Форма государственного правления
Под формой правления понимается организация высших органов государственной власти (порядок их образования, взаимоотношений, степень участия народных масс в их формировании и деятельности). При одном и том же типе государства могут быть разнообразные формы правления.
Основными формами правления являются монархия и республика.
Монархия — форма правления, при которой верховная государственная власть принадлежит одному лицу (монарху) и передаётся по наследству;
Республика — при которой источник власти — народное большинство; высшие органы власти избираются гражданами на определенный срок.
Монархия может быть:
§ абсолютная (всевластие главы государства);
§ конституционная (полномочия монарха ограничены конституцией).
Республика может быть:
§ парламентская (президент — глава государства; правительство ответственно только перед парламентом);
§ президентская (президент — глава государства; правительство ответственно перед президентом);
Формы государственного устройства
Государственное устройство — это внутренняя национально-территориальная организация государственной власти, деление территории государства на те или иные составные части, их правовое положение, взаимоотношения между государством в целом и его составными частями.
Форма государственного устройства — это элемент формы государства, который характеризует территориальную организацию государственной власти.
По форме государственного устройства государства делят на:
§ Унитарные
§ Федеративные
§ Конфедерации
Ранее существовали и иные формы государственного устройства (империи, протектораты).
Унитарное государство
Унитарные государства — это единые государства, состоящие лишь из административно-территориальных единиц (областей, провинций, губерний и т. д.). К унитарным государствам относятся: Франция, Финляндия, Норвегия, Румыния, Швеция.
Признаки унитарного государства:
§ существование одноуровневой системы законодательства;
§ подразделение на административно-территориальные единицы (АТЕ);
§ существование только одного гражданства;
С точки зрения территориальной организации государственной власти, а также характера взаимодействия центральных и местных органов все унитарные государства можно разделить на два вида:
Централизованные унитарные государства — отличаются отсутствием автономных образований, то есть АТЕ имеют одинаковый правовой статус.
Децентрализованные унитарные государства — имеют в своём составе автономные образования, правовой статус которых отличается от правового статуса других АТЕ.
В настоящее время четко обозначилась тенденция к росту числа автономных образований и к увеличению многообразия форм автономии. Это отражает процесс демократизации в организации и осуществлении государственной власти.
Федеративное государство
Федеративные государства — это союзные государства, складывающиеся из ряда государственных образований (штатов, кантонов, земель, республик).
Федерация облагает такими признаками:
§ союзное государство, состоящее из ранее суверенных государств;
§ наличие двухуровневой системы государственных органов;
§ двухканальная система налогообложения.
Федерации можно классифицировать:
§ по принципу формирования субъектов:
§ административно-территориальные;
§ национально-государственные;
§ смешанные.
§ по юридической основе:
§ договорные;
§ конституционные;
§ по равенству статусов:
§ симметричные;
§ ассиметричные.
Конфедерация
Конфедерация — временный союз государств, созданный для совместного решения политических или экономических задач.
Конфедерация не обладает суверенитетом, так как отсутствует общий центральный государственный аппарат и единая система законодательства.
Различают следующие виды конфедераций:
§ межгосударственные союзы;
§ содружества;
§ сообщества государств.
3)
Политический режим - это совокупность средств и методов осуществления государственной власти, которые отображают ее содержание и характер взаимоотношений лица и государства.
Характер политического режима определяется рядом признаков - способом формирования органов власти, возможностью реализации волеизъявления народа в осуществлении государственной власти, соотношением органов, которые осуществляют законодательные, исполнительные и судебные полномочия, особенностями распределения властных полномочий между центральными и местными органами, местом, ролью и условиями деятельности общественных организаций, правовым статусом лица и тому подобное. Но основой характера политического режима является система методов осуществления государственной власти. А поскольку эти методы могут быть демократическими и недемократическими, то соответственно политический режим может быть демократическим или недемократическим (антидемократическим). Однако это слишком упрощенное разделение режимов, и при более подробном их рассмотрении различают такие их виды, как демократический, авторитарный, тоталитарный, деспотический и либеральный.
Демократический режим. Слово "демократия" происходит от греческой и означает народовластие (demos - народ, kratos - власть). Следовательно, демократический режим отмечается в первую очередь участием народа в осуществлении государственной власти. За высказыванием Авраама Линкольна, демократия - это власть народа, которая осуществляется народом в интересах народа. А в современном конституционализме основным формальным признаком демократизма является конституционное закрепление принципа, что носителем суверенитета и единственным источником государственной власти является народ, а фактическим признаком - фактическая мера реализации этого принципа.
В зависимости от механизма участия народа в осуществленных государственной власти различают непосредственную (прямую) и представительскую (непрямую) демократию.
Непосредственная демократия характеризуется непосредственным участием народа в осуществлении государственной власти путем референдумов, выборов, собраний, лестницы, вече и тому подобное.
Представительская демократия отмечается тем, ежегосударственная власть осуществляется не непосредственно народом, а через избранных им представителей к государственным органам и в первую очередь в парламент, в которых они и представляют интересы своих избирателей. В то же время следует принимать во внимание, что в современных условиях демократический режим является смешанным, поскольку предусматривает и элементы прямой демократии, которыми является референдум, выборы, собрания, и элементы непрямой демократии, которыми является избрание представителей народа к государственным органам.
Кроме того, признаками демократического режима является:
- признание лица наивысшей социальной ценностью;
- верховенство закона во всех областях общественной жизни;
- равноправие;
- официальное признание принципа подчинения меньшинства большинства и одновременным обеспечением прав меньшинства и наличия механизмов предотвращения своеволия большинства;
- плюрализму во всех областях общественной жизни;
- наличие и гарантированность общепризнанных прав и свобод;
- наличие и равноправие разных форм собственности;
- наличие официальной и не запрещенной оппозиции государственной власти и тому подобное.
В зависимости от отношения к социальным превращениям, демократический политический режим может иметь такие разновидности, как: демократически либеральный, демократически консервативный и демократически радикальный.
Авторитарный режим - это властный режим. Он отмечается значительным сосредоточение власти в руках одного лица или группы лиц, доминирования органов исполнительной власти, и, как следствие, ограничением общепризнанных прав, свобод и других демократических институтов, навязыванием государственной воли, обществу и игнорированиям его собственной, суровой субординацией субъектов власти - подчинение.
Тоталитарный режим - это крайнее проявление авторитарного режима, которое предусматривает полный (тотальный) контроль государства над всеми областями общественной и личной жизни и поглощения ею гражданского общества.
Примерами типичных тоталитарных режимов являются прежние нацистские режимы в Германии и Италии, сталинизм в СССР, маоизм в Китае.
Деспотический режим (тирания) отмечается неограниченной властью и своеволием правителя, который при ее осуществлении опирается лишь на карательные органы и осуществляет свою волю грубыми силовыми методами. Примерами деспотических режимов являются восточные рабовладельческие деспотии - Вавилон, Ассирия, Египет, Мидия но др. Это исторический тип режима. В современных условиях он практически невозможен, поскольку принципы отношений между властью и обществом в корне изменились.
Либеральный режим - это переходный тип политического режима. Исторически он возникает в результате борьбы против абсолютизма, а потому на начальном этапе отмечается сосуществованием неограниченной власти монарха те отдельных первичных демократических институтов: наличию представительского органа, конституции, внедрениям таких первичных прав и свобод, как право частной собственности, свобода конкуренции и рынка, отменой привилегий дворянства и духовенства и допущением к участию в осуществлении государственной власти выходцев из третьего состояния - буржуазии.
В современных условиях это переходный тип от тоталитарного к демократическому режиму. Такие режимы имеют подавляющее большинство постсоветских государств
4)
Правовое государство: понятие, признаки
Правовое государство- особая форма организации политической власти в обществе, при которой признаются и гарантируются естественные права человека, реально проводится разделение государственной власти, обеспечивается верховенство правового закона и взаимная ответственность гражданина перед государством и государства перед гражданином.
Правовое государство является одним из существенных достижений человеческой цивилизации. Его основополагающими качествами являются:
· 1) признание и защита прав и свобод человека и гражданина;
· 2) верховенство закона;
· 3) организация и функционирование суверенной государственной власти на основе принципа разделения властей.
Идея утверждения права (или закона) в общественной жизни своими корнями восходит к древности – к периоду в истории человечества, когда возникли первые государства. Ведь для того, чтобы упорядочить социальные отношения с помощью права, государство должно было конституировать себя законодательным путем, то есть определить правовые основы государственной власти.
(Аристотель, Платон): Государство - наиболее реализуемая и справедливая форма общения людей, при которой закон обязателен как для граждан, так и для государства.
Признаки правового государства:
· - ограничение государственной власти правами и свободами человека и гражданина (власть признает неотчуждаемые права гражданина);
· - верховенство права во всех сферах общественной жизни;
· - конституционно-правовая регламентация принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную;
· - наличие развитого гражданского общества;
· - правовая форма взаимоотношений (взаимные права и обязанности, взаимная ответственность) государства и гражданина;
· - верховенство закона в системе права;
· - соответствие норм внутреннего законодательства общепризнанным нормам и принципам международного права;
· - прямое действие конституции.
В Конституции РФ поставлена задача построения правового государства (ст.1) и закреплены все основополагающие принципы правовой государственности.
Специфические (закреплены в Конституции РФ):
· 1. Приоритет интересов личности - принцип гуманизма (ст.2)
· 2. Суверенитет народа и принципы демократии (ч 1,2 ст 3)
· 3. Принцип разделения властей (ст. 10)
· 4. Принцип независимости суда (ч.1 ст 120)
· 5. Подчинение государства праву (ч.2 ст.15)
· 6. Провозглашение нерушимости прав человека со стороны государства и установления основного механизма гарантий, прав и свобод человека (гл.2 ст.17)
· 7. Приоритет норм международного права перед нормами национального права (ч. 4 ст.15)
· 8. Принцип верховенства Конституции по отношению к другим законам и нормативным актам (ч.1 ст.15)
· 9. Принцип ответственности государства и личности.
5)
Право. Понятие права
С зарождением человеческой цивилизации, становлением ᴨȇрвых государств происходит осмысление сути и назначения права. Право и государство - это социально родственные явления: они одинаково призваны упорядочивать отношения между людьми в эпоху общественного неравенства. При этом право выступает как свод норм, своеобразный устав общества, а государство - как механизм, гарантирующий неукоснительное исполнение этих правовых предписаний всеми и каждым в отдельности.
Государство и право появились синхронно и взаимно дополняют друг друга. Они могут эффективно работать на благо общества только в паре
Мыслители полагали, что в основе права лежат мера справедливости и добра, мера свободы человека в обществе и в то же время человеческой несвободы. Право как бы определяет ту границу, за пределы которой не может выходить человек и государство.
Правов современном понимании - это система юридических норм, регулирующих наиболее важные общественные отношения на началах справедливости и свободы. Это универсальный регулятор общественных отношений. В этом его основная сущность и главное предназначение. Право представляет собой единую, целостную систему. Оно является совокупностью обязательных к исполнению правил (норм), установленных государством. Именно в неразрывной связи с государством заключается сᴨȇцифика и принципиальное отличие права от других социальных нормативов, действующих в обществе и основывающих свой авторитет на других источниках (обычаи, традиции и т.д.).
Итак, под правом мы понимаем следующее:
Понятие права можно использовать в двух значениях
Система права представляет собой внутренне согласованное, целостное единство, которое не является результатом произвольной деятельности государства, а выступает отражением реально складывающихся общественных отношений.
Элементами системы права являются:
1. Правовая норма - элементарное правило поведения.
2. Правовой институт - совокупность обособленных норм, регулирующих близкий круг общественных отношений.
3. Отрасль права - совокупность правовых норм, институтов и принципов, регулирующих однородную область общественных отношений.
Признаки права
Общеобязательность | Право является единственной системой общественных норм, которые обязательны для всего населения, проживающего на территории определенного государства. | |
Определенность | Именно юридические нормы способны точно, в деталях отразить требования, предъявляемые к поведению людей. | |
Обесᴨȇченность | Если предписания не исполняются добровольно, государство принимает меры для их выполнения. | |
Многократность | В большинстве случаев юридические нормы рассчитаны на неограниченное количество случаев применения и обладают определенной неисчерпаемостью. | |
Справедливость | Право выражает общую и индивидуальную волю граждан, утверждающих господство принципов справедливости в обществе. | |
Принципы права
Принципы права - это основные исходные положения, юридически закрепляющие объективные закономерности общественной жизни.
Рассмотрим некоторые важные принципы права.
Виды:
v Общеправовые - это основные начала, которые определяют наиболее существенные черты права в целом, его содержание и особенности как регулятора всей совокупности общественных отношений. Они распространяются на все правовые нормы и с одинаковой силой действуют во всех отраслях права вне зависимости от характера и сᴨȇцифики регулируемых ими общественных отношений (принципы социальной свободы, социальной справедливости, демократизма, гуманизма, равноправия, единства юридических прав и обязанностей, ответственности за вину, законности).
v Межотраслевые - выражают особенности нескольких родственных отраслей права (например, уголовно-процессуального и гражданско-процессуального). Общими принципами указанных отраслей права являются, например, коллегиальность в рассмотрении уголовных и гражданских дел, гласность судебного разбирательства. В то же время на родственные (смежные) отрасли права в полной мере распространяются и общие правовые принципы. Они проявляются отдельно в каждой отрасли и интегрируются в межотраслевые принципы.
v Отраслевые - характеризуют наиболее существенные черты конкретной отрасли права (например, адмиʜᴎϲтративного и гражданского). Принципами гражданского права являются равенство сторон в имущественных отношениях, обесᴨȇчение договорной дисциплины и др.
Функции права
Под функцией права следует понимать основные направления воздействия права на общественные отношения, которые предопределяются социальным назначением права в жизни общества.
Особенности функций права:
ь Производны от сущности правовых явлений и определяются назначением права в обществе. Функции - это «свечение» сущности права в общественных отношениях.
ь Выражают такое воздействие права на общественные отношения, потребность в осуществлении которого порождает необходимость существования правка как социального явления.
ь Отражают главные черты права и направлены на решение конкретных задач, стоящих ᴨȇред правом на данном этаᴨȇ развития общества.
ь Представляют направления активного действия права, упорядочивающего определенный вид общественных отношений. Одним из важнейших признаков функций права является её динамизм, движение, действие.
ь Обладают постоянством, характеризуются непрерывностью, длительностью действия.
Функции
Внешние:
1. Политическая- право в своих нормах закрепляет политический строй общества, механизм функционирования государств, регламентирует политические отношения, регулирует деятельность субъектов политической системы.
2. Экономическая- право, устанавливая «правила игры» в экономической сфере, упорядочивает отношения, закрепляет формы собственности, определяет механизм распределения общественного богатства.
3. Воспитательная- право, отражая определенную идеологию, оказывает сᴨȇцифическое ᴨȇдагогическое воздействие на лиц, формирует у субъектов мотивы правомерного поведения.
4. Культурно-историческая- право аккумулирует духовные ценности и достижения мировой культуры.
5. Социального контроля- контроль стимулирует определенное поведение и ограничивает нежелательные для общества поведение и действие, т.е. удерживает от совершения неправомерных действий.
6. Информационно-регулирующая- информирует о возможностях того или иного социально значимого поведения и способствует социально полезному поведению.
7. Коммуникативная- право, являясь информационной системой, выступает способом связи между субъектом и объектом управления.
Внутренние:
1. Регулятивная:
1.1. Динамическая - обесᴨȇчивает активное поведение людей, использование субъективных прав (избирательное право, право обращения в суд) либо исполнение позитивных обязанностей (уплата налогов, исполнение воинского долга).
1.2. Статистическая - закрепляет общественные связи и порядки (установление равноправия граждан ᴨȇред законом и судом, закрепление права собственности).
2. Охранительная - функция направлена на борьбу и вытеснение вредных и опасных для общества вариантов поведения, охрану и защиту прав личности и других субъектов права, обесᴨȇчение охраны законности в стране.
Второстеᴨȇнные:
1. Комᴨȇнсационная - функция состоит в комᴨȇнсации ущерба или вреда, причиненного незаконными действиями государственных органов, должностных лиц, других лиц. Данная функция присуща гражданскому, трудовому, уголовному праву.
2. Ограничительная - функция направлена на ограничение действий лиц, ущемляющих права других. Права и свободы человека могут быть ограничены законом в интересах защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обесᴨȇчение обороны страны и безопасности государства. Не допускается пропаганда социальной, расовой, национальной и религиозной вражды (ст.29, 55 Конституции РФ).
3. Восстановительная - функция направлена на восстановление нарушенного права, прежнего правового положения, возврат незаконно отобранного имущества, восстановление на работе, тесно связана с комᴨȇнсационной, поскольку восстановление нарушенного права влечет и комᴨȇнсацию потерь.
6)
Система права — это внутренняя структура права (строение, организация), которая складывается объективным образом как отражение реально существующих и развивающихся общественных отношений.
Система права:
§ выражает существующую правовую действительность, не есть результат произвольных действий тех, кто создаст нормы права;
§ предопределена социальным строем общества и соответственно интересами и потребностями людей;
§ показывает, из каких частей, элементов состоит право и как они соотносятся между собой.
Исторически система права в разных государствах формировалась исходя из потребностей в регулировании некоторых групп наиболее важных, часто встречающихся отношений, которые нуждаются в стабилизации. Именно поэтому формируются группы норм права, регулирующих определенные родовые и видовые группы отношений.
Не следует смешивать понятия «система права» и «правовая система». В первом случае речь идет о внутреннем строении права, взятом в качестве отдельного явления, а во втором — о правовой организации всего общества, совокупности всех явлений юридического характера, существующих и функционирующих в государстве. Система права выступает лишь как часть правовой системы и отличается рядом признаков.
Система права едина, поскольку в образующих ее нормах отражается общая воля общества, государства; кроме того, нормы регулируют единые цели и задачи, прежде всего упорядочение общественных отношений. В то же время нормы права различаются по содержанию, сфере действия, формам выражения, предмету, средствам и способам метода правового регулирования и проч.
Несмотря на единство, правовые нормы могут противоречить друг другу по содержанию, напри м ер из-за того, что законодатель не учел при разработке нормы уже существующих на тот момент норм, из-за большого их массива.
Объективная природа системы права означает, что правовые нормы и другие образования системы права строятся по объективным критериям.
Структурные элементы системы права — это норма права, отрасль права, подотрасль права, институт права, субинститут (рис. 1).
Норма права — первичный элемент системы права. Правовые нормы регулируют не все общественные отношения, а те из них, которые государство, общество рассматривают как наиболее значимые, важные.
Отрасль права - совокупность однородных правовых норм, обособившихся внутри системы права и регулирующих определенный род общественных отношений. Род — широкое понятие, которое может включать довольно большое видовое разнообразие отношений. Отграничение норм по отраслям происходит по таким признакам, как предмет и метод правового регулирования.
Рис. 1. Структура системы права
Элементы системы права
В наиболее общем виде система — это внутреннее строение некоего целостного явления, состоящего из определенных элементов (частей), взаимосвязанных и взаимодействующих между собой. Право является целостным явлением и, естественно, имеет внутреннее строение. В таком случаесистема права — это его внутреннее строение (содержание), состоящее из правовых элементов, взаимосвязанных и взаимодействующих между собой.
Элементы системы права
Норма права (определение было дано ранее) является первичным компонентом, регулирующим «элементарное» общественное отношение, например ответственность за совершение кражи.
Нормы права — своеобразные «кирпичики», из которых складываются последующие, более сложные элементы (институты и отрасли права), регулирующие гораздо больший объем общественных отношений.
Правовой институт — совокупность норм, регулирующих определенный участок (сторону) однородных общественных отношений. Примеры: институт Президента РФ в конституционном праве, институт смягчающих и отягчающих обстоятельств в уголовном праве, институт собственности в гражданском праве, институт опеки в семейном праве и др.
Правовые институты обособляются, как правило, в рамках одной отрасли права (как в случае с вышеприведенными примерами). В некоторых случаях правовой институт выделяется из нескольких отраслей права. Например, институт прав человека составляют нормы конституционного, гражданского, уголовного и других отраслей права.
Отрасль права — совокупность норм, регулирующих однородные общественные отношения присущим ей методом правового регулирования. Отрасль права представляет собой основной компонент системы права. Разделение права па отрасли есть объективное явление, поскольку отражает объективно существующие сферы общественных отношений.
В системе права выделяются, кроме того, подотрасли права и субинституты права.Подотрасль — совокупность норм, регулирующих несколько сторон (участков) однородных общественных отношений (например, в гражданском праве можно выделить как подотрасль предпринимательское право).
Субинститут права — какая-то часть норм правового института (например, в институте необходимой обороны уголовного права можно выделить субинститут средств необходимой обороны).
От системы права следует отличатьправовую систему. Это понятие более широкое. Система права входит в правовую систему. Об этом речь пойдет ниже.
Понятие системы права и ее структура выделяются в научных и учебных целях. На практике чаще приходится иметь дело с понятиями «законодательство», «система законодательства». Об этих понятиях речь также будет идти ниже.
Строение системы права
Под системой права понимается внутреннее строение, определенный порядок организации и расположения составляющих ее частей, обусловленный характером существующих общественных отношений. Система права выступает как внутренняя форма права, обладающая органическим единством и целостностью.
Структурными элементами системы права как сложного многоуровнего комплекса, функционирующими на разных уровнях, являются отрасли, институты и нормы.
Первичными структурными элементами системы права являютсянормы права. Они исходят от государства и являются общеобязательными правилами поведения, регулирующими не все, а лишь наиболее важные общественные отношения (другие отношения регулируются неправовыми нормами).
Отрасль права представляет собой совокупность относительно обособленных, автономных юридических норм, регулирующих определенную область общественных отношений. Следует отметить, что в рамках наиболее крупных отраслей выделяются подотрасли (жилищное право, наследственное право являются подотраслями гражданского права, избирательное право является подотраслью конституционного права и т. д.). Институты и отрасли права органически связаны между собой, взаимодействуют, дополняют друг друга и составляют единую систему права.
В основе деления системы права на отрасли лежат два критерия: предмет и метод правового регулирования.
Предмет правового регулирования (главный критерий) — это совокупность качественно однородных общественных отношений, которые регулируются нормами, относящимися к той или иной отрасли права.
Метод правового регулирования (вспомогательный критерий) — это совокупность юридических приемов, способов, воздействия права на общественные отношения (императивный метод, диспозитивный метод, метод поощрения, метод рекомендаций, метод автономии и равенства сторон и т. д.).
Характеризуячастное и публичное право, следует обратить особое внимание на критерии, по которым система права разделяется на эти две большие группы: субъектный состав; предмет правового регулирования; метод правового регулирования.
Наряду с частным и публичным правом в системе права выделяютматериальные и процессуальные отрасли.
Материальные отрасли объединяют нормы конституционного, гражданского, административного, уголовного, финансового и других отраслей права, регулирующие конкретные ситуации (в различных сферах общественной жизни). Процессуальные отрасли объединяют нормы, правила поведения организационно-процессуального характера, регламентирующие порядок, формы и методы реализации норм материального права: нормы гражданско-процессуального права, уголовно-процессуального права.
Нормы, регулирующие другие виды процессов, образуют подотрасли названных отраслей права.
Наряду с системой права в теории права существует и такое понятие как«система законодательства», под которой понимается совокупность нормативных правовых актов государства, в которых объективируются содержательные и структурные характеристики права. Система права и система законодательства — тесно взаимосвязанные самостоятельные категории, представляющие два аспекта одной и той же сущности-права. В философском плане система права и система законодательства соотносятся между собой как содержание и форма. Система права по его содержанию — это внутренняя структура права, соответствующая характеру регулируемых им общественных отношений. Система законодательства — внешняя форма права, выражающая строение его источников, т. е. систему нормативных правовых актов.
Система права складывается объективно в соответствии со сложившимися общественными отношениями, а система законодательства носит во многом субъективный характер, так как складывается по воле законодателя.
Первичным элементом системы права является норма, а первичным элементом системы законодательства является нормативный правовой акт. Система права выступает как первичное, исходное начало по отношению к системе законодательства и является важнейшим ориентиром для законодателя при принятии, изменении или отмене тех или иных законодательных актов.
Система законодательства по объему содержащегося материала шире системы права, так как включает в свое содержание положения, которые не могут быть отнесены к праву (различные программные положения, указания на цели и мотивы издания актов и т. д.).
Система права имеет только горизонтальное (отраслевое) строение, а система законодательства имеет не только отраслевые различия, но и иерархические — по юридической силе нормативных правовых актов, а также имеет федеративную систему законодательства.
В отличие от системы законодательства система права характеризуется высокой степенью однородности, так как в основе деления системы права на отрасли лежат предмет и метод правового регулирования. Отрасли законодательства, регулируя определенные сферы государственной жизни, выделяются только по предмету правового регулирования и не имеют единого метода.
Отрасли законодательства не всегда совпадают с отраслями права. Это объясняется тем, что при формировании отрасли законодательства нормы могут употребляться в разном сочетании.
7)
Источники права
1Основным источником правав Российской Федерации является нормативно-правовой акт.
Нормативный договор также имеет место в качестве источника права, однако распространен значительно реже.
Судебные прецеденты и правовые обычаи как источники права в Российской Федерации практически не встречаются.
2. Иерархию нормативно-правовых актовв Российской Федерации состав
ляют:
• Конституция РФ;
• федеральные конституционные законы;
• федеральные законы;
• нормативные указы Президента РФ;
• постановления Правительства РФ;
• нормативные акты министерств и ведомств РФ;
• законы субъектов РФ;
• подзаконные акты органов власти субъектов РФ;
• локальные нормативные акты.
3. Конституция РФявляется источником права высшей юридической силы.
Она закрепляет основы экономического строя; основы политического строя; основополагающие права и свободы человека; федеративное устройство России; устанавливает систему органов государственной власти.
Нормы Конституции влияют на все иные правовые нормы, так как они не должны противоречить конституционным.
Федеральные конституционные законыпринимаются по вопросам, прямо указанным в Конституции (непосредственно развивают ряд положений Конституции), характеризуются более сложной процедурой принятия и отличаются повышенной стабильностью. Занимают промежуточное положение между Конституцией и федеральными законами.
Федеральные законыпринимаются (как и федеральные конституционные законы) Государственной Думой и Советом Федерации ФС РФ. Федеральные законы распространяют свое действие на территорию всей страны и регулируют наиболее важные сферы общественных отношений. По своей юридической силе федеральный закон возвышается над всеми иными нормативными актами (кроме Конституции и федеральных конституционных законов) подзаконными актами, которые должны соответствовать федеральному закону.
Указы Президента РФмогут быть:
• нормативными (содержать нормы права общего характера);
• ненормативными (например, регулировать вопросы назначения конкретных лиц на государственные должности).
Нормативные указы Президента обладают высшей юридической силой среди подзаконных актов. Они, как правило, распространяют свое действие на территорию своей страны и общеобязательны для исполнения. Указы Президента должны соответствовать Конституции и федеральным законам.
Актами Правительства РФявляются:
• постановления (содержат нормы права);
• распоряжения (регулируют оперативно-технические вопросы).
Следовательно, нормативно-правовыми бывают только постановления Правительства РФ. Данные акты издаются:
• для регулирования важнейших вопросов экономики и государственной жизни;
• только на основании и во исполнение законов РФ и указов Президента РФ.
Нормативно-правовые акты федеральных министерств и ведомств(государственных комитетов, комитетов, федеральных агентств, федеральных инспекций, федеральных служб) принимаются в форме приказов, инструкций, положений, постановлений, писем, уставов.
Данные акты обычно регулируют общественные отношения в сферах экономики; науки; образования; здравоохранения; культуры; обороны и безопасности; правоохранительной деятельности.
Нормативно-правовые акты федеральных министерств и ведомств издаются только в случаях и пределах, установленных:
• федеральными законами;
• указами Президента РФ;
• постановлениями Правительства РФ,
и обязательны для организаций, учреждений, должностных лиц, подведомственных данным министерствам и ведомствам и для граждан
(если на них распространяют свое действие нормы данных подзаконных актов).
Согласно Конституции РФ 1993 года субъекты Российской Федерации имеют право принимать законы (ст. 73 "обладают всей полнотой государственной власти").
Законы субъектов РФ принимаются законодательными (представительными) органами субъектов РФ и регулируют вопросы:
• исключительно ведения субъектов РФ;
• совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ. Законы субъектов федерации не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам, общеобязательны для исполнения на территории соответствующего субъекта РФ и обладают большей юридической силой, чем подзаконные акты субъекта РФ (ст. 76 Конституции РФ).
Среди законов субъектов РФ выделяются законы, обладающие высшей юридической силой на территории субъекта РФ, конституции республик в составе РФ, уставы иных субъектов федерации. Локальные нормативные акты охватывают своим действием отдельные организации, предприятия и учреждения различных форм собственности.
Нормативный договор является отдельным видом источника права в РФ. Примером нормативного договора является Федеративный договор РФ от 31 марта 1992 года (Соглашения СНД РФ "Федеративный дого-'вор"). Он регулирует общественные отношения в сфере построения Федерации и взаимоотношения ее с субъектами, а также отношения между субъектами РФ.
К источникам права РФ относятся международные договоры РФ и признанные РФ международные нормы. Согласно Конституции РФ нормы данных актов действуют в РФ непосредственно.
Обычай является редкой формой (источником) права РФ. Среди правовых обычаев можно привести обычаи делового оборота, санкционированные Гражданским кодексом РФ.
8)