Анализ зарубежной практики социального предпринимательства Южной Кореи

Сударкина Е.С.,

студентка 3 курса факультета управления,

Южно-Российский институт управления – филиал РАНХиГС, г. Ростов-на-Дону.

Научный руководитель:

Пивоваров И.В.,

к.э.н., доцент кафедры менеджмента

Южно-Российский институт управления – филиал РАНХиГС, г Ростов-на-Дону.

Аннотация: Автор анализирует зарубежную правоприменительную практику в области социального предпринимательства на примере Республики Корея. Рассматривает причины становления и развития социального предпринимательства, изучает положения закона о развитии социального предпринимательства, а также меры государственной поддержки.

Ключевые слова: социальное предпринимательство, Южная Корея, государственная поддержка.

Summary: The author is analyzing foreign law-enforcement practice at social entrepreneurship sphere that is based on example of Korea Republic. The author is considering reasons of establishing and development of social entrepreneurship, making a research of social entrepreneurship development law and, also, government support.

Keywords: social entrepreneurship, The South Korea, government support.

Социальное предпринимательство – это достаточно новый вид социально-экономической деятельности, который находится на стыке между предпринимательством и благотворительностью, т. е. преследует социальные цели, но для их достижения использует коммерческие механизмы, благодаря которым социальный предприниматель остается устойчивым и независимым от внешнего инвестирования. По сути, социальное предпринимательство — это бизнес-решение социальной проблемы [1].

Несмотря на свою молодость во многих зарубежных странах (США, Великобритания, Южная Корея, Греция, Финляндия и др.) социальное предпринимательство уже имеет институциональное закрепление, для него приняты специальные законы и в некоторых случаях предоставлены существенные налоговые льготы.

Из зарубежной практики достаточно интересен опыт становления социального предпринимательства в Южной Корее, поскольку эта страна в начале 21 века обладала теми же проблемами, что и Россия сейчас: высокий уровень безработицы в результате Азиатского финансового кризиса 1997-1998 гг., старение общества, снижение рождаемости и др.[2, с. 6]. Для решения этих проблем в 2007 году был принят Закон о развитии социального предпринимательства, благодаря которому удалось решить проблемы с трудоустройством и социальным обеспечением и преодолеть кризис. Перейдем к рассмотрению практики социального предпринимательства и базы его функционирования в Корейской республике.

Правовую основу функционирования и поддержания социального предпринимательства в Южной Корее определяют:

1) Закон о развитии социального предпринимательства, принятый 7 января 2007 г.;

2) Постановление о реализации Закона о развитии социального предпринимательства, которое детализирует и конкретизирует положения закона;

3) Основной план развития социального предпринимательства, разрабатываемый Министерством труда каждые пять лет с 2008 года.

В законе дано определение социальных предприятий, под которыми понимаются организации, занимающиеся деятельностью по производству и продаже товаров и услуг и преследующие социальные цели повышения качества жизни местных жителей путём оказания социальных услуг и создания рабочих мест для незащищённых слоёв населения, при условии, что данные предприятия прошли процедуру сертификации [2, с. 9]. Как и в российском определении, здесь одним из главных направлений деятельности социальных предприятий указывается трудоустройство и обеспечение занятости социально незащищенных слоев общества.

В Постановлении о реализации Закона о развитии социального предпринимательства конкретизируется данное определение, и указываются критерии, которыми должны обладать социальные предприятия в зависимости от цели их деятельности:

1. Если основной целью деятельности является трудоустройство незащищенных лиц, то доля занятых незащищенных лиц среди всех работников предприятия должна составлять не менее 50/100.

2. Если основной целью деятельности является предоставление социальных услуг для незащищенных лиц, то доля занятых незащищенных лиц, среди всех лиц, которым оказаны услуги, должна составлять не менее 50/100.

3. Если основной целью деятельности является трудоустройство незащищенных лиц и предоставление им социальных услуг, доля трудоустроенных незащищенных лиц среди всех работников и доля занятых незащищенных лиц, среди всех лиц, которым оказаны услуги, должна составлять не менее 30/100.

Как уже было отмечено, в Южной Корее все социальные предприятия обязательно должны проходить процедуру сертификации. Данная процедура предполагает получение официального статуса социального предприятия, если оно удовлетворяет всем необходимым требованиям. К таким требованиям относятся:

· основная цель деятельности предприятия должна быть социальной;

· осуществление деятельности предприятия с помощью нанимаемого и оплачиваемого персонала;

· в процесс принятия решений на предприятии вовлечены потребители социальной услуги, рабочие и т.п.;

· реинвестиция не менее 2/3 прибыли на социальные цели.

Таким образом, предприятия проходят сертификацию на предмет соответствия критериям, и в случае соответствия им присваивается статус «социальное».

Важно отметить, что только сертифицированные предприятия могут претендовать на получение государственной поддержки, которая включает определенную систему льгот и привилегий: покрытие расходов на заработные платы в течение двух лет, субсидии на развитие бизнеса, консультационная помощь и др.

Институциональную структуру поддержки социального предпринимательства в Южной Корее составляют:

1) Министерство труда - разрабатывает «Основной план развития социального предпринимательства» на 5 лет, в котором прописываются формы поддержки, льготы и условия финансирования социальных предприятий.

2) Комитет по поддержке социального предпринимательства – орган, созданный при Министерстве труда. В круг его обязанностей входит: создание основы для поддержки социальных предприятий; финансирование, необходимое для достижения целей основного плана и иные вопросы, касающиеся политики в сфере социального предпринимательства.

3) Агентство по продвижению социального предпринимательства KoSEA (Korea Social Enterprise Promotion Agency), созданное с целью поддержать запуск и реализацию социальных предприятий и способствовать росту активности частного сектора. Основными направлениями деятельности Агентства являются:

· оказание консультационной и информационной поддержки социальным предпринимателям;

· развитие новых рынков;

· формирование сетей взаимосвязей между социальными предпринимателями разных регионов страны;

· проведение Фестивалей социального предпринимательства;

· формирование международных коопераций между предпринимателями.

4) Центры социального предпринимательства (бизнес‑инкубаторы) – учреждения, деятельность которых направлена преимущественно на трудоустройство молодежи. Правительство ежегодно выставляет грант в 30 тыс. $ на развитие одного предприятия, а также обеспечивает начинающих предпринимателей необходимой инфраструктурой: офисными помещениями, различными сервисами и т.д. [2, с. 21]. Данные корейские бизнес-инкубаторы похожи на создающиеся в России центры инноваций социальной сферы, где предприниматели могут получить консультацию, проводить мастер-классы, тренинги и т.д.

5) Сервисные организации - занимаются предоставлением консалтинговых услуг по вопросам создания социальных предприятий, формирования целей и задач, ведения бизнеса и пр.

Самым распространенным способом оказания помощи социальным и другим предприятиям является прямая государственная поддержка – наиболее приоритетное направление со стороны Правительства Кореи, которое включает в себя несколько основных векторов развития:

- увеличение объема государственных закупок у социальных предприятий;

- помощь социальным предприятиям в освоении новых рынков - расширение каналов продаж путем стимулирования этичного потребления. Задумка в том, чтобы потребителям было более предпочтительно покупать товары именно у социальных предприятий, а не у организаций, занимающихся исключительно коммерческой деятельностью;

- увеличение объемов финансирования и инвестиций;

- изменение системы субсидирования – постепенное сокращение субсидирования затрат на рабочую силу взамен на повышение субсидирования затрат на развитие бизнеса. Это необходимо для того, чтобы повысить способность социальных предприятий функционировать самостоятельно.

Кроме того, Южная Корея уделяет большое внимание молодежи в рамках продвижения и развития социального предпринимательства. Правительством формируются программы стажировок для молодежи, которые позволят молодым людям получить опыт, прежде чем организовать свое собственное социальное предприятие. Также Правительство организовывает курсы по руководству социальными предприятиями в различных университетах и предусматривает программу стипендий для социальных предпринимателей, нацеленную на продвижение инновационных бизнес-моделей.

Не менее важным направлением развития социального предпринимательства в Южной Корее является популяризация и увеличение значимости социальных предприятий, поскольку от этого фактора прямо зависит имидж и рейтинг социальных предприятий по сравнению с другими поставщиками товаров и услуг. Повышая имидж социального бизнеса, повышается и спрос на товары, реализуемые данной категорией предприятий. Именно поэтому очень важно способствовать распространению социального предпринимательства и его ценностей среди населения страны.

Таким образом, анализ зарубежной практики показал, что во многих странах существуют специальные законы и другие правовые акты, которые регулируют деятельность социальных предпринимателей. Закон, регулирующий социальное предпринимательство в Южной Корее, содержит определение термина «социальное предпринимательство», основные критерии и требования, предъявляемые к социальным предпринимателям, а также порядок проведения процедуры сертификации. Благодаря тому, что все эти моменты имеют законодательное закрепление, социальные предприниматели могут рассчитывать на государственную поддержку, которая включает ряд льгот и субсидий, консалтинговые услуги, информационную поддержку и др. Сейчас в Корейской Республике доля малых предприятий составляет 98% от всех производств, на которых занято свыше 60% работающих. Благодаря этому Южная Корея смогла осуществить переход из категории бедных стран в категорию богатых и преуспевающих.

Список использованных источников

1. Лебедева Д. О социальном предпринимательстве и государственном регулировании // Российское интернет-издание «Частный корреспондент». 2014. [Электронный ресурс] URL:http://www.chaskor.ru/article/biznes_i_zakon_37198 Дата обращения: 09.02.17 г. 13.40.

2. См.: Гладких Н., Вайнер В., Большакова Д. Аналитический отчет об опыте Южной Кореи по поддержке и развитию социального предпринимательства. 2013. // [Электронный ресурс] URL:http://www.slideshare.net/Vovainer/ss-25806494?next_slideshow=1 Дата обращения: 09.02.17 г. 13.00.

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Наши рекомендации