Девиантное поведение как проблема социальной работы
1. Алкогольная и наркотическая зависимость у подростков: пути преодоления: учебное пособие / под ред. Э. Ф. Вагнера, Х. Б. Уолдрон; пер. с англ. А. В. Александровой; науч. ред. Н. А. Сирота, В. М. Ялтонский. - М. : Академия, 2006. – 476 с.
В пособии изложены новейшие стратегии психологической работы с подростками, страдающими различными формами зависимости. Авторы описывают как общие принципы профилактики, диагностики, так и апробированные ими конкретные методики. Среди обсуждаемых видов проблемного поведения не только злоупотребление алкоголем и наркотиками, но и табакокурение, попытки суицида, уход из школы и др. Показаны возможности коррекционного вмешательства на уровне школы, семьи, специальных центров.
Материал расположен так, чтобы охватить всю рассматриваемую область – от выявления и профилактики до раннего вмешательства, лечения и последующего наблюдения.
В конце книги – предметный указатель.
2. Бахарев, В. Д. Социальная профилактика девиантного поведения несовершеннолетних: учебно-методическое пособие / В. Д. Бахарев. – СПб.: Изд-во СЗАГС, 1997. – 24 с.
В издании освещаются проблемы девиантного поведения и комплекс превентивных и реабилитационных мер; дети и семьи группы риска как объекты социальной профилактики и реабилитации; коррекционно-реабилитационные функции учреждений народного образования.
3. Беззубик, К. В. Содержание и методика психосоциальной работы в системе социальной работы: учебное пособие / К. В. Беззубик. – М. : ИНФРА-М, 2008. – 168 с.
В пособии раскрываются социально-психологическая проблема суицида, основы профилактики суицидального поведения; психосоциальная помощь наркологическим больным, современная концепция терапии наркологических заболеваний, антинаркотическая политика в России и за рубежом.
4. Бреева, Е. Б. Дезадаптация детей и национальная безопасность России / Е. Б. Бреева. - М. : Дашков и К, 2004. – 212 с.
В работе анализируются проблемы российской беспризорности, дается оценка состояния и причины дезаптации детей в стране, приводится система непротиворечивых мер по сокращению масштабов их дезаптации, а также профилактика как основа ее сокращения. В отдельной главе рассматриваются проблемы наркомании подростков в России и подходы к сокращению наркотизации в стране.
В приложениях – международные правовые документы: "Международная конвенция о правах ребенка", "Стандартные минимальные правила, касающиеся правосудия в отношении несовершеннолетних", "Руководящие принципы для предупреждения преступности среди несовершеннолетних", "Правила защиты несовершеннолетних, лишенных свободы".
5. Гилинский, Я. И. Девиантология: социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийств и других "отклонений" / Я. И. Гилинский. - СПб. : Юрид. центр Пресс, 2004. – 520 с.
В книге излагаются теоретические основы и история формирования девиантологии. Подробно рассматриваются основные формы девиантности, а также теория и основные направления социального контроля и профилактики девиантных проявлений. Широко использована отечественная и зарубежная литература.
6. Гоголева, А. В. Беспризорность. Социально-психологические и педагогические аспекты / А. В. Гоголева. – М. : Изд-во Моск. психолого-соц. ин-та; Воронеж: МОДЭК, 2004. - 463 c.
В работе проведено глубокое теоретическое, методологическое и эмпирическое изучение безнадзорности, беспризорности и бродяжничества как сложного и общественно опасного явления. На основе проведенного анализа и личного опыта автором выявлены экономические, социальные, политические и нравственные аспекты его возникновения и развития. Даны конкретные рекомендации по организации профилактики этого явления и оптимизации процесса интеграции безнадзорных несовершеннолетних в общество. Приведены научно-методические основания оценки эффективности профилактического и реабилитационного процесса с безнадзорниками и беспризорниками.
7. Горьковая, И. А. Личность подростка-правонарушителя / И. А. Горьковая. - СПб. : Изд-во СПбГУ, 2005. – 236 с.
В книге раскрыты личностные особенности подростков, девиантные формы поведения как социально-психологическое явление. Изложены стратегии преодоления стресса, дан сравнительный анализ копинг-стратегий между подростками с противоправным и законопослушным поведением. Представлен материал подробного исследования родительских семей подростков-правонарушителей и влияния их на правонарушения у детей. Предложена авторская концепция адаптации подростков к социальной среде происхождения и воспитания.
8. Дивицына, Н. Ф. Социальная работа с детьми группы риска: краткий курс лекций / Н. Ф. Дивицына. - М. : ВЛАДОС, 2008. – 351 с.
5-й раздел издания рассматривает девиантное поведение подростков как проблему социальной работы. Освещаются понятие, причины и формы девиантного поведения.
Анализируется состояние преступности и правонарушений несовершеннолетних в РФ, профилактика и социальный контроль девиантного поведения.
9. Змановская, Е. В. Девиантология: психология отклоняющегося поведения: учебное пособие / Е. В. Змановская. - 3-е изд., испр. и доп. – М. : Академия, 2006. – 288 с.
Учебное пособие освещает актуальные вопросы психологии отклоняющегося поведения личности: феноменология данного явления, классификация видов, механизмы детерминации и функционирования, методы социально-психологической превенции и интервенции. Теоретический анализ проблемы сочетается с практическими выводами автора, имеющего опыт работы в детском доме, а также практику психологического консультирования и психотерапии. В приложениях – методики, анкеты и опросники, рекомендации.
10. Зотов, М. В. Суицидальное поведение: механизмы развития, диагностика, коррекция / М. В. Зотов. - СПб. : Речь, 2006. – 144 с.
В книге рассмотрены основные клинико-психологические характеристики суицидального поведения, приводится систематизированный анализ факторов суицидального риска, описаны методические подходы к диагностике суицидального поведения. Подробно представлены современные данные о психологических механизмах формирования различных видов суицидального поведения. Освещены основные направления первичной и вторичной профилактики самоубийств, психологической коррекции суицидального поведения.
11. Клейберг, Ю. А. Девиантология: хрестоматия / Ю. А. Клейберг. - СПб. : Речь, 2007. – 412 с.
Первое в России отечественное издание, в котором сосредоточены диссертационные исследования по различным проблемам девиантного поведения.
Анализируются психологические основы девиантного поведения и социально-психологические профилактики его у подростков, девиантное поведение у взрослых людей. Особое значение для социальных работников имеет 2-я часть, где освещаются социально-психологические основы предупреждения десоциализации несовершеннолетних; проблемы профилактики безнадзорности, беспризорности, бродяжничества; профилактика девиантного поведения старшеклассников и другие вопросы социальной работы.
12. Клейберг, Ю. А. Социальная психология девиантного поведения: учебное пособие / Ю. А. Клейберг. - М. : Сфера, 2004. – 192 с.
В книге автор приводит оригинальный учебно-методический материал, освещающий общую характеристику состояния теории социальной психологии девиантного поведения, социальных норм и социальных групп. Рассматриваются модели девиантного поведения и типология отклоняющегося поведения, программа коррекции девиантного поведения. В приложениях – краткий словарь терминов и различные методики.
13. Кондрат, Е. И. Профилактика делинквентного поведения несовершеннолетних / Е. Н. Кондрат. - СПб. : Изд-во СПбГУ, 2006. – 168 с.
В монографии рассматривается комплекс криминологических и организационных проблем теоретического и прикладного характера, связанных с функционированием и совершенствованием системы предупреждения преступности несовершеннолетних.
14. Корнилова, Т. В. Подростки групп риска / Т. В. Корнилова, Е. Л. Григоренко, С. Д. Смирнов. - СПб. : Питер, 2005. – 336 с.
В книге излагаются результаты психологического обследования подростков трех групп: лиц с психиатрическим диагнозом, совершивших правонарушения (включая группу без правонарушений); лиц, характеризующихся делинквидным поведением (группа риска), и обычных школьников, на которых школьные психологи обратили внимание по тем или иным причинам (симптоматика школьной дезаптации или эмоциональные и поведенческие проблемы).
Полученные авторами данные позволяют конкретизировать виды и уровни признаков психологического неблагополучия подростков, определяемых внешними и внутренними условиями развития. В конце книги – интервью, опросники и 23 диагностические дополнения по тематике издания.
15. Лабковская, Е. Б. Юридическая психология: теории девиантного поведения: учебное пособие / Е. Б. Лабковская. – СПб. : Изд-во СПбГУ, 2000. – 80 с.
В работе представлены основные теории девиантного поведения, разработанные западными и отечественными специалистами.
16. Менделевич, В. Д. Психология девиантного поведения: учебное пособие / В. Д. Менделевич. - СПб. : Речь, 2005. – 445 с.
В учебном пособии представлены основные разделы психологии девиантного поведения, а также структуры, типов и клинических форм отклоняющегося поведения. Приведены критерии пяти отклоняющихся поведенческих типов. Отдельные главы посвящены этнокультурным, гендерным, возрастным и профессиональным девиациям, коррекциям и терапии девиантного поведения.
Каждый раздел завершается тестами для программированного контроля знаний и списком рекомендуемой для самостоятельной подготовки литературы.
В приложениях – тезаурус поведенческих стереотипов, феноменов и девиаций; тесты, применяемые для оценки девиантного поведения.
17. Мустаева, Ф. А. Основы социальной педагогики: учебник / Ф. А. Мустаева. - 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Академ. Проект, 2001. – 416 с.
Глава 8 освещает девиантное поведение подростков – понятие, факторы, причины, формы и профилактику.
18. Павленок, П. Д. Социальная работа с лицами и группами девиантного поведения: учебное пособие / П. Д. Павленок, М. Я. Руднева. - М.: ИНФРА-М, 2007. – 185 с.
В учебном пособии рассматриваются понятие и классификация девиантного поведения; социальные отклонения в сфере морали, наркоманию и токсикоманию, пьянство и алкоголизм, проституцию, девиантное поведение на почве сексуальных отклонений; насилие, агрессию, социальный паразитизм как формы девиантного поведения; самоубийство как крайнюю форму девиантного поведения.
Курс имеет рабочую программу-инструментарий, предусматривает активные формы изучения проблематики девиантного поведения, в том числе проведение полевых исследований.
19. Предупреждение подростковой и юношеской наркомании / под ред. С. В. Березина, К. С. Лисецкого. – М. : Изд-во Института Психотерапии, 2003. – 256 с.
В монографии с позиций системного подхода анализируются теоретические и методические вопросы профилактики молодежной наркомании. Представлен аналитический обзор зарубежных и отечественных программ первичной и вторичной профилактики подростковой и юношеской наркомании. Обсуждаются условия и критерии эффективности профилактических программ.
В приложениях – модель реабилитационно-профилактической работы с наркозависимыми и системный анализ вторичной профилактики наркомании.
20. Пятницкая, И. Н. Девиантное поведение подростков: наркотизм, криминальность, экстремизм / И. Н. Пятницкая, А.И . Шаталов; под ред. В. Е. Пелипаса. - М. : Анахарсис, 2004. – 112 с.
Книга представляет собой попытку рассмотреть причины девиантного поведения подростков. Авторы предлагают свои, неординарные пути решения этой проблемы. Глава III посвящена профилактике отклоняющегося поведения детей и подростков
21. Социальная педагогика: курс лекций / под ред. М. А. Галагузовой. - М. : ВЛАДОС, 2001. – 416 с.
Третий раздел книги посвящен основам социально-педагогической деятельности. В нем рассматриваются проблема девиации как социально-педагогической проблема; алкоголизм и проституция как формы проявления детей девиантного поведения; преступность как форма делинкветного поведения детей. Освещается социально-педагогическая деятельность с детьми девиантного поведения; с подростками, склонными к употреблению алкоголя, и с несовершеннолетними правонарушителями.
22. Шнейдер, Л. Б. Девиантное поведение детей и подростков / Л. Б. Шнейдер. – М. : Академич. Проект; Трикста, 2005. – 336 с.
В книге указаны причины, истоки, виды и проявления девиантного поведения детей и подростков. Раскрываются возрастные особенности взаимосвязей между уровнями развития смысловой сферы, самоорганизации времени жизни и факторами девиантного поведения, а также определяются и намечаются условия и особенности формирования социально ориентированного поведения детей и подростков.
23. Экстремизм в среде петербургской молодежи: анализ и проблемы профилактики / под ред. А. А. Козлова. - СПб. : ХИМИЗДАТ, 2003. – 560 с.
В научно-методической монографии, подготовленной учеными и специалистами по работе с молодежью, анализируются проблемы экстремизма. Монография основана на материалах исследований и конкретном опыте работы с кризисными группами молодежи. Глава 4 освещает проблемы и методические вопросы профилактики экстремизма в молодежной среде. В приложениях – Декларация принципов терпимости, декларация 44-й международной конференции по образованию и комплексные рамки действий по воспитанию в духе мира, прав человека и демократии и ФЗ от 25 июля 2002г. № 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности".
Статьи из журналов
1. Алексеева, Л. С. О насилии над детьми в семье / Л. С. Алексеева // СОЦИС (Социологические исследования). - 2003. - № 4. - С. 78-84
2. Арефьев, А. Л. Поколение, которое теряет Россия / А. Л. Арефьев // СОЦИС (Социологические исследования). - 2002. - № 8. - С. 97-105
3. Атаханов, А. Р. Роль принципа этапности в процессе социальной реабилитации наркозависимых / А. Р. Атаханов // Образование и социальное развитие региона. - 2006. - № 3-4. - С. 76-82
4. Боровский, М. Профилактика социальной дезадаптации безнадзорных детей в опекунском центре спасательных служб в Польше / М. Боровский // Отечественный журнал социальной работы. - 2007. - № 4. - С. 78-83
5. Быкова, Е. В. Профилактика насилия в семье / Е. В. Быкова // Социальное обслуживание. - 2006. - № 3. - С. 49-55
6. Вингендер, И. Аномия и девиация в венгерском обществе / И. Вингендер // СОЦИС (Социологические исследования). - 2001. - № 3. - С. 84-89
7. Вингендер, И. Социокультурный анализ девиаций в Венгрии / И. Вингендер // Социально-гуманитарные знания. - 2000. - № 6. - С. 140-156
8. Гулин, К. А. Безнадзорность несовершеннолетних в Вологодской области / К. А. Гулин, В. И Попова // Регион: экономика, социология. - 2006. - № 3. - С. 111-120
9. Дубровин, Ю. Детская беспризорность и безнадзорность и пути их ликвидации / Ю. Дубровин // Государственная служба. - 2006. - № 3. - С. 87-92
10. Ефимова, Ю. В. Социальная реабилитация женщин, страдающих алкогольной зависимостью / Ю. В. Ефимова // Социальное обслуживание. - 2006. - № 1. - С. 47-63 (Опыт по реабилитации, полученных в ходе реализации программы "Доброе начало")
11. Кармадонов, О. А. Социальная девиация как фактическая ценностно-нормативная модель / О. А. Кармадонов // Социально-гуманитарные знания. - 2001. - № 6. - С. 148-160
12. Куликова, И. Ф. Психологическая помощь семье и детям / И. Ф. Куликова // Работник социальной службы. - 2001. - № 3. - С. 45-60
13. Курбанова, С. В. Социологический анализ эффективности социальной работы по адаптации несовершеннолетних с отклоняющимся поведением / С. В. Курбанова // Отечественный журнал социальной работы. - 2006. - № 1. - С. 49-59
14. Лоскутникова, М. А. Детская безнадзорность и беспризорность: опыт работы с неблагополучными семьями / М. А. Лоскутникова, Л. С. Чурилова // Власть и управление на Востоке России. - 2006. - № 2. - С. 82-92 (Хабаровский край)
15. Маслов, Г. Ф. Крайние формы девиантного поведения молодежи и методы его корректирования / Г. Ф. Маслов // Власть и управление на Востоке России. - 2003. - № 2. - С. 88-91
16. Миронов, Р. Г. Наркомания - реальная угроза национальной безопасности / Р. Г. Миронов // Социально-гуманитарные знания. - 2005. - № 3. - С. 176-185
17. Моисеева, В. Роль Русской православной церкви в социальной работе (на примере профилактики наркотизма) / В. Моисеева //Государственная служба. - 2006. - № 6. - С. 103-107
18. Нозикова, Н. В. Современное состояние семьи и проблема детской беспризорности и безнадзорности / Н. В. Нозикова // Власть и управление на Востоке России. - 2002. - № 2. - С. 79-82
19. Пак, О. А. Информационные структуры государства благосостояния / О. А. Пак // Финансы и кредит. - 2008. - № 16. - С. 56-60 (На примере Финляндии)
20. Подшивалова, Л. Г. Реабилитационно-коррекционная программа по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних "Дети улицы" / Л. Г. Подшивалова// Работник социальной службы. - 2008. - № 1. - С. 10-22
21. Сергейчук, С. И. Парадоксальные аспекты гражданской социализации молодежи в условиях модернизации российского общества / С. И. Сергейчук // Гражданин и право. – 2006. - № 3.- С. 16-24 (О девиантности, преступности, суицидах, наркомании среди молодежи)
22. Сериков, А. В. Профилактика политического экстремизма молодежи / А. В. Сериков // Социально-гуманитарные знания. - 2005. - № 4. – С. 198-207
23. Холостова, Е. И. Сущность участковой социальной службы и ее место в современной деятельности по профилактике безнадзорности несовершеннолетних / Е. И. Холостова // Социальное обслуживание. - 2006. - № 4. - С. 22-26
24. Хухлина, В. В. Социальное исключение: проблемы и пути их решения / В. В. Хухлина // Отечественный журнал социальной работы. - 2008. - № 2. - С. 45-54 (Социальные службы, которые занимаются решением социально исключенных из общества)
25. Хюссон, Ю. В. Социальная программа "Спасибо, нет!": профилактика наркозависимости среди детей и подростков / Ю. В. Хюссон //Работник социальной службы. - 2004. - № 3. - С. 38-49
26. Чурилова, Л. С. Проблемы детской безнадзорности и беспризорности: тенденции и пути решения / Л. С. Чурилова // Власть и управление на Востоке России. - 2005. - № 4. - С. 111-117
27. Шипунова, Т. В. Проблема синтеза теорий девиантности / Т. В. Шипунова // СОЦИС (Социологические исследования). - 2004. - № 12. - С. 103-113