Влияние индивидуально-психологических особенностей сотрудников на организационную лояльность
Д.В. Головин
магистрант 1 курса кафедры психологии,
Волгоградский государственный университет
Научный руководитель:
Чернов А.Ю.
д.п.н. профессор, профессор кафедры психологии
Волгоградский государственный университет
Аннотация. В данной работе нами исследовано было влияние индивидуально психологических особенностей сотрудников на их лояльность организации. Мы исследовали влияние «Большой пятерки» на аффективную, прагматичную и нормативную лояльности.
Ключевые слова: организационная лояльность, индивидуально-психологические особенности, аффективная лояльность, нормативная лояльность, прагматичная лояльность, экстраверсия, интроверсия, привязанность, отделенность, контролирование, экспрессивность, практичность.
Summary: In this work we investigated the influence of individual psychological peculiarities of employees on their loyalty to the organization. We investigated the influence of the "Big five" on the affective, pragmatic, and normative loyalty.
Keywords: organizational loyalty, individual psychological characteristics, affective loyalty, normative loyalty, pragmatic, loyalty, extroversion, introversion, attachment, separateness, control, expressiveness, practicality.
Научная актуальность нашей работы обусловлена с одной стороны интересом, который проявляют к данной проблеме многочисленные отечественные и зарубежные исследователи в частности (Е. Л. Доценко, М.И. Магура, Дж. Майер и Н. Аллен, Г. Олпорт, Р. Кэттелл, Г. Айзенк). С другой стороны в связи с феноменом организационной лояльностью сотрудников остаётся много не решенных проблем, освещению которых в частности посвящено наше исследование.
Мы предполагаем, что индивидуально-психологические особенности влияют на организационную лояльность сотрудников.
Таким образом, в качестве объекта нашего исследования выступает феномен организационной лояльности. Следовательно, предметом исследования является индивидуально-психологические особенности как фактор организационной лояльности сотрудников.Цель нашего исследования выявить особенностей влияния индивидуально-психологических особенностей на организационную лояльность.
Организационная лояльность – позитивное, благожелательное, честное отношение к компании, руководителю и коллегам, соблюдение существующих корпоративных правил, норм, кодексов даже при несогласии с ними; это преданность во всех своих помыслах и начинаниях [1].
В качестве методологической основы нашего исследования выступают две концепции: модель организационной лояльности Дж. Майера и Н. Аллена, и модели и теории Г. Олпорт, Д. Гилфорд, Р. Кэттелл, Г. Айзенк, Р. МакКрэй.
Трехкомпонентная модель организационной лояльности Дж. Майера и Н. Аллен рассматривает лояльность через три вида лояльности аффективную, прагматичную и нормативную организационную лояльность [1].
Аффективная лояльность – уровень идентификации сотрудника с компании, и эмоциональной преданности сотрудника ей [2].
Прагматичная лояльность – уровень затрат который сотрудник связывает с уходом из компании [2].
Нормативная лояльность – уровень ощущения сотрудником морального долга перед компанией [2].
Для проведения эмпирического исследования влияния индивидуально-психологических особенностей на организационную лояльность, нами была сформирована выборка, которая состояла из 80 сотрудников двух компаний, 40 мужчин и 40 женщин (в возрасте от 18 до 65 лет), специалистов разных специальностей.
На эмпирическом этапе исследования нами были использованы следующие методы:
1. Для сбора данных нами были использованы следующие методики:
Методика «Шкала организационной лояльности» Дж. Майера и Н. Аллен, позволила нам измерить аффективную, прагматичную и нормативную лояльности согласно авторской модели организационной лояльности.
Методика «Большая пятерка» Хийджиро Теуйн в переводе А.Б. Хромова позволила нам измерить 5 личностных факторов: экстраверсия – интроверсия, привязанность – обособленность, эмоциональная устойчивость - эмоциональная не устойчивость, эмоциональность – самоконтроль, экспрессивность – практичность.
2. Для обработки результатов исследования использовалась программа SPSS версии 22.0 мы использовали процедуру однофакторного дисперсионного анализа(Anova), что позволило нам получить следующие эмпирические результаты:
1) Привязанность-обособленность влияет на аффективную лояльность.
Рисунок 1. Влияние привязанности-обособленности на аффективную лояльность
Результаты, представленные на рисунке 1, отражают, что сотрудники, которым свойственно такая личностная особенность как привязанность будут более лояльны аффективно чем, сотрудники с особенностью обособленность (p=0,00; F=12,22).
2) Привязанность-обособленность влияет на прагматичную лояльность.
Рисунок 2. Влияние привязанности-обособленности на прагматичную лояльность
Опираясь на результаты, представленные на рисунке 2 можно сказать, что для сотрудников с личностной особенностью привязанность свойственно быть более прагматично лояльными (p=0,008; F=7,83).
3) Эмоциональная устойчивость-эмоциональная не устойчивость влияет на аффективную лояльность сотрудников.
Рисунок 3. Влияние эмоциональной устойчивости – эмоциональной не устойчивости на аффективную лояльность
Полученные результаты, позволяют нам сказать о том, что эмоционально устойчивые сотрудники аффективно лояльны сильнее, чем сотрудники эмоционально не устойчивые (p=0,00; F=13,12).
Всё выше изложенное позволила нам сделать эмпирические выводы о влиянии индивидуально-психологических особенностей на организационную лояльность сотрудников.
Выводы по результатам эмпирического исследования:
1.Привязанность как индивидуально-психологическая характеристика свойственна сотрудникам со склонностью, быть лояльными аффективно и прагматически.
2. Эмоциональная устойчивость как индивидуально-психологическая характеристика свойственна сотрудникам со склонностью, быть лояльными аффективно и прагматически.