Адм. принуждение: сущность, виды мер

Админ принуждение –особый вид гос принуждения, предназначенный для охраны общ отнош, складывающихся преимущественно в сфере гос управления. Они используют-ся в процессе реализации исполн власти соответствующими органами – результат проявления их государственно-властных полномочий.

1. Меры адм-пр принуждения прим в связи с антиобщ деяниями, наруш правовые нормы, охраняемые административно-принудительными средствами.
2. Адм-пр принуждение осуществляется в рамках внеслужебного подчинения, при отсутствии организ, линейного подчинения между сторонами этого охрльного правоотношения. Оно применяется субъектами функциональной власти и является одним из способов её реализации.
3. Множественность субъектов, осуществляющих административ-ную юрисдикцию. Применять меры административного воздействия вправе десятки видов органов (государственных, муниципальных, общественных).
4. Административному воздействию подвергаются не только отдельные лица, но и организации, коллективные субъекты.
5. Административно-правовое принуждение всесторонне регулируется административно-правовыми нормами, которые закрепляют виды мер принуждения, основания и порядок их применения.

Меры административного принуждения различаются по целям, основаниям и порядку применения.

Меры административного принуждения подразделяются (в зависимости от целей и способа обеспечения правопорядка):

1) административно-предупредительные меры;– наступление особых, установленных законодательством обстоятель-ств, связанных и не связанных с деятельностью человека.Законодательно закреплены юрид властные полномочия по применению исполнит органами принудительных мер и определен порядок реализации этих мер.

Административно-предупредительным мерам присуща профилактическая направленность (государство, используя их, стремится защитить общественные отношения от возможных нарушений, причинения им вреда).

При применении административно-предупреди-тельных мер в целях предупреждения возможных нарушений подразумеваются ситуации, ведущие к действительному, реальному совершению правонарушений, наступлению тяжких последствий (если оставить их без внимания). Применение принудительных средств законодательство связывает с фактом нарушения лицом возложенных на него правовых обязанностей..

2) меры административного пресечения Их целевое назначение – прекращение в принудительном порядке противоправных действий и предотвращение их вредных последствий. В их числе, например: требование прекратить противоправные действия (препятствующие осуществлению полномочий милиции, нарушающие правила противопожарной безопасности и т.п.); административное задержание (для составления протокола об административном правонарушении, для доставления нарушителя в суд, милицию и т.п.); приостановление работы предприятия (при грубом нарушении правил охраны труда и техники безопасности и т.п.); принудительное лечение лиц, страдающих заболеваниями, опасными для окружающих; запрещение эксплуатации транспортных средств, техническое состояние которых угрожает безопасности движения; временное отстранение от работы инфекционных больных; непосредственное физическое воздействие; применение оружия и специальных средств (резиновые дубинки, слезоточивый газ и т.п.); запрещение или ограничение ремонтно-строительных работ на улицах и дорогах, если не соблюдаются требо­вания по обеспечению общественной безопасности; приостановление действия лицензии и т.п. К ним можно отнести и меры процессуального обеспечения административного производства, о которых будет сказано далее.

3) меры административной ответственности (административные взыскания)

4) меры административно-процессуального обеспечения.

13 Закон РФ «О защите прав потребителей» (регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни и здоровья потребителей, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, определяет механизм реализации этих прав).

Министерство здравоохранения и социального развития РФ (Минздравсоцразвития России) – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере здравоохранения, социального развития, труда и защиты прав потребителей.

Функции Минздравсоцразвития:

1) вопросы организации медицинской профилактики (в том числе инфекционных заболеваний и СПИДа), медицинской помощи и медицинской реабилитации;

2) вопросы фармацевтической деятельности, качества, эффективности и безопасности лекарственных средств;3) вопросы санитарно-эпидемиологического благополучия, уровня жизни и доходов населения, демографической политики;

4) вопросы медико-санитарного обеспечения работников отдельных отраслей экономики с особо опасными условиями труда, медико-биологической оценки воздействия на организм человека особо опасных факторов физической и химической природы.

Минздравсоцразвития решает вопросы (оплаты труда, пенсионного обеспечения (в том числе негосударственного), социального страхования, условий и охраны труда, социального партнерства и трудовых отношений, занятости населения и безработицы, трудовой миграции, альтернативной гражданской службы, государственной гражданской службы (за исключением вопросов оплаты труда), социальной защиты населения).

Минздравсоцразвития осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении ФС и ФА, Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, Федерального фонда обязательного медицинского страхования.

Минздравсоцразвития самостоятельно принимает НПА:

1) положения о территориальных органах ФС и ФА, подведомственных министерству;

2) квалификационные требования к работникам и номенклатуру специальностей в сфере, отнесенной к компетенции министерства;3) методические рекомендации по вопросам, связанных с прохождением обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности (в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности);

4) о порядке медицинского освидетельствования лица, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что оно больно наркоманией, находится в состоянии наркотического опьянения либо потребило наркотическое средство или психотропное средство без назначения врача; о порядке медицинского наблюдения и учета больных наркоманией;5) перечень медицинских противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности;6) о видах и объемах медико-социальной помощи, предоставляемой гражданам;7) о порядке деятельности семейного врача.

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) – уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка (осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы).

Полномочия Ропотребнадзора (осуществление контроля и надзора за исполнением обязательных требований законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей в области потребительского рынка) (руководствуется ФЗ «О санитарно –эпидемиологи-ческом благополучии населения», Законом «О защите прав потребителей», иными НПА).

Роспотребнадзор:

1) осуществляет контроль за соблюдением правил продажи отдельных, предусмотренных законодательством товаров, выполнения работ, оказания услуг; санитарно-карантинный контроль в пунктах пропуска через Государственную границу РФ;2) выдает лицензии на осуществление деятельности, связанной с использованием возбудителей инфекционных заболеваний; деятельности в области использования источников ионизирующих излучений;

3) регистрирует лиц, пострадавших от радиационного воздействия и подвергшихся радиационному облучению в результате чернобыльской и других радиационных катастроф;

4) устанавливает причины и источники возникновения и распространения инфекционных заболеваний;

5) организует деятельность централизованных органов (центров) государственного санитарно-эпидемиологического надзора во главе с главным санитарным врачом РФ.

14 Антимонопольная политика направлена против абсолютного преобладания на рынке единоличного поставщика или продавца, против концентрации производства и сбыта в руках хозяйствующего субъекта при его исключительных правах осуществлять экономическую деятельность

в определенной сфере. Государственная програм-мма демонополизации устанавливает цели, приоритеты и место демонополизации экономики и развития конкуренции в общей политике экономических реформ,

Закон РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»ФЗ «О естественных монополиях» (и направлен на достижение баланса интересов потребителей и субъектов естественных монополий, обеспечивающего доступность реализуемого ими товара для потребителя и эффективное функционирование субъектов естественных монополий (методы – ценовое регулирование посредством установления цен (тарифов) или их предельного уровня; определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию и установление минимального уровня их обеспечения в случае невозможности удовлетворения в полном объеме потребностей в товаре, производимом субъектом естественной монополии).ФЗ «О рекламе» (защита от недоброс конкур в обл рекламы, предотв и пресечение ненадлеж рекламы, спос ввести потребителей в заблуждение или нанести вред здоровью граждан, имуществу граждан или юр лиц, окруж среде либо вред чести, достоин или дел репутации указ лиц, а также посягающей на общественные интересы, принципы гуманности и морали). ФЗ «О коммерческой тайне» (регулирует отношения, связанные с отнесением информации к коммерческой тайне, передачей такой информации, охраной ее конфиденциальности в целях обеспечения интересов обладателей информации, составляющей коммерческую тайну, и других участников регулируемых отношений, в том числе государства, на рынке товаров, работ, услуг и предупреждения недобросовестной конкуренции, определяет сведения, которые не могут составлять коммерческую тайну).

ФЗ «О гос рег тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ», «Об электроэнергетике»,

(ФАС – уполномоченный фед орган исп власти, осущ функции по принятию НПА, контролю и надзору за соблюдением законодат в сфере конкур на товар рынках, защиты конкур на рынке финн усл, деятельности субъектов естественных монополий, рекламы.ФАС самостоятельно принимает НПА, касающиеся:

1) порядка определения домин положения фин орган на рынке банк услуг по упр ценными бумагами;2) определения домин пол лизинг орган на рынке лизин услуг;3) опр дом пол участников рынка страх услуг;4) опр дом пол негос пенс фондов;5) принятия антимон органом решений о проведении доп проверки уведомлений о соглашениях или согласованных действиях фин организаций, ограничивающих конкуренциюна рынке фин услуг;6) выдачи согласия на совершение сделок, связ с приобретением активов или акций (долей в уставном капитале) фин орг, а также прав, позволяющих определить условия предпринимательской деят либо осуществлять функции исп органа фин орг, а также правила рассмотрения антим органом дел о нарушениях антим закон-тва и иных НПА о защите конкур и порядка разрешения им таких дел;7) формы уведомления о соглашениях или согласованных действиях финн орган и реестра хозяй субъектов, имеющих на рын опред товара долю более 35%.ФАС осуществляет контроль и надзор за соблюдением коммерческими и некоммерческими организациями, органами исполн власти РФ и субъектов РФ, органами местного самоуп-равления антимонопольного законодательства, законодательства о естественных монополиях, законодательства о рекламе.

ФАС в зависимости от результатов контроля и проверки вправе выдавать:

1) заключ о последс влияния на конкур на внутр рынке страны спец защитных мер, антидемп мер или компенсационных мер в случаях, предусмотренных законодательством;

2) закл о наличии или отсутствии огранич конк на тов рынке при введении, изм или прекращении действия таможенных тарифов, а также при введении нетарифных мер;

3) предписания, обязательные для исполнения юридическими, физическими лицами или органами власти, в случаях, предусмотренных антимонопольным законодательством и законодательством о рекламе.

ФАС обладает юрисдикционными полномочиями (рассм и прин реш об ответ-ти юр и физ лиц, предусм КоАП за административные правонарушения в данной сфере).

Фед служба по тарифам– фед орг исп вл, уполн осуществлять пр регул в сфере гос рег цен (тарифов) на товары и услуги в соот с законод РФ и к-ль за их применением (за искл регул цен и тарифов, относящихся к полном др фед орг ис вл), а также фед орг исп вл по регул ест монополий, осущ фун по опред (установлению) тарифов и осущ контроля

Наши рекомендации