Использование современных технологий при инициации референдума в российской федерации

Сметанникова С.С.

2 курс магистратуры, кафедра конституционного

и муниципального права, юридический факультет,

ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет»

Аннотация: в данной статье рассматривается в качестве альтернативного метода использование электронной подписи при инициации референдума.

Ключевые слова: Конституция РФ, референдум, непосредственная демократия, конституционные права граждан, электронная подпись.

Summary: in this article use of the digital signature at initiation of a referendum as an alternative method is considered.

Keywords: Constitution of the Russian Federation, referendum, direct democracy, constitutional rights of citizens, digital signature.

Согласно ст. 1 Конституции РФ 1993 [1] Российская Федерация признана демократическим федеративным правовым государством. Развитие демократического общества в Российской Федерации сопровождалось развитием института народовластия, различных форм участия населения в управлении делами государства и решении вопросов местного значения. В ч. 3. ст. 3 Конституции РФ закреплено, что высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. Гражданин участвует в референдуме на основании всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании.

Конституция РФ закрепляет исходные начала института референдума: ч. 3. ст. 3, ч. 2 ст. 32, п. «в» ст. 84, ч. 2. ст. 130. Федеральный конституционный закон от 28 июня 2004 г. № 5 – ФКЗ «О референдуме Российской Федерации» [2] занимает особое место в системе законодательства в области референдума, так как в нем закреплены основные гарантии реализации конституционного права граждан России на участие в референдуме общегосударственного значения [7]. Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» [3] устанавливает принципы избирательного процесса, относящиеся к референдуму: равное участие в референдуме (ч. 1. ст. 5), право на прямое волеизъявление (ст. 6), тайное голосование (ст. 7).

Таким образом, институт референдума имеет довольно полное нормативное регулирование, но не нашел широкого применения на практике. Отчасти это связано с тем, что процедура проведения референдума сопровождается трудностями, которые имеют как правовую природу [8], так и проблемы связанные с финансовой составляющей. Для сокращения затрат при инициации референдума предлагается использовать в качестве альтернативы дистанционный формат сбора подписей при помощи электронной подписи.

Дистанционный формат достаточно удобен в подсчете голосов и для людей с ограниченными возможностями, к тому же он экономичен. Однако отсутствие правового закрепления и отлаженной (проработанной) системы создает барьеры на пути развития нового формата. Электронная (цифровая) подпись активно используется различными международными платежными системами. Условия использования и применения электронной подписи регулируется Федеральным законом от 6 апреля 2011 г. № 63 – ФЗ «Об электронной подписи»[5], но применение такой подписи в избирательном процессе законодательно не урегулировано. Согласно п.1 ст. 2 Федерального закона «Об электронной подписи» электронная подпись – это информация в электронном формате, которая присоединена к другой информации в электронном формате (подписываемой информации) или иным образом связана с такой информацией и которая используется для определения лица, подписывающего информацию. Существует три вида электронной: простая (пароли, коды и прочие средства, которые подтверждают факт подписания документа определенным лицом); усиленная неквалифицированная (создается при помощи специальных программ, используется чаще всего в бизнес структурах); усиленная квалифицированная (выдается исключительно аккредитованному удостоверяющему центру, который имеет доступ к работе в специализированных программах и базах данных (ст. 5 Федерального закона «Об электронной подписи»). Получить аккредитацию на использование усиленной квалифицированной подписи можно в Минкомсвязи России, согласно постановления Правительства РФ от 28 ноября 2011 г. № 976 «О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном в сфере использования электронной подписи»[6].

Разработки, касающиеся проведения дистанционного референдума, позволят сэкономить бюджетные средства в разы, так как при необходимости организации сбора подписей на выборы или референдум, данный процесс будет требовать меньшего количества затрат. К тому же подделать электронную подпись очень сложно, система отклонит ее, которая не соответствует подписи указанного избирателя. Конечно, приверженцы традиционного метода укажут на уязвимое место такой системы – безопасность. Ведь в современном мире существует большая вероятность взлома электронных систем, да и сайты официальных органов неоднократно подвергались хакерским атакам. Однако разработать надежную систему защиты вполне вероятно, так как современные технологии защиты баз данных постоянно развиваются. Например, каждый из нас слышал да и пользовался системой интернет – банков, доверяя тем самым денежные средства электронной системе. Альтернативный метод (дистанционный формат проведения и сбор электронных подписей) необходимо использовать в качестве пробной версии, но не основной. Такой подход позволит выявить недостатки новой системы и устранить их. В качестве пилотного проекта такого формата работы при инициации референдума можно использовать сначала на уровне муниципалитета, затем уже на уровне субъекта РФ, и после уже на уровне федерации. Постепенное применение такого метода обеспечит устранение неполадок и совершенствование новой модели сбора подписей граждан.

Еще одним достоинством применения дистанционной системы инициации референдума является разовость затрат. То есть достаточно выделить средства для создания интернет – платформы, на базе которой можно будет проголосовать за инициацию референдума, сбора электронных подписей с последующим занесение их в базу данных, разработка системы защиты. Важно отметить, что при успешном опыте реализации дистанционного формата инициации референдума, возможно использовать подобную систему при опросе граждан, при реализации петиционного референдума.

Важно отметить, что избирательная система постепенно внедряет современные технологии в избирательный процесс. Так появилась Государственная автоматизированная система Российской Федерации «Выборы» (далее ГАС «Выборы») [4], которая предназначенная для автоматизации избирательных действий. Применяются современные электронные урны для удобства подсчета голосов. Под электронными урнами принято понимать комплекс обработки бюллетеней (далее КОИБ), которые сканируют и распознают бумажные бюллетени, тем самым производя их подсчет. К любому КОИБу может быть подключён принтер, чтобы распечатать протокол избирательной комиссии. А посредством телекоммуникационных сетей данные об итогах голосования могут быть переданы системе «ГАС Выборы». Все эти нововведения свидетельствуют о том, что избирательная система готова для применения современных технологий.

Современные технологии необходимо внедрять в избирательный процесс, так как это позволит обеспечить не только удобство, практичность и экономию, но и в первую очередь привлечет интерес граждан, а именно молодого поколения.

Список использованных источников:

1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. (с попр. и изм.). М., 2016.

2. О референдуме Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 28 июня 2016 г. № 5 – ФКЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. № 27. Ст. 2710.

3. Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации: Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67 – ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 24. Ст. 2253.

4. О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации «Выборы»: Федеральный закон от 10 января 2003 г. № 20-ФЗ (в ред. Федерального закона от 12 марта 2014 г. № 33-ФЗ) // Российская газета. 15 января 2003. № 5.

5. Об электронной подписи: Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. № 63 – ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. № 2. Ст. 127.

6. О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном в сфере использования электронной подписи: Постановлению Правительства РФ от 28 ноября 2011 г. № 976 // Российская газета. 2012. № 5778 (105). 11 мая.

7. Добрынин Н.М. Основы конституционного (государственного) права Российской Федерации: 100 вопросов и ответов. Новосибирск, 2013. С.42.

8. Тегаева Л.Т. Некоторые проблемы законодательного регулирования института референдума Российской Федерации // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. 2013. № 5(83). С.135-137.

ДЛЯ ЗАМЕТОК:

АССОЦИАЦИЯ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ

использование современных технологий при инициации референдума в российской федерации - student2.ru

Сборник научных трудов

«Развитие общественных наук российскими студентами»

Выпуск III

(15 апреля 2017 г.)

Краснодар

Печатается в авторской редакции.

Подписано в печать 15.04.17 г.

Формат 60*90/16. Бумага офсетная. Усл. печ. л. 7,25.

Тираж 60 экз. Заказ № 3.

Отпечатано в ООО «Альфа-полиграф+».

350000, г. Краснодар.

использование современных технологий при инициации референдума в российской федерации - student2.ru

использование современных технологий при инициации референдума в российской федерации - student2.ru

Наши рекомендации