Назначение выборов как стадия избирательного процесса.

Назначение выборов является первой стадией любого избирательного процесса. Сущность назначения выборов заключается в установлении даты голосования. Институт назначения выборов выступает гарантией своевременного проведения и обеспечивает, таким образом, принцип периодичности проведения выборов.

Для стадии назначения выборов характерны следующие существенные моменты:

1) выборы органов и депутатов являются обязательными и проводятся в сроки, установленные Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований;

2) выборы назначаются уполномоченным на то органом в соответствии со сроками, установленными соответствующими правовыми актами. Так, выборы депутатов Государственной Думы назначаются Президентом Российской Федерации, а выборы Президента России − Советом Федерации. В большинстве субъектов Российской Федерации выборы всех региональных органов государственной власти назначает законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации, реже применяется взаимное назначение выборов органов двух ветвей власти. Выборы органов местного самоуправления могут назначаться либо законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации, либо представительным органом местного самоуправления;

3) голосование на выборах может быть назначено только на воскресенье. Не допускается назначение голосования на нерабочий праздничный день и на предшествующий ему день, на день, следующий за нерабочим праздничным днем, а также на воскресенье, которое в установленном порядке объявлено рабочим днем;

4) решение о назначении выборов в федеральный орган государственной власти должно быть принято не ранее чем за 110 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования. Решение о назначении выборов в орган государственной власти субъекта Российской Федерации должно быть принято не ранее чем за 100 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования. Решение о назначении выборов в орган местного самоуправления должно быть принято не ранее чем за 90 дней и не позднее чем за 80 дней до дня голосования. Решение о назначении выборов подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через 5 дней со дня его принятия. При назначении досрочных выборов указанные сроки могут быть сокращены, но не более чем на одну треть;

5) в случае досрочного прекращения полномочий органов или депутатов, влекущего за собой неправомочность органа, досрочные выборы должны быть проведены не позднее чем через шесть месяцев со дня такого досрочного прекращения полномочий;

6) если уполномоченный на то орган или должностное лицо не назначит выборы в установленные законодательством сроки, а также если уполномоченный на то орган или должностное лицо отсутствует, выборы назначаются: в федеральные органы государственной власти Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом; в органы государственной власти субъекта Российской Федерации − избирательной комиссией субъекта Российской Федерации не позднее чем за 80 дней до дня голосования; в органы местного самоуправления − соответствующей избирательной комиссией не позднее чем за 70 дней до дня голосования.

В соответствии с подп. 53 ст.2 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав…» референдум − форма прямого волеизъявления граждан Российской Федерации по наиболее важным вопросам государственного и местного значения в целях принятия решений, осуществляемого посредством голосования граждан Российской Федерации, обладающих правом на участие в референдуме.

Проводится референдум на основе всеобщего равного прямого и свободного волеизъявления граждан РФ при тайном голосовании.

Инициатива проведения референдума принадлежит:

1) не менее чем 2 млн. граждан Российской Федерации, имеющих право на участие в референдуме, − при условии, что на территории одного субъекта Российской Федерации или в совокупности за пределами территории Российской Федерации находится место жительства не более 50 тыс. из них;

2) Конституционному Собранию − в случае, предусмотренном ч. 3 ст. 135 Конституции Российской Федерации;

3) федеральным органам государственной власти − в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации и ФКЗ «О референдуме Российской Федерации».

7. Регистрация (учет) избирателей, составление списков избирателей, образование избирательных округов и избирательных участков.

Ст. 2 ФЗ «Об основных гарантиях из­бирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» 2002 г. дает следующие определения:

− избирательный округ − территория, которая образована (определена) в соответствии с законом и от которой непосред­ственно гражданами РФ избираются депутат (депутаты), выбор­ное должностное лицо (выборные должностные лица);

− единый избирательный округ − избирательный округ, включающий в себя всю территорию, на которой проводятся выборы;

− многомандатный избирательный округ − избирательный округ, в котором избираются несколько депутатов и в котором за каждого из них избиратели голосуют персонально;

− одномандатный избирательный округ − избирательный ок­руг, в котором избирается один депутат.

Основные требования к образованию (определению) изби­рательных округов устанавливает ст. 18 указанного Федераль­ного закона, которая определяет, что для проведения выборов образуются одномандатные и (или) многомандатные избира­тельные округа либо определяется единый избирательный ок­руг.

Единый избирательный округ на федеральном уровне опре­деляется при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ и выборов Президента РФ.

В соответствии со ст. 3 и 4 ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Рос­сийской Федерации» депутаты Государственной Думы избираются по федеральному избирательному округу пропор­ционально числу голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты Государственной Думы; федеральный избирательный округ включает в себя всю территорию Россий­ской Федерации.

Ст. 4 ФЗ «О выборах Президента Рос­сийской Федерации» устанавливает, что выборы Президен­та РФ проводятся по единому федеральному избирательному округу, включающему в себя всю территорию Российской Фе­дерации.

Избиратели, проживающие за пределами территории Российской Федерации, также считаются приписанными к фе­деральному избирательному округу.

Одномандатные и многомандатные избирательные округа образуются на основании данных о численности избирателей, зарегистрированных в установленном порядке на соответствую­щей территории. Российское законодательство предусматривает порядок, в соответствии с которым такие избирательные округа определяются к каждым выборам. В практике иностранных го­сударств встречается и иной подход − утверждение избиратель­ных округов на длительный (свыше 10 лет) срок. Например, в Великобритании установленные законом избирательные округа подлежат пересмотру раз в 15 лет.

В России избирательная комиссия, организующая выборы, обязана не позднее, чем за 80 дней до истечения срока, в кото­рый должны быть назначены выборы, составить схему одно­мандатных и (или) многомандатных избирательных округов. Понятие «схема» употреблено в законе в широком значении. В ней должны быть обозначены границы округов, определен перечень административно-территориальных единиц, или му­ниципальных образований, или населенных пунктов, входящих в каждый избирательный округ (если избирательный округ включает в себя часть территории административно-территори­альной единицы, или муниципального образования, или насе­ленного пункта, в схеме должны быть обозначены границы этой части территории), указан номер каждого избирательно­го округа, место нахождения каждой окружной избирательной комиссии или избирательной комиссии, на которую возложены полномочия окружной избирательной комиссии, число избира­телей в каждом избирательном округе.

После определения схемы избирательной комиссией и не позднее, чем за 20 дней до истечения срока, в который должны быть назначены выборы, соответствующий законодательный (представительный) орган государственной власти, представи­тельный орган муниципального образования утверждает схему избирательных округов.

П. 4 ст. 18 ФЗ «Об основных гарантиях…» устанавли­вает требования, с соблюдением которых должны образовываться одномандатные и многомандатные избирательные ок­руга.

Во-первых, должно соблюдаться примерное равенство одно­мандатных избирательных округов по числу избирателей с до­пустимым отклонением от средней нормы представительства избирателей не более чем на 10%, а в труднодоступных или от­даленных местностях − не более чем на 30%. Во-вторых, при образовании многомандатных избиратель­ных округов должно соблюдаться примерное равенство числа избирателей на один депутатский мандат. Отклонение числа избирателей в многомандатном избирательном округе от сред­ней нормы представительства избирателей, умноженной на число депутатских мандатов в данном округе, не может превы­шать 10% от средней нормы представительства избирателей, а в труднодоступных или отдаленных местностях − 15% от сред­ней нормы представительства избирателей.

В-третьих, при образовании избирательных округов на опре­деленных законом субъекта РФ территориях компактного про­живания коренных малочисленных народов допустимое откло­нение от средней нормы представительства избирателей в соот­ветствии с законом субъекта РФ может превышать указанный выше предел, но не должно составлять более 40%.

Закон также устанавливает, что избирательный округ дол­жен составлять единую территорию. Не допускается образова­ние избирательного округа из территорий, не граничащих меж­ду собой, за исключением анклавных территорий.

П. 8 ст. 18 указанного Федерального закона устанавли­вает максимальную допустимую величину многомандатного из­бирательного округа − число депутатских мандатов, подлежа­щих распределению в таком округе, не может превышать пять. При этом предусмотрены два исключения − названное ограни­чение не применяется при выборах в органы местного само­управления сельского поселения, а также при выборах в органы местного самоуправления иного муниципального образования в избирательном округе, образованном в границах избиратель­ного участка.

Избиратель­ный участок − это первичная единица территориального объе­динения определенного количества избирателей, принадлежа­щая к определенному избирательному округу, в рамках которой непосредственно происходит голосование избирателей на вы­борах.

П. 1 ст. 19 ФЗ «Об основных гарантиях…» устанавли­вает, что избирательные участки образуются для проведения го­лосования и подсчета голосов избирателей.

В основу образования избирательных участков положен критерий количества избирателей. Они образуются на основа­нии данных о числе избирателей, зарегистрированных на тер­ритории избирательного участка в установленном законом по­рядке, из расчета не более чем 3 тыс. избирателей на каждом участке. Это положение в соответствии с п. 3 ст. 19 названного Федерального закона может не применяться при образовании избирательных участков за пределами территории Российской Федерации.

По общему правилу избирательные участки должны быть образованы не позднее чем за 45 дней до дня голосования.

Наши рекомендации