Органы власти и социальная структура россии в xvii в.
Соц. строй общества. Во главе государства Царь. Высшим сословием было боярство. К концу века оно все больше сближалось с дворянством и теряло свою мощь. Дворяне составляли верхний слой гос. служащих. После смуты стало опорой царской власти. К низшему слою относились служилые люди (стрельцы, казаки, пушкари и т.д.).
Крестьяне делились на две категории: частновладельческие и черносошные. Первые жили на землях вотчин и поместий, несли повинности в пользу гос-ва и феодала. Вторые проживали на окраинах страны и объединялись в общины. несли повинности в пользу гос-ва. Средний слой крестьянства – дворцовые крестьяне.
Верхушку городского населения составляли купцы( объединялись в сотни – “гостинная и суконная”). Основная масса городского населения назывались посадскими людьми, которые объединялись в тягловую общину. Городские ремесленники объединялись в слободы или сотни. Черные слободы несли повинность в пользу гос-ва, а белые нет. До петровских времен жило значительное число рабов – холопов.
Особое сословие духовенство. Архиереи и монахи – черное, а священники – белое духовенство. Также были вольные люди, не попавшие в какой-либо слой, из них набирали служилых людей по прибору.
Органы власти. После окончания Смутного времени и избрания царем Михаила Романова в стране сложилась новая политическая обстановка. Заметную роль в управлении государством играли Земские соборы, которые решали вопросы внешней политики, финансов, налогов. При царе Михаиле Земские соборы собирались регулярно. Слабая еще царская власть нуждалась в поддержке различных социальных групп -- боярства, дворянства, духовенства, посадских и служилых людей, крестьян.
В XVII в. царь правил совместно с Боярской думой, но боярство не противопоставляло себя царю, а служило ему. В Думу входило 4 думных чина: бояре, окольничие, думные дворяне и думные дьяки. Число членов Думы было не более 100. Формула ее решений гласила: «Царь указал, а бояре приговорили». Положение дворян в Думе укрепилось после отмены местничества в 1682 г. -- теперь на высшие должности назначались не по родовитости, а по решению царя. Но постепенно роль Боярской думы начинает падать, царь принимает решения единолично. Начинает устанавливаться самодержавная (абсолютная) форма правления. Этот процесс находит законодательное закрепление в Соборном уложении 1649 г. Первые главы этого свода законов содержат статьи о престиже государственной власти и преступлениях против нее. Власть монарха усиливалась, что означало движение по пути установления в России абсолютной монархии. Об этом же свидетельствует и постепенное отмирание Земских соборов, последний из которых собрался в 1653 г.
Органами государственного управления являлись приказы. Количество их доходило до 80. Они ведали определенной отраслью управления, можно выделить несколько групп приказов: приказы служилых людей, финансовые, судебные, военные, областные, дворцовые, посольские. При царе Алексее Михайловиче был учрежден Приказ тайных дел, который контролировал деятельность других приказов, им руководил не боярин, а царь. В приказах трудились дьяки и подьячие, выходцы из духовенства, купечества, посадских людей. Так формировался аппарат чиновничества -- профессиональный аппарат управления государством. К концу XVII в. численность приказных людей достигла 3 тысяч чело-век. Дела приказами решались долго, процветали взяточничество, казнокрадство, мелочная опека сверху.
Основной административной единицей страны были уезды, которые делились на станы и волости. Во главе уезда стоял воевода, назначавшийся из Москвы. Воевода -- это одновременно военачальник, администратор, судья, сборщик налогов, полицейский. Содержало воевод местное население, их общая численность составляла около 2 тысяч человек.