Перечень вопросов по дисциплине

4. «Система государственного и муниципального управления»

  1. Государственное управление: понятие, признаки, особенности.
  2. Правительство РФ в системе органов исполнительной власти.
  3. Система государственного управления в субъектах Российской Федерации.
  4. Административная реформа в Российской Федерации: понятие, сущность.
  5. Представительные органы – основное звено в системе местного самоуправления. тетрадь
  6. Федеральный закон № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» о формировании органов местного самоуправления. закон
  7. Организационно-правовая модель государственной службы в Российской Федерации. тетрадь
  8. Государственная политика: понятие, виды. Разработка и реализация государственной политики. Тетрадь

4.1. Государственное управление: понятие, признаки, особенности.

Государственное управление – это целенаправленное организующее-регулирующее воздействие государства на общество, на общественные явления и процессы с целью их преобразования, развития, совершенствования.

Государственное управление – разновидность социального управления, но его природу и специфику определяют только ему присущие свойства:

1. Субъектом управления являются государство или органы государственной власти.

2. Характер и объем охватываемых управлением общественных явлений.

3. В комплексе методов и средств государственного воздействия кроме правовых, политических и экономических присутствует метод принуждения, который осуществляется с помощью специальных государственных органов (полиция, суд, и т.д.).

Различают государственно-политическое управление (деятельность политических институтов власти – Президента РФ, парламента, Правительстива РФ), государственно-административное управление (деятельность исполнительных органов власти).

Государство представляет собой определенную систему. Чтобы выполнять свою роль в обществе, оно нуждается в наборе средств: органов управления, методов деятельности, органов принуждения и т.д. Оно устанавливает прямые и обратные связи с партиями, другими общественными объединениями, создает органы сотрудничества с трудом и капиталом. Такие связи устанавливаются, прежде всего, законодательной, исполнительной и судебной ветвями власти. При этом следует обратить внимание на то, что какими бы ни были функции различных органов, все они действуют на основе единства государственной власти.

Управление всегда связано с использованием власти. Понятие «государственное управление» употребляется в разных значениях. В узком, специальном значении этот термин означает собственно управленческую деятельность государственных органов и должностных лиц. Т.е. это сфера деятельности исполнительной власти.

В широком смысле «государственное управление» рассматривается как целостная сфера деятельности государственной власти, всех ее ветвей, органов, должностных лиц.

Механизм формирования и реализации государственного управления может быть выражен таким образом:

Потребности – интерес – цель – решения – действия – результат

Результат есть удовлетворение потребностей. Цепь этих общественных явлений позволяет решать ряд теоретических и практических проблем государственного управления.

Одним из важнейших элементов механизма государственного управления является система представительства интересов.

С ее помощью происходит коррекция государственных решений, учет интересов людей.

Институт представительства реализуется через референдумы, выборы, отзывы, общественное мнение.

Основные способы представительства интересов: законодательный, партийный, региональный, корпоративный, лоббистский.

Государственное управление — это процесс регулирования отноше­ний внутри государства посредством распределения сфер влияния между основными территориальными уровнями и ветвями власти, в основе государственного управления лежит государственный инте­рес, направленный на защиту целостности государства, его ключевых институтов, поддержку уровня и качества жизни его подданных. Среди приоритетных направлений в реализации общественного (государ­ственного) интереса лежит необходимость исполнения нескольких функций: защитной, оборонной, социальной, правовой, экономической, политической и арбитражной.

Государственное управление становится возможным благодаря существованию государственной власти. Государственная власть является органом легитимного принуждения в интересах большинства населения при условии соблюдения государственного интереса. Рас­пространяется государственная власть на объекты, находящиеся как на территории самого государства, так и за его пределами, если этого тре­буют государственные интересы. Главным признаком государственной власти является ее целостность, неделимость и суверенность.

Государственное управление носит системный характер.

Системный характер государственного управления заключается в том, что он обеспечивает единство распорядительного (командно-ад­министративного) и партнерского (социально-консолидированного) начал в практике регулирования социальных отношений и процессов. В качестве системы государственное управление реализует пять функций:

· институциональную — через утверждение необходимых при решении государственных вопросов социально-экономических, политических и гражданских институтов для распределения властных полномочий;

· регулятивную — через системы норм и законов, которые при­званы установить общие правила, регулирующие поведение субъектов;

· целеполагающую — через разработку и выбор приоритетных направлений социально-экономического и политического, развития путем реализации поддерживаемых большинством населения программ;

· функциональную — через разработку и реализацию действий, направленных на поддержку всей хозяйственной инфраструк­туры государства в лице ее ведущих отраслей;

· идеологическую — через формирование общенациональной идеи, призванной консолидировать общество в границах госу­дарства.

Всесторонний учет названных и некоторых иных принципов как при образовании государственных органов, так и в процессе их функ­ционирования позволяет обеспечить максимальную эффективность государственного управления обществом, ведет к его демократизации и совершенству.

Государственное управление функционирует не в виде отдельных элементов, а как единое, взаимосвязанное их образование, т.е. системно.

Наши рекомендации