Разработка стратегии предприятия по отношению к обществу
Существует две различные точки зрения на то, как следует вести себя предприятиям в отношении их с общественной средой:
1. Предприятие социально ответственно, если оно максимально увеличивает прибыль, не нарушая при этом законов и норм государственного регулирования. С этих позиций предприятие должно преследовать только экономические цели.
2. Предприятие в дополнение к ответственности экономического характера обязано учитывать человеческие и социальные аспекты воздействия своей деловой активности на работников, потребителей и местное население, а также вносить определенный позитивный вклад в решение социальных проблем в целом.
На современном этапе развития предприятия находятся под возрастающим давлением со стороны правительства, потребителей и групп защиты окружающей среды. Наиболее передовые предприятия отреагировали на это разработкой социальных программ, которые имели цель создать предприятию статус «ответственного члена общества».
Можно выделить следующие аргументы в пользу социальной ответственности предприятия.
1. Формирование в долгосрочной перспективе более привлекательного образа предприятия в обществе. Социальные действия предприятий, улучшающие жизнь местного населения или устраняющие необходимость государственного регулирования, могут быть осуществлены в их собственных интересах вследствие выгод, обеспечиваемых участием в жизни общества. В обществе, более благополучном с социальной точки зрения, благоприятнее и условия для бизнеса. Кроме того, даже если краткосрочные издержки в связи с социальным действием высоки, в долгосрочной перспективе они могут стимулировать прибыль, поскольку у потребителей, поставщиков и местного населения формируется более привлекательный образ предприятия
2. Прозрачность видения потребностей общества. Вовлечение предприятия в решение социальных проблем позволяет ему сформировать четкое представление об изменениях потребностей в обществе. Связанные с бизнесом социальные ожидания в настоящее время радикально изменились. Чтобы сузить разрыв между новыми ожиданиями и реальным откликом предприятий, необходимо вовлекать их в решение социальных проблем.
3. Повышение социальной значимости (имиджа) коммерческого предприятия. Использование ресурсов предприятия для оказания помощи государству в решении социальных проблем повышает социальную значимость (имидж) предприятия. Кроме того, результаты от оказания этой помощи могут служить хорошей рекламой предприятию.
4. Моральные обязательства вести себя социально ответственно. Предприятие — член общества, поэтому нормы морали также должны управлять его поведением. Предприятие, подобно индивидуальным членам общества, должно действовать социально ответственным образом и способствовать укреплению моральных основ общества. Более того, поскольку законы не могут охватить все случаи жизни, предприятия должны исходить из необходимости ответственного поведения, чтобы поддерживать общество, основанное на порядке и законности.
Целесообразно привести аргументы против социальной ответственности.
1. Нарушение принципа максимизации прибыли предприятия. Направление части ресурсов на социальные нужды снижает влияние принципа максимизации прибыли. Предприятие ведет себя в наибольшей мере социально ответственно, сосредоточиваясь только на экономических интересах и оставляя социальные проблемы государственным учреждениям и службам, благотворительным институтам и просветительским организациям.
2. Дополнительные расходы предприятия на социальную вовлеченность. Средства, направляемые на социальные нужды, являются для предприятия издержками. В конечном счете эти издержки переносятся на потребителей в виде повышения цен. Кроме того, предприятия, участвующие в конкурентной борьбе на международных рынках с фирмами других стран, которые не несут затрат на социальные нужды, оказываются в неблагоприятном положении в конкуренции. В результате снижается их сбыт на международных рынках, что ведет к ухудшению платежного баланса во внешней торговле.
3. Необходимость в разработке новой системы отчетности широкой публике. Поскольку управляющих не выбирают, они не являются непосредственно подотчетными широкой публике. Рыночная система хорошо контролирует экономические показатели предприятий и плохо — их социальную вовлеченность. До тех пор пока общество не разработает порядок прямой отчетности ему предприятий, последние не будут участвовать в социальных действиях, за которые они не считают себя ответственными.
4. Необходимость привлечения специалистов, способных разрешать социальные проблемы. Персонал любого предприятия лучше всего подготовлен к деятельности в сферах экономики, рынка и техники. Он лишен опыта, позволяющего делать значительные вклады в решение проблем социального характера. Совершенствованию общества должны способствовать специалисты, работающие в соответствующих государственных учреждениях и благотворительных организациях.
В настоящее время все деловые решения принимают под серьезным влиянием социально-политических соображений. Решения о том, что и как производить, где и как продавать, какую установить цену, как финансировать и организовать послепродажное обслуживание, все это является предметом целого набора ограничений и запрещений. Помимо официальных ограничений руководство предприятия должно все в большей степени учитывать общественную реакцию и последствия своих действий, продиктованных коммерческими соображениями.
Из сказанного выше можно сделать заключение, что если предприятие собирается решать свои проблемы в обществе, ему необходимо развивать соответствующие возможности и способность действовать в социальной сфере. Это предусматривает следующее:
- идеологическую переориентацию. Управляющие должны быть готовы признать целесообразность участия предприятия в процессе определения его собственной будущей роли в обществе;
- расширение системы жизненно важной для существования предприятия информации, которая должна охватывать не только коммерческую, но и социально-политическую сферу, использовать «язык» других социальных групп и институтов общества, «переводить» на их язык предпринимательскую деятельность. Такая система должна быть открытой для внешней среды, активно взаимодействуя с группами и институтами вне и внутри предприятия;
- понимание политических процессов и мастерство политического поведения. Управляющие должны понимать различия между согласованными, базирующимися на единой идеологии процессами принятия решений внутри предприятия и процессами принятия решений, в которых представлены различные идеологии и ни одна из сторон не имеет решающей власти. Они должны приобрести опыт и умение в области подготовки политических решений, деятельности лобби, создания коалиций, ведения переговоров и использования пропаганды;
- необходимость установления системы отношений и создания структур, в рамках которых предприятия совершают политические действия. Им следует определить свое место в политике точно так же, как они нашли свои ниши на рынке;
- изменение системы стимулов и вознаграждений с целью поощрения эффективной и своевременной реакции на социальные проблемы и возможности;
- изменения в системах и структурах организации, которые обеспечат компетентное решение социальных проблем.
Если предприятие на ранней стадии не уделяет внимания развитию своих возможностей для действий в социальной области, то его реакция на общественные проблемы будет неэффективной и непродуктивной.