России в середине — второй половине XVIII в.

Россия после Петра I.Петр I не успел назначить себе пре­емника. Часть знати, мечтавшей вернуть прежние порядки, хотела посадить на престол малолетнего Петра, сына казнен­ного за участие в заговоре против отца царевича Алексея Пе­тровича. Вельможи, выдвинувшиеся при Петре I, выступали за передачу короны Екатерине, вдове императора. Спор о пре­емнике решили гвардейские полки. Усиление роли гвардии в государственных делах, а также указ Петра I (1724 г.), по которому правящий монарх сам назначал своего наследника, стали причиной частых переворотов.

Время с 1725 по 1762 г. историк В. О. Ключевский на­звал эпохой дворцовых переворотов.

Опираясь на гвардейские полки, А. Д.Меншиков и другие представители новой знати возвели на престол Екатерину I. Императрица была не в состоянии самолично управлять огромной страной. В 1726 г. ей в «помощь» был создан Вер­ховный тайный совет; до 1730 г. он был высшим учреж­дением в стране. В его состав вошли представители новой знати во главе с Меншиковым, интересы родовитой аристо­кратии представлял князь Д.М.Голицын.

В 1727 г. Екатерина I умерла. По ее завещанию новым им­ператором стал внук Петра I Петр II Алексеевич. Вскоре

усилиями члена Верховного тайного совета ловкого интрига­на А.И.Остермана в опалу попал всесильный Меншиков. Решающую роль в управлении теперь играли Остерман, Го­лицын и представители рода Долгоруких, вошедшие в Со­вет.

Зимой 1730 г. император Петр II заболел и скоропостижно умер. Выбор верховников (членов Верховного тайного совета) пал на Анну Ивановну, племянницу Петра I. Она была вы­дана замуж за герцога Курляндии (прибалтийского государ­ства, находившегося в формальной зависимости от Речи Пос-политой, а фактически — зависимого от России), но вскоре овдовела. Верховники убедили Анну подписать кондиции — условия вступления на престол.

Кондиции ограничивали самодержавную власть импе­ратрицы и являлись, по существу, шагом к конститу­ционной монархии.

После прибытия в Москву Анна Ивановна обнаружила, что верховники не пользуются поддержкой ни основной мас­сы дворян, ни гвардейцев. Сами верховники, раздираемые ссорами, не проявили настойчивости. Они и не думали допу­скать широкие слои дворян до участия в управлении государ­ством. Это и стало решающим фактором краха их «затейки». Императрица разорвала подписанные ею кондиции и восста­новила самодержавие.

Бироновщина.При Анне Ивановне тон при дворе задавал любимец императрицы — курляндский немец Э.И.Бирон. Не занимая официальных постов, он пользовался безгранич­ным доверием правительницы. Под покровительством Биро-на некоторые иноземные проходимцы легко занимали хоро­шо оплачиваемые должности. Время его правления вошло в историю под названием бироновщина, хотя видную роль в управлении страной играл также А. И. Остерман, руководив­ший внешней политикой. Этот период характеризовался без­застенчивым разграблением казны, ростом коррупции.

Следует отметить, что в 1732 г. правительство учредило Сухопутный шляхетский корпус — учебное заведение для дворянских детей. В него дворян записывали еще маленьки­ми детьми, а после окончания учебы они сразу получали офи­церские чины.

После смерти императрицы Анны герцог Бирон стал ре­гентом (правителем) при императоре Иване Антоновиче — грудном младенце, сыне Анны Леопольдовны, племянницы

Анны Ивановны. Но уже через три недели Бирон был смещен фельдмаршалом Б.Х.Минихом и регентшей стала мать им­ператора. 25 ноября 1741 г. произошел очередной переворот. На трон взошла дочь Петра I— Елизавета. Миних, Остер-ман и многие другие иноземцы оказались в ссылке.

Походи Крым. Вправление Анны Ивановны Россия вела активную внешнюю политику. В 1735 г. вспыхнула очеред­ная русско-турецкая война. В1736 г. русская армия*под командованием Б. X. Миниха заняла Крым, но из-за эпидемий, недостатка воды и продовольствия была вынуждена оставить полуостров. Тогда же был взят Азов. В 1737—1738 гг. рус­ские войска вновь вторгались в Крым, но закрепить успехи не смогли. Летом 1739 г. армия Миниха овладела крепостью Хотин и Яссами. Однако союзница России Австрия, потер­певшая очередное поражение от турок, заключила с ними мир. России также пришлось начать мирные переговоры.

По Белградскому договору 1739 г. Россия получала Азов, но без права его укрепления. На редкость невыгодные условия этого «срамного мира» (так называл его Миних) объ­яснялись тем, что переговоры от имени российской стороны поручили вести французскому послу в России. Этот факт был ярким проявлением «бироновщины».

Правление Елизаветы Петровны. Участие России в Семи-Дочь Петра I Елизавета, придя к власти, про­возгласила возврат к порядкам, существовавшим при ее отце. В ее правление (1741 — 1761) были достигнуты определенные успехи в развитии экономики и культуры, проведены неко­торые важные преобразования. Так, большую пользу для тор­говли имела отмена в 1754 г. внутренних таможенных пош­лин. В том же году открылся Дворянский банк, предостав­лявший кредиты для развития помещичьих хозяйств. Вид­ную роль при императрице играли ее фавориты — А.Г.Раз­умовский, П.И.Шувалов, И.И.Шувалов.

Еще до начала правления Елизаветы вспыхнула русско-шведская война. Она закончилась в 1743 г. победой России и присоединением к ней небольшой части Финляндии. Важ­нейшим событием конца царствования Елизаветы стало уча­стие России в Семилетней войне 1756 —1763гг.

Вступление России в войну было вызвано безудержной за­хватнической политикой прусского короля Фридриха II Вели­кого. В мае 1757 г. русская армия под командованием С.Ф.Апраксина вошла в Восточную Пруссию. 19 августа под деревней Грос-Егерсдорф пруссаки внезапно атаковали русские войска на марше. Однако благодаря мужеству солдат и ини-

циативе командиров все атаки были отбиты. Сражение закон­чилось бегством прусских войск. Но Апраксин не закрепил победы: из-за слухов о близкой кончине Елизаветы Петровны и вступлении на престол ее племянника Петра Федоровича, известного своими симпатиями к Фридриху, он отступил.

В 1758 г. был занят Кенигсберг и Восточная Пруссия во­шла в состав России. В том же году битва при Цорндорфе окончилась фактически безрезультатно. 1759 г. в битве у де­ревни Кунерсдорф русско-австрийская армия под командова­нием П.С.Салтыкова наголову разбила войска Фридриха II.28 сентября 1760 г. русские отряды на короткое время заня­ли Берлин. В декабре 1761г. П.А.Румянцев взял важную прусскую крепость Кольберг. Пруссия находилась в безвы­ходном положении, Фридрих II был готов заключить мир на любых условиях. Но в ночь на 25 декабря 1761 г. Елизавета Петровна скончалась. Вступивший на трон Петр III, ярый поклонник Фридриха II,немедленно прекратил войну.

Правление Петра III ипереворот 1762 г. В короткое прав­ление Петра IIIбыло издано несколько значимых указов. Мо­настырские земли и крестьяне отошли к государству {секу­ляризация монастырских земель). Важнейшие последствия имел указ «О даровании вольности и свободы всему россий­скому дворянству». Отныне дворянин мог в любой момент не только уволиться в отставку, но и вовсе не служить в мирное время.

Несмотря на этот указ престиж Петра III среди дворян был невысок. Особенное недовольство вызывало его преклонение перед Пруссией, стремление встроить Россию в фарватер по­литики Фридриха II, армия которого готовилась к войне с Данией. Одновременно все более популярной становилась су­пруга императора, немецкая принцесса Софья Фредерика Ав­густа Анхальт-Цербстская, принявшая после крещения имя Екатерина Алексеевна. Она проявляла уважение к русским обычаям и традициям, к русскому дворянству и гвардии.

В ночь на 28 июня 1762 г. Екатерина свергла мужа и была провозглашена правительницей России. Петр III подписал отречение и через неделю был убит.

Внутренняяполитика ЕкатериныП. В правление Екатери­ны II ярко проявились черты просвещенного абсолютизма.

Политика просвещенного абсолютизма в России имела целью проведение реформ, направленных на устране­ние наиболее устаревших порядков при сохранении привилегий дворянства.

Одним из проявлений просвещенного абсолютизма явилась Комиссия по составлению нового Уложения (взамен Собор­ного уложения 1649 г.). Екатерина II подготовила «Наказ» для Комиссии, основанный на идеях просветителей. В состав Комиссии вошли выборные от дворян, горожан, казаков, го­сударственных крестьян, «инородцев», а также служащих государственных учреждений.

Комиссия начала свою деятельность летом 1767 г. Поме­щики жаловались на бегство и непослушание крепостных и требовали принятия решительных мер. Депутаты от городов хотели закрепить и расширить права купечества, оградив купцов от конкуренции со стороны крестьян и дворян. Депу­таты от государственных крестьян и казачества просили об­легчить налоги и повинности, прекратить произвол властей. Екатерина убедилась в том, что самодержавие устойчиво и депутаты не собираются «потрясать основы». Через год она прекратила общие собрания Комиссии, воспользовавшись на­чавшейся в 1768 г.войной с Турцией.

В целом политика правительства Екатерины II носила ярко выраженный дворянский характер.

Были изданы указы о разрешении помещикам ссылать крестьян на каторгу (1765), о запрещении крестьянам жало­ваться на своих господ, что также угрожало им каторгой (1767). Правда, императрица пыталась ограничить помещичьи злоупотребления. В 1766 г. началось генеральное межева­ние — точнее определение границ владений собственников земли.

После восстания под предводительством Е.И.Пугачева, во время которого проявилась слабость местных органов управ­ления, в 1775 г. была проведена губернская реформа. Рос­сия была разделена на 50 губерний. Население губернии в среднем составляло 300 — 400 тыс., а уезда — 20 — 30 тыс. жителей. Власти губернатора не подчинялись губернские ка­зенные и судебные палаты. Целью губернской реформы было укрепление аппарата управления на местах, в котором веду­щую роль играло дворянство.

Венцом политики усиления государственной власти стала Жалованная грамота дворянству (1785). По этой грамоте дво­ряне получали монопольное право на владение крестьянами, землями и их недрами в пределах своих имений. Они моги заниматься торговлей, освобождались от налогов и телесных наказаний. В России появились дворянские собрания, со-

зываемые раз в три года. На собраниях выбирали губернских и уездных предводителей дворянства. Собрания могли об­ращаться со своими пожеланиями к самому монарху. Таким образом губернаторы попадали в определенную зависимость от дворян.

Одновременно была дана Жалованная грамота городам. Население городов делилось на шесть разрядов по своему иму­ществу. Раз в три года горожане избирали городскую думу, которая утверждала «шестигласную» думу. Под председа­тельством городского головы она занималась городским хо­зяйством и следила за торговлей и порядком.

Внутренняя политика Павла I. После смерти Екатерины II на престол вступил ее сын Павел (1796 —1801). Идеалом для него были прусские порядки времен Фридриха II. В моду вошли парады, на них ежедневно раздавались награды.

Были, однако, и наказания. Считая российское дворянство слишком разболтанным, Павел I принял меры, возвращав­шие к порядкам времен Петра I, когда все были слугами От­ечества, а за уклонение от службы следовало жестокое взы­скание. Теперь дворянин, признанный виновным в тяжком преступлении, мог быть подвергнут битью кнутом и клейме­нию. Дворянство лишилось права подавать коллективные просьбы.

Указ 1797 г. запретил заставлять крестьян работать на барщине по воскресеньям и более трех дней в неделю. В том же году вышел указ, запрещавший продажу дворовых людей «с молотка».

Недовольство Павлом I в среде высшего дворянства при­вело к формированию заговора, нацеленного на отстранение его от власти, которую предполагалось передать его сыну Александру. Активную роль в заговоре играл посол Англии, недовольной сближением России с Францией. В ночь с 11 на 12 марта 1801 г. Павел I был убит заговорщиками.

Внешняя политика Екатерины II. Во второй половине XVIII в. границы Российской империи значительно раздви­нулись. Русская армия в тот период не знала поражений. Во главе ее стояли полководцы и флотоводцы, увековечившие победами свои имена.

Большой вклад в дело укрепления армии внесла деятель­ность Г.А.Потемкина, фаворита Екатерины II, вице-президента Военной коллегии. По его инициативе была вве­дена более удобная военная форма. Потемкин претворил в жизнь свою мысль: «Солдат должен быть таков, чтоб встал и готов».

В истории русского военного искусства XVIII в. особое ме­сто принадлежит генерал-фельдмаршалу П. А. Румянцеву -Задунайскому. Слава пришла к нему в годы Семилетней войны. Он был первым военачальником, отказавшимся от линейного построения войск и применившим на поле боя ба­тальонные колонны. Румянцев создал и новый вид пехоты, действовавшей в рассыпном строю (егеря).

Главные свои победы генерал-фельдмаршал одержал во вре­мя русско-турецкой войны 1768—1774 гг.Эту войну начала Турция, стремясь восстановить свои позиции в Северном При­черноморье. Однако летом 1770 г. русские войска под коман­дованием Румянцева, действовавшие в Молдавии, разгромили противника при Рябой Могиле и на реке Ларга. Решающее сражение произошло 21 июля 1770 г. у реки Кагул, здесь было разбито 150-тысячное турецко-татарское войско. В 1772 г. рус­ские войска под командованием генерала В.М.Долгорукого заняли Крым. В конце войны русская армия перешла Дунай и нанесла там несколько поражений врагу.

В годы войны русский флот совершил экспедицию из Бал­тийского моря к берегам Греции. Руководили флотом граф А.Г.Орлов и адмирал Г.А.Спиридов. 24 — 26 июня 1770 г. произошло Чесменское сражение. Силы турецкого флота укрылись в Чесменской бухте, по берегам которой распола­гались турецкие батареи. Русские корабли применили бран­деры — небольшие деревянные суда, наполненные горящей жидкостью. Брандер «Гром» под командованием лейтенанта Д.С.Ильина, достигнув линейного корабля турок, зажег его. Огонь перекинулся на другие суда турецкого флота. Весь ту­рецкий флот был уничтожен.

В результате войны 1768 —1774 гг. Россия получила ряд пунктов на Черном море и выгодный для нее режим прохож­дения Черноморских проливов. Крымское ханство было объ­явлено независимым от Турции.

После войны под руководством Г.А.Потемкина началось интенсивное освоение огромных просторов Северного При­черноморья, получивших название Новороссия. Здесь строи­лись города (Херсон, Николаев), развивалось сельское хозяй­ство, ремесло. В 1783 г. в результате действий Екатерины II и Потемкина крымский хан передал свое ханство России. Вскоре на полуострове стали создавать главную базу русско­го Черноморского флота — Севастополь.

Османская империя не желала мириться с произошедши­ми переменами. В 1787 г. она начала новую войну против России.

В ходе русско-турецкой войны 1787 —1791 гг.заблистал талант адмирала Ф.Ф.Ушакова, который возглавил только что созданный Черноморский флот. Флотоводец решительно отбросил линейную тактику ведения морского боя. Корабли Ушакова быстро сходились с противником на короткие дис­танции для выведения из боя главных судов врага.

Русско-турецкую войну 1787—1791гг. историки с пол­ным правом называют суворовской, так как наиболее яркие победы в ней связаны с именем великого русского полковод­ца. Боевой путь генералиссимуса Александра Васильеви­ча Суворова (1729 —1800)начался на полях Семилетней войны. В конце русско-турецкой войны 1768 —1774 гг. Су­воров разгромил противника в боях под Туртукаем, Козлуд-жей.

В войне 1787 —1791 гг. он разбил турок при Кинбурне, Фокшанах, Рымнике. Исход сражений решали русские шты­ки и суворовские «быстрота, глазомер и натиск». Вершиной военного искусства Суворова стало взятие 11 декабря 1790 г. неприступной крепости Измаил, возведенной французскими инженерами и защищаемой 35-тысячным гарнизоном. Про­ведя тщательную подготовку к штурму, Суворов взял кре­пость в течение суток.

В основе суворовской «науки побеждать» лежало четкое понимание всеми — от генерала до рядового — своей задачи.

В истории русского военного искусства XVIII в. особое ме­сто принадлежит генерал-фельдмаршалу П. А. Румянцеву -Задунайскому. Слава пришла к нему в годы Семилетней войны. Он был первым военачальником, отказавшимся от линейного построения войск и применившим на поле боя ба­тальонные колонны. Румянцев создал и новый вид пехоты, действовавшей в рассыпном строю (егеря).

Главные свои победы генерал-фельдмаршал одержал во вре­мя русско-турецкой войны 1768—1774 гг.Эту войну начала Турция, стремясь восстановить свои позиции в Северном При­черноморье. Однако летом 1770 г. русские войска под коман­дованием Румянцева, действовавшие в Молдавии, разгромили противника при Рябой Могиле и на реке Ларга. Решающее сражение произошло 21 июля 1770 г. у реки Кагул, здесь было разбито 150-тысячное турецко-татарское войско. В 1772 г. рус­ские войска под командованием генерала В.М.Долгорукого заняли Крым. В конце войны русская армия перешла Дунай и нанесла там несколько поражений врагу.

В годы войны русский флот совершил экспедицию из Бал­тийского моря к берегам Греции. Руководили флотом граф А.Г.Орлов и адмирал Г.А.Спиридов. 24 — 26 июня 1770 г. произошло Чесменское сражение. Силы турецкого флота укрылись в Чесменской бухте, по берегам которой распола­гались турецкие батареи. Русские корабли применили бран­деры — небольшие деревянные суда, наполненные горящей жидкостью. Брандер «Гром» под командованием лейтенанта Д.С.Ильина, достигнув линейного корабля турок, зажег его. Огонь перекинулся на другие суда турецкого флота. Весь ту­рецкий флот был уничтожен.

В результате войны 1768 —1774 гг. Россия получила ряд пунктов на Черном море и выгодный для нее режим прохож­дения Черноморских проливов. Крымское ханство было объ­явлено независимым от Турции.

После войны под руководством Г.А.Потемкина началось интенсивное освоение огромных просторов Северного При­черноморья, получивших название Новороссия. Здесь строи­лись города (Херсон, Николаев), развивалось сельское хозяй­ство, ремесло. В 1783 г. в результате действий Екатерины II и Потемкина крымский хан передал свое ханство России. Вскоре на полуострове стали создавать главную базу русско­го Черноморского флота — Севастополь.

Османская империя не желала мириться с произошедши­ми переменами. В 1787 г. она начала новую войну против России.

В ходе русско-турецкой войны 1787 —1791 гг.заблистал талант адмирала Ф.Ф.Ушакова, который возглавил только что созданный Черноморский флот. Флотоводец решительно отбросил линейную тактику ведения морского боя. Корабли Ушакова быстро сходились с противником на короткие дис­танции для выведения из боя главных судов врага.

Русско-турецкую войну 1787—1791гг. историки с пол­ным правом называют суворовской, так как наиболее яркие победы в ней связаны с именем великого русского полковод­ца. Боевой путь генералиссимуса Александра Васильеви­ча Суворова (1729 —1800)начался на полях Семилетней войны. В конце русско-турецкой войны 1768 —1774 гг. Су­воров разгромил противника в боях под Туртукаем, Козлуд-жей.

В войне 1787 —1791 гг. он разбил турок при Кинбурне, Фокшанах, Рымнике. Исход сражений решали русские шты­ки и суворовские «быстрота, глазомер и натиск». Вершиной военного искусства Суворова стало взятие 11 декабря 1790 г. неприступной крепости Измаил, возведенной французскими инженерами и защищаемой 35-тысячным гарнизоном. Про­ведя тщательную подготовку к штурму, Суворов взял кре­пость в течение суток.

В основе суворовской «науки побеждать» лежало четкое понимание всеми — от генерала до рядового — своей задачи.

Полководец всегда был врагом шаблона — ни одно из его сра­жений не было похоже на другое.

Русско-турецкая война 1787 —1791 гг. осложнилась для России нападением на нее Швеции. Хотя русско-шведская война 1788—1790 гг. завершилась победой России, она способствовала уменьшению успехов на юге. По Ясскому миру 1791 г. России получила лишь небольшую территорию по берегу Черного моря от Южного Буга до Днестра. Здесь был основан город Одесса.

Разделы Речи Посполитой. Помимо получения выхода к Черному морю, при Екатерине II Россия решила еще одну свою давнюю внешнеполитическую задачу: в ее состав воз­вратились почти все земли бывшей Киевской Руси.

В зависимой от России со времен Петра I Речи Посполитой к середине XVIII в. католицизм еще более усилился. Глав­ный удар римско-католическая церковь обрушила на право­славных украинцев и белорусов. Екатерина II и прусский ко­роль Фридрих II требовали уравнять православных и проте­стантов с католиками. Под их нажимом полякам пришлось пойти на уступки. Однако недовольная этим шляхта подняла в 1768 г. мятеж. На помощь полякам пришли Турция и Фран­ция. Первая объявила войну России, вторая прислала в Поль­шу своих офицеров. Лишь после взятия А.В.Суворовым в 1772 г. Кракова восстание прекратилось. По инициативе ко­роля Фридриха II был осуществлен первый раздел Речи Посполитой между Россией, Пруссией и Австрией. К России отошла часть Белоруссии.

Под влиянием Великой Французской революции в начале 90-х гг. XVIII в. в Речи Посполитой были предприняты по­пытки укрепления центральной власти. Однако это встрети­ло сопротивление части знати, которая обратилась за помо­щью к России и Пруссии. В 1792 г. в Польшу вступили рус­ские войска. В мае 1793 г. был проведен второй раздел Польши между Россией и Пруссией. В ответ в Польше в 1794 г. вспыхнуло восстание. Прибывший туда Суворов быстро раз­громил польские отряды. После кровопролитного штурма он взял в 1794 г. предместье Варшавы — Прагу. В 1795 г. был проведен третий раздел Польши, которая после этого на­долго прекратила свое существование как государство. К Рос­сии отошли белорусские и большая часть украинских земель, а также Литва и Курляндское герцогство.

Внешняя политика Павла 1. Экспансия Франции после ре­волюции конца XVIII в. вызвала сопротивление европейских держав во главе с Англией. Павел I решил вступить во вто-

рую антифранцузскую коалицию. В 1798 г. в Средиземное море вошел Черноморский флот под командованием Ф. Ф. Уша­кова. В феврале 1799 г. Павел I объявил А.В.Суворову, на­ходившемуся в опале, что Австрия желает видеть его глав­нокомандующим объединенных сил коалиции. К тому вре­мени эскадра Ушакова овладела островами Ионического ар­хипелага и взяла остров Видо, который служил передовым укреплением к острову Корфу — главному опорному пункту французов. 19 февраля 1799 г. начался штурм крепости Кор­фу, которая капитулировала.

Прибыв к армии в Италию, Суворов в сражениях при Адде, Треббии и Нови разбил французов и к августу 1799 г. очи­стил от них почти весь север страны (Итальянский поход Суворова). Одновременно флот Ушакова освободил юг Ита­лии и Рим.

Австрийцы решили избавиться от своих слишком удачли­вых союзников. Они направили русские войска в Швейцарию против французского генерала А.Массены. Свои силы ав­стрийцы, напротив, вывели из Швейцарии. Начался Швей­царский поход Суворова. Опыта горной войны суворовские войска не имели. Тем не менее в течение двух дней они взя­ли Сен-Готардский перевал и, перейдя разрушенный Чертов мост, спустились в Муттенскую долину. Здесь Суворов узнал о поражении брошенного австрийцами русского кор­пуса в Швейцарии. Муттенская долина превращалась в ло­вушку, вход и выход из которой были заперты французами. Оставалось одно — прорываться по направлению к Гларису, где, как ожидалось, были сосредоточены главные силы ав­стрийцев. Но в Гларисе никого не оказалось. Тогда Суворов решил идти на Иланц через хребет Панике (переход Суворо­ва через Альпы).

В октябре 1799 г. разгневанный предательским поведением союзников Павел I отдал приказ Суворову и Ушакову возвра­щаться в Россию. Павел вступил в союз с Францией, где власть захватил Наполеон Бонапарт. По совету Бонапарта русские вой­ска начали поход на владения англичан в Индии, но останови­лись, когда пришло известие о смерти русского императора.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Что такое эпоха дворцовых переворотов? Перечислите правив­
ших в России в этот период монархов.

2. Дайте характеристику внутренней и внешней политики Анны
Ивановны.

3. Составьте план ответа на тему «Участие России в Семилетней
войне».

4. Почему был свергнут император Петр III?

5. Какие реформы были проведены в царствование Екатерины II?
Почему ее правление связывают с просвещенным абсолютиз­
мом?

6. Почему высшее дворянство было недовольно правлением Пав­
ла I? К чему это привело?

7. Опишите ход русско-турецких войн 1768—1774 и 1787—1791 гг.
Каковы были их результаты? Что позволило России одержи­
вать в них победы?

8. Какое значение для России имели разделы Речи Посполитой?

9. Что изменилось во внешней политике России при Павле I?
10. Используя дополнительную литературу, напишите историче­
ское эссе об одном из сражений периода русско-турецких войн
XVIII в.

Русская культура XVIII в.

Новшества в культуре петровских времен. Мощный тол­чок в развитии русской культуры связан с именем Петра I.

Отношение первого императора России к культуре носило подчеркнуто прагматический характер. Ему нужны были спе­циалисты для армии и флота, государственных органов, ма­нуфактур, строек. Все это обусловило быстрое развитие сфе­ры образования.

С конца XVII в. молодых (да и не только молодых) дво­рян стали посылать в учебные заведения Европы. В начале XVIIIв. появляются свои учебные заведения: Навигацкая (математических и навигацких наук) и Пушкарская шко­лы в 1701 г., Медицинская — в 1707 г., Инженерная — в 1712 г. В школы учеников приходилось рекрутировать на­сильно, как солдат в армию.

В 1714г. по указу Петра во все губернии были посланы выпускники Навигацкой школы для организации цифир­ных школ, дававших начальное образование (грамота, ариф­метика). К 1725 г. таких школ было около 50.

Большое значение для развития просвещения имело вве­дение гражданской азбуки. Реформа шрифта 1708— 1710 гг. упростила кириллицу. Открывались новые типографии, где в основном печатали книги прикладного характера: словари, руководства по механике, технике, архитектуре, военному

делу, учебники. Среди учебников по своему уровню выделя­лась «Арифметика» Л.Ф.Магницкого (1703).

Видное место в истории русской культуры заняла первая печатная газета «Ведомости» (1702), в которой публикова­лись сведения о военных, хозяйственных и культурных со­бытиях, иностранная хроника.

Петр I внес огромный вклад в становление русской науки. В 1714г. в Петербурге была основана первая в России биб­лиотека (с 1728 г. ее открыли для всеобщего посещения), в 1719г. — первый музей — Кунсткамера. При Петре ста­ли организовывать научные экспедиции для изучения Рос­сии, составление географических карт. Серьезным успехом новорожденной русской картографии стало нанесение на карту и описание побережья Каспийского моря, сделанное в 1720 г. Ф.И.Соймоновым и К.Верденом.

В1725 г. в Петербурге по указу Петра, но уже после его смерти, состоялось открытие Академии наук. Академия должна была концентрировать все научные силы страны, ока­зывать поддержку разнообразным научным начинаниям. По­мимо библиотеки и Кунсткамеры, приписанных к Академии, при ней создавались обсерватория, физическая и химическая лаборатории, ботанический сад, мастерские. При Академии

были типография, университет — первое в России светское высшее учебное заведение (существовало до 1766 г.) и гим­назия.

Самым ярким представителем общественной мысли Пе­тровской эпохи стал ученый монах Феофан Прокопович. В своих проповедях и других сочинениях он отражал идеи Петра о величии российского государства, о стремлении им­ператора к достижению народного блага. Особенно важна роль Прокоповича в обосновании права монарха на неогра­ниченную власть («Духовный регламент», 1721;«Правда воли монаршей», 1722).Еще одним известным публицисти­ческим произведением того времени была «Книга о скудости и богатстве» И.Т.Посошкова (1724). В ней автор излагал свои соображения о состоянии дел в России, прежде всего в хозяйственной сфере. Посошков считал самодержавие иде­альным государственным строем для России, вмешательство власти в экономику представлялось ему не только допусти­мым, но и весьма желательным — лишь бы это делалось раз­умно. В то же время автор с большим пониманием ибеспо­койством писал о тяготах населения. Он доказывал, что бед­ность крестьян неизбежно подрывает благосостояние всей страны.

В искусстве проявилась та же тенденция, что и во всей деятельности Петра I, — стремление как можно скорее вы­вести Россию на европейский путь развития. Так, Петербург строился по заранее разработанному плану; дома воздвига­лись строго по прямой линии; фасады должны были выхо­дить на улицу, придавая ей нарядный и торжественный вид. В строительстве новой столицы принимали участие русские архитекторы — Иван Устинов, Михаил Земцов и др., но наи­более значительные здания Петербурга этого времени — Петропавловский собор и здания Двенадцати коллегий были возведены итальянцем Доменико Трезини.

Первыми мастерами новой для России масляной живопи­си стали Иван Никитин и Андрей Матвеев, учившиеся за рубежом. Никитин известен как глубоким интересом к внутреннему миру человека, так и умением воспроизводить этот мир на своих полотнах. Наиболее интересной работой Матвеева является его «Автопортрет с женой».

В литературе, как и прежде, господствовала повесть. Од­нако в ней появился новый герой — инициативный, смелый, разумный, способный достигать поставленные перед собой цели. Характерна в этом отношении «Гистория о россий­ском матросе Василии Кариотском», герой которой

благодаря своим качествам прошел путь от низов до верхов общества.

В целом преобразования Петра I в сфере культуры захва­тывали, как правило, лишь привилегированные слои. Раз­рыв между большинством народа и европейски образован­ным дворянством впоследствии становился все значитель­ней.

Развитие образованияв середине— второй половине XVIII в.При приемниках Петра I образование в России при­няло подчеркнуто сословный характер, превратившись в основном в привилегию дворянства. Анна Ивановна учреди­ла Сухопутный шляхетский корпус (1731). При Елиза­вете Петровне создаются Морской шляхетский корпус (1751)и Пажеский корпус (1759).Сословно-дворянский ха­рактер носило и первое (не только в России, но и вЕвропе) светское учебное заведение для девиц — Воспитательное об­щество благородных девиц при Воскресенском Смольном мо­настыре {Смольный институт), основанное в 1764 г.

С середины XVIIIв. начинается создание общеобразова­тельной системы. Ее строили сверху. Важнейшим шагом, сделанным в этом направлении, стало основание в 1755 г. Московского университета. Созданный по инициативе и проекту М.В.Ломоносова, он был многим обязан поддерж­ке И.И.Шувалова, фаворита императрицы Елизаветы Пе­тровны. Важнейшим достижением создателей Московского университета была его бессословность (не принимали только крепостных). Сначала в университете было три факультета: философский, юридический и медицинский. Обучение было бесплатным и продолжалось семь лет. При университете учре­дили две гимназии для подготовки будущих студентов — в одной учились дворяне, в другой — разночинцы. В 1758 г. гимназия открывается в Казани.

В 1782 г. в Петербурге появилось Главное народное учи­лище, готовившее учителей для народных училищ. В 1786 г. был принят Устав народных училищ. В уездных городах открывались малые училища (двухклассные): здесь учили чтению, письму, арифметике и грамматике. В губернских го­родах открывались главные училища, которые приближались уже к средней школе, там изучали основы геометрии, меха­ники, физики, истории, географии. Однако на просвещение никогда не хватало средств. В конце XVIII в. в училищах об­учалось чуть более 20 тыс. учащихся.

Издание книг.В допетровские времена книга была пред­метом роскоши, при Петре I она стала учебным пособием.

Позже книга все больше воспринималась как источник зна­ния и удовольствия, обращение к которому среди дворян ста­новится общепринятым.

Важнейшую роль в привитии русскому обществу привыч­ки к чтению книг сыграл Н.И.Новиков. С конца 60-хгг. XVIIIв. он начал издавать сатирические журналы — «Тру­тень», «Живописец» и др. Они сразу стали популярными, люди охотно их читали. В 1779г. Новиков возглавил типо­графию Московского университета ив течение десяти лет с огромным размахом публиковал самую разнообразную лите­ратуру: сочинения русских и зарубежных писателей, сборни­ки исторических документов, учебники, справочники. При­мерно треть всех книг, издававшихся в эти годы вРоссии, выходит из типографии Новикова. Открывая книжные лав­ки не только в Москве и Петербурге, но и в провинции, про­светитель способствовал все более широкому распростране­нию книги.

Развитию книгопечатания способствовал указ Екатери­ны II1783 г. «О вольных типографиях»,позволявший от­крывать их всем желающим.

Развитие науки в середине — второй половине XVIII в.Крупнейшим русским ученым XVIII в.был М.В.Ломоносов. Он оставил свой след в физике, химии, астрономии, геоло­гии, минералогии. Одним из важнейших его достижений стало открытие и обоснование закона сохранения материи и движения. Ломоносов доказал существование атмосферы на планете Венера. Он ярко проявил себя и как ученый-практик, был новатором во многих областях техники и тех­нологии. Ломоносов создал первую в России химическую лабораторию. Он разработал технологию изготовления смальты из стекла и собрал несколько картин, прежде всего «Полтавскую баталию». Сразу же по вступлении в Акаде­мию наук ученый начал обработку коллекции минералов, купленных Петром Великим за границей и собранных в Си­бири, и позднее опубликовал каталог этой коллекции. Ло­моносов известен и как реформатор русского литературного языка, талантливый поэт.

Став первым русским академиком, Ломоносов много сде­лал для усовершенствования деятельности Академии наук, избавления ее от засилья чиновников и ученых-немцев, не­редко равнодушных к судьбам науки.

Видную роль Ломоносов сыграл также в развитии истори­ческой науки. Большой вклад в эту науку внесли труды В.Н. Татищева. Его «История Российская с самых древней-

ших времен» стала первым систематическим научным изло­жением русской истории. Свои концепции исторического раз­вития России разработали М.М.Щербатов и И.Н.Бол­тин.

Важ

Наши рекомендации