Функции правового государства
- Экономическая функция- регулирование государством рыночных отношений
- В правоохранительную функцию входит гарантия свобод и прав личности
- Социальная функция государства
- Политическая функция (равный доступ к участию во власти)
- В духовной сфере государство поддерживает принцип самоопределения гражданина, плюрализм мнений и толерантность
Правовое государство, будучи крупнейшим завоеванием цивилизации, не является идеальным. Гарантируя конституционные права и свободы личности, способствует развитию рыночных отношений, создает угрозу роста социального неравенства людей. Свобода деятельности ведет к усилению ведет к усилению социального расслоения в силу того, что люди не обладают одинаковыми способностями и возможностями. Поэтому в обществе возникает противоречие между защитой индивидуальных прав и свобод личности, с одной стороны, и стремлением обеспечить общее благо с другой. Это противоречие призвано смягчить социальное государство. Социальное государство создает необходимый минимум социальной справедливости, путем перераспределения доходов, обеспечения должного уровня жизни всех граждан через систему социального страховании, обеспечивающего социальную защиту наименее обеспеченных и нуждающихся слоев населения.
Разделение власти
В политической системе демократического общества, в правовом государстве решающим условием и основным фактором функционирования политической власти является ее разделение. Одной из центральных проблем политической жизни всегда была проблема, как заставить государственный аппарат служить обществу, а не подавлять его. Мировой опыт свидетельствует, что это возможно лишь путем разделения властных полномочий на законодательную, исполнительную и судебно-правовую ветви власти.
Государство вбирает в себя органы государственной власти (законодательная власть - парламент), органы государственного управления (исполнительная власть - правительство с входящими в него министерствами, ведомствами, местные органы) и органы правозащиты и правопорядка (судебно-правовая власть). Цель разделения власти заключается в ее ориентации на обслуживание интересов общества, а не своих, путем введения зависимости всех ветвей власти от народа; а суть этого разделения - в независимости ветвей власти друг от друга, которая затрудняет узурпацию власти одной из ветвей.
Взаимонезависимость властей обусловлена тем, что они не совмещаются по функциям, не могут совмещаться по составу, контролируют, сдерживают и ограничивают друг друга. Все три ветви власти должны быть избраны народом на всеобщих и равных выборах при тайном голосовании и свободной конкуренции кандидатов.
В современном демократическом обществе законодательная власть осуществляется либо путем прямой или непосредственной демократии (проведения референдумов), либо путем представительной демократии (через народных представителей). Второй путь – основа современной государственности.
Органом законодательной власти является парламент, главной функцией которого служит законотворчество. Наибольшее распространение в мире получили одно- и двухпалатный парламенты (например: Палата представителей Республики Кипр; Национальный конгресс Перу (Сенат и Палата депутатов), Парламент Великобритании (Палата пэров и Палата общин), Федеральное собрание Российской Федерации (Совет Федерации и Государственная дума) и т.д.
Исполнительная власть представлена президентом и его кабинетом, государственным аппаратом, различными административными органами типа мэрий, префектур и т.п. В числе многочисленных функций органов государственного управления особую значимость имеют: охрана социальных прав и имущественных интересов граждан, организация эффективной деятельности хозяйственного комплекса страны, контроль за промышленной технологией и ее воздействием на среду обитания людей и др.
Институт президентства дает возможность учитывать интересы разных слоев общества. В современном мире президенты избираются путем прямого волеизъявления (Италия, Франция, Россия), через выборщиков (США), путем парламентского решения (СССР – Горбачев М.С.), через участие в этом народа и парламента (Чили – Сальвадор Альенде). Президентская власть различается по границам полномочий.
Судебно-правовая власть включает в себя гражданскую и уголовную юстиции, арбитражный и конституционный суды, административные органы по связи с населением. Она призвана разрешать споры, устранять противоречия и конфликты, стабилизировать ситуации на основе единых норм функционирования общества.
Наличие разделения властей в стране и качество его реализации – один из основных критериев классификации политических систем.
Политический режим
Сущность понятия «политический режим»
Понятие «политический режим» в политологии является основополагающим, поскольку оно характеризует динамику и особенности протекания политической жизни, выражает характер взаимосвязи государственной власти и индивида.
Сущность этой политологической категории раскрывается в целом ряде показателей. К ним прежде всего относятся: во-первых, порядок формирования органов политической власти, совокупность методов, средств и приемов осуществления власти, установление доминирующих в политике социальных групп и выражающих их интересы организаций, порядок и эффективность контроля над процессом реализации властных полномочий; во-вторых, возможность, степень и мотивы участия различных социальных слоев в политической жизни общества; состояние прав и свобод граждан, уровень их реальной гарантированности, единство прав и обязанностей, демократии и дисциплины, уважение прав меньшинства; в-третьих, отношение политико-управленческих структур к правовым основам своей деятельности и правовым основам жизни общества в целом, связанность нормами права властных структур, степень опоры на закон при реализации властных полномочий; в-четвертых, место и роль идеологии в политическом процессе, особенности политического сознания и политической культуры как политической элиты, так и граждан.
Типы политических режимов
Наиболее распространенной типологией политических режимов является их разделение на три основных типа: тоталитарный, авторитарный и режим плюралистической демократии.
Под тоталитаризмом в политологии понимается такой режим политической жизни, когда власть стремится к полному, тотальному контролю над жизнью общества. К признакам этого режима относятся:
- детальная регламентация политической властью всех сторон жизни общества, вплоть до личной жизни человека, стирание границ между политической системой и гражданским обществом, отчуждение людей от власти, разрушение горизонтальных связей между индивидами, насаждение атмосферы подозрительности и доносительства, превращение личности в объект манипулирования;
- сверхцентрализованная структура власти, закрытый от общества порядок формирования властных структур, монополия на власть политической элиты во главе со всевластным и бесконтрольным лидером, развитая система карательных органов;
- массовая, монопольно властвующая партия, которая формирует политические цели, осуществляет средства их реализации, осуществляет подбор и расстановку кадров во всей государственной системе, непризнание и уничтожение оппозиции;
- наличие единой, непререкаемой господствующей идеологии, которая приобретает силу политического закона, отвергает все прошлые ценности и претендует на абсолютную истину, тотальная идеологическая обработка общественного сознания, монополия власти на информацию;
- произвол власти, пренебрежение нормами права, отсутствие реальных гарантий прав и свобод граждан, примат интересов власти над интересами личности, использование методов насилия и массового террора во внутренней политике, высокая степень милитаризации всех сфер общественной жизни.
Авторитарный режим в оценке большинства политологов имеет переходный, транзитный характер, и появляется он как следствие прототалитарного перерождения либо как результат незрелости демократии. Подобное положение порождает многообразие моделей авторитарного режима (авторитарно-бюрократическая модель, военная или светская диктатура, популистский авторитаризм, корпоративный режим, национальный авторитаризм и проч.) и, следовательно, затрудняет вычленение всех исчерпывающих его характеристик. Однако логично выделить некоторые общие признаки.
Во-первых, власть персонифицирована, связана, как правило, с личностью крупного, авторитетного политического лидера, хотя возможна ситуация, когда она осуществляется первым среди равных. Во-вторых, отсутствие четко разработанной, как при тоталитаризме, руководящей идеологии, допущение строго ограниченного и контролируемого плюрализма, который не распространяется на сферу политики. В-третьих, руководство жизнью осуществляется уже не столь тотально, нет строго организованного контроля над социальной и экономической инфраструктурами гражданского общества. В-четвертых, авторитарная система не требует постоянной и активной демонстрации преданности режиму, довольствуясь политической апатией масс. Режим демонстрирует непримиримость к проявлениям реальной политической конкуренции. В-пятых, репрессии ограничены, не являются столь массовыми, хотя карательные, силовые органы и структуры остаются опорой режима.
Режим плюралистической демократии предусматривает такое состояние политической жизни общества, когда за власть или за влияние на нее борются многие, относительно независимые группы и организации, и ни одна из них не претендует на монополию на власть. Важным признаком этого типа режима является признание и уважение оппозиции, прав меньшинства. Развитая конкурентная партийная система является основным механизмом формирования воли народа и влияния на правительство. Демократизм этого типа режима проявляется и в том, что власть сама связана законом и гарантирует реализацию законодательства и осуществления прав и свобод граждан.
Названные типы политических режимов на практике редко встречаются в чистом виде, между крайними полюсами располагаются промежуточные формы – полудемократические, полуавторитарные, авторитарно-тоталитарные и проч., но по преобладанию тех или иных качественных показателей можно судить об особенностях динамики политической власти в обществе.
Признаки демократии
Демократия - политическая организация власти народа, при которой обеспечивается:
-равное участие всех и каждого в управлении государственными и общественными делами;
-выборность основных органов государства и законность в
функционировании всех субъектов политической системы общества; -обеспечение прав и свобод человека и меньшинства в соответствии с международными стандартами.
Признаки демократии.
1. Демократия имеет государственный характер:
а) выражается в делегировании народом своих полномочий государственным органам. Народ участвует в управлении делами в обществе и государстве как непосредственно (самоуправление), так и через представительные органы. Он не может осуществлять сам принадлежащую ему власть и делегирует государственным органам часть своих полномочий;
б) обеспечивается выборностью органов государства, т.е. демократической процедурой организации органов государства в результате конкурентных, свободных и честных выборов;
в) проявляется в способности государственной власти оказывать воздействие на поведение и деятельность людей, подчинять их себе с целью управления общественными делами.
2. Демократия имеет политический характер:
а) предусматривает политическое многообразие. Демократия, как, впрочем, и рыночная экономика, невозможна без существования конкуренции, т.е. без оппозиции и плюралистической политической системы. Это находит проявление в том, что демократия выступает принципом деятельности политических партий в борьбе за обладание государственной властью. При демократии учитывается многообразие политических мнений - партийных и других, идеологических подходов к решению общественных и государственных задач. Демократия исключает государственную цензуру и идеологический диктат.
Законодательства развитых западных государств закрепляют ряд принципов, которыми должен гарантироваться политический плюрализм:
-общее право голоса;
-равенство при выборах;
-тайное голосование;
3. Демократия предусматривает провозглашение, гарантирование и фактическое воплощение прав граждан - экономических, политических, гражданских, социальных, культурных, а равно - и их обязанностей в соответствии с международными стандартами, закрепленными в Хартии прав человека (Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., др.).
4. Демократия предусматривает законность в качестве режима общественно-политической жизни. Режим общественно-политической жизни выражается в требованиях ко всему обществу - ко всем субъектам политической системы (они же - и субъекты демократии) и, прежде всего, к государственным органам - учреждаться и функционировать на основе строгого и неуклонного исполнения правовых норм. Каждый орган государства, каждое должностное лицо должны иметь столько полномочий,
сколько необходимо, чтобы создать условия для реализации прав человека, их охраны и защиты.
5. Демократия предполагает взаимную ответственность государства и гражданина, которая выражается в требовании воздерживаться от совершения действий, нарушающих их обоюдные права и обязанности. В Конституции Украины подчеркнуто: «Государство отвечает перед человеком за свою деятельность. Утверждение и обеспечение прав и свобод человека является главной обязанностью государства» (ст. 3). Арбитром в возможных конфликтах между государством и гражданином является независимый и демократический суд.