О различных системах законодательств

Если попытаться определить, в чем именно состоит то наибольшее благовсех, которое должно быть целью всякой системы законов, то окажется, что оносводится к двум главным вещам: свободе и равенству. К свободе - посколькувсякая зависимость от частного лица настолько же уменьшает силу Государства;к равенству, потому что свобода не может существовать без него. Я уже сказал, что такое свобода гражданская. Что касается до равенства,то под этим словом не следует понимать, что все должны обладать властью ибогатством в совершенно одинаковой мере; но, что касается до власти, - онадолжна быть такой, чтобы она не могла превратиться ни в какое насилие ивсегда должна осуществляться по праву положения в обществе и в силу законов;а, что до богатства, - ни один гражданин не должен обладать стользначительным достатком, чтобы иметь возможность купить другого, и ни один -быть настолько бедным, чтобы быть вынужденным себя продавать:* этопредполагает в том, что касается до знатных и богатых, ограничение размерових имущества и влияния, что же касается до людей малых - умерениескаредности и алчности. _____________ * Вы хотите сообщить Государству прочность? Тогда сблизьте крайниеступени, насколько то возможно; не терпите ни богачей, ни нищих. Эти двасостояния, по самой природе своей неотделимые одно от другого, равногибельны для общего блага; из одного выходят пособники тирании, а из другого- тираны. Между ними и идет торг свободой народною, одни ее покупают, другие- продают. Говорят, что такое равенство - химера, плод мудрствования, не могущиеосуществиться на практике. Но если зло неизбежно, то разве из этого следует,что его не надо, по меньшей мере, ограничивать. Именно потому, что силавещей всегда стремится уничтожить равенство, сила законов всегда и должнастремиться сохранять его. Но эти общие цели всякого хорошего первоустроения должны видоизменятьсяв каждой стране в зависимости от тех отношений, которые порождаются какместными условиями, так и отличительными особенностями жителей; и на основеэтих именно отношений и следует определять каждому народу особую системупервоначальных установлении, которая должна быть лучшей, пусть, быть может,не сама по себе, но для того Государства, для которого она предназначена.Если, к примеру, почва неблагодарна и бесплодна или земли слишком мало дляжителей данной страны? Обратитесь тогда к промышленности и ремеслам,произведения которых вы будете обменивать на съестные припасы, которых вамнедостает. Если же, напротив, вы занимаете богатые равнины и плодородныесклоны? если выживете на хорошей земле, и у вас недостает населения? Тогдапосвятите все ваши заботы земледелию, что умножает число людей, и изгонитеремесла, которые окончательно лишили бы край населения, сосредоточив внескольких пунктах территории то небольшое число жителей, которое там есть*.Если вы занимаете протяженные и удобные берега? Тогда пустите в морекорабли, развивайте торговлю и мореходство; это будет краткое, но блестящеесуществование. Если море омывает у ваших берегов лишь почти неприступныескалы? Тогда оставайтесь варварами и питайтесь рыбой; так вы будете житьспокойнее, лучше, быть может, и, уж наверное, счастливее. Словом, кромеправил, общих для всех, каждый народ в себе самом заключает некое начало,которое располагает их особым образом и делает его законы пригодными длянего одного. Так, некогда, для древних евреев, а недавно для арабов, главнымбыла религия, для афинян - литература, для Карфагена и Тира торговля, Родоса- мореходство, Спарты - война, а для Рима - добродетель (98). Автор "ДухаЗаконов" показал на множестве примеров, каким путем Законодатель направляетпервоустроение страны к каждой из этих целей. Устройство Государствастановится воистину прочными долговечным, когда сложившиеся в нем обычаисоблюдаются настолько, что естественные отношения и зако ны всегда совпадают в одних и тех же пунктах, и последние, так сказать,лишь укрепляют, сопровождают, выправляют первые. Но если Законодатель,ошибаясь в определении своей цели, следует принципу, отличному от того, чтовытекает из природы вещей; если один из принципов ведет к порабощению, адругой - к свободе; один - к накоплению богатств, другой - к увеличениюнаселения; один - к миру, другой - к завоеваниям, - тогда законы незаметнопотеряют свою силу, внутреннее устройство испортится, и волнения вГосударстве не утихнут до тех пор, пока оно не подвергнется разрушению илиизменениям и пока неодолимая природа не вступит вновь в свои права. _________ * "Любая из отраслей внешней торговли, - говорит м[аркиз] д'А[ржансон],- несет с собою лишь мнимую выгоду для королевства в целом; она можетобогатить только нескольких частных лиц, даже несколько городов, но всянация от этого ничего не выигрывает, и положение народа от этого неулучшается (99). Глава XII

РАЗДЕЛЕНИЕ ЗАКОНОВ

Чтобы упорядочить целое, или придать наилучшую форму государству,следует принять во внимание различные отношения. Во-первых, действие всегоОрганизма на самого себя, т. е. отношение целого к целому, или суверена кГосударству. А это отношение слагается из отношения промежуточных членов,как мы увидим ниже. Законы, управляющие этими отношениями, носят названиеполитических законов (100) и именуются также основными законами - не безизвестных причин, если это законы мудрые. Ибо если в каждом Государствесуществует лишь один правильный способ дать ему хорошее устройство, тонарод, нашедший этот способ, должен его держаться. Но если установленныйстрой плох, то зачем принимать за основные те законы, которые не дают емубыть хорошим? Впрочем, при любом положении дел народ всегда властен изменитьсвои законы, даже наилучшие; ибо если ему угодно причинить зло самому себе,то кто же вправе помешать ему в этом? Второе отношение - это отношение членов между собою или же ко всемуОрганизму. Оно должно быть в первом случае сколь возможно малым, а во втором- сколь возможно большим, дабы каждый гражданин был совершенно независим отвсех других и полностью зависим от Гражданской общины, что достигаетсявсегда с помощью одних и тех же средств; ибо лишь сила Государства даетсвободу его членам. Из этого-то второго отношения и возникают гражданскиезаконы. Можно рассмотреть и третий вид отношений между человеком и Законом,именно: между ослушанием и наказанием. А это отношение ведет к установлениюуголовных законов, которые в сущности не столько представляют собой особыйвид законов, сколько придают силу другим законам. К этим трем родам законов добавляется четвертый, наиболее важный извсех; эти законы запечатлены не в мраморе, не в бронзе, но в сердцахграждан; они-то и составляют подлинную сущность Государства; они изо дня вдень приобретают новые силы; когда другие законы стареют или слабеют, онивозвращают их к жизни или восполняют их, сохраняют народу дух его первыхустановлении и незаметно заменяют силою привычки силу власти. Я разумеюнравы, обычаи и, особенно, мнение общественное. Это область неведома нашимполитикам, но от нее зависит успех всего остального; в этой области великийЗаконодатель трудится незаметно - тогда, когда кажется, что он вводит лишьпреобразования частного характера, - но это лишь дуга свода, неколебимыйзамочный камень которого в конце концов образуют гораздо медленнеескладывающиеся нравы. Из этих различных разрядов политические законы,составляющие форму Правления, есть единственный род законов, которыйотносится к моей теме.

КНИГА 3

Прежде чем говорить о различных формах Правления, попытаемся установитьточный смысл этого слова, который до сих пор не был достаточно разъяснен.(101) Глава I

О ПРАВИТЕЛЬСТВЕ ВООБЩЕ

Я предупреждаю читателя, что эту главу должно читать не торопясь, совниманием и что я не владею искусством быть ясным для того, кто не хочетбыть внимательным. Всякое свободное действие имеет две причины, которые сообща егопроизводят: одна из них - моральная, именно: воля, определяющая акт, другая- физическая, именно: сила, его исполняющая. Когда я иду по направлению ккакому-нибудь предмету, то нужно, во-первых, чтобы я хотел туда пойти,во-вторых, чтобы ноги мои меня туда доставили. Пусть паралитик захочетбежать, пусть не захочет того человек проворный - оба они останутся наместе. У Политического организма - те же движители; в нем также различаютсилу и волю: эту последнюю под названием законодательной власти, первую подназванием власти исполнительной. Ничто в нем не делается или не должноделаться без их участия. Мы видели, что законодательная власть принадлежит народу и можетпринадлежать только ему. Легко можно увидеть, исходя из принципов,установленных выше, что исполнительная власть, напротив, не можетпринадлежать всей массе народа как законодательнице или суверену, так какэта власть выражается лишь в актах частного характера, который вообще неотносится к области Закона, ни, следовательно, к компетенции суверена, всеакты которого только и могут быть, что законами. Сила народа нуждается, следовательно, для себя в таком доверенном лице,которое собирало бы ее и приводило и действие согласно указаниям общей воли,которое служило бы для связи между Государством и сувереном, и некоторымобразом осуществляло в обществе как коллективной личности то же, чтопроизводит в человеке единение души и тела (102). Вот каков в Государствесмысл Правительства, так неудачно смешиваемого с сувереном, коего оноявляется лишь служителем. Что же такое Правительство? Посредствующий организм, установленный длясношений между подданными сувереном, уполномоченный приводить в исполнениезаконы и поддерживать свободу как гражданскую, так и политическую. Члены этого организма именуются магистратами или "королями", т. е.правителями; а весь организм носит название "государя"*. Таким образомсовершенно правы те, кто утверждают, что акт, посредством которого народподчиняет себя правителям, это вовсе не договор. Это, безусловно, не болеекак поручение, должность; исполняя это поручение, они, простые чиновникисуверена, осуществляют его именем власть, блюстителями которых он их сделал,власть, которую он может ограничивать, видоизменять и отбирать, когда емубудет угодно; ибо отчуждение такого права несовместимо с природойОбщественного организма и противно цели ассоциации. _________ * Потому то в Венеции коллегию именуют "светлейший государь" (104),даже когда дож в ней не присутствует. Итак, я называю "правительством" или верховным управлениемосуществление исполнительной власти согласно законам, а государем илимагистратом человека или корпус, на которые возложено это управление. Именно в Правительстве заключены те посредствующие силы, соотношениекоторых и определяет отношение целого к целому, или суверена к Государству.Это последнее можно представить в виде отношения крайних членов непрерывнойпропорции, среднее пропорциональное которой - Правительство(103).Правительство получает от суверена приказания, которые оно отдаетнароду, и, дабы Государство находилось в устойчивом равновесии, нужно,чтобы, по приведении, получилось равенство между одним произведением, иливластью Правительства как такового, и другим произведением, или властьюграждан, которые являются суверенными, с одной стороны, и подданными - сдругой. Более того, невозможно изменить ни один из трех членов, не нарушивсразу же пропорции. Если суверен захочет управлять или магистрат даватьзаконы, или если подданные откажутся повиноваться, тогда на смену порядкуприходит беспорядок, сила и воля перестают действовать согласно, ираспавшееся Государство делается, таким образом, добычею деспотизма илианархии. Наконец, подобно тому как в каждом отношении есть только односреднее пропорциональное, так и в Государстве возможен лишь один лучший длянего род Правления. Но так как множество событий могут изменить теотношения, в которых выступает народ, то различные виды Правления могут бытьхорошие не только для различных народов, но и для одного и того же народа вразличные времена. Чтобы попытаться дать представление о различныхотношениях, которые могут господствовать между этими двумя крайними, явозьму для примера численность народа как отношение, которое легче выразить.Предположим, что Государство состоит из десяти тысяч граждан. Суверен можетрассматриваться лишь как понятие собирательное и как нечто целое; но каждыйотдельный человек в качестве подданного рассматривается как индивидуум.Таким образом, суверен относится к подданному, как десять тысяч к единице,т. е. каждый член Государства обладает лишь одной десятитысячной частьюверховной власти суверена, хотя он и подчинен ей полностью. Пусть народсостоит из ста ты сяч человек; положение подданных не изменяется, и каждый из них вравной мере испытывает всю силу законов, тогда как его голос, сведенный кодной стотысячной, имеет в десять раз меньше влияния на то, как эти законыбудут составлены. В таком случае, хотя подданный все время представляетсобою единицу, отношение суверена к гражданину увеличивается пропорциональноувеличению числа граждан. Отсюда следует, что чем больше растет Государство,тем больше сокращается свобода. Когда я говорю, что отношение увеличивается, я разумею под этим, чтооно удаляется от равенства. Таким образом, чем отношение больше в пониманиигеометров (105), тем меньше отношение в обычном понимании; в первом случае -отношение, рассматриваемое с точки зрения количества, измеряется егочастным; во втором, - рассматриваемые с точки зрения тождества, отношенияоцениваются подобием. Итак, чем менее сходны изъявления воли отдельных лиц и общая воля, т.е. нравы и законы, тем более должна возрастать сила сдерживающая.Следовательно, Правительство, чтобы отвечать своему назначению, должно бытьотносительно сильнее, когда народ более многочисленен. С другой стороны, поскольку увеличение Государства представляетблюстителям публичной власти больше соблазнов и средств злоупотреблять своейвластью, то тем большею силою должно обладать Правительство, чтобысдерживать народ, тем больше силы должен иметь в свою очередь и суверен,чтобы сдерживать Правительство. Я говорю здесь не о силе абсолютной, но оботносительной силе разных частей Государства. Из этого двойного отношения следует, что непрерывная пропорция междусувереном, государем и народом не есть вовсе произвольное представление, нонеобходимое следствие, вытекающее из самой природы Политического организма.Из этого следует еще, что, поскольку один из крайних членов, а именно,народ, как подданный, неизменен и представлен в виде единицы, то всякий раз,как удвоенное отношение увеличивается или уменьшается подобным же образом, ичто, следовательно, средний член изменяется. Это показывает, что не можетбыть такого устройства Управления, которое было бы единственным ибезотносительно лучшим, но что может существовать столько видов Правления,различных по своей природе, сколько есть Государств, различных по величине. Для того чтобы выставить эту систему в смешном виде, скажут, пожалуй,что, по-моему, дабы найти это среднее пропорциональное и образовать Организмправительственный, нужно лишь извлечь квадратный корень из численностинарода; я отвечу, что беру здесь это число только для примера; чтоотношения, о которых я говорю, измеряются не только числом людей, но вообщеколичеством действия, складывающимся из множества причин; во всяком случае,если для того, чтобы высказать свою мысль покороче, я временно и прибегну кгеометрическим понятиям, то я прекрасно знаю, что точность, свойственнаягеометрии, никак не может иметь места в приложении к величинам из областиотношений между людьми. Правительство есть в малом то, что представляет собой включающий егоПолитический организм - в большом. Это - условная личность, наделеннаяизвестными способностями, активная как суверен, пассивная как Государство. ВПравительстве можно выделить некоторые другие сходные отношения, откудавозникает, следовательно, новая пропорция; в этой - еще одна, в зависимостиот порядка ступеней власти, и так до тех пор, пока мы не достигнем среднегонеделимого члена, т. е. единственного главы или высшего магистрата, которыйможно представить себе находящимся в середине этой прогрессии, как единицумежду рядом дробей и рядом целых чисел. Чтобы не запутаться в этом обилии членов, удовольствуемся тем, чтобудем рассматривать Правительство как новый организм в Государстве, отличныйот народа и от суверена и посредствующий между тем и другим. Между этими двумя организмами есть то существенное различие, чтоГосударство существует само по себе, а Правительство - только благодарясуверену. Таким образом, господствующая воля государя является или должнабыть общей волей или законом; его сила - лишь сконцентрированная в нем силавсего народа. Как только он пожелает осуществить какой-нибудь актсамовластный и произвольный, связь всего Целого начинает ослабевать. Еслибы, наконец, случилось, что государь возымел свою личную волю, болеедеятельную, чем воля суверена, и если бы он, чтобы следовать этой воле,использовал публичную силу, находящуюся в его руках, таким образом, чтооказалось бы, так сказать, два суверена - один по праву, а другой -фактически, то сразу же исчезло бы единство общества и Политический организмраспался бы. Между тем, для того чтобы Правительственный организм получилсобственное существование, жил действительной жизнью, отличающей его оторганизма, Государство, чтобы все его члены могли действовать согласно и всоответствии с той целью, для которой он был учрежден, он должен обладатьотдельным Я, чувствительностью, общей его членам, силой, собственной волей,направленной к его сохранению. Это отдельное существование предполагаетАссамблеи, Советы, право обсуждать дела и принимать решения, всякого родаправа, звания, привилегии, принадлежащие исключительно государю и делающиеположение магистрата тем почетнее, чем оно тягостнее. Трудности заключаютсяв способе дать в целом такое устройство этому подчиненному целому, чтобы ононе повредило общему устройству, укрепляя свое собственное; чтобы оно всегдаотличало свою особую силу, предназначенную для собственного сохранения, отсилы публичной, предназначенной для сохранения Государства; чтобы, однимсловом, оно всегда было готово жертвовать Правительством для народа, а ненародом для Правительства. Впрочем, хотя искусственный организм Правительство есть творениедругого искусственного организма и хотя оно обладает, в некотором роде, лишьжизнью заимствованною и подчиненною, - это не мешает ему действовать сбольшею или меньшею силою или быстротою, пользоваться, так сказать, болееили менее крепким здоровьем. Наконец, не удаляясь прямо от цели, для которойон был установлен, он может отклоняться от нее в большей или меньшей мере взависимости от того способа, коим он образован. Из всех этих различий и возникают те соотношения, которые должны иметьместо между Правительством и Государством, сообразно случайным и частнымотношениям, которые видоизменяют само это Государство. Ибо частоПравительство, наилучшее само по себе, станет самым порочным, если этиотношения не изменятся сообразно недостаткам Политического организма,которому они принадлежат. Глава II

Наши рекомендации