Назначение выборов как стадия избирательного процесса.
Назначение выборов является первой стадией любого избирательного процесса. Сущность назначения выборов заключается в установлении даты голосования. Институт назначения выборов выступает гарантией своевременного проведения и обеспечивает, таким образом, принцип периодичности проведения выборов.
Для стадии назначения выборов характерны следующие существенные моменты:
1) выборы органов и депутатов являются обязательными и проводятся в сроки, установленные Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований;
2) выборы назначаются уполномоченным на то органом в соответствии со сроками, установленными соответствующими правовыми актами. Так, выборы депутатов Государственной Думы назначаются Президентом Российской Федерации, а выборы Президента России − Советом Федерации. В большинстве субъектов Российской Федерации выборы всех региональных органов государственной власти назначает законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации, реже применяется взаимное назначение выборов органов двух ветвей власти. Выборы органов местного самоуправления могут назначаться либо законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации, либо представительным органом местного самоуправления;
3) голосование на выборах может быть назначено только на воскресенье. Не допускается назначение голосования на нерабочий праздничный день и на предшествующий ему день, на день, следующий за нерабочим праздничным днем, а также на воскресенье, которое в установленном порядке объявлено рабочим днем;
4) решение о назначении выборов в федеральный орган государственной власти должно быть принято не ранее чем за 110 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования. Решение о назначении выборов в орган государственной власти субъекта Российской Федерации должно быть принято не ранее чем за 100 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования. Решение о назначении выборов в орган местного самоуправления должно быть принято не ранее чем за 90 дней и не позднее чем за 80 дней до дня голосования. Решение о назначении выборов подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через 5 дней со дня его принятия. При назначении досрочных выборов указанные сроки могут быть сокращены, но не более чем на одну треть;
5) в случае досрочного прекращения полномочий органов или депутатов, влекущего за собой неправомочность органа, досрочные выборы должны быть проведены не позднее чем через шесть месяцев со дня такого досрочного прекращения полномочий;
6) если уполномоченный на то орган или должностное лицо не назначит выборы в установленные законодательством сроки, а также если уполномоченный на то орган или должностное лицо отсутствует, выборы назначаются: в федеральные органы государственной власти Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом; в органы государственной власти субъекта Российской Федерации − избирательной комиссией субъекта Российской Федерации не позднее чем за 80 дней до дня голосования; в органы местного самоуправления − соответствующей избирательной комиссией не позднее чем за 70 дней до дня голосования.
В соответствии с подп. 53 ст.2 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав…» референдум − форма прямого волеизъявления граждан Российской Федерации по наиболее важным вопросам государственного и местного значения в целях принятия решений, осуществляемого посредством голосования граждан Российской Федерации, обладающих правом на участие в референдуме.
Проводится референдум на основе всеобщего равного прямого и свободного волеизъявления граждан РФ при тайном голосовании.
Инициатива проведения референдума принадлежит:
1) не менее чем 2 млн. граждан Российской Федерации, имеющих право на участие в референдуме, − при условии, что на территории одного субъекта Российской Федерации или в совокупности за пределами территории Российской Федерации находится место жительства не более 50 тыс. из них;
2) Конституционному Собранию − в случае, предусмотренном ч. 3 ст. 135 Конституции Российской Федерации;
3) федеральным органам государственной власти − в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации и ФКЗ «О референдуме Российской Федерации».
7. Регистрация (учет) избирателей, составление списков избирателей, образование избирательных округов и избирательных участков.
Ст. 2 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» 2002 г. дает следующие определения:
− избирательный округ − территория, которая образована (определена) в соответствии с законом и от которой непосредственно гражданами РФ избираются депутат (депутаты), выборное должностное лицо (выборные должностные лица);
− единый избирательный округ − избирательный округ, включающий в себя всю территорию, на которой проводятся выборы;
− многомандатный избирательный округ − избирательный округ, в котором избираются несколько депутатов и в котором за каждого из них избиратели голосуют персонально;
− одномандатный избирательный округ − избирательный округ, в котором избирается один депутат.
Основные требования к образованию (определению) избирательных округов устанавливает ст. 18 указанного Федерального закона, которая определяет, что для проведения выборов образуются одномандатные и (или) многомандатные избирательные округа либо определяется единый избирательный округ.
Единый избирательный округ на федеральном уровне определяется при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ и выборов Президента РФ.
В соответствии со ст. 3 и 4 ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» депутаты Государственной Думы избираются по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты Государственной Думы; федеральный избирательный округ включает в себя всю территорию Российской Федерации.
Ст. 4 ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» устанавливает, что выборы Президента РФ проводятся по единому федеральному избирательному округу, включающему в себя всю территорию Российской Федерации.
Избиратели, проживающие за пределами территории Российской Федерации, также считаются приписанными к федеральному избирательному округу.
Одномандатные и многомандатные избирательные округа образуются на основании данных о численности избирателей, зарегистрированных в установленном порядке на соответствующей территории. Российское законодательство предусматривает порядок, в соответствии с которым такие избирательные округа определяются к каждым выборам. В практике иностранных государств встречается и иной подход − утверждение избирательных округов на длительный (свыше 10 лет) срок. Например, в Великобритании установленные законом избирательные округа подлежат пересмотру раз в 15 лет.
В России избирательная комиссия, организующая выборы, обязана не позднее, чем за 80 дней до истечения срока, в который должны быть назначены выборы, составить схему одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов. Понятие «схема» употреблено в законе в широком значении. В ней должны быть обозначены границы округов, определен перечень административно-территориальных единиц, или муниципальных образований, или населенных пунктов, входящих в каждый избирательный округ (если избирательный округ включает в себя часть территории административно-территориальной единицы, или муниципального образования, или населенного пункта, в схеме должны быть обозначены границы этой части территории), указан номер каждого избирательного округа, место нахождения каждой окружной избирательной комиссии или избирательной комиссии, на которую возложены полномочия окружной избирательной комиссии, число избирателей в каждом избирательном округе.
После определения схемы избирательной комиссией и не позднее, чем за 20 дней до истечения срока, в который должны быть назначены выборы, соответствующий законодательный (представительный) орган государственной власти, представительный орган муниципального образования утверждает схему избирательных округов.
П. 4 ст. 18 ФЗ «Об основных гарантиях…» устанавливает требования, с соблюдением которых должны образовываться одномандатные и многомандатные избирательные округа.
Во-первых, должно соблюдаться примерное равенство одномандатных избирательных округов по числу избирателей с допустимым отклонением от средней нормы представительства избирателей не более чем на 10%, а в труднодоступных или отдаленных местностях − не более чем на 30%. Во-вторых, при образовании многомандатных избирательных округов должно соблюдаться примерное равенство числа избирателей на один депутатский мандат. Отклонение числа избирателей в многомандатном избирательном округе от средней нормы представительства избирателей, умноженной на число депутатских мандатов в данном округе, не может превышать 10% от средней нормы представительства избирателей, а в труднодоступных или отдаленных местностях − 15% от средней нормы представительства избирателей.
В-третьих, при образовании избирательных округов на определенных законом субъекта РФ территориях компактного проживания коренных малочисленных народов допустимое отклонение от средней нормы представительства избирателей в соответствии с законом субъекта РФ может превышать указанный выше предел, но не должно составлять более 40%.
Закон также устанавливает, что избирательный округ должен составлять единую территорию. Не допускается образование избирательного округа из территорий, не граничащих между собой, за исключением анклавных территорий.
П. 8 ст. 18 указанного Федерального закона устанавливает максимальную допустимую величину многомандатного избирательного округа − число депутатских мандатов, подлежащих распределению в таком округе, не может превышать пять. При этом предусмотрены два исключения − названное ограничение не применяется при выборах в органы местного самоуправления сельского поселения, а также при выборах в органы местного самоуправления иного муниципального образования в избирательном округе, образованном в границах избирательного участка.
Избирательный участок − это первичная единица территориального объединения определенного количества избирателей, принадлежащая к определенному избирательному округу, в рамках которой непосредственно происходит голосование избирателей на выборах.
П. 1 ст. 19 ФЗ «Об основных гарантиях…» устанавливает, что избирательные участки образуются для проведения голосования и подсчета голосов избирателей.
В основу образования избирательных участков положен критерий количества избирателей. Они образуются на основании данных о числе избирателей, зарегистрированных на территории избирательного участка в установленном законом порядке, из расчета не более чем 3 тыс. избирателей на каждом участке. Это положение в соответствии с п. 3 ст. 19 названного Федерального закона может не применяться при образовании избирательных участков за пределами территории Российской Федерации.
По общему правилу избирательные участки должны быть образованы не позднее чем за 45 дней до дня голосования.