Суверенитет государства: понятие и основные черты.
Понятие правоспособности граждан.
Правоспособность – это способность иметь гражданские права и нести обязанности (п.1 ст.17).
Таким образом, только при наличии правоспособности могут возникнуть конкретные субъективные права и обязанности. Правоспособность признается за всеми гражданами страны, она возникает в момент рождения человека и прекращается с его смертью, она неотделима от человека, он правоспособен в течение всей жизни независимо от возраста и здоровья.
Но правоспособность не естественное свойство человека, она приобретается не от природы, а в силу закона и представляет собой общественно-юридическое свойство. В истории мы знаем периоды, когда большие группы людей были лишены правоспособности в силу действовавших тогда законов. Правоспособность означает юридическую возможность (субъективное право) каждого иметь права и обязанности. Это право корреспондирует с соответствующей обязанностью – не нарушать правоспособность лиц, с которыми лицо вступило в какие-либо ОО.
Правоспособность отличается от других субъективных прав следующим: а) специфическое, самостоятельное содержание – способность иметь ГП и ГО, предусмотренные законом; б) назначение – обеспечивает каждому гражданину юридическую возможность приобретать ГП и ГО; в) тесная связь правоспособности с личностью ее носителя и невозможность ее отчуждения или передачи другому лицу. ГЗ признает все сделки направленные на ограничение правоспособности ничтожными (п.3 ст.22).
Гражданская правоспособность – это принадлежащее каждому гражданину и неотъемлемое от него право, содержание которого заключается в способности (возможности) иметь любые допускаемые законом гражданские права и обязанности. Реализация правоспособности – приобретение конкретных субъективных прав и обладание ими.
Содержание гражданской правоспособности составляют не сами права, а возможность иметь И и личные НИ права и обязанности. ГЗ предусматривает примерный перечень прав. которыми могут обладать российские граждане (ст.18): а) иметь имущество на праве собственности; б) наследовать и завещать имущество; в) заниматься предпринимательской и любой иной не запрещенной законом деятельностью; г) создавать ЮЛ самостоятельно или совместно с другими гражданами и ЮЛ; д) совершать любые не противоречащие закону сделки и участвовать в обязательствах; е) избирать место жительства; ж) иметь права авторов произведений науки, литературы и искусства, изобретений и иных охраняемых законом результатов интеллектуальной деятельности; з) иметь иные имущественные и личные неимущественные права.
В принципе в ГЗ можно было записать, что гражданин может иметь любые ГП и ГО, не запрещенные законом. Но нельзя утверждать, что по содержанию правоспособность граждан беспредельна – для нее, как и для любого субъективного права характерны некоторые пределы. Эти пределы отражены в положении о том, что гражданин может заниматься любой «не запрещенной законом деятельностью» и что обладание некоторыми правами может быть прямо запрещено.
Согласно ст.160 ГК иностранным гражданам и апатридам в РФ предоставляется национальный режим и они пользуются гражданской правоспособностью наравне с гражданами РФ.
Содержание правоспособности граждан
Содержание правоспособности граждан образует те имущественные и личные неимущественные права и обязанности, которыми гражданин согласно закону может обладать. Другими словами, содержание гражданской правоспособности составляют не сами права, а возможность их иметь.
Примерный перечень имущественных и личных неимущественных прав, которыми могут обладать российские граждане, дается в ст. 18 ГК, где предусматривается, что гражданин может:
Иметь имущество на праве собственности;
наследовать и завещать имущество,
заниматься предпринимательской и любой иной не запрещенной законом деятельностью;
создавать юридические лица самостоятельно или совместно с другими гражданами и юридическими лицами;
совершать любые не противоречащие закону сделки и участвовать в обязательствах;
избирать место жительства;
иметь права авторов произведений науки, литературы и искусства, изобретений и иных охраняемых законом результатов интеллектуальной деятельности;
иметь иные имущественные и личные неимущественные права.
Как видно, закон, определяя содержание правоспособности граждан, говорит только о правах, но прямо не упоминает об обязанностях. Между тем в п. 1 ст. 17 ГК указывается и на способность граждан "нести обязанности". В данном случае законодатель уделяет внимание главному в содержании правоспособности - правам. Но косвенное указание на обязанности в законе присутствует. Например, говорится о праве граждан "участвовать в обязательствах". Обязательство трактуется законом как правовое отношение, в силу которого одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности (п. 1 ст. 307 ГК). Как видно, право участвовать в обязательствах означает и приобретение обязанностей. С несением обязанностей связано и право иметь имущество в собственности. Например, ст. 210 ГК предусматривает, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, т. е. определенные обязанности. Таким образом, в содержание правоспособности, безусловно, входит и упомянутая в п. 1 ст. 17 ГК способность нести обязанности (исполнить обязательство, возместить причиненный вред и т. п.).
В ст. 18 ГК перечислены наиболее важные (с точки зрения законодателя) права, которые могут быть у гражданина. Такой подход продиктован желанием законодателя сделать данную норму наиболее ясной и доступной Между тем в принципе было бы вполне достаточно записать в ГК, что гражданин может иметь любые гражданские права и обязанности, не запрещенные законом и не противоречащие общим началам и смыслу гражданского законодательства.
Вместе с тем неправильно было бы утверждать, что по содержанию правоспособность граждан беспредельна. Для нее, как и для любого субъективного права, характерны некоторые пределы.
Суверенитет государства: понятие и основные черты.
Одним из основных - специфических - признаков государства, позволяющих ему играть ведущую роль в политической системе, является суверенитет.
Суверенитет - важнейшая характеристика политико-правовой сущности государства. Он означает верховенство и независимость власти. Это такое свойство власти, которое обеспечивает государству возможность свободно, самостоятельно осуществлять свои внутренние и внешние дела.
Определяя качество государственной власти как высшей и независимой власти, суверенитет предполагает неподчиненность ее каким-либо другим структурам власти. В суверенном государстве не может быть политических образований, конкурирующих властей, которые были бы выше власти суверена.
Суверенное государство обладает всей полнотой власти на своей территории.Никакая другая власть на территории данного государства не вправе присвоить себе функции верховной суверенной власти, а тем более поставить себя над ней. Власть государства распространяется на всю территорию, находящуюся под его юрисдикцией.
В качестве суверена государство полностью распоряжается территорией в пределах государственной границы, т.е. обладает территориальным верховенством. Верховенство государства внутри страны предполагает точное и неуклонноесоблюдение законов данного государства всеми гражданами, государственными и муниципальными органами, должностными лицами, негосударственными объединениями и организациями.
Государство обязано пресекать военную агрессию и другие формы посягательства на суверенитет, территориальную целостность, а также обеспечивать свою экономическую, политическую и информационную независимость. Оно обеспечивает защиту населения и территории. Принцип целостности и неприкосновенности территории является одним из основных элементов безопасности государства, а его защита и обеспечение - одной из важнейших государственных функций.
Суверенитет означает не только верховенство, непререкаемость решений государства во внутренних делах, но и независимость государства во внешнеполитической сфере. Суверенное государство является самостоятельным участником международных отношений (обладает статусом субъекта международного права) и может в силу этого заключать международные договоры, обмениваться дипломатическими, консульскими, торговыми и иными представительствами.
В широком толковании термин "суверенитет" означает также верховенство власти государства внутри страны. Считается, что первым, кто стал рассматривать суверенитет как особую черту, присущую любому государству, был Ж. Боден (1530 - 1596 гг.).
Понятие "суверенитет" имело разное наполнение в зависимости от исторических условий. Суверенитет, например, феодального государства в Средние века выглядел иначе, чем в период абсолютизма и в современную эпоху. Верховная власть монарха в нем бывала по отношению к княжествам и герцогствам больше номинальной, а их вассальная зависимость от короля или царя - весьма относительной.
Примером могут служить взаимоотношения Московского Великого княжества с Новгородом и Тверью в XIV - XV вв., французских королей с герцогством Бургундским в XV - XVI вв. Если Ж. Боден признавал за государственным суверенитетом такие черты, как бессрочность, абсолютность, без которых невозможно решать важнейшие вопросы жизни страны, то сегодня суверенитет государства не является абсолютным: будучи членами международных соглашений, государства вынуждены вести политику в соответствии с принятыми обязательствами.
Суверенитет Российской Федерации, например, исключает существование двух уровней суверенных властей, находящихся в единой системе государственной власти, которые обладали бы верховенством и независимостью. Субъекты Российской Федерации не являются суверенными образованиями.
Вместе с тем в некоторых зарубежных федерациях составные части государства отличаются значительной самостоятельностью. В Швейцарии, например, кантоны обладают суверенитетом: 23 кантона, составляющие Швейцарскую федерацию, суверенны в той мере, в какой их суверенитет не ограничивается федеральной конституцией.
Признаки государственного суверенитета:
1) с внутренней стороны:
а) верховенство государственной власти — т.е. ее распространение на всех лиц на территории данной страны. Обеспечивается с помощью законов (государственных предписаний) и аппарата власти;
б) самостоятельность государственной власти, ее независимость от других властей на территории данной страны;