Новые тенденции в социальных процессах

Следует отметить, что социальные законы определяют движение массовых явлений. Обнаружить эти законы можно, лишь изучая действия больших общественных групп, классов, положение ко­торых в обществе обусловливает их интересы и побудительные мотивы к действиям. Познание этих законов служит теоретиче­ской основой предвидения, позволяет предсказывать общее на­правление, возможную последовательность и предполагаемые ре­зультаты исторического процесса, основные тенденции развития явлений в различных областях общественной жизни. Проследить эти тенденции в реальных процессах нелегко, так как они не развиваются в строгих рамках «линейной динамики».

Чем более длительным будет заданный период прогнозирова­ния, тем четче может быть выявлена основная линия развития, но тем больше может появиться новых, непредвиденных и слу­чайных факторов, оказывающих воздействие на процесс развития. Отсюда элемент неопределенности и роли случайных изменений и предсказаниях более далекого будущего с увеличением длитель­ности заданного периода прогнозирования возрастает.

Исторический опыт показывает, что скорость изменений со­циальных обычаев по мере приближения к настоящему возрастает. Гели в начале XVIII в. жизнь была во многом похожей на жизнь Древнего Рима, то уже через пятьдесят лет -- в конце XVIII в. число технологических новшеств, резко изменивших практическую жизнь общества, столь стремительно возросло, что подоб­ная аналогия уже стала невозможной.

Представления о том, что жизнь являет собой некий кругово­рот, продолжают еще бытовать в сознании, хотя время уже вне­сло свои коррективы, подчеркнув ошибочность этих представле­ний. Если раньше они и имели какое-то основание, так как за­метные изменения в обществе происходили за срок больший, чем срок человеческой жизни, и это позволяло извлечь из про­шлого уроки и адаптироваться к условиям жизни, то теперь все и вменилось; новые условия существования возникают в течение напой человеческой жизни не один раз, и, естественно, актуальным становится вопрос: как подготовиться к этим новым условиям, которые могут возникнуть, но которых пока нет? Невозможно предвидеть те ростки, те новшества, которые могут появиться, которые способны оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на ближайшее будущее; очень трудно правильно оценить то новое, что уже оказывает свое положи­тельное воздействие, сосуществуя с тем стабильным, традици­онным, что является основой общественной деятельности, и так кс трудно понять, что в ближайшем будущем останется неиз­менным, а что изменится.

Конечно, случайности, влияющие на социальные процессы развития, бывают различными по своему характеру. Одни случай­ности возникают внутри данной системы, в процессе сложней­шего взаимодействия различных факторов и элементов этой системы. Другие случайности проявляются в том, что в течение про­цессов внутри какой-нибудь социальной системы вторгается действие внешних факторов. XXI век принес с собой вторжение виртуального мира в нашу реальность и породил необходимость раз­работать в связи с этим новые понятия и концепции, новые гума­нитарные и познавательные императивы.

Одна из серьезных проблем — соотношение объективных фак­торов развития систем и субъективной, сознательной, целена­правленной деятельности людей, классов, партий, государств, правительств.

Намечая цели своей деятельности, человек создает идеальные образы таких состояний системы — объекта своего воздействия, -какие он хотел бы видеть.

Важнейшее качество, которым должны обладать государствен­ные и политические деятели, осуществляющие социальные пре­образования, — реализм. Это не только способность правильно оценить возможность существующей социальной обстановки, но и умение на основе объективных тенденций разглядеть, распо­знать основное направление социально-политического развития, его возможные результаты, а также принять решение о том или ином курсе своей политики или осуществлении конкретных про­грамм и мероприятий с учетом данной исторической перспек­тивы.

Возможность перехода системы политических отношений из одного качественного состояния в другое — это одно; реальный переход — другое. То, что появляется как возможность, еще не существует в данной качественной определенности системы, но может возникнуть и существовать при определенных условиях. Степени вероятности реализации той или иной возможности раз­личны.

Примером с трагическими последствиями могут служить про­цессы, связанные с разрушением СССР. Перестройка, намечав­шаяся в начале как метод совершенствования государственной системы, превратилась в метод разрушения всех экономических, социально-политических основ государства. Некритичное следо­вание ложным неолиберальным концепциям, абсолютизирующим роль рынка и исключающим роль государства из экономической жизни, привело к денационализации государственной собствен­ности путем ее незаконной распродажи и разворовывания и к люмпенизации значительной части населения, произошла деиндивидуализация личности.

Организаторы реформ игнорировали демократические и науч­ные методы решения проблем, грешили волюнтаризмом и субъек­тивизмом. Серьезной методологической ошибкой государственного управления является осуществление соответствующей научной про­гностической концепции развития общества без учета его истори­ческих традиций, позитивных социально-экономических преоб­разований предшествовавших лет и перспектив развития в связи с динамическими процессами глобализации. В результате резко обо­значилась негативная тенденция в общественном развитии — ус­тановление квазирыночных отношений, что, в свою очередь, при­вело к разрушению важнейших и перспективных отраслей экономики и практической реализации навязываемого извне курса на экспортно-сырьевое развитие России. Значительно выросла роль • теневой» и «серой» экономики, широко распространились ма­фиозные структуры. Произошли резкое социальное расслоение на­селения, снижение уровня и качества жизни, обнищание его ос­новных слоев. Сократилась продолжительность жизни людей. Бес­прецедентно вырос государственный аппарат, усилилось взаимо­действие, а в ряде случаев слияние государственных структур и криминалитета. Происходит нравственная и физическая деграда­ция населения, резкий рост различных форм девиантного поведе­ния: преступности, алкоголизма, наркомании, проституции, са­моубийств и др. Наблюдаются фактическая сепаратизация регио­нов страны, систематические нарушения региональными органа­ми власти федеральных законов. Деградируют такие жизненно важ­ные сферы, как культура, образование, наука и здравоохранение. Отсутствует реальная система социальной защиты человека. Об­щество фактически оказалось беззащитным перед произволом как бюрократических, так и криминальных структур. Разрушаются тра­диционные для России моральные и социальные ценности.

В итоге практической деятельности различных социальных сил, направленной порой на реализацию прямо противоположных це­пей, в России сложилась такая политическая и социально-эконо­мическая система, к которой не стремился ее народ. И лишь те­перь, в конце 2006 г., происходит осознание необходимости при­нятия на государственном уровне мер, направленных на коррек­цию разрушительных тенденций. Выделенные 20 млрд рублей на национальные социальные проекты по здравоохранению, образованию, сохранению семей, поддержке рождающихся детей, жилищным проблемам в какой-то мере будут способствовать улуч­шению ситуации. Но все эти сложные социально-политические и нравственные проблемы ждут безотлагательного решения на уровне государственной политики.

Наши рекомендации