Студенческое научное общество (сно, нсо): проблемы и перспективы развития

Литовко К.С.,

Студент 2 курса юридического факультета

Кубанский государственный университет, г. Краснодар;

Горенко М. Г.,

Студент 3 курса юридического факультета

Кубанский государственный университет, г. Краснодар;

Научный руководитель:

Малиновский О.Н.,

к. ю. н., доцент, доцент кафедры гражданского процесса и международного права,

Кубанский государственный университет, Краснодар.

Аннотация: в работе рассматривается роль СНО в формировании инновационной научной и образовательной среды в вузе, раскрываются проблемы, предлагаются пути их решения.

Ключевые слова: молодежное самоуправление, студенческое научное общество, СНО, НСО, молодежная наука, студенчество, студенческое самоуправление, проблемы молодежной науки, проблемы СНО.

Summary: The effort considers the role of students' scientific society in establishment of research and educational environment at the university; to unpack this issue, highlighting to propose solutions to specific problems in these fields

Keywords: youth self-governments , scientific-student society, SSS.

Сегодня у студенчества существуют потребности в более четком разграничении сфер его вовлеченности в студенческую жизнь. Одной из форм такого разграничения является работа Студенческих научных обществ (далее-СНО). В процессе этой деятельности закономерно возникают свои проблемы, рассмотрение которых представляется сегодня актуальным.

Деятельность СНО достаточно подробно анализируется в научной литературе. Данной теме посвящены работы И.С. Андронова [1], Е.К. Кудрявцевой, Н.В. Кергиловой [3], Э.М. Ребко [4], Л.П. Хабаровой [5], О.А. Компаниец [2] и др.

Согласно Положению о Студенческом научно обществе КубГУ, СНО КубГУ является структурным подразделением университета, объединяющим студентов, активно участвующих в научно-практической, научно-организационной, творческой и исследовательской работе. В этом же Положении закреплены цели и задачи СНО КубГУ, его структура, права и обязанности членов СНО.

СНО является институтом студенческого самоуправления внутри университета и тесно взаимодействует с органами общественной и профсоюзной направленности (Объединенный Совет Обучающихся КубГУ (ОСО), Первичная профсоюзная организация студентов КубГУ).

В ходе практической деятельности в СНО мы сталкиваемся с определенными проблемами. Предлагаем разделить их на два вида: внешние и внутренние.

Критерием разделения является направленность воздействия, в ходе которого проявляется проблема.

Внешние − направленность из внутренней структуры СНО вовне: в сторону университета, административного аппарата университета, факультетов, взаимодействия со спонсорами, другими университетами, издателями, абитуриентами, студентами, не входящими в СНО и т.д.

Внутренние − направленность вовнутрь организационной структуры СНО: взаимодействие между членами СНО, проблемы иерархии в структуре, взаимообмен информацией, информационное оповещение и т. д.

Говоря конкретно, мы выделяем следующие проблемы.

1) Внешние:

- недостаточная разработанность механизма взаимодействия с администрацией университета и преподавателями;

- недостаток спонсорской помощи, и финансирования;

- проблема оповещения абитуриентов, студентов младших курсов о деятельности СНО и проблема успешности их вовлечения в деятельность СНО. Данную проблему так же выделяет И.С. Андронов, раскрывая ее с точки зрения общей низкой активности студенчества в целом и нежеланием определенной части профессорско-преподавательского состава уделять этому свое время [1].

2) Внутренние:

- сложности с организацией совместных мероприятий;

- недостаток опыта в научной и организационной деятельности, а также опыта в публикационной деятельности;

- проблемы своевременного оповещения студентов о мероприятиях;

- проблемы качественной мотивации деятельности студентов в рамках СНО.

Из-за ограниченности объема доклада рассмотрение каждой проблемы отдельно невозможно, однако мы дадим общие пояснения к возможным вариантам их решения.

Проблемы внешнего характера можно решить при помощи налаживания более качественного взаимодействия между университетом и студенчеством, сближением дистанций, максимальной реализации лозунга «Университет − для студента».

Внутренние проблемы можно решить через проведение мероприятий, направленных на командообразование. Значимым является способ знакомства новых членов СНО с остальным коллективом. Е.Ю. Кудрявцева и Н.В. Кергилова предлагают в своей работе для решения этой проблемы такой способ, как торжественное посвящение молодых исследователей в ряды СНО [3]. Данный способ используется СНО КубГУ и успешно себя зарекомендовал.

Так же чрезвычайно интересным видится предложение О.А. Компаниец, заключающееся в создании «Школ молодых ученых» [2]. Авторы доклада активно поддерживают данную идею. Учитывая специфику нашего региона, данные школы можно было бы проводить в рамках региональных форумов.

Особую значимость в информационную эпоху приобретает информационное обеспечение деятельности СНО. Данную проблему стоит решать через качественное, современное ведение группы СНО в социальных сетях, своевременное обеспечение информацией студентов через оповещение на стендах и др.

Так же интересной и актуальной нам кажется идея создания «Фонда научно-исследовательской работы студентов и молодых ученых», средствами которого обеспечивалось бы частичное или полное финансирование деятельности СНО.

Подводя итог, отметим, что, несмотря на все проблемы, на сегодняшний день СНО является одним из самых эффективных и значимых институтов студенческого самоуправления. Участие студентов в деятельности СНО не только улучшает их профессиональные качества и знания, но и повышает их общую эрудицию, содействуя процессу формирования молодых ученых, способных смело и интересно отвечать на вызовы современной действительности и решать проблемы, встающие перед нашей страной.

Список использованных источников:

1. Андронов И.С. Студенческое научное общество в структуре интеллектуального капитала высшей школы // Роль интеллектуального капитала в экономической, социальной и правовой культуре общества ХХI века: сборник научных трудов участников Международной научно-практической конференции. 2016. С. 106-109.

2. Компаниец О.А. Научная деятельность и её популяризация в структуре работы студенческого научного общества // Проблемы современного педагогического образования. 2016. № 51-2. С. 235-244.

3. Кудрявцева Е.Ю., Кергилова Н.В. Студенческое научное общество как форма научно-исследовательской активности студенческой молодежи // ЦИТИСЭ. 2016. № 1 (5). С. 22.

4. Ребко Э.М. Формирование общекультурных компетенций у студентов при организации работы студенческого научного общества (сно) // Безопасность жизнедеятельности: наука, образование, практика: Материалы VI Межрегиональной научно-практической конференции с международным участием. Сахалинский государственный университет. 2016. С. 94-96.

5. Хабарова Л.П. Становление исследовательской компетенции студента в условиях деятельности научного студенческого общества // Осовские педагогические чтения "Образование в современном мире: новое время − новые решения". 2014. № 1. С. 158-163.

ПОЛИТОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Наши рекомендации