полном отсутствии прецедента и особой роли процессуального права.
Социалистическая правовая семья –совокупность национальных правовых систем, созданных первоначально в России в результате революций 1917 г., а после Второй мировой войны – в ряде государств Восточной Европы, Азии и Латинской Америки, провозгласивших социалистический путь развития. По внешним признакам имеет определенное сходство с романо-германской правовой семьей. Характеризуется следующими основными признаками: 1. Господство публичного права над частным; 2. Подчиненное положение закона по отношению к партийно-административным решениям; 3. Отрицание возможности суда выступать в роли создателя правовых норм; 4. Имеется деление права на отрасли; 5. Систематизация законодательства происходит в основном в виде его кодификации.
Сравнительное правоведение ( сравнительное право, правовая компаративистика )- отрасль ( раздел ) правоведения, изучающая правовые системы различных государств путем сопоставления одноименных государственных и правовых институтов, их основных принципов и категорий. Сравнительное правоведение тесно связано с другими юридическими науками, такими как: теория государства и права, история государства и права, социология права, науки гражданского, уголовного и других отраслей права. Познавательная цель сравнительного правоведения заключается в выявлении общих закономерностей развития правовых явлений и институтов, поскольку только сравнение различных правовых систем позволяет разграничить общее и особенное, случайное и закономерное в праве. Помимо чисто познавательных, сравнительное правоведение преследует следующие практические цели: 1) способствовать сближению и унификации законодательства различных государств в тех областях, где это очевидно необходимо ( прежде всего – гражданское, торговое, гуманитарное право ); 2) вырабатывать предложения по совершенствованию национальной системы права на основе изучения правового опыта зарубежных государств. Изучение сравнительного правоведения является важным компонентом при формировании правового мышления будущих юристов, позволяет сделать его более «объемным» и гибким. За рубежом наибольший вклад в развитие сравнительного правоведения внесли Эрнст Рабель ( Германия ), Марк Ансель ( Франция ), Рене Давид ( Франция ), Конрад Цвайгерт ( Германия ), Хайн Котц ( Германия ), Родольфо Сокко ( Италия ), в России – П. Г. Виноградов, Н. П. Загоскин, Н. М. Коркунов, С. А. Муромцев, Г. Ф. Шершеневич, М. Н. Марченко, Ю. А. Тихомиров, И. Д. Козочкин, М. Р. Сюкияйнен, Б. А. Страшун, В. Н. Додонов, А. Х. Саидов.
Судебный ( административный ) прецедент – это решение органа государственной власти, как правило, суда, по конкретному делу, которое принимается за эталон ( образец ) при разрешении других аналогичных дел.
Т
Теории происхождения государства –представления о причинах и путях образования государства, его природе и сущности.
Одной из первых появилась патриархальная теория, предложенная Аристотелем. Считая, что прообразом государства является семья, Аристотель смотрел на государственную власть как на продолжение отцовской ( патриархальной ) власти, которая, первоначально охватывая только семью, постепенно распространяется на все население полиса.
В средние века, в условиях монопольного господства христианско-религиозного мировоззрения, преобладающие позиции заняла теологическая ( религиозная ) теория. Ее основателями считаются христианские философы-богословы Аврелий Августин и Фома Аквинский. Согласно их учению, государство возникает и развивается как осуществление божественного замысла. В более позднее время ( XVII в. ) представления об изначальной данности Богом государственных установлений разделял английский мыслитель Р. Филмер.
Философская и политическая мысль Нового времени обосновала естественно-правовую, или договорную, теорию, согласно которой главной причиной возникновения государства является свободная воля людей, заключивших между собой общественный договор. Эту идею впервые выдвинул голландский мыслитель Г. Гроций. Позднее она получила развитие в сочинениях Т. Гоббса, Д. Локка, Ж.-Ж. Руссо и других мыслителей.
Английский философ и социолог Г. Спенсер, считающийся видным представителем органической теории, сравнивал государство с живым организмом. По его мнению, государство представляет собой общественный организм, состоящий из людей, подобно тому, как живой организм состоит из клеток.
Сторонники психологической теории, одним из основателей которой был русско-польский социолог и юрист Л. И. Петражицкий, видели причину образования государства в естественной потребности людей жить в организованном обществе, а также в психологической необходимости слабых подчиняться воле более сильных людей.
Австрийский социолог Л. Гумплович и немецкие ученые Е. Дюринг и
К. Каутский разработали теорию насилия. Они полагали, что государство возникает в результате внешнего ( завоевание одного народа другим ) или внутреннего ( политическое и экономическое подчинение одних членов общества другими ) насилия.
В отечественной науке о государстве почти семьдесят лет господствовала марксистская теория происхождения государства. К. Маркс и Ф. Энгельс связывали появление государства с экономическими изменениями в обществе: общественным разделением труда, появлением частной собственности и классов, а сущность государства сводили к обеспечению интересов экономически господствующего класса. В данной теории, как и в любой научной теории, есть как сильные, так и слабые места. К сильным следует отнести убедительное доказательство роли и значения экономического фактора в становлении государства. Общественно-историческая практика показала, что естественный ход развития общества, его хозяйства неизбежно приводит к возникновению противоположных экономических интересов и, соответственно, антагонистических общественных классов, создавая, таким образом, потребность в особой политической организации – в государстве. Слабым же местом марксистской теории является недооценка биологических, психологических, нравственных, этнических и иных факторов в образовании государства.
В новейшей научной литературе, особенно во франкоязычной, значительной популярностью пользуется олигархическая теория. Согласно ей, в любом человеческом сообществе существует возникшая из естественных различий физических и духовных способностей его членов определенная иерархия ( ранжировка ) людей. В результате выделяется элита ( «олигархи» ), занимающая главенствующее положение в обществе, появляется политическая власть и рождается государство.
Такое разнообразие мнений по поводу причин возникновения и сущности государства связано с тем, что авторы данных теорий жили в разное время и в различных социально-политических условиях. К тому же сама проблема сложна и многоаспектна. Сегодня очевидно, что любая из теорий в значительной степени представляет собой субъективный взгляд ее авторов и сторонников на объективные процессы возникновения и развития государства, а само изучение феномена государственности должно учитывать всю совокупность политических, экономических, социальных, этнических, личностных факторов.
Тоталитарный режим( от лат. totalis - «полный», «всеобщий» ) - это политический режим, претендующий на полный контроль над личностью со стороны государства. При тоталитаризме государство контролирует все сферы жизни общества, вплоть до того, как жить в семье, как одеваться, что танцевать и петь.
Западные политологи З. Бжезинский и К. Фридрих выделяют следующие признаки тоталитарного режима:
- наличие единственной массовой партии, фактически сросшейся с государственным аппаратом, во главе с харизматическим лидером-диктатором. Обожествление лидера, его пожизненная несменяемость;
- наличие официальной господствующей в обществе тоталитарной идеологии ( коммунизм, национал-социализм, фашизм ). Для данной идеологии характерна вера в скорое наступление «светлого будущего». Общественное развитие представляется как телеологический, то есть направленный к определенной цели, процесс. Идеология не подлежит критике и отступление от нее строго карается государством;
-монополия власти на информацию, ее полный контроль над средствами массовой информации;
-монополия государства на средства вооруженной борьбы;
- наличие мощного аппарата контроля и принуждения, массовый террор по отношению к так называемым «врагам народа»;
-внешнеэкономическое принуждение к труду;
- фиктивность законодательства;
- подчинение экономики ( как правило, милитаризованной ), государству, командно-административная система управления.
Типичными тоталитарными государствами в XX веке были фашистские Германия и Италия, СССР. В настоящее время к тоталитарным государствам большинство специалистов относят только Северную Корею ( КНДР ).
У
Унитарное государство – это единое государство, состоящее из административно-территориальных единиц, не имеющих политической самостоятельности. В нем действует единая система высших государственных органов и единые законодательная, судебная, налоговая и денежная системы. Унитарными государствами являются, например, Франция, Швеция, Турция, Египет, Индонезия, Сальвадор и др.
Учет – деятельность по сбору, хранению и поддержанию нормативно-правовых актов в контрольном состоянии, а также по созданию поисковой системы, обеспечивающей нахождение необходимой правовой информации в массиве актов, взятых на учет.
Ф
Федерация – это союзное государство, состоящее из нескольких государственных образований – субъектов, обладающих относительной самостоятельностью. В федеративном государстве сосуществуют федеральный государственный аппарат и государственный аппарат субъектов, федеральная правовая система и правовая система субъектов, федеральное гражданство ( подданство ) и гражданство ( подданство ) субъектов, двухканальная система налогов и т. д. За субъектами может быть сохранено право на выход из состава федерации ( право сецессии ).
Среди федеративных государств выделяют национально-государственные и административно-территориальные. Первый вид федерации обычно имеет место в многонациональном государстве, и его создание предопределяют национальные факторы. Субъекты в такой федерации образуются по национально-территориальному признаку ( например, часть субъектов Российской Федерации ). В основе же административно-территориальной федерации, как правило, лежат экономические, географические, транспортные и иные территориальные факторы ( ФРГ, США и др. ).
Различают также договорные и учредительные федерации. Договорныефедерациисоздаются как результат свободного объединения ряда государств и государственных образований, закрепленного в договоре ( США, СССР ). Учредительные федерациивозникают в результате трансформации унитарных государств или договорных федераций, сами создают в своем составе собственные субъекты, наделяя их частью суверенитета ( Российская Федерация ).
Форма государства- совокупность основных способов организации, устройства и осуществления государственной власти, выражающих его сущность. Она включает в себя три взаимосвязанных элемента: 1) форму правления; 2) форму государственного устройства; 3) форму политического ( политико-правового ) режима.
Форма правления – это организация высших органов власти в том или ином государстве и порядок их образования. Известны две основные формы правления: монархия и республика.
Форма государственного устройства – это способ национального и административно-территориального устройства государства, отражающий характер взаимоотношений между его составными частями, а также между центральными и местными органами власти.
По форме государственного устройства государства подразделяются на унитарные и федеративные.
Функции государства – основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним задач. Их принято разделять на внутренние и внешние.
Ч
Частное право – отрасли и институты, регулирующие отношения индивидов между собой. Разделение на публичное и частное право является по преимуществу доктринальным и присуще национальным правовым системам романо-германской правовой семьи. Включает в себя: 1) собственно гражданское право; 2) торговое право, в том числе морское право; 3) гражданское процессуальное право; 4) уголовное право ( хотя по своей природе уголовное право принадлежит к публичному праву, его по традиции относят к частному праву, так как многие его положения выработаны для защиты отношений, регулируемых частным правом ).