Лекция 2.1. Государства Древнего Востока

План лекции:

1. Становление и развитие государственности в странах Древнего Востока.

2. Древнее Двуречье.

3. Древний Египет.

4.Древний Египет.

Понятие «Древний Восток» в исторической науке традиционно используется для обозначения совокупности стран юго-западной, южной и восточной Азии, а так же северной и северо-восточной Африки. Именно на Востоке сформировались государства, мировые религии, право.

Самыми благоприятными для обитания человека явились долины Нила, Евфрата, Янцзы, Хуанхэ, Инда и Ганга. В этих областях раньше, чем в других регионах получила развитие система земледелия, основанная на ирригации и характеризующаяся устойчивыми урожаями. В связи с этим здесь появился прибавочный продукт, что привело к разложению первобытнообщинного строя и зарождению стратифицированного общества и государства.

Общественное и государственно-правовое развитие государств Древнего Востока имеет свою специфику, прежде всего длительное сохранение сельской общины, основанное на натуральном хозяйстве, а потому замкнутой в себе как экономически, так и политически. Восточная община повлияла на развитие государственного хозяйства и определила характер политической власти в этих обществах. Консервация общинных структур сдерживала развитие частной собственности на землю, поэтому в восточных обществах долго преобладали полупатриархальные формы эксплуатации, прежде всего посредством внеэкономического принуждения в интересах правителя, жречества, родоплеменной верхушки. Удельный вес труда рабов был невелик, но постоянно возрастал. Становились более разнообразными формы эксплуатации свободных и покоренных племен.

Протогосударства образовались в древневосточных цивилизациях (в Древней Месопотамии, В Древнем Египте, в Древней Индии и Китае) в процессе разложения родовой общины, разделения труда, усложнения управленческих функций. Лица, осуществляющие управление, превратились в сословие знати, стоящей над рядовыми общинниками. Первоначально государственные структуры складывались на основе отдельных племен, либо племенных союзов и в их территориальных границах. Возглавлялись они нередко потомками племенных вождей. В результате завоеваний мелкие государства превращались в большие, относительно централизованные. Сельская община в таких государствах оказывала огромное влияние на формы земельной собственности и способы эксплуатации. Община была непосредственным владельцем земли. Её собственнические права на землю определялись наличием собственно общинных земель и правом контроля над земельными наделами общинников. Но государство при этом являлось верховным собственником земли и получало с общинников ренту – налог.

На Востоке отсутствовали четкие социально-классовые границы, а социально-правовой статус индивида не всегда совпадал с его социально экономическим положением. Тем не менее, можно выделить три основных социальных слоя: 1) господствующие верхи, куда входили светская и духовная аристократия, верхушка армии, состоятельные группы земледельческих общин; 2) свободные мелкие производители – крестьяне и ремесленники, добывающие хлеб своим трудом; 3) различные категории лиц, лишенных средств производства, к которым относились и рабы.

Раннее государство является более развитой политико-административной структурой и отличается от протогосударств более обширной территорией, заселенной людьми, принадлежащими к различным родам и племенам. Также, в ранних государствах существует иерархическая, сложная система администрации, которая делится, как правило, на три уровня: центральный, региональный и местный.

Обеспечение религиозного благополучия имело важное значение для нормального функционирования раннего государства, создавало психологически комфортные условия для непосредственных производителей. За выполнение сакральных обязанностей подданные брали на себя расходы по содержанию правителя и его окружения, снабжали продуктами питания, одеждой, строили храмы и дворцы.

Постепенно складывалась система взаимного обмена услугами, одни обеспечивают покровительство богов, другие – трудятся на процветание общества, третьи – воюют и защищают сложившийся порядок. С появлением развитых форм религии возникли представления, обосновывающие необходимость разделения функций между социальными группами.

В период раннего государства возникли элементы новой формы собственности, а именно, частной собственности, не существующей в протогосударствах.

Причинами возникновения частной собственности являлись: возрастание продуктов материального производства, которые превышали общественные потребности.

Становление и окончательное оформление власти-собственности означало важный шаг в институционализации государственного устройства древневосточного общества в форме деспотической власти.

Мощная централизованная структура управления складывалась на протяжении тысячелетий. Привычная административно-распределительная форма отношений полностью подавляла частную собственность и рынок. Власть на востоке была первична, а отношения частной собственности, необходимые для регулирования хозяйства – вторичными.

Становление и окончательное оформление феномена власти-собственности (в том числе феномена верховной власти – верховной собственности) означало важнейший шаг в институционализации государственного устройства древневосточного общества в форме деспотической административно-командной системы. И пока оставалась незыблемой вызвавшая ее к жизни социально-экономическая и политическая основа, эта система, наделенная высокой степенью относительной самостоятельностью, обладала большими регенерационными возможностями, способностями к бесконечному воспроизводству самой себя в практически неизменных, поистине клонированных формах.

С теоретической точки зрения развитие институтов частной собственности, с особой силой проявившееся в эпоху развитого государства, представляло собой потенциальную опасность для устоев административно-командной системы.

Традиционализм, консервативная стабильность определили дальнейшее развитие стран этого региона не по линейно-прогрессивному направлению, а по циклической траектории, когда изменения затрагивали преимущественно лишь количественные параметры, тогда как сущностные характеристики всей системы в своей основе оставались практически неизменными. Впрочем, было бы неправильно говорить о полной стагнации древневосточных обществ, и отрицать какие бы то ни было происходившие в них перемены. Следует только иметь в виду, что сложившаяся система тщательно отбирала, умело адаптировала и оптимально использовала исключительно лишь те новшества, которые ее еще более укрепляли и стабилизировали. Те же новые веяния, которые грозили ослабить централизацию, поколебать всесилие верховной власти, подорвать систему религиозно-идеологических ценностей, стимулировать местный сепаратизм, активизировать индивидуалистические устремления подданных, - все эти и подобные им тенденции максимально энергично подавлялись всей мощью государственной машины, всей силой составлявших ее политико-правовых (в первую очередь, карательных) механизмов.

Древнее Двуречье. Первые государства на территории Двуречья возникли в начале III тыс. до н. э. Они были расположены на естественных холмах и окружены стенами. В каждом из них жило приблизительно 40-50 тыс. чел. Это были небольшие города-государства, в общественном и государственном строе которых длительное время сохранялись пережитки родоплеменной организации. Древнейшим населением страны, заложившим основы цивилизации в Двуречье, были шумеры, от этого народа происходит название государства Шумер, история которого насчитывает семь веков. Шумер был не единым государством, на его территории находились такие города как Ниппур, Киш, Лагаш, Ларса, Урук, Ур, Эриду, население которых достигало нескольких тысяч человек. Источники дают сведения о довольно ранних отношениях шумеров с пастушескими семитскими племенами, которые затем появляются на территории, заселенной шумерами. Север Двуречья населяли семиты (арабы и евреи), которые основали город Аккад, ставший столицей государства. Постепенно правитель Аккада Саргон (по кличке Древний) завоевал всю территорию Шумера и создал мощное Шумеро-Аккадское царство, просуществовавшее почти сто лет. Саргон принял титул «царь Шумера и Аккада», «царь четырех стран света». Саргон совершал успешные походы в Сирию, в районы гор Тавра и победил царя соседнего государства Элам. Им было создано первое в истории постоянное войско, состоявшее из 5400 чел. Это было хорошо обученное профессиональное войско, все благополучие которого зависело от царя.

При Саргоне сооружались новые каналы, в общегосударственном масштабе была налажена оросительная система, введена единая система мер и весов. Аккад вел морскую торговлю с Индией и Восточной Аравией.

Около II тысячелетия до н.э. Двуречье захватили кочевники-амореи. Они одержали победу над Шумеро-Аккадским царством и основали новую династию Ура, объединившую Двуречье. Одним из опорных пунктов стал Вавилон, который имел удобное географическое положение. Вавилон затмил все остальные горда страны, и по его имени все Двуречье стали называть Вавилонией. Первые пять вавилонских царей значительно расширили свои владения. С конца XIX в. до н.э. наступает период Древневавилонского царства (1894-1595 гг.), которое составило особую эпоху в истории Двуречья. Шестой царь Вавилона Хаммурапи превратил Вавилон в огромное государство-империю, состоящее из большой территории от Персидского залива до Сирии. Вавилон часто подвергался нашествию горных племен, разрушался, как птица Феникс вновь восставал из пепла. После смерти царя Хаммурапи Вавилон потерпел ряд поражений от своих соседей, в 1595 г. Древневавилонское царство было уничтожено хеттами и касситами, которые правили Вавилоном около 400 лет.

Новый подъем Вавилона приходится на VII-VI вв. до н.э. – период Ново-Вавилонского царства. В этот период происходит рост крупного землевладения, ремесла, торговли, строились грандиозные храмы, оборонительные и ирригационные сооружения. В III в. до н.э. после смерти Навуходоносора Вавилон фактически прекращает свое существование, поскольку он был завоеван персидским царем Киром.

Как в любом рабовладельческом государстве, в Древнем Вавилоне общество делилось прежде всего на свободных и рабов.

Рабы («вардум») составляли низший общественный слой. Рабы были царские, храмовые, частновладельческие. Они не могли быть собственниками.

Свободное население Вавилона, делилось на полноправных и неполноправных. Полноправные свободные граждане («авилум» - человек, муж) составляли основную массу населения. В большинстве своем они владели землей, несли имущественные и личные повинности в пользу государства. Полноправные граждане не были однородным сословием. В царствование Хаммурапи процесс расслоения сельской общины зашел довольно далеко. Отдельные зажиточные общинники становились все более самостоятельными. Наряду с ними появились обедневшие общинники, попадавшие в долговую кабалу.

Законы Хаммурапи свидетельствуют о стремлении законодателя облегчить положение этих лиц.

Стремление царской власти ограничить произвол кредиторов над попавшими в долговую кабалу беднейшими слоями свободного населения объясняется стремлением сохранить могущество войска, основу которого составляли свободные.

Полноправным гражданам противопоставлялись «мушкенумы» (покорные). Вопрос о мушкенумах в сословной структуре вавилонского общества не решен однозначно. Происхождение этой социальной группы с достоверностью не установлено. По одной из версий, «мушкенумы» - это жители покоренных Хаммурапи городов и областей, по другой – вольноотпущенники. На неравноправное положение мушкенума указывают статьи, определяющие наказание за преступление против него.

Так, членовредительство, нанесенное «авилуму», каралось соответствующим членовредительством виновного, но если членовредительство было совершено по отношению к мушкенуму, то виновный платил лишь штраф. За украденную у мушкенума вещь вор платил 10-кратный штраф, а за украденную вещь, находившуюся в собственности царя или храма, 30-кратный штраф.

Наряду с сословиями законы называют также профессиональные занятия населения. Первое место занимают придворные служащие, из которых законы называют царского телохранителя и высшее жречество, стоявших в непосредственной близости к царю. Из других государственных служащих законы упоминают «редум», «баирум», «декум», «лубуттум». Функции этих лиц не совсем ясны, вероятно, это различного рода военнослужащие. В соответствии с важным государственным значением религии и храмов в Вавилонии почетное положение среди других профессий занимают храмовые служащие.

Довольно высокое положение в обществе занимало чиновничество, к нему предъявлялись большие требования, но власть наделяла их землей, которая могла переходить по наследству или обращаться в пенсию.

Низшие ступени профессионально-служебной лестницы занимали крупные купцы и предприниматели, ремесленники, поденщики. Низко ценился труд врачей, ветеринаров. В отличие, например, от архитекторов и корабельщиков, получавших за свой труд гонорар (подарок), врачи получали плату.

Наиболее ранней формой государственной организации в Месопотамии были города-государства, во главе них стоял «энси» (возглавляющий род). Энси называли самостоятельного владыку, правившего каким-либо городом с ближайшей округой. Титул этот жреческого происхождения и свидетельствует о том, что первоначально представитель государственной власти был также главой жречества.

Со временем власть правителей приобретала наследственный характер, административный аппарат и сам царь стали олицетворять единство обширных территорий. Возникает новый вид правителя – лугаль, власть которого не ограничивалась общинными органами. Усилению централизаторских тенденций способствовало представление о божественном характере власти, якобы ниспосланной богами царям. Наибольшей концентрации царская власть достигла в Древнем Вавилоне.

При Урнамму царская власть приобрела деспотический характер. Царь был верховным судьей, главой всего государственного аппарата, он же решал вопросы войны и мира. Было создано сильное центральное управление. В царских и храмовых хозяйствах многочисленный штат писцов и чиновников регламентировал вплоть до мелочей все аспекты хозяйственной жизни. В стране действовал налаженный транспорт, рассылались гонцы с приказами и документами во все концы государства.

Сын Урнамму Шульга (2093-2046 гг. до н. э.) добился своего обожествления. В храмах ставились его изваяния, которым надо было приносить жертвы. Шульга издал законы, свидетельствующие о существовании разработанной судебной системы. В них, в частности, устанавливалось вознаграждение за привод беглого раба его хозяину. Предусматривалось также наказание за различные виды членовредительства. В отличие от более поздних законов Хаммурапи, Шульга не руководствовался принципом «око за око, зуб за зуб», а установил принцип денежного возмещения пострадавшему. Законы Шульги являются древнейшими из пока известных нам правовых актов.

При преемниках Шульги большую опасность для государства стали представлять аморейские племена, которые нападали на Месопотамию из Сирии. Чтобы приостановить продвижение амореев, цари III династии Ура соорудили линию укреплений большой протяженности. Однако и внутреннее положение государства было непрочным. Храмовое хозяйство требовало огромного количества работников, которые постепенно лишались прав свободных членов общества. Например, один лишь храм богини Баба в Лагаше владел земельной площадью более 4500 га. Армия Ура начала терпеть поражения в войнах с аморейскими племенами и эламитами. В 2003 г. власть III династии Ура была свергнута, последний представитель ее Ибби-Суэн уведен в плен в Элам. Храмы Ура были разграблены, а в самом городе оставлен эламский гарнизон.

Около 1894 г. до н. э. амореи создали самостоятельное государство со столицей в Вавилоне. Начиная с этого времени роль Вавилона, самого молодого из городов Месопотамии, в течение многих столетий неуклонно росла.

Государственный строй Древневавилонского царства напоминает государственный строй Древнего Египта. Та же форма правления – восточная деспотия. В руках царя сосредоточена судебная, исполнительная, законодательная и верховная религиозная власть. Управление государством осуществлялось через сложный бюрократический аппарат. Источники показывают, каким образом функционировали три основные ведомства: финансовое, военное и публичных работ. Среди высших сановников государства – визирь, дворецкий, начальник финансов, кравчий, главный военачальник.

Страна была разделена на области, управление которыми осуществляли царские чиновники (шакканиккум). Во главе больших городов стояли наместники царя. Они отвечали за сбор налогов, за поддержание порядка и созыв ополчения, контролировали общинную администрацию. Органы общинного самоуправления, хотя их функции были значительно урезаны, осуществляли некоторые административные, финансовые и судебные полномочия.

Судебные функции выполняли чиновники, назначаемые царем: наместники и правители местности. Почти повсеместно они могли осуществлять вызов в суд, арест и розыск преступников. Определенное значение сохраняли общинные и храмовые суды. Высшей судебной инстанцией являлся царь. Он имел право помилования, рассматривая жалобы на злоупотребление судей и отказ в правосудии.

Древний Египет. Приблизительно пять тысяч лет назад на территории современного Египта сложилось единое государство, просуществовавшее три тысячелетия. Здесь как и во всей другой цивилизованной культуре, были свои периоды подъема, благоденствия, затем кризиса и упадка.

История Древнеегипетского государства делится на 4 периода: Раннее царство (XXXI-XXVIII вв. до н.э.), Древнее царство (XXVIII-XXIII вв. до н.э.), Среднее царство (XXII-XVIII вв. до н.э.), Новое царство (XVI-XI вв. до н.э.). некоторые исследователи выделили еще и Позднее царство (VII-VI вв. до н.э.).

Египетское государство возникло в северо-восточной части Африки в долине Нила. Название Египет происходит от слова Айкапта, что означает дворец духа Пта (Птаха), одного из божеств Египта. В долине Нила первоначально образовались два десятка небольших протогосударств – номов. Образование номов происходило в результате объединения нескольких сельских общин для совместного проведения работ по строительству каналов. Для понимания особенности социально-экономической структуры Египта, как и других стран Древнего Востока необходимо учитывать особые условия климата и почвы.

Одной из главных производительных сил Египта являлась река Нил. Нил ежегодно разливался в середине июня, выходил из своих берегов. Чтобы использовать этот разлив для орошения пустынных долин, необходима была система плотин и каналов. Это требовало использование огромного количества работников и централизованное руководство работами. Вследствие чего военнопленных стали обращать в рабов. Этот факт объясняет раннее образование государства, длительное сохранение общинной собственности, так как ирригационные сооружения рациональнее было проводить силами общин.

Отсюда же происходит централизм в организации государственной власти и большая роль чиновников и жрецов как организаторов общественных работ.

Номы вели между собой кровопролитные войны. Слабые номы, иногда добровольно, иногда насильственно присоединялись к более сильным номам, что приводит к возникновению двух крупных номов – Верхний Египет и Нижний Египет. Цари Верхнего Египта покоряют Нижний и таким образом образуется единое централизованное государство – Древний Египет, во главе с фараоном. По преданию египетского жреца Манефона первым египетским фараоном был человек по имени Менес (в переводе с древнегреческого языка; по египетски это имя звучит как Мина).

В период раннего царства Египет представляет собой племенной союз. Основную массу населения составляют крестьяне-общинники. В этот период образуется царское храмовое хозяйство, выделяется родовая аристократия. Именно в это время царь Верхнего Египта покоряет Нижний Египет, и образуется единое государство.

В административном плане Египет делится на округа (номы), во главе с номархами. В период Древнего царства сельская община остается основной производственной ячейкой общества, внутри общин происходит имущественное расслоение, широко используется труд рабов, хотя рабство носит патриархальный характер, но существует уже рабский рынок.

Верхушку общества составляла номовая аристократия, которая имела огромные земельные владения, и жречество. Государственная власть формируется в форме «восточной деспотии».

В период Среднего царства власть фараонов приходит в упадок, усиливается родовая аристократия, страна распадается на полузависимые области. Экономический кризис приводит к политическому – и в XVIII в. до н.э. Египет был завоеван племенами гиксосов, которые господствовали 150 лет.

После изгнания гиксосов в Египте начинается Новое царство. В этот период Древний Египет проводит многочисленные войны и превращается в мировую державу. Усиливается власть фараонов, укрепляется система централизованного управления. Вся власть сосредотачивается в руках царских чиновников.

Возрастает роль жрецов, которые становятся независимыми от центральной власти и превращаются в замкнутую касту. Широко применяется труд рабов. К XI в. до н.э. в Египте усиливается борьба между севером и югом, страна распадается на отдельные области, власть фараона становится номинальной.

В период Позднего царства усиливается обнищание свободного населения, структура государственной власти сохраняется прежней, но власть ослабевает. В последующие годы Древний Египет завоевывают персы, Александр Македонский, Римское государство, и Египет с 30-х гг.IV до н.э. – провинция Римского государства.

Термин, общественный строй включает в себя 2 компонента. Первый из них составляют, формы собственности, существующие в данном обществе, второй – социальная структура.

В Египте, как и в других древневосточных государствах, существовала государственная, общинная и частная собственность. Первые две возникли раньше, все виды собственности находились в различных сочетаниях друг с другом.

Социальная структура Древнего: 1) господствующие верхи; 2) свободные мелкие производители; 3) рабы

Рассмотрим основные группы. К первой группе относились: светская, жреческая, номовая и столичная аристократия; а также военная знать и руководство общин.

Жрецы, чиновники и военная знать составляли верхушку египетского общества

Большую роль играли писцы, из рядов которых выходили высшие чиновники Египта. Из писцов формировалась также обычно местная служилая знать.

Должности в Египте уже во времена XII династии, т. е. в начале II тысячелетия, были фактически наследственными. Однако принудительного наследственного закрепления граждан за определенными занятиями в это время не было.

Характерной чертой Древнего Египта являлось то, что правовой статус человека не определялся только социально-экономическим положением. Ни знатность происхождения, ни высокий уровень богатства не являлись критериями принадлежности человека к господствующей группе и не могли быть основаниями для претензий такого человека на государственную должность. Главной целью в реальной жизни было стремление свободных проникнуть во властные структуры, поэтому борьба за должность являлась главным содержанием политического соперничества разных социальных групп. Принадлежность к власти позволяла человеку не только укрепить свое материальное положение, но и сохранить свою собственность от посторонних притязаний.

Ко второй группе относились свободные крестьяне, ремесленники и торговцы. Они обозначаются в источниках термином мереты. Одни из них жили на государственной земле самостоятельными общинами, причем каждый имел свой надел, за пользование которым уплачивал сбор, в казну (рента-налог). Другие были прикреплены к земле, пожалованной царем храму или сановнику и воину. Эти крестьяне платили сборы в пользу государства и отдавали часть урожая своим господам – храмам или частным лицам. Они не вправе были уйти с земли, но их могли изгнать с обрабатываемых ими участков земли при неисправном поступлении оброка. Впоследствии сгон с земли был запрещен и заменен телесными наказаниями.

В эпоху Нового царства многие функции, которыми обладали общины (ирригационные работы, строительство храмов) перешли в руки государства, это привело к разрушению общины как самоуправляемой политической единицы, связанной коллективным землепользованием. Сельские общины превратились в податные единицы, подчиненные царско-храмовому хозяйству. Государство регулярно проводило переписи людей, скота, птицы, мужчин, таким образом, устанавливались размеры налогов, определялись контингенты военнослужащих, распределялась рабочая сила для выполнения общественных работ. Постепенно среди общинников выделяются «неджес» (дословно, маленькие), мелкие частные собственники, а среди них – «сильные неджес» (крупные частные собственники).

Неджес вместе с ремесленниками имеют более высокий статус, продают часть своей продукции на рынке. Правовое положение состоятельных групп изменяется, понятие «дом», раннее обозначавшее родственно-клановую группу подвластных вельможей, членов семьи теперь включает в себя и неджес. Сильные неджес составляют переходный слой от мелких производителей к господствующему классу.

В Древнем Египте в довольно значительном числе существовали свободные ремесленники. Они работали в государственных рудниках и мастерских, объединяясь в группы по 10 человек каждая, под наблюдением особого управляющего.

Также в Египте находилось постоянно некоторое количество иностранцев. Они, как правило, занимались торговлей и финансовыми операциями, которые получили довольно широкое развитие в период Среднего и особенно Нового царства.

Третью крупную группу в Древнем Египте составляли рабы, в количественном отношении они уступали массе свободных мелких производителей. Рабовладение в Египте носило коллективный характер. Рабы являлись собственностью царя, т. е. государства. Однако, предоставляя земли во владение египетским сановникам и жрецам, царь вместе с землей давал им также некоторое количество государственных рабов. Вместе с тем, рабы не передавались в этом случае в собственность частного лица.

Источником рабства был военный плен. Другим источником рабства являлась самопродажа в рабство несостоятельных должников. Египетский папирус относящийся к Среднему царству сообщает, что в доме одной богатой египтянки трудилось 80 рабов, которые были пивоварами, поварами, ткачами, садовниками; из них 47 были чужаками, а 33 раба являлись по своему происхождению египтянами.

Рабы в Египте имели семью и имущество. Если раб совершал преступление, его заключали в государственную тюрьму. В случае жестокого обращения рабам предоставлялось право искать убежища в храмах и приносить жалобу на своего господина, которая могла повлечь за собой превращение раба в слугу храма, посвященного богам. Рабы в Египте служили в армии (в караульной службе, в военно-строительном деле). Беглых рабов возвращали хозяину за вознаграждение.

Раб, отпущенный на волю, во всем приравнивался к свободным. Особого разряда вольноотпущенных, ограниченных в своих правах по сравнению со свободными, в Египте не было.

Юридическое положение рабов в древневосточных государствах, в целом, и в Египте, в частности, значительно отличалось от их положения в государствах античного мира. В Египте рабы считались бесправными членами семьи, они жили с хозяином под одной крышей, но выполняли самую тяжелую и грязную работу. Неразвитость, незавершенность рабовладельческих отношений позволяет считать систему эксплуатации рабов как патриархальное рабство. Раб еще не был окончательно лишен экономических стимулов к труду, в некоторых случаях его личность и имущество защищалось правом.

В Египте рабовладельческое государство имело форму восточной деспотии, т.е. монархии, в которой власть осуществлялась централизованным бюрократическим аппаратом, подчиненным одному лицу – фараону. Основными признаками восточной деспотии являются: неограниченная наследственная власть монарха; обожествление личности правителя (деспота) и сосредоточение в его руках религиозной власти, строгая централизация и бюрократизация государственного аппарата, тоталитарный контроль за поданными, лишение гражданских и политических прав, монарх считается верховным собственником всей земли.

Сильная центральная власть возникла в Египте очень рано еще в конце IV тысячелетия до н.э. Наивысшего расцвета власть фараона достигает в период Нового царства. Официальная идеология была основана на государственной общеобязательной для всех религии, характеризующей правителя как материализацию бога Солнца на земле. Имя фараона не произносилось вслух, он считался господином вечности, «источником жизни, здоровья и радости сердца». Считалось, что фараоны не умирают, а уходят за горизонт, к судьбе.

Фараон обладал неограниченной политической, экономической, религиозной властью. Все мероприятия в стране и за ее пределами: строительные и ирригационные работы, войны, торговля осуществлялись от его имени, он считался верховным судьей и законодателем, назначал всех высших чиновников, от него зависели урожай, безопасность, земельный фонд, из которого он мог наделять храмы, чиновников, жаловал титулы.

Древние надписи сообщают, что люди падали в обморок от волнения, что будут разговаривать с фараоном, а один чиновник умер от счастья.

Как символ величия фараона строились пирамиды. Древнегреческий историк Геродот посетив Египет в V в. до н.э. писал, что пирамиду Хеопса строили 40 лет (20 лет проходили подготовительные работы и 20 лет шло строительство). На строительстве работало постоянно 100 тысяч человек, которые менялись через каждые три месяца.

В сознании древних египтян была укреплена мысль, что фараон обеспечивает их загробное существование , поэтому работая на возведении пирамид и храмов, люди, тем самым обеспечивали и собственное будущее.

Вместе с тем, фараон не мог действовать по личному произволу, прочность его власти зависела от того насколько успешно фараон проводил в жизнь интересы жрецов, аристократической и военной знати, поэтому фараоны старались действовать в соответствии с морально-этическими нормами.

В осуществлении власти фараон опирался на огромную армию чиновников, высшие из которых были сосредоточены в его дворце. Аппарат чиновников возглавлял джати (чати, визирь) .Как правило, это был сын фараона, либо его ближайший родственник. Переход этой должности в руки других знатных семей считался отклонением от нормы и, следовательно, являлся симптомом ослабления центральной власти. Джати соединял в своем лице административную и судебную власть. Он осуществлял контроль над всеми органами управления: распоряжался земельным фондом, контролировал сооружение каналов, организовывал общественные работы, рассматривал все жалобы, поступившие фараону. Значительными были и военные полномочия джати – он контролировал набор армии, командовал флотом. В его подчинении находились руководители региональной и местной администрации.

Важное место среди них занимал главный казначей (хранитель печати). Государственные налоги взимались, в основном, натурой – хлебом, зерном, скотом, слитками металлов, птицей. Казначей заведовал государственными хранилищами, где находились налоговые поступления. В папирусах того времени он именуется заведующим всем тем, что дает Небо, приносит Земля и дает Нил.

Строительство ирригационных и других сооружений, которые производились в порядке выполнения повинностей контролировал начальник работ, он также был царским архитектором и министром общественных работ. Военное ведомство называлось «домом оружия» и возглавлялось чиновником высшей знати: он комплектовал армию, занимался её материальным обеспечением, поддерживал в боевой готовности пограничные крепости.

В Египте очень высоко было развито письменное делопроизводство с множеством секретарей и писцов. Они вели учет всего огромного государственного хозяйства, управляли царскими землями, складами.

Следует отметить, что хотя аппарат чиновников в Египте был многочисленным, но слабо дифференцированным. Это определило существование здесь особых групп лиц названных «послушные призыву». «Послушные призыву» царя – это те, кто мог непосредственно выслушать приказ фараона и отправиться его выполнять. Среди них выделялись «большие послушные призыву царя» - крупные сановники, телохранители царя, вельможи. Они могли совмещать ряд должностей, получая за каждую земельные наделы.

Большие «послушные призыву» возглавляли все высшие ведомства в государстве. Многочисленной была группа работников «белых домов» - центров по переработке, хранению сельскохозяйственной и ремесленной продукции, а также «дома царских сокровищ» - налогового ведомства. Каждая из этих групп не была однородной, в одну могли входить крупные чиновники, в другую – и свободные и рабы, в третью – только рабы.

Местное управление Египетского государства осуществлялось с учетом его делился на 2 округа Верхний (Южный) и Нижний (Северный), каждый из них делиться на номы, которые возникли на базе старых общин. В конце XIV в. до н.э. в Египте было 44 нома.

Во главе 2 округов стояли начальник Юга и начальник Севера, номы управлялись наместниками царя (номархами). Во время кризиса номархи превращались в практически независимых правителей, в период стабильности они являлись объективными чиновниками, при которых обычно состоял секретарь - писец и административная палата. Аналогично осуществлялось управление крупными городами.

Ядро армии составляли профессиональные части, которые формировались из земледельцев и ремесленников. Они находились на полном государственном обеспечении. В период войн осуществлялся набор ополчения численностью до десятков тысяч человек – каждый ном, храмы, частные владельцы выставляли определенное число рекрутов. В составе армии находились и отряды наемников (из Ливии, Нубии, Эфиопии).

Общая численность армии могла достигать 100 тысяч человек в, отдельных походах участвовали от 10 до 30 тысяч воинов. После завоевания Египта гиксосами в составе египетской армии появились боевые колесницы и конницы, а также сильный флот.

Суд в Древнем Египте был не отделен от администрации. Высшей судебной инстанцией считался фараон, он мог отменить судебное решение по любому делу, привлечь к ответственности любого чиновника, обладал правом помилования.

В номах судьями являлись номархи, в общине – староста. Непосредственное руководство судебным ведомством осуществлял джати. В Новом царстве ему подчинялась коллегия из 30 судей. В столице находились «Шесть великих домов» - судебное ведомство регулирующее деятельность всех судебных органов. В храмах судьями выступали жрецы. В Древнем Египте были и тюрьмы, которые представляли собой хозяйственные поселения преступников.

Древняя Индия. Цивилизация и вся история Индии – это мир во многом не похожий на ближневосточный.

Самые ранние государства возникли в Северной Индии, в долине Инда в III тысячелетии до н.э. Эта цивилизация называлась Хараппской, по названию урбанистического центра Хараппа. Ее поселения обнаружены на огромной территории, более чем на 1100 км. с севера на юг и более 1600 км. с запада на восток. По подсчету ученых в крупных городах проживало до 100 тысяч человек (Вологдин А.А.). Города строились по

Наши рекомендации