Похвалы Ярославу Мудрому в «Повести временных лет»

Заложил Ярослав город большой, у которого сейчас Золотые ворота, заложил и церковь, Святой Софии митрополию, а затем церковь Святой Богородицы Благовещения на Золотых воротах, затем монастырь Святого Георгия и Святой Ирины. При нем начала вера христианская плодиться и распространяться, и черноризцы стали множиться, а монастыри появлять­ся. Любил Ярослав церковные уставы, попов очень жаловал, особенно же черноризцев, и к книгам проявлял усердие, часто читая их и ночью, и днем. И собрал книгописцев множество, которые переводили с греческого на славянский язык. И написали они много книг, по которым верующие люди учатся и наслаждаются учением божественным. Как бывает, что один зем­лю распашет, другой же засеет, а третьи пожинают и едят пищу неоскуде-

вающую, так и здесь. Отец ведь его Владимир землю вспахал и размягчил, то есть крещением просветил. Этот же засеял книжными словами сердца верующих людей, а мы пожинаем, учение получая книжное.

ВОПРОСЫ К ДОКУМЕНТУ

1. За какие заслуги хвалит Ярослава Мудрого летописец? Почему
внимание летописца сосредоточенно именно на этих деяниях
князя?

2. С какой целью Ярослав Мудрый способствовал развитию книж­
ного дела?

Раздробленность на Руси

Причины и последствия раздробленности.Период раздроб­ленности является закономерным этапом в развитии всех средневековых государств. По мере развития отдельных ча­стей Руси их жители постепенно переставали ощущать по­требность в центральной власти. Всюду росло население, строились города, создавались материальные условия для со­держания собственного войска. Поэтому казалась излишней отправка в Киев в виде дани значительной части произведен­ного на местах.

Значение Киева в XII в. уменьшается. Нападения полов­цев вынуждали часть населения уходить из Приднепровья. Перемещение главных торговых путей на Средиземное море лишило Киев статуса важного центра торговли.

Киевские князья раздавали земли своим сыновьям, и имен­но они, став удельными князьями, часто возглавляли сепа­ратистские выступления. Однако главными носителями тен­денций распада единой Руси выступали не столько князья, сколько местные бояре и городские общины.

После 1132 г. Русь окончательно распалась на отдель­ные княжества.

Однако видимость единства сохранялась. Главным среди князей по-прежнему считался великий князь киевский. Со­хранялись общность языка и культуры, единая церковная организация.

Последствия распада были противоречивы. В самостоя­тельных княжествах происходило освоение новых земель,

возникали и росли города, развивались ремесла и торговля. Однако в военном плане силы Руси значительно ослабли. К тому же междоусобные войны разоряли страну. Отрица­тельные последствия раздробленности были обычны для лю­бой средневековой страны и существенно не влияли на общие темпы развития общества. Но для Руси они оказались роко­выми. В XIII в. Русь не смогла дать отпор монгольскому на­шествию и была отброшена далеко назад в своем развитии.

Галицко-Волынское княжество.На юго-западе Руси рас­полагалось Галицко-Волынское княжество. Здесь были пло­дородные, относительно защищенные от набегов кочевников земли, проходили важные торговые пути, имелись залежи полезных ископаемых (так, город Галич стал общерусским центром добычи соли). Однако серьезную угрозу княжеству представляли нападения венгров и поляков. Для их отраже­ния требовалось сильное войско, основу которого составляло боярство.

К середине XII в. на юго-западе Руси сложилось несколь­ко княжеств. Князья их по существу являлись исполнителя­ми воли местных бояр и городских общин. Их призывали и изгоняли, натравливали одних на других. Некоторые князья пытались укрепить свою власть и подавить своеволие бояр и городских общин.

К концу XIIв. самым могущественным князем на юго-западе стал праправнук Владимира Мономаха Роман Мстпи-славич, княживший во Владимире-Волынском. В 1199 г. ему удалось стать также князем Галицким. Он вел успешную борьбу с боярством за укрепление княжеской власти и в ре­зультате стал одним из самых сильных князей Руси. Однако после гибели Романа Мстиславовича в 1205 г. его владения распались. Боярство снова стало набирать силу. По призыву бояр во главе княжества не раз становились правители из Вен­грии и Польши.

Упорную борьбу с боярами вел сын Романа Даниил, про­званный позже Галицким (1211— 1264).Он сумел прими­риться с боярами, раздавая им небольшие наделы земли с кре­стьянами при условии службы в его войске. Основная заслуга Даниила — объединение Юго-Западной Руси. Однако при его наследниках земли Галицко-Волынского княжества вошли в состав Венгрии, Польши и Великого княжества Литовского. Новгородское княжество. Новгород был центром обшир­нейших земель на севере Руси. Сам город, где высокого уров­ня развития достигли ремесла и торговля, имел прочные свя­зи со странами Западной Европы и Востока. Сельское хозяй-

ство не могло обеспечить потребности населения, поэтому Новгород ввозил хлеб.

Господствующую роль в Новгороде играли бояре. Они вла­дели крупными вотчинами и участвовали в торговле и про­мыслах. Князь в Новгороде полностью зависел от бояр и го­родского вече (на котором также верховодили бояре).

Управление городом и подвластными ему землями осу­ществляли выбираемые на вече должностные лица — посад­ник, тысяцкий, а также владыка (архиепископ). Князь был лишь военачальником и высшей судебной инстанцией. Кня­зья в Новгороде менялись гораздо чаще, чем в других землях, поэтому его называют боярской республикой. Подобные порядки установились и в Пскове, отделившемся в XIII в. отНовгорода.

Владимиро-Суздальское княжество. Вмеждуречье Оки и Волги на северо-востоке Руси находился центр Владимиро-Суздальского княжества. Земли здесь были менее плодород­ными, чем на юге, но все же имелись места с хорошей почвой (ополья), которые позволяли получать богатые урожаи. По­степенно северо-восток стал одним из наиболее развитых ре­гионов.

Взаимоотношения князей, боярства и городов в княжестве к середине XII в. напоминали порядки в других землях. Бо­яре и городские общины призывали и свергали князей по своей воле. Однако княжеская власть здесь была несравнен­но более сильной, вследствие того что освоение северо­восточных земель происходило по указанию и непосредствен­ном участии князей. В городах, основанных князьями (в част­ности, Владимир Мономах основал город Владимир), тради­ции самоуправления первоначально были не слишком силь­ными, бояре получали вотчины от князей и также во многом зависели от них.

Владимир Мономах поручил княжение в северо-восточных землях своему младшему сыну Юрию. С его деятельностью связано рождение многих городов, включая Москву (первое упоминание в летописи — 1147 г.). Юрий получил прозвище Долгорукий за то, что протягивал свои «долгие руки» к дру­гим землям. Он совершал походы против Новгорода, Волж­ской Булгарии и других земель. Всю жизнь князь боролся за власть над Киевом. В 1155 г. ему удалось утвердиться в «го­роде городов», где он и умер, отравленный на пиру в 1157 г.

Основные интересы сыновей Юрия были сосредоточены на северо-востоке Руси. Его старший сын Андрей Боголюбский бежал туда еще во время пребывания отца в Киеве. Позже,

захватив Киев, Андрей не остался в нем, а передал своему брату. В деятельности Андрея Боголюбского можно увидеть явное стремление к укреплению власти внутри принадлежа­щих ему земель. Столицей он сделал не старые города Ростов или Суздаль, где были сильны традиции самоуправления и влиятельное боярство, а молодой город Владимир. Но жил он не в нем, а в основанном невдалеке городке Боголюбове. Ан­дрей стремился в меньшей степени зависеть от городских об­щин. В летописи он назван «самовластцем». Князь раздавал мелкие земельные владения своим приближенным с целью обеспечить себе надежную опору. Однако бояре не собирались сдавать свои позиции. В конце концов Андрей был убит в 1174 г. заговорщиками.

К тому времени город Владимир уже окреп и по примеру иных крупных городов стал призывать и изгонять князей. Усобица во Владимиро-Суздальскои земле длилась в течение двух лет. Наконец владимирцы призвали на престол млад-

шего брата Андрея — Всеволода Большое Гнездо (1176— 1212).Он проявил себя как заботливый правитель и много сделал для укрепления княжества. Всеволод продолжал по­литику брата по усилению княжеской власти, но действовал более мягкими способами.

Однако после смерти Всеволода Северо-Восточная Русь рас­палась. Этот князь имел восемь сыновей, между братьями разгорелась междоусобная борьба. В результате Владимиро-Суздальское княжество фактически распалось на уделы. В них сидели сыновья Всеволода и их потомки. Старшим сре­ди них считался великий князь владимирский.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. В чем состояли причины раздробленности на Руси? Можно ли
говорить, что причины раздробленности на Руси и в странах
Западной Европы были одни и те же? Свой ответ аргументи­
руйте.

2. Назовите положительные и отрицательные последствия раздроб­
ленности. Какие из них, на ваш взгляд, преобладали?

3. Дайте характеристику Галицко-Волынского княжества.

4. В чем состояли особенности развития Новгородской земли в пе­
риод раздробленности?

5. Расскажите о князьях Владимиро-Суздальской земли. Какую
политику проводили князья Андрей Боголюбский и Всеволод
Большое Гнездо?

6. Сравните развитие Новгородской, Галицко-Волынской и Влади-
миро-Суздальских земель. Укажите общие черты и различия.

Древнерусская культура

Условия развития культуры.Долгое время определяющим в духовной жизни славян являлось язычество. После креще­ния на смену ему пришло иное, во многом противоположное мировоззрение. Язычество было основано на культе природы и ее явлений, любви к земной жизни. В христианстве земное называлось бренным и преходящим, а настоящей жизнью считалась жизнь после смерти.

В результате взаимодействия язычества и христианства на Руси сложилась своеобразная культура. Она развивалась в рамках христианства, но вобрала в себя многие языческие

мотивы и обряды, сохранившиеся и поныне, например такие, как празднование Масленицы.

Через христианство были восприняты многие достижения античной, особенно древнегреческой культуры. Велико было влияние и культуры южных славян, прежде всего болгар. Немалое значение имело также влияние кочевых народов, как древних (скифы, сарматы), так и современных Руси (ха­зары, половцы). Наконец, Русь имела широкие связи с За­падной Европой и воспринимала ее культуру.

Письменность и литература.Для Руси было характерно широкое распространение грамотности. Для Европы того вре­мени это было необычно. Неслучайно дочь князя Ярослава Мудрого королева Франции Анна в письме отцу высказыва­ла свое удивление низким уровнем образованности жителей королевства по сравнению с Русью. Католичество считало важной письменность лишь на латинском языке, недоступ­ном большинству населения. Православие же допускало чте­ние Библии на национальных языках. Это делало грамотность гораздо более доступной и распространенной.

Письменность существовала на Руси еще до принятия хри­стианства. Свидетельство тому — сообщение летописи о тек­сте договоров Олега и Игоря с Византией. Вместе с христи­анством на Русь попала письменность, создана славянскими просветителями Кириллом и Мефодием.

Об уровне образованности в Русских землях свидетельству­ют берестяные грамоты — письма людей самого разного со-

циального статуса, пола и возраста. О грамотности горожан говорят и надписи на гончарных и других изделиях.

Важнейшим произведением древнерусской литературы яв­ляется «Повесть временных лет». Традиционно ее авто­ром считается монах Киево-Печерского монастыря Нестор. Однако это устоявшееся в российском национальном созна­нии мнение не соответствует научным данным. Монах Нестор является автором двух произведений древнерусской литера­туры — «Чтение о Борисе и Глебе» и «Житие Феодосия Пе-черского». Описание жизни и гибели русских святых в «Чте­нии о Борисе и Глебе» кардинальным образом расходится с изложением этих же событий в «Повести временных лет». В действительности «Повесть временных лет» — сложное произведение, вобравшее в себя фрагменты разных летописей и литературные труды многих авторов.

К числу выдающихся русских писателей относится митро­полит Иларион. В своем философско-публицистическом тру­де «Слово о Законе и Благодати» он обосновывает полноправ­ное место Руси среди других христианских стран, раскрыва­ет смысл Крещения Руси.

Литературными памятниками являются произведения Владимира Мономаха, автора многих писем-посланий и «По­учения» детям. «Поучение» наполнено глубокими философ­скими размышлениями о смысле жизни, об обязанностях правителя, о соотношении нравственности и политики. Одно­временно это первая автобиография на русском языке.

Философско-религиозные искания отразились в таких про­изведениях, как «Слово» и «Моление» Даниила Заточни­ка, и др.

Все эти произведения написаны в русле христианской тра­диции, но были и труды, где языческие черты преобладали над христианскими. Это прежде всего самый известный па­мятник древнерусской литературы — «Слово о полку Иго-реве». В нем рассказывается о неудачном походе новгород-северского князя Игоря Святославича против половцев в 1185 г. В поэтической форме дается широкая панорама жиз­ни Руси того времени. Неизвестный автор «Слова» призывал князей объединиться для борьбы с общим врагом.

Архитектура и изобразительное искусство.Первые камен­ные христианские храмы строили на Руси мастера из Визан­тии. Но уже в них проявились самобытные черты русской архитектуры. Первой такой постройкой стала возведенная по приказу крестителя Руси Владимира церковь Успения Бого­родицы в Киеве. На ее содержание князь повелел отдавать

десятую часть своих доходов, поэтому этот храм стали назы­вать Десятинной церковью. До наших дней она не сохрани­лась. Древнейшая из сохранившихся построек — Софийский собор XI в. в Киеве, но позже он был значительно перестро­ен. Совсем немного уступает ему по древности Софийский собор в Новгороде, сохранившийся почти в первозданном виде. Это величественное и суровое сооружение, характерное для Северной Руси.

В XII в. вырабатывается особый русский тип однокуполъ-ных храмов. Больше всего их сохранилось во Владимире-Суздальской земле. Самый известный храм — церковь По­крова на Нерли, возведенная при Андрее Боголюбском. Правда, ныне она также несколько изменила свой вид по сравнению с первоначальным. Храм поражает красотой и гар­монией. Не менее прекрасны Успенский и Дмитриевский со­боры Владимира, церкви Суздаля, Переяславля-Залесского и др. Самостоятельные архитектурные школы сложились в Новгороде, других землях.

Многие соборы были украшены каменной резьбой и релье­фами. В них проявилось не всегда совпадающее с аскетиче­скими идеалами церкви стремление древнерусских мастеров к прекрасному. Изображения животных, растений, людей говорят о сохранении языческих мотивов в изобразительном искусстве.

Художественное творчество Древней Руси представлено также фресками, иконами, мозаиками.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. В чем состояли особенности развития древнерусской культуры?

2. Почему общий уровень грамотности в Древней Руси превышал
уровень грамотности в Западной Европе?

3. Дайте краткую характеристику известным памятникам древ­
нерусской литературы.

4. Какие архитектурные памятники Древней Руси вам известны?
Если вам приходилось видеть какие-либо из таких памятников,
опишите свои впечатления от них.

5. Заполните таблицу.

Произведение литературы, время его создания Содержание произведения
   

Монгольское завоевание

Наши рекомендации