Тема 14: Механизм (аппарат) государства

1.Понятие государственный механизм, государственный аппарат их соотношение.

2.Принципы деятельности государственного аппарата.

3.Органы государства: понятие, признаки.

4.Классификация органов государства.

5.Теории разделение властей в государстве и ее социально-политическое значение.

1.В юридической науке понятие государственный аппарат и механизм государства или различаются или используются как синонимы.

Различие в том, что в понятие механизм включаются материальные придатки государственного аппарата (ВС, милиция и т.д.).

Некоторые юристы отождествляют понятия государственный аппарат и механизм государства.

Термин "государственный аппарат" в юридической литературе употребляется в двух значениях.

В широком смысле под "государственным аппаратом" понимается вся система органов государства и должностных лиц. И, как считается, в этом случае понятие "государственный аппарат" равно по объему понятию "механизм государства" — это целостная иерархическая система государственных органов и учреждений, посредством которых осуществляется государ­ственное управление обществом и защита его основных интересов.

В узком смысле под "государственным аппаратом" понимается подсистема органов государственного управления - исполнительно-распорядительный аппарат.

Характерные признаки государственного аппарата:

- состоит из людей, специ­ально занимающихся управлением;

- представляет собой сложную систему органов и учреждений, которые находятся в тесной взаимосвязи при осуществлении своих непосредственных властных функций;

- функции всех звеньев государственного аппарата обеспечиваются организационными и финансовыми средствами, а в необ­ходимых случаях и принудительным воздействием;

- призван надежно гаран­тировать и охранять законные интересы и права своих граждан. Сфера властных полномочий государственных органов ограничивается пра­вом, которое максимально обеспечивает гармоничные, справедливые отношения между государством и личностью.

Государственный аппарат –система органов, непосредственно осуществляющих управленческую деятельность и наделенных для этого властными полномочиями.

2. Под принципами организации и деятельности государственного аппарата понимают "наиболее важные, ключевые идеи и положения, лежащие в основе его построения и функционирования".

1.принцип приоритета прав и свобод человека;

2.принцип законности и конституционности в организации и деятельности государственного аппарата;

3. принцип разделения властей (законодательной, исполнитель­ной, судебной), который формирует механизмы, исключающие произвол со стороны властных органов и должностных лиц;

4. принцип демократизма, который выражается прежде всего в широком участии граждан в формировании и организации деятельности государственных органов;

5. принцип профессионализма государственных служащих, включающий требование профессиональной этики;

6. принцип гласности, обеспечивающий информированность населения о происходящих государственно-правовых процессах;

7. принцип иерархичности в построении и принцип субординации в деятельности государственного аппарата, выражающиеся в подчиненности и подотчетности нижестоящего органа вышестоящему;

8. принцип координации в деятельности государственных органов, выражающийся в их взаимодействии "по горизонтали";

9.принцип сочетания коллегиальности и единоначалия,

10.принцип сочетания выборности и назначаемости при формировании государственного аппарата.

3.Государственный аппарат состоит из различных частей, имеющих специфическое устройство и выполняющих свойственные им функции. Основным элементом этого является орган государства.

Орган государства – это структурно обособленное звено государственного аппарата, участвующее в осуществлении функций государства и наделенное для этого властными полномочиями, это внутренняя форма государства, имеющая свою микроструктуру, это клеточка, ядро всей системы государства.

Согласно закону РБ «О государственной службе в Республике Беларусь»:

государственный орган - образованная в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, иными законодательными актами организация, осуществляющая государственно-властные полномочия в соответствующей сфере (области) государственной деятельности.

Признаки государственного органа:

1.определенное социальное, то есть общественное образование;

2.элемент государства;

3.представляет собой целостное образование - систему, имеющую свой состав и свою структуру;

4.наделен государственно-властными полномочиями;

5.имеет свою, установленную законом, компетенцию, в рамках которой он и должен действовать;

6.в рамках своей компетенции выступает от имени государства;

7.имеет свои функции;

8.образуется и действует на основе права (закона).

4. Органы государства классифицируют:

I. По принципу разделения властей: законодательные исполнительные судебные контрольно-надзорные III. По характеру формирования: первичные производные.
II.По характеру компетенции: 1. общей: · парламент · правительство · исполкомы · местные советы 2. Специальные: · министерства · комитеты · управления · исполкомы IV.по территориальным пределам действия: 1. высшие: · президент · парламент · правительство · верховный суд 2. центральные: · министерства 3. местные: исполкомы
V.по способу 1. коллегиальные: · парламент · правительство · исполкомы осуществления полномочий: 2. единоличные · министерства · управления · комитеты

2.В современном мире - разделение властей - характерная черта, признанный атрибут правового демократического государства. Сама же теория разделения властей - итог многовекового развития государственности, поиска наиболее действенных механизмов, предохраняющих общество от деспотизма.

Теория разделения властей была создана несколькими исследователями: идея высказывалась Аристотелем, теоретически была развита и обоснована Джоном Локком, в классическом виде она была разработана Шарлем Луи Монтескье и в ее современной форме - Александром Гамильтоном, Джеймсом Мэдисоном, Джоном Джеем.

Основные положения теории разделения властей следующие:

· разделение властей закрепляется конституцией;

· согласно конституции законодательная, исполнительная и судебная власти предоставляются различным людям и органам;

· все власти равны и автономны, ни одна из них не может быть устранена любой другой; никакая власть не может пользоваться правами, предоставленными конституцией другой власти;

· судебная власть действует независимо от политического влияния, судьи пользуются правом длительного пребывания в должности. Судебная власть может объявить закон недействительным, если он противоречит конституции.

Теория призвана обосновать устройство, которое исключало бы возможность узурпации власти кем бы то ни было вообще.

Теоретическое развитие принцип разделения властей получил в труде "Два трактата о государственном правлении" (1690 г.) английского философа Джона Локка, который, разрабатывает принципы взаимосвязи и взаимодействия отдельных частей власти. Приоритет остается за законодательной властью в механизме разделения властей. Она верховная в стране, но не абсолютна. Остальные власти занимают по отношению к законодательной власти подчиненное положение, однако они не пассивны по отношению к ней и оказывают на нее активное воздействие.

Взгляды Локка теоретически осмыслил и развил в классическую теорию разделения властей (практически в современном ее понимании) французский философ и просветитель Шарль Луи Монтескье (полное имя - Шарль Луи де Секондат, барон Бреда и Монтескье) в главном труде своей жизни - "О духе законов", над которым Монтескье работал 20 лет и который был опубликован в 1748 г. Это сочинение состоит из 31 книги и разделено на 6 частей.

Под "духом" законов Монтескье понимал то рациональное, закономерное в них, что обусловлено разумной природой человека, природой вещей и т.д. Наличие и функционирование системы разделения властей в государстве должно, оберегать общество от злоупотреблений государственной властью, узурпации власти и концентрации ее в одном органе или одним лицом, что неминуемо приводит к деспотизму.

Монтескье принадлежит также развитие положения о системе сдержек различных властей, без которой их разделение не было бы действенным. Речь, о балансе законодательной, исполнительной и судебной власти специальными правовыми мерами, обеспечивающими не только взаимодействие, но и взаимоограничение ветвей власти в установленных правом пределах.

Декларация прав человека и гражданина, принятая 26 августа 1789 г.Национальным Собранием Франции, провозгласила: «Общество, в котором не обеспечено пользование правами и не проведено разделение властей, не имеет конституции»

Первыми в государственно–правовой практике идеи разделения властей применили так называемые «отцы–основатели», т.е. создатели первой современной писаной конституции – американской Конституции 1787 г. В их числе были Джеймс Мэдисон, Александр Гамильтон, Бэнджамен Франклин, Джеймс Вильсон, получившие юридическое образование в Европе и, естественно, знакомые с трудами Локка, Монтескье, Блэкстона.

Большой вклад в творческое развитие идеи сдержек и противовесов и воплощение ее на практике внес американский государственный деятель (дважды бывший президентом США) Джеймс Мэдисон (1751–1836 гг.). Он изобрел такую систему сдержек и противовесов, благодаря которой каждая из трех властей (законодательная, исполнительная и судебная) является относительно равной. Этот механизм сдержек и противовесов Мэдисона до сих пор действует в США. Сдержками и противовесами Мэдисон называл частичное совпадение полномочий трех властей. Так, несмотря на то, что Конгресс — законодательный орган, президент может наложить вето на законы, и суды могут объявить акт Конгресса недействительным, если он противоречит Конституции. Судебная власть сдерживается президентским назначением и ратификацией Конгрессом этих назначений на должность в органы судебной власти. Конгресс сдерживает президента своим правом ратифицировать назначения в органы исполнительной власти, и он же сдерживает две другие власти своей властью ассигновать деньги[1].

Принцип разделения властей воспринят теорией и практикой всех демократических государств. Как один из принципов организации государственной власти в современной Белоруссии, он получил законодательное закрепление в ст. 6 Конституции РБ, которая гласит: "Государственная власть в Республики Беларусь осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную".

Разделение властей в Белоруссии заключается в том, что законодательная деятельность осуществляется Парламентом – национальное собрание и состоит из двух палат: Палата представителей и Совет Республики; исполнительную власть осуществляет Правительство РБ (ст. 106 Конституции); органами судебной власти являются суды, образующие единую систему, возглавляемую Конституционным Судом РБ, Верховным Судом РБ и Высшим Хозяйственным Судом РБ. Согласованное функционирование и взаимодействие всех ветвей и органов государственной власти обеспечивается Президентом РБ (ч. 2 ст. 79 Конституции).

Смысл классического учения о разделении властей (в том виде, в каком оно было разработано Монтескье и поддержано Кантом) не следует сводить ни к выражению компромисса классово-политических сил, ни к разделению труда в сфере государственной власти, выражающей народный суверенитет, ни к механизму "сдержек и противовесов", сложившемуся в развитых государственно-правовых системах. Разделение властей - это прежде всего правовая форма демократии.


Наши рекомендации