Концептуальные подходы в прогнозировании
Для российского общества, переживающего острый социально-экономический и духовно-нравственный кризис, обеспечение дефективности управления социальными процессами и в этой связи выработка прогнозного видения развития перспектив стали актуальными задачами в области как теоретических исследований, так и научного обоснования социальной практики, а также важнейшими условиями выживания, восстановления и развития.
Ученые и практики, осознав возможность влияния человека на развитие общества, мира в целом, стремятся уточнить соотношение объективных процессов и субъективной роли человеческого воздействия на них. От этого зависит и концептуальное видение будущего, его прогнозирование: или это лишь обозначение развивающихся тенденций и предполагаемый на их основе прогноз, или это прогноз с учетом возможностей и необходимости влияния человека на обозначившиеся тенденции развития.
Отличительной чертой современного мира, несмотря на предпринимаемые меры и усилия, является его разбалансированность, нарастание экономических, политических, социальных катаклизмов. Существующая парадигма развития цивилизации является ущербной, гибельной для будущего и нуждается в замене. Обществу нужно решить, какую наиболее гуманную модель развития выбрать, увидеть некую общую картину технологических трансформаций, движущих сил, культурных последствий. В том числе по-прежнему больше вопросов, чем ответов на самую актуальную проблему: что представляет собой информационное общество, которому якобы нет альтернатив и которое, казалось, призвано разрешить самые острые социальные вопросы.
В связи с этим представляют интерес основные концепции и гипотезы прогностического характера, значимые для всех регионов и областей человеческой деятельности, сформулированные ведущими учеными Римского клуба и Международного института прикладных социальных исследований (МИПСИ).
^ Не существует ни одной известной физической или технической причины, по которой основные потребности населения не могли бы быть удовлетворены в обозримом будущем.
^ Численность населения и объем материальных благ не могут возрастать постоянно, потому что есть пределы.
^ Отсутствует надежная и полная информация о том, в какой степени природные условия могут отвечать потребностям демографического роста и экономического развития. (Должной информации нет, в результате - оптимистичные и пессимистичные взгляды на будущее.)
^ Существующая политика не сулит в ближайшие десятилетия ни желаемого будущего, ни тем более социальной справедливости, создания для людей достойного образа жизни. Она приведет к увеличению пропасти между богатыми и бедными, к проблемам истощения природных богатств и ухудшения экономических условий.
^ Продолжение современных тенденций едва ли возможно в будущем. В ближайшее будущее социально-экономические системы будут находиться на стадии перехода к некоему состоянию, которое не только количественно, но и качественно будет отличаться от существующего.
^ По сравнению с техническими усовершенствованиями перестройка социально-экономических, политических систем более эффективна в достижении желаемого будущего.
^ Пространственно-временные связи между народами и странами гораздо сильнее, чем это считается; действия в какой-либо части планеты имеют далеко идущие последствия. Решения должны приниматься в максимально широком контексте с учетом пространственно-временных факторов с опорой на данные из разных областей знаний.
Исследование этих глобальных проблем является предметом междисциплинарных и международных научных изысканий. Без их прогнозного видения и осмысления бесперспективна самая энергичная практическая деятельность в любой стране, в самых различных аспектах социальной сферы, на всех уровнях управления.
Прогностика — наука о системе нашего мышления о будущем, о способах и методах его исследования. В ее задачи входит: изучение прогнозирования как особого научного исследования; обоснование принципов оптимального подбора методов прогнозирования; изучение способов и разработка критериев оценки достоверности прогнозов; выявление роли моделирования в системе прогностических исследований; выработка системы принципов прогнозирования; анализ профессиональных, организационных, методологических, нравственно-этических аспектов прогнозирования. Разработка теории и методологии прогностических исследований составляет одну из главных задач прогностики как науки, ставящей своей задачей предусмотреть возможные варианты развития, изменения тех социальных процессов, событий и явлений, которые обозначены в качестве предмета и объекта анализа.
Методология — это общая система принципов и регулятивов человеческой деятельности, процессов познания и философского обоснования способов и приемов организации всего многообразия видов человеческой деятельности и учение об этой системе.Основой ее является диалектика, выполняющая эвристическую, аксиологическую, мировоззренческую и ориентирующую функции. Методологический аспект объективно присущ, в принципе, любой деятельности, руководству, управлению, социальной работе в силу органичной и многоплановой взаимосвязи между различными сферами общественной жизни, непрерывного усиления взаимодействия между ними и динамичного развития и изменения всех социальных процессов.