Место государственной думы в политической системе

РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ

Маренков А.С.

студент 1 курса Института юстиции

ФГБОУ ВО «Саратовская государственная юридическая академия»

Научный руководитель:

Ворошилова С.В.

доктор юридических наук, профессор кафедры истории

государства и права ФГБОУ ВО «СГЮА»

Аннотация: Автор рассматривает роль и место Государственной думы в политической жизни Российской империи, а также проводит сравнительный анализ полномочий данного государственного органа.

Ключевые слова: Государственная дума Российской империи, политическая система

Summary: The author considers the role of the State Duma in political life of the Russian Empire, and also conducts a comparative analysis of the powers of this state body.

Keywords: The State Duma of the Russian Empire, political system

Государственная дума – явление историческое. В связи с тем, текущий 2017 год – год столетия с момента «отречения от старого мира», и одним из явлений этого мира, последним явлением была Государственная дума, интересно изучить то, каково было место Думы в политической системе Российской империи на закате её жизни.

События революции 1905 года показали: стране необходимы изменения политической системы; нужен был новый демократический орган. Верховная власть всемерно сопротивлялась созданию ограничивающего её деятельность института[5]. Но положение было таково, что император Николай II встал перед выбором: или встать на путь реформирования, или же продолжать противодействие развивающимся демократическим процессам, что в конечном счёте неизбежно бы привело к падению монархии. Был издан Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка» от 17 октября 1905 г. (п.3 прямо «устанавливает как незыблемое правило», что «никакой закон не может восприять силу без одобрения Государственной думы») [1, с. 41]. Дума при этом наделяется правом контроля над деятельностью исполнительной власти. Манифест стал отображением нового курса политики Российской империи, отразив основные принципы демократического устройства государства, гражданские права и свободы, демократическое избирательное право, разделение властей и др.

Между тем Государственная дума комплектовалась на основе выборов, которые были лишены демократического начала: они не являлись всеобщими и равными, осуществлялись на основе куриальной системы. 23 апреля 1906 года вышли Высочайше утвержденные Основные Государственные Законы, статья 42 которых закрепляла законодательные полномочия Думы, провозглашенные Манифестом 17 октября [3]. Основные законы явились, по сути, первой русской конституцией. Дума стала проводником между абсолютной императорской властью и нараставшими в обществе демократическими настроениями.

Законодательная власть делилась между Государственным советом и Думой, отношения между которыми в период думской монархии со временем постоянно менялись: от открытой конфронтации и неприятия до сотрудничества и конструктивной, слаженной работы в годы Первой мировой войны [4, с.155]. Между тем, тенденция была такова, что палаты, как правило, находились в длительном конфликте и постоянных разногласиях.

Первая Дума потерпела провал: правительство распустило её, мотивируя тем, что Дума не только не успокаивает народ, но ещё более сеет смуту. Та же участь постигла и вторую Думу: знаменитый «третьеиюньский переворот», завершивший революцию, явился нарушением указаний статьи 87 Основных государственных законов, по которым избирательный закон мог быть изменён только при согласии Государственной Думы и Государственного Совета.

По новому законодательству («Положение о выборах» 1907 года) избирательное право имели не все жители империи, высок был имущественный ценз [2]. Результатом этого запутанного правотворчества было исключительно непропорциональное представительство. Сложные правила выборов, делившие население по всевозможным признакам, сразу же подорвали доверие к новой Думе. В отличие от двух предыдущих Дум, третья отработала весь созыв, и за 5 лет 2197 законопроектов были утверждены царем и стали законами. Однако не менее 95 % этих законопроектов представляло собой так называемую «законодательную вермишель» — они были посвящены различным сметам на незначительные суммы, некоторые законопроекты рассматривают создание одного рабочего места. Дума выполняла, по сути, декоративную функцию. Существовало негласное правило, что ни один хоть немного оппозиционный закон, принятый Думой по собственной инициативе, не будет утвержден царем. Руководство Думы, озабоченное сохранением своего реноме, уворачивалось от скандалов, изымая из повестки все острые вопросы; но уровень внутренних противоречий в стране был настолько высок, что все значимые вопросы уже стали острыми. Депутаты всё больше отдалялись от народа.

Работа IV Думы ознаменована деятельностью «Прогрессивного блока» - группы депутатов, оппозиционно настроенных правительству. Их главным требованием было создание «правительства доверия». Деятельность «Блока» — результат полного недопонимания между властью и народом.

Оценка деятельности Думы весьма неоднозначна. Историческим назначением и главной задачей Государственной думы явилось выведение страны из глубокого экономического и политического кризиса. Развитие законотворческого процесса явилось символом демократических перемен в обществе. Однако говорить о развитии и совершенствовании конституционных начал, к сожалению, не приходится, ибо, по мнению В.В. Леонтовича, именно «неразвитость гражданского строя, гражданской свободы и повела к исчезновению политической свободы, к крушению конституционного строя в России» [7]. Свою ложку дегтя внесли консервативно настроенные главы правительства (И.Л. Горемыкин, Б.В. Штюрмер), изначально настроенные против Думы. Сыграла роль и историческая память Руси, связывавшая «царя-батюшку» с неограниченной властью. Это, а также политическая непоследовательность императора, стало тормозом в изменении государственного управления, что в итоге привело к ещё большей изоляции императора от общества. В итоге, как заметил Н.А. Бердяев, «монархия в России пала сама, её никто не защищал, она не имела сторонников» [6, с.109]. Россия, к сожалению, так и не стала полноценным парламентарным государством.

Список использованных источников:

1. Российское законодательство X-XX вв.: в 9 т. Т.9. Законодательство эпохи буржуазно-демократических революций. / Отв. ред. О.И.Чистяков. М., Юридическая литература, 1994.

2. Обзор деятельности Государственной Думы третьего созыва. 1907-1912 гг. / сост. Канцелярией Гос. Думы. - Санкт-Петербург: Гос. тип., 1912. - 26-28 см. Ч. 1: Общие сведения. - 1912. - XIV, 209, 515 с.// Российская государственная библиотека. URL: http://dlib.rsl.ru/viewer/01004010378 (дата обращения: 01.03. 2017 г.)

3. Государственная Дума в России: в документах и материалах / Ф. И. Калинычев. - М.: Госюриздат, 1957.

4. Дарчиева С.В. Вопросы государственного устройства и Государственной думы Российской империи в начале ХХ века // Власть. 2015 № 7, стр. 153-157

5. Малышева О.Г. Государственная дума в системе власти Российской империи // Куда идёт Россия?.. Формальные институты и реальные практики / под общей редакцией Т.И. Заславской. М.МВШСЭН, 2002

6. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. М.: Наука, 1990,

7. Леонтович В.В. История либерализма в России 1762-1914. М.:Русский путь, Полиграфресурсы,1995 – 550 С.

Наши рекомендации