Новые тенденции в социальных процессах
Следует отметить, что социальные законы определяют движение массовых явлений. Обнаружить эти законы можно, лишь изучая действия больших общественных групп, классов, положение которых в обществе обусловливает их интересы и побудительные мотивы к действиям. Познание этих законов служит теоретической основой предвидения, позволяет предсказывать общее направление, возможную последовательность и предполагаемые результаты исторического процесса, основные тенденции развития явлений в различных областях общественной жизни. Проследить эти тенденции в реальных процессах нелегко, так как они не развиваются в строгих рамках «линейной динамики».
Чем более длительным будет заданный период прогнозирования, тем четче может быть выявлена основная линия развития, но тем больше может появиться новых, непредвиденных и случайных факторов, оказывающих воздействие на процесс развития. Отсюда элемент неопределенности и роли случайных изменений и предсказаниях более далекого будущего с увеличением длительности заданного периода прогнозирования возрастает.
Исторический опыт показывает, что скорость изменений социальных обычаев по мере приближения к настоящему возрастает. Гели в начале XVIII в. жизнь была во многом похожей на жизнь Древнего Рима, то уже через пятьдесят лет -- в конце XVIII в. число технологических новшеств, резко изменивших практическую жизнь общества, столь стремительно возросло, что подобная аналогия уже стала невозможной.
Представления о том, что жизнь являет собой некий круговорот, продолжают еще бытовать в сознании, хотя время уже внесло свои коррективы, подчеркнув ошибочность этих представлений. Если раньше они и имели какое-то основание, так как заметные изменения в обществе происходили за срок больший, чем срок человеческой жизни, и это позволяло извлечь из прошлого уроки и адаптироваться к условиям жизни, то теперь все и вменилось; новые условия существования возникают в течение напой человеческой жизни не один раз, и, естественно, актуальным становится вопрос: как подготовиться к этим новым условиям, которые могут возникнуть, но которых пока нет? Невозможно предвидеть те ростки, те новшества, которые могут появиться, которые способны оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на ближайшее будущее; очень трудно правильно оценить то новое, что уже оказывает свое положительное воздействие, сосуществуя с тем стабильным, традиционным, что является основой общественной деятельности, и так кс трудно понять, что в ближайшем будущем останется неизменным, а что изменится.
Конечно, случайности, влияющие на социальные процессы развития, бывают различными по своему характеру. Одни случайности возникают внутри данной системы, в процессе сложнейшего взаимодействия различных факторов и элементов этой системы. Другие случайности проявляются в том, что в течение процессов внутри какой-нибудь социальной системы вторгается действие внешних факторов. XXI век принес с собой вторжение виртуального мира в нашу реальность и породил необходимость разработать в связи с этим новые понятия и концепции, новые гуманитарные и познавательные императивы.
Одна из серьезных проблем — соотношение объективных факторов развития систем и субъективной, сознательной, целенаправленной деятельности людей, классов, партий, государств, правительств.
Намечая цели своей деятельности, человек создает идеальные образы таких состояний системы — объекта своего воздействия, -какие он хотел бы видеть.
Важнейшее качество, которым должны обладать государственные и политические деятели, осуществляющие социальные преобразования, — реализм. Это не только способность правильно оценить возможность существующей социальной обстановки, но и умение на основе объективных тенденций разглядеть, распознать основное направление социально-политического развития, его возможные результаты, а также принять решение о том или ином курсе своей политики или осуществлении конкретных программ и мероприятий с учетом данной исторической перспективы.
Возможность перехода системы политических отношений из одного качественного состояния в другое — это одно; реальный переход — другое. То, что появляется как возможность, еще не существует в данной качественной определенности системы, но может возникнуть и существовать при определенных условиях. Степени вероятности реализации той или иной возможности различны.
Примером с трагическими последствиями могут служить процессы, связанные с разрушением СССР. Перестройка, намечавшаяся в начале как метод совершенствования государственной системы, превратилась в метод разрушения всех экономических, социально-политических основ государства. Некритичное следование ложным неолиберальным концепциям, абсолютизирующим роль рынка и исключающим роль государства из экономической жизни, привело к денационализации государственной собственности путем ее незаконной распродажи и разворовывания и к люмпенизации значительной части населения, произошла деиндивидуализация личности.
Организаторы реформ игнорировали демократические и научные методы решения проблем, грешили волюнтаризмом и субъективизмом. Серьезной методологической ошибкой государственного управления является осуществление соответствующей научной прогностической концепции развития общества без учета его исторических традиций, позитивных социально-экономических преобразований предшествовавших лет и перспектив развития в связи с динамическими процессами глобализации. В результате резко обозначилась негативная тенденция в общественном развитии — установление квазирыночных отношений, что, в свою очередь, привело к разрушению важнейших и перспективных отраслей экономики и практической реализации навязываемого извне курса на экспортно-сырьевое развитие России. Значительно выросла роль • теневой» и «серой» экономики, широко распространились мафиозные структуры. Произошли резкое социальное расслоение населения, снижение уровня и качества жизни, обнищание его основных слоев. Сократилась продолжительность жизни людей. Беспрецедентно вырос государственный аппарат, усилилось взаимодействие, а в ряде случаев слияние государственных структур и криминалитета. Происходит нравственная и физическая деградация населения, резкий рост различных форм девиантного поведения: преступности, алкоголизма, наркомании, проституции, самоубийств и др. Наблюдаются фактическая сепаратизация регионов страны, систематические нарушения региональными органами власти федеральных законов. Деградируют такие жизненно важные сферы, как культура, образование, наука и здравоохранение. Отсутствует реальная система социальной защиты человека. Общество фактически оказалось беззащитным перед произволом как бюрократических, так и криминальных структур. Разрушаются традиционные для России моральные и социальные ценности.
В итоге практической деятельности различных социальных сил, направленной порой на реализацию прямо противоположных цепей, в России сложилась такая политическая и социально-экономическая система, к которой не стремился ее народ. И лишь теперь, в конце 2006 г., происходит осознание необходимости принятия на государственном уровне мер, направленных на коррекцию разрушительных тенденций. Выделенные 20 млрд рублей на национальные социальные проекты по здравоохранению, образованию, сохранению семей, поддержке рождающихся детей, жилищным проблемам в какой-то мере будут способствовать улучшению ситуации. Но все эти сложные социально-политические и нравственные проблемы ждут безотлагательного решения на уровне государственной политики.