Революция и реформа государственного строя
Удержав власть и сломив вооруженное сопротивление революционных сил, правительство Николая II не отказалось от завершения политической реформы. В декабре 1905 г., несмотря на восстание в Москве, вышел закон о порядке выборов в Государственную думу. Николай II и С.Ю. Витте отвергли идею введения всеобщего избирательного права. Избирательный закон 11 декабря 1905 г. сохранял куриальные начала формирования Думы. Вместе с тем, избирательные права получили рабочие. Законами 20 февраля 1906 г. был определен порядок деятельности Государственной думы и Государственного совета как верхней законодательной палаты. На основе Манифеста 17 октября были составлены Основные государственные законы Российской империи – первая конституция России. Проект Основных законов был подготовлен Особым совещанием под председательством царя; при обсуждении был учтен европейский опыт и ряд поправок либеральных деятелей – П.Н. Милюкова, С.А. Муромцева, Ф.А. Головина, М.М. Ковалевского. Дискуссии велись о смысле понятий «самодержавие» и «неограниченная монархия». Николай II установил между ними различие, исключив из текста определение власти монарха как «неограниченной», но оставив слово «самодержавная».
Законодательная власть была разделена на паритетных началах между императором, Думой и обновленным Госсоветом (одна половина членов Совета по-прежнему назначалась царем, другая стала выборной – от православного духовенства, дворянских и земских собраний, Академии наук и университетов, торгово-промышленных обществ). Для принятия закона требовалось его одобрение большинством в обеих палатах, а затем – подписание царем. Дума и Госсовет могли рассматривать любые вопросы, кроме военных, дипломатических и придворных, которыми ведал император. Законодательные палаты не участвовали в назначении министров, также являвшемся прерогативой государя, но имели исключительное право утверждать бюджет. В свою очередь, монарх обладал правом роспуска Думы и приостановления, в связи с этим, деятельности Госсовета. Споры в историографии вызывает содержание статьи 87 Основных законов. Статья предоставляла императору право издавать, по представлению Совета министров, указы, имеющие силу закона. Некоторые историки, основываясь на этом, пытаются опровергнуть конституционный характер Российского государства в 1906-1917 гг. Но такой указ мог быть издан лишь в перерыве работы Думы; он не мог вносить изменения в Основные законы, учреждения Госсовета и Думы, избирательное законодательство. Указ терял силу, если он не был внесен в Думу через два месяца после возобновления ее работы или был отвергнут Думой или Госсоветом.
23 апреля 1906 г. Основные законы были утверждены. Россия стала конституционной (Думской) монархией. Большие изменения произошли в системе органов исполнительной власти. 19 октября 1905 г. было образовано единое правительство – Совет министров, которому была подчинена деятельность глав всех ведомств. Совет министров имел право законодательной инициативы. Главой правительства стал председатель Совета министров, подотчетный императору. Сенат наделялся функциями конституционного надзора и должен был запрещать исполнение актов, нарушающих Основные законы Империи.
После издания Манифеста 17 октября возникло более 150 политических партий. По своей направленности они делились на три блока: партии правительственного лагеря (консервативные), либеральные и социалистические.
Крупными консервативно-монархическими организациями были Союз Русского народа, Русский Народный Союз имени Михаила Архангела, Партия правового порядка и Русская монархическая партия. Всего насчитывалось около 30 партий и союзов этого направления. Правые силы отстаивали самобытные основы русской государственности, соборности, православия. Большинство их выступало за социальные реформы в пользу крестьян, рабочих и мелких производителей, за ограничение всевластия бюрократии.
Главными либеральными партиями были кадеты и октябристы, к которым примыкало около 40 мелких партий и групп. Они исходили из того, что страна развивается по западному пути, но является «отсталой». Преодолению «отсталости», по мнению либералов, будет служить реформа политического строя и модернизация экономики по европейскому образцу. Либеральные партии декларировали сохранение унитарного государства с дарованием автономных прав Польше и Финляндии и культурно-национальной автономии всем народам России. Они выступали за реформы в аграрном и рабочем вопросах, в социально-экономической и культурной сферах по примеру «передовых» стран Европы и Северной Америки. Кадеты и октябристы являлись соответственно левым и правым крылом легальной оппозиции.
Ведущими силами революционно-социалистического направления стали Российская социал-демократическая рабочая партия (РСДРП) и Партия социалистов-революционеров (эсеры). Обе партии переживали внутренний раскол. РСДРП раскололась на две фракции (позднее – партии): большевиков и меньшевиков. Эсеры разделились на левых, правых и центристов. Внутри революционных партий возникли острые разногласия по вопросу об отношении к Думской монархии. Крайне левые предлагали бойкот новой политической системы, объявив Думу обманом народа. Умеренная часть социалистов желала отказаться от нелегальных форм борьбы в пользу парламентских. Лидер большевиков В.И. Ленин, талантливый политический стратег и гибкий тактик, требовал рационального сочетания легальной и подпольной работы при сохранении железной внутренней дисциплины.
Социальный состав политических партий был весьма пестрым, но их лидерами повсеместно являлись представители интеллигенции. Численность партий была невелика. Самые крупные – Союз Русского народа и кадеты – на пике популярности насчитывали сотни тысяч членов, самые мелкие – несколько десятков. Общий состав партий в 1905-1907 гг. не превышал 0,5% населения, а к 1914 г. снизился вдвое. Партийная система, заимствованная у «передовых» стран Запада, изначально отражала реальные интересы лишь политически активных слоев общества, т.е. ничтожного меньшинства народа.
Думская монархия
1.4.1 Деятельность I и II Государственных дум
Назначив выборы первого российского парламента, Николай II надеялся воспитать в его недрах умеренно-консервативную силу, способную вместе с правительством «обеспечить России путь спокойного развития, без резкого нарушения тех устоев, на которых она жила столько времени». 27 апреля 1906 г. была открыта I Государственная дума. Либералы (кадеты и партия демократических реформ), выигравшие выборы, имели более трети мест и требовали от государя создать ответственное перед Думой правительство, упразднить Госсовет, провести полную политическую амнистию. При этом Дума не пожелала осудить революционный террор. По поручению царя, премьер И.Л. Горемыкин, сменивший Витте, отказал Думе в ее притязаниях. В ответ Дума выразила недоверие правительству, отвергла его аграрную программу и самоустранилась от законодательных дел. Николай II был возмущен поведением оппозиции, но пытался найти компромисс. Генерал Д.Ф. Трепов – доверенное лицо царя – обсуждал с Милюковым замысел формирования нового правительства из либеральных деятелей с опорой на думское большинство. Но демонстративная нелояльность кадетов, продолжавших «штурм власти», вынудила царя отказаться от переговоров с ними. 9 июля 1906 г. Николай II в соответствии с законом распустил I Думу. Попытка депутатов от оппозиции (более 230 чел.), подписавших Выборгское воззвание, начать кампанию гражданского неповиновения не увенчалась успехом.
В день роспуска I Думы председателем Совета министров был назначен П.А. Столыпин. 25 августа 1906 г. правительство Столыпина обнародовало свою политическую программу, предполагавшую расширение гражданских прав, аграрную реформу, меры по улучшению быта рабочих, а также преобразования в сферах местного самоуправления, суда, народного просвещения, полиции, налоговой системы и др. В августе–ноябре 1906 г., до созыва новой Думы, царь издал ряд указов, положивших началоаграрной реформе.
20 февраля 1907 г. была открыта II Государственная дума, в которой депутаты от социалистических партий заняли около 40% мест. По примеру предшественников, большинство II Думы уклонилось от законодательной работы и посвятило свои заседания критике правительства. Столыпин предложил царю распустить Думу, а также изменить избирательный закон, что вскоре и произошло. Манифест 3 июня 1907 г. о роспуске Думы и введении нового избирательного закона был воспринят населением индифферентно. Нарушение правовой нормы, запрещавшей монарху издавать новый закон без согласия законодательных палат, было мотивировано высшим правом «исторической Власти Русского Царя», врученной «от Господа Бога». «Третьеиюньский переворот» оставил в силе конституционные начала государственного строя России, утвержденные в 1905-1906 гг. Николай II не внял призывам правых лишить Государственную думу законодательных прав.
Третьеиюньская система
По новому избирательному закону вдвое сократилось представительство от крестьян и мелких городских налогоплательщиков. Значительно возросло число выборщиков от крупных землевладельцев и богатых городских налогоплательщиков. III и IV Думы качественно отличались от предыдущих по партийному составу. Главной силой в III Думе, ее «центром» стала фракция Союза 17 октября (октябристов). При ее объединении с правыми по вопросам охранительного содержания (централизация власти, укрепление порядка и т.п.) создавалось правооктябристское большинство (около 280 чел.), а при голосовании вместе с кадетами и их союзниками по умеренно-либеральным проектам – октябристско-кадетское (около 230 чел.). Это позволило премьеру опираться на поддержку разных политических сил. Став первым в истории России работоспособным парламентом, III Дума заседала весь пятилетний срок и одобрила 2432 законопроекта.
Заседания III Думы открылись 1 ноября 1907 г. Кабинет П.А. Столыпина располагал в Думе большинством во главе с октябристами, считавшимися главной проправительственной силой. Но октябристы видели в этом союзе тактическую меру и почти не скрывали враждебности к «Царскому дому». Глава октябристов А.И. Гучков, до 1910 г. – глава думской комиссии государственной обороны, считал своим главным делом подготовку свержения Николая II путем военного переворота. Тем не менее, до 1911 г. октябристы сотрудничали с правительством, участвуя в выработке важных решений. III Дума одобрила законы о землевладении, землеустройстве, переселении и др., ставшие основой Столыпинской аграрной реформы, но отклонила не менее важные правительственные проекты: по вопросам местного самоуправления и развития судебной системы, о всеобщем начальном образовании.
Своей главной задачей Столыпин считал укрепление «низов». Он верил в возможность мирного обновления страны: «Дайте государству двадцать лет покоя, внутреннего и внешнего, и вы не узнаете нынешней России!».
III Дума сотрудничала с правительством в подготовке нового рабочего законодательства, хотя большинство думцев защищало интересы работодателей. Особая комиссия министра финансов В.Н. Коковцова внесла в Думу законопроекты: о страховании рабочих, о сокращении рабочего дня с 11,5 до 10 часов, о создании конфликтных комиссий из рабочих и предпринимателей. В 1912 г. Дума одобрила законопроект о государственном страховании рабочих от несчастных случаев и болезней. Страхование было распространено на фабрично-заводских и горнозаводских рабочих, а затем – на железнодорожников. Размер пенсии при несчастном случае и по болезни составлял 2/3 среднего заработка. Пенсии за увечье выплачивали предприниматели, а по болезни – больничные кассы (рабочие вносили в них 1-2% заработка, а владелец – 2/3 общей суммы). Новый закон не распространялся на строителей, батраков, прислугу и др.
Остро обсуждались в Думе законопроекты по национальному вопросу. Правительство решило ограничить автономию Финляндии, в которой находили убежище революционеры и сепаратисты, и в 1910 г. добилось принятия закона, урезавшего права финляндского сейма. Общеимперские вопросы (налоги, образование, связь, железные дороги и др.) были изъяты из ведения сейма. Были уравнены в правах русские и финские граждане в Финляндии (отменена дискриминация русских), финская казна должна была уплатить 20 млн марок взамен отбывания воинской повинности финнами.
При рассмотрении польского вопроса польское коло (фракция польских умеренных), не настаивая на автономии Польши, предлагало расширить в ней права местного самоуправления, а также ввести суд присяжных. Бурные дебаты велись по вопросу о Холмщине – области на левом берегу Западного Буга, в старину являвшейся частью Галицко-Волынской Руси. Решительный епископ Евлогий (Георгиевский) собрал под петицией о создании Холмской губернии и ее отделении от Царства Польского более 50 тыс. подписей местных жителей. Украинское (русское), православное население вокруг г. Холм многие века противостояло полонизации и окатоличиванию. В 1912 г. закон об образовании Холмской губернии вне Царства Польского был принят.
Законопроект о введении земств в западных губерниях стал причиной политического кризиса. Кабинет Столыпина предложил ввести земства в 9 западных губерниях на особых условиях. Население Западного края на 90% было белорусским и украинским (по официальной терминологии – русским), а почти все помещики были поляками. Поэтому земские выборы предлагалось проводить по национальным куриям – двум русским (землевладельцев и крестьян) и одной польской (землевладельцев) с равной долей представительства. Правооктябристское большинство Думы одобрило введение земств в 6 западных губерниях. Но в марте 1911 г. законопроект был отклонен правым большинством Госсовета, возражавшим против создания национальных курий. Столыпин счел это следствием интриг своих недругов и подал в отставку, но Николай II не принял ее. Тогда премьер добился от царя роспуска законодательных палат на 3 дня «на каникулы» и подписания закона на основании статьи 87 Основных законов в редакции, одобренной Думой. Действия Столыпина неожиданно вызвали протесты большинства думцев. Премьеру отказали в поддержке октябристы. Председатель Думы А.И. Гучков, «друг» Столыпина, демонстративно покинул свой пост. Столыпин, подвергнутый нападкам «слева» и «справа», терял контроль над Думой и исполнительной властью, а вместе с ними – доверие государя. Появились слухи о скором увольнении премьера. 1 сентября 1911 г. Столыпин был смертельно ранен в Киеве агентом охранки Дмитрием (Мордкой) Богровым и умер 5 сентября. Обстоятельства убийства Столыпина дали повод для версий, что оно совершено с санкции «охранки», т.е. едва ли не с ведома высших лиц Империи. Гибель П.А. Столыпина разрушила механизм взаимодействия исполнительной власти и законодательных палат. Новый премьер В.Н. Коковцов пытался продолжать столыпинский курс. Но внутри правительства назрел раскол. «Левые» и «правые» министры оппонировали друг другу в парламенте.
Выборы в IV Думу прошли осенью 1912 г., ее состав мало отличался от предыдущего: правый и левый фланги сохранили свои позиции, а главной силой оставались октябристы, потерявшие часть мест. Но правительство не имело в новой Думе своего большинства. Коалиция из октябристов, кадетов и прогрессистов, в обход правых, провела на пост председателя Думы М.В. Родзянко – защитника «конституционного строя». Думская оппозиция начала кампанию по дискредитации царя и монархии. В ноябре 1913 г. А.И. Гучков заявил о разрыве октябристов с верховной властью.
Однако росту престижа оппозиционеров мешали успехи экономического развития России. В январе 1914 г. Николай II назначил премьером престарелого и непопулярного, но во всем лояльного престолу И.Л. Горемыкина. Царь взялся лично руководить правительством ради осуществления новой программы реформ. В частности, она предполагала кардинальные преобразования в кредитной системе, призванные, по мысли монарха, обеспечить все слои населения «правильно поставленным и доступным кредитом».
Пережив «революционную смуту», Россия вернула себе внутреннюю стабильность. Политические свободы, законодательные учреждения стали неотъемлемой частью ее государственного устройства. Но будущее страны зависело от способности правительства обеспечить благоприятные условия ее дальнейшего социально-экономического и культурного развития.