Проблемы арабо-мусульманского региона

Арабо-мусульманский регион перегружен многочисленными проблемами. Это прежде всего проблемы, связанные с положением берберов в странах Магриба, государственным статусом Западной Сахары, Палестины и Курдистана, процессом урегулирования конфликтов в Ливии, Сирии и Ираке, а также вопросы миграции, обеспечения продовольствием, водными ресурсами, противодействия исламскому экстремизму и терроризму.

Берберская проблема. Берберы (берберийцы) североафриканский народ, искусственно разделенный границами стран Магриба (Алжир, Тунис, Марокко). Население этих стран в ходе своего исторического развития сформировалось из нескольких этнических групп, самые ранние из которых берберы. «Берберами» (от лат. «барбарус», то есть варвар) греки называли всех, не умеющих говорить на греческом языке; римляне называли берберов «маурус» (мавры), видоизменив на свой лад их пунийское название – «махур». Сами берберы называют себя «амазиг», что означает «свободный человек»[32].

До прихода на эти земли в VII–VIII вв. арабов берберы не знали препятствий для свободного перемещения по просторам Северной Африки. Теперь же во всех странах региона они находятся на положении национальных меньшинств. Проблемы берберов чем-то похожи на проблемы курдов в Турции, правда, ведут они себя иначе, а за свои права если и борются, то исключительно мирными методами. Точных данных о численности берберов нет. По разным источникам, в мире их насчитывается от 20 до 40 млн. чел. Берберы проживают в Марокко (21% населения этой страны), в Мавритании (30%), в Алжире (20%), в Тунисе (9%), Ливии (7%). Кроме того, существенные группы берберов проживают во Франции (1,2 млн чел.), Бельгии, Нидерландах, Германии, США и Австралии[33].

Берберы занимают территорию Северной Африки от Египта на востоке до Атлантического океана на западе и от Средиземного моря на севере до Судана на юге. В эту группу входят кабилы (Алжир), амацирги и шиллу (Марокко), берберы Сахары и туареги (Ливия, Тунис, Мали, Мавритания, Нигер, Судан Египет).

Берберы – мусульмане-сунниты, среди них распространён хариджизм (Мзаб, остров Джерба и др.), имеются небольшие общины иудаистов и христиан. Среди них широко распространены элементы «народного ислама» – культ святых, религиозные и религиозно-цеховые объединения-братства, нередко восходящие к суфийским орденам –тарикатам. Широко распространены народная медицина, магия, различные формы фольклора.

«Кабильский вопрос» в Алжире. Кабилы (4-6 млн чел.) являются самым многочисленными представителями алжирских берберов (16%). Официально их ещё называют амазигами. Примерно 3 млн кабилов проживают в области Кабилия (в горах Большая и Малая Кабилия), к востоку от столицы страны, около 700 тыс – во Франции. В Алжире также проживают туареги и шавийя (по данным официальных источников – 4,3 млн, по информации берберских организаций – 9 млн чел.).

Кабилы говорят на кабильском языке, который относится к северной ветви берберо-ливийских языков. Их письменность основана на латинской графике. Среди кабилов также распространены арабский и французский языки. Большинство кабилов – мусульмане-сунниты.

По мнению ряда берберских организаций («Движение кабилов за политические и культурные права»), кабилы составляют большинство в таких партиях, как «Объединение за культуру и демократию», «Фронт социалистических сил» и др. Алжирские власти сознательно занижают их численность. Поэтому в действительности доля берберского населения среди населения Алжира составляет не 16%, а 25–30%. Хотя в любом случае берберы составляют немалую долю в 35-миллионном населении АНДР (2009). Ситуация вокруг кабилов (берберов) в некотором отношении напоминает проблему курдов в Ираке, Иране, Сирии и Турции. Большой народ численностью примерно в 23 млн чел. в настоящее время не имеет своего государства[34].

Сейчас «кабильская проблема» всё чаще становится для Алжира «головной болью». Боевики кабильских формирований, пользуясь удобной местностью (как и курды), стали совершать дерзкие нападения на представителей власти, правоохранительных служб. Чаще всего им удаётся уйти от наказания, пользуясь знанием труднодоступной местности, а местное население если и не поддерживает их, то относится, как минимум, нейтрально. «Кабильская угроза» стала для Алжира неожиданностью, у него и так хватает проблем с исламистским подпольем, ситуацией на границе с Ливией и Мали, проблемой ливийского оружия, которое попало к исламистским отрядам с разграбленных арсеналов.

Надо отметить, что во время гражданской войны в Алжире (1991–2002) стремление кабилов к демократическим изменениям и к созданию культурной автономии привело их к конфликту не только с радикально-исламскими силами, но и с официальной властью. Весной 2001 г. власти подавили «кабильскую весну», когда тысячи кабилов снова провели масштабную акцию протеста против систематической арабизации и непризнания их народа как коренного этноса. В ходе столкновений протестующих с силами правопорядка погибли десятки берберов.

10 апреля 2002 г. в результате постоянных публичных протестов язык берберов получил статус национального языка АНДР. Но требование берберских организаций ввести его в качестве второго государственного языка Алжира, наряду с арабским языком, было отклонено. Все последние годы алжирские власти неоднократно подчеркивали, что берберский язык «никогда не сможет стать официальным языком» государства. Многие кабилы и берберы считают себя жертвами этнического геноцида – намеренного уничтожения их древнего языка и культуры. И действительно, алжирские власти систематически пресекают любую инициативу по сохранению амазигских языков, не контролируемую государством. Так, судебным решением власти запретили собрание 5-го Всемирного конгресса амазигов (Conseil Mondial Amazigh) в июле 2008 г. на территории Кабилии. В августе 2009 г. в административном центре Кабилии Тизи-Узу подверглись аресту президент Всемирного конгресса амазигов и восемь ведущих представителей берберских организаций. Лидеры партий, которые поддерживают берберское движение («Объединение за культуру и демократию», «Фронт социалистических сил») заявляют, что больше не намерены вести с властями диалог и «подчиняться произволу и доминированию». Они требуют реальных изменений в судьбе берберов Алжира. Акция протеста в городе Беджайя в январе 2009 г. с участием 3 тыс. студентов, а также митинги в Тизи-Узу по случаю празднования берберского Нового года в январе 2010 г. завершились столкновениями с полицией.

Организация за автономию Кабилии (Mouvementpourl Autonomiedela Kabylie, МАК), которая среди прочих своих требований постоянно выдвигает пункт о признании языковых и культурных прав амазигов, регулярно встречалась с препятствиями при организации публичных акций в Кабилии. Движение было объявлено «произраильским». Игнорирование кабильского вопроса алжирскими властями, как это было в последние десятилетия, может привести к самым негативным последствиям вплоть до развала единого государства и выделения Кабилии.

С началом ливийского кризиса произошло обострение в стране «кабильского вопроса»,где берберы-амазиги выступили против Каддафи. Франция оказывает всяческую поддержку сепаратистам и автономистам. Так, при поддержке французских спецслужб 1 июня 2011 г. активистами Движения за Кабилию (2001) было сформировано Временное правительство Кабилии (лидер – Ферхат Мхенни) со штаб-квартирой в Париже. В этом же направлении действуют другие западные державы, которые не заинтересованы в наличии сильного государства с самостоятельным курсом в Северной Африке.

«Берберский вопрос» в Марокко. Королевство Марокко имеет довольно сложную национально-этническую композицию, поскольку здесь в качестве двух основных несущих этнонациональных конструкций государственного устройства выступают арабы и другие коренные жители этой страны – берберы. Имеющее давнюю историю движение за признание прав берберского населения Марокко отмечено в настоящее время постепенным возрастанием роли берберов и их организаций в общественной жизни королевства. В свою очередь, власти Марокко стремятся ослабить такие в равной степени опасные для целостности государства тенденции, как берберский партикуляризм (устремление к политическому обособлению) и арабский этноцентризм, пытаясь одновременно адаптировать берберскую этнокультурную специфику к институтам политической системы Марокко[35]. Суть этой адаптации состоит в преодолении неравномерности в региональном и этносоциальном развитии страны. В сложившихся условиях формирование марокканской нации жизненно необходимо для поддержания единства и территориальной целостности страны

Одной из застарелых проблем региона Арабского Востока является палестинская проблема[36]. Корни палестинской проблемы лежат в территориально-этническом противостоянии между палестинскими арабами и евреями. Долгое время арабы и евреи жили мирно бок о бок в Палестине. Во время оттоманского владычества Палестина, которая считалась частью Великой Сирии, была населена преимущественно арабами. В 1918 г. арабы составляли 93% населения Палестины. После окончания Первой мировой войны Великобритания получила мандат на управление Палестиной (1923). От Палестины была отделена ее восточная часть, ставшая эмиратом Трансиордания, в последствии превратившимся в Хашимитское (по имени правящей династии) королевство Иордания во главе с абсолютным, а затем конституционным монархом.

В отличие от Иордании в Палестинене было ни короля, ни какой-либо мусульманской власти, но зато были англичане, которые в течение 30 лет (1918–1948) играли роль довольно хитрых, но не всегда последовательных колонизаторов, и был ишув – еврейская община Палестины, в течение тех же лет возраставшая численно (с 58 тыс. до 640 тыс. чел.), организационно и в военно-политическом отношении[37], к тому же, до 1939 г., пользовавшаяся поддержкой Англии.

Сопротивление арабов постепенной еврейской колонизации вылилось в пять массовых восстаний (1920, 1921, 1928–1929, 1933–1934, 1936–1939), подавленных совместно англичанами и военными отрядами ишува «Хагана». По причине своей разобщенности арабы в них потерпели поражение. 50 тыс. арабов при этом погибли, около 100 тыс. были арестованы, сотни казнены.

С приходом к власти фашистов в Германии и началом Второй мировой войны, еврейская иммиграция резко увеличилась: если в 1932 г. евреев в Палестине было 184 тыс. чел., то в 1938 – 414 тыс., а к концу 1947 г. – 650 тыс. чел. (1/3 населения). Еврейская иммиграция конечной целью имела создание еврейского государства.

В ноябре 1945 г. ситуация в Палестине накалилась до предела. Кроме арабо-еврейских столкновений, Палестину сотрясала волна сионистского террора, направленная против английских властей. Не будучи в силах решить эту проблему, Великобритания выносит решение будущего Палестины в апреле 1947 г. на сессию Генеральной Ассамблеи ООН. Существовало два возможных варианта будущего Палестины. Первый вариант сводился к созданию единого федеративного государства евреев и арабов. Однако созданный специальный комитет ООН по делам Палестины в составе 11 членов подписал отчет, который рекомендовал создать на территории Палестины 2 государства – арабское и еврейское, а так же интернациональную зону – Иерусалим, который получал международный статус. После долгого обсуждения, план раздела Палестины был одобрен 29 ноября 1947 г. (33 – за, в том числе СССР и США, 13 – против, 10 – воздержались). Согласно резолюции № 181/II от 29 ноября 1947 г., в Палестине предполагалось создать еврейское государство (под него отводилась площадь в 14,1 тыс. кв. км, то есть 56% от всей территории) и арабское государство (площадью 11,1 тыс. кв. км – 43% территории) и интернациональную зону – Иерусалим с окрестностями (1% территории). Арабы сочли решение ООН о разделе Палестины несправедливым. Английские войска должны были быть выведены к 1 августа 1948 г. Как только стало известно о решении создания государства Израиль, со стороны сионистов началась настоящая необъявленная война – еще до провозглашения государства Израиль около 250 тыс. палестинских арабов были вынуждены покинуть свои родные места. В свою очередь, Лига Арабских Государств не признала Израиль и огласила евреям «джихад» (священную войну). В полночь 14 мая 1948 г. закончился срок действия британского мандата на Палестину. Сразу же после того, как Бэн-Гурион 14 мая 1948 г. объявил о создании государства Израиль, войска стран арабской лиги – Египта, Иордании, Сирии и Ливана – начинают военные действия против Израиля. Войну Израилю также объявили Саудовская Аравия и Йемен. 40-тыс. войскам арабской лиги, которые формально возглавлял король Иордании, противостояла 30-тыс. организация Хагана, вооруженная чешским оружием. Войска арабских государств заняли ряд территорий в южной и восточной Палестине, которые не предназначались для евреев, а так же захватили небольшой еврейский квартал в старой части Иерусалима. Израильтяне тем временем взяли под контроль главную дорогу на Иерусалим, идущую через горы, заняли оборону и успешно отбивали атаки арабов. 20 мая 1948 г. ООН призвало стороны к перемирию, однако предложенный план урегулирования был неприемлемым для обеих сторон.

Несмотря на то, что на начальном этапе военные действия развивались в пользу арабов, ситуация вскоре изменилась в пользу Израиля. Арабское единство подрывалось острыми противоречиями. К началу 1949 г. израильтяне смогли занять всю территорию Палестины вплоть до границы с Ливаном и Голанскими высотами на севере и Аккабскому заливу и Синайскому полуострову на юге, за исключением Сектора Газа (отошел к Египту). Одержав победу, Израиль захватил 6,7 тыс. кв. км – 4/5 территории Палестины, которая по решению Генеральной Ассамблеи ООН от 29 ноября1947 г. предназначалась для Арабского государства и западную часть Иерусалима. Оставшаяся часть Палестины, отведенная Арабскому государству, и восточная часть Иерусалима были присоединены Иорданией. С территории, захваченной Израилем, было изгнано около 1 млн арабов. В Израиле осталось не более 120 тыс. арабов. 450 тыс. палестинцев оказались на Западном берегу Иордана (под властью Иордании) и в секторе Газа (под контролем Египта). 780 тыс. палестинцев стали беженцами в лагерях ООН.

13 января 1949 г. на Родосе между обеими сторонами начались переговоры, которые привели к перемирию. Соглашения о перемирии были заключены: с Египтом – 24 февраля, с Иорданией – 3 апреля, с Сирией – 20 июля 1949 г. Эти соглашения о перемирии не урегулировали ближневосточный конфликт, имели временный характер и не решали окончательно территориальные вопросы. Таким образом, вследствие войны палестинские арабы не смогли воспользоваться своим правом на создание собственного государства, которое стало жертвой экстремизма евреев и стремления арабов к уничтожению государства Израиль.

Арабо-израильская война 1967 г. окончилась серьезным поражением арабов и стоила им Старого города Иерусалима (арабской его части), Синая, Сектора Газа, Западного берега реки Иордан (территория Иордании) и Голанских высот (на сирийско-израильской границе). Количество палестинских беженцев возросло еще на 400 тыс чел. Совет Безопасности ООН принял резолюцию № 242 от 22 ноября 1967 г., осуждающую израильскую агрессию и требующую вывода израильских войск с оккупированных ими территорий. Израиль выполнять резолюцию отказался.

По своему характеру и содержанию палестино-израильский конфликт выходит за рамки межэтнических столкновений. Он воспринимается непосредственно конфликтующими сторонами не только как конфликт интересов, но и как конфликт ценностей. Структурно данный конфликт является асимметричным: в нем участвуют стороны, не сравнимые ни по своей мощи, ни по влиянию, ни по мобилизационным возможностям. С одной стороны, Государство Израиль, с другой – палестинский народ, который последовательно представляли арабские государства, а затем палестинские представители – Организация Освобождения Палестины (ООП) и Палестинская национальная автономия (ПНА). Асимметричность палестино-израильского конфликта проявилась и в том, что в него втянуты как регулярная армия, так и нерегулярные вооруженные формирования, представляющие военные ответвления тех или иных национальных движений и партий. В условиях переговоров Израиля с палестинцами решение ГА ООН от 29 ноября 1947 г. о разделе Палестины не могло не стать их базовым принципом несмотря на то, что окончательные цели урегулирования так и не были четко сформулированы. Удовлетворение национальных прав палестинского народа в какой-либо иной форме (например, автономия) рассматривалось палестинским сообществом лишь как промежуточный шаг на пути к основной цели – обретению собственной государственности. В этом контексте торг, который ведут обе стороны по вопросам границ, контроля над определенной территорией и возвращения беженцев, приобретает для них первостепенную значимость, поскольку касается проблемы жизнеспособности нового государства (для палестинцев) и возможности обеспечить безопасность в новых геополитических условиях (для Израиля).

В начале 1990-х гг. трансформация израильско-палестинского конфликта обеспечила возможность двусторонних прямых переговоров между правительством Израиля и ООП и заключение соглашений в рамках процесса Осло (Норвегия). Палестино-израильские переговоры продолжались в секрете с января по август 1993 г. 13 сентября 1993 г. в Вашингтоне была подписана Декларация принципов, которая предусматривала проведение выборов на Западном берегу и в секторе Газа; вывод израильских войск с части оккупированных территорий, прежде всего из сектора Газа и района вокруг Иерихона; начало переговоров о постоянном статусе Западного берега и сектора Газа в течение первых двух лет после подписания соглашения с целью согласования этого статуса и его официального провозглашения к концу пятилетнего переходного периода. Официальный статус предусматривал решение остающихся проблем – Иерусалим, беженцы, поселения и меры безопасности.

Официальному подписанию соглашения предшествовал обмен письмами между Я.Арафатом и И.Рабином, который был призван прежде всего обеспечить поддержку соглашения израильским электоратом, по-прежнему крайне негативно относившимся к ООП. Я.Арафат в письме от 9 сентября 1993 г. заявил о признании Организацией освобождения Палестины права Израиля на существование резолюций СБ ООН № 242 и 338 о ее приверженности мирным способам разрешения конфликта и отказе от терроризма и насилия, включая обязательство предотвращать и наказывать подобные проявления со стороны любых своих членов, а также обязался официально оформить решением Национального совета Палестины пересмотр статей Палестинской национальной хартии, содержащих непризнание законности существования Государства Израиль. В ответном письме И.Рабин заявил, что, учитывая данные руководством ООП обязательства, израильское правительство признает ООП представителем палестинского народа и согласно вести с ней переговоры в рамках ближневосточного мирного процесса.

Решение о передаче под палестинский контроль сектора Газа и Иерихона означало появление официальной палестинской власти на территориях с определенными полномочиями. Особенностью палестино-израильского диалога стала идея отложенного статуса, которая сыграла неоднозначную роль в урегулировании. С одной стороны, установление сроков для окончательного решения проблемы (пять лет) давало перспективу переговорам. С другой – главные противоречия между сторонами были сконцентрированы вокруг окончательного статуса, и отсутствие предварительных договоренностей о том, каким будет окончательный статус, углубляло недоверие между ними и неудовлетворенность достигнутыми результатами. Главные вопросы конфликта были отложены и фактически поставлены в жесткую зависимость от предыдущих этапов урегулирования. Израильское руководство опасалось слишком быстрого движения вперед в условиях, когда в израильском обществе идея палестинского государства не была широко принята и существовала сильная оппозиция самим переговорам. Не случайно израильские правительства, несмотря на заключенные соглашения, продолжали расширять сеть поселений, и территория Западного берега продолжала сокращаться, как шагреневая кожа.

После убийства Рабина (1995) и прихода к власти на выборах правого лидера Б.Нетаньяху (1996) правительство Израиля пошло на прямое обострение отношений с палестинцами, приняв решение об открытии древнего туннеля под Старым городом Иерусалима, что было расценено мусульманами как посягательство на исламские святыни, а также нарушение статус-кво и шаг в направлении иудаизации Иерусалима.

Единственным достижением в процессе израильско-палестинского урегулирования за годы правления Нетаньяху можно считать соглашение о передислокации войск в районе Хеброна (1997), на подписание которого он был вынужден пойти в рамках сохранявшейся преемственности в израильской политике. После заключения соглашения по Хеброну Нетаньяху решил «сбалансировать» свою вынужденную уступчивость и провозгласил «новую битву за Иерусалим». Первым шагом в этом направлении стал план интенсивного жилищного строительства в восточно-иерусалимском квартале Хар Хома (араб. Джебель Абу Гунейм), вызвавший возмущение палестинской общественности и осуждение многих стран Запада. И наконец, Нетаньяху выдвинул совершенно неприемлемый для палестинской стороны план окончательного решения территориального вопроса. Согласно этому плану, палестинцам предлагалось в конечном итоге не более 40% территории Западного берега. Этот план получил название «План Аллона-плюс», так как строился по тому же принципу, что и план Аллона 1976 г., но, в отличие от него, предлагал территориальный раздел не 30:70% в пользу палестинцев, а 60:40% в пользу Израиля.

Под давлением США правительство Нетаньяху было вынуждено в октябре 1998 г. после израильско-палестинско-американского совещания на высшем уровне в резиденции Уай Ривер (штат Мэриленд, США) подписать меморандум о дальнейшей передислокации на Западном берегу, предусматривающей передачу новых участков земли под палестинский контроль, а также активизацию усилий сторон с целью достижения соглашения об окончательном статусе к маю 1999 г. Всего предполагалось в триэтапа вывести израильские войска с 13% территории Западного берега, доведя площадь Палестинской автономии до 40% этой территории.

ООП, выполняя один из пунктов меморандума Уай Ривер, повторно вынесла на обсуждение Национального совета Палестины вопрос о внесении изменений в Палестинскую национальную хартию и исключении из нее пунктов, несовместимых с обязательствами, взятыми на себя палестинской стороной в рамках процесса мирного урегулирования с Израилем. 14 декабря 1998 г. в Газе в присутствии президента США Клинтона, обратившегося к собравшимся с речью, состоялось заседание Национального совета Палестины, проголосовавшего за отмену статей 8–10 (об освобождении Палестины путем вооруженной борьбы), статьи 15 (о ликвидации сионистского присутствия в Палестине), статей 19–23 (о непризнании резолюции ГА ООН № 181 о разделе Палестины на два государства, о непризнании исторических и религиозных связей евреев с Палестиной, об отказе от каких-либо вариантов решения палестинской проблемы, кроме «полного освобождения Палестины», осионизме как орудии империализма и «незаконном движении», объявляемом вне закона).

Правительство Нетаньяху приостановило выполнение своих обязательств, выдвинув новый список требований к ООП.

В мае 1999 г. на досрочных выборах победу одержал лидер Партии труда (Авода) Эхуд Барак. После смены кабинета в Израиле переговорный процесс активизировался. 4 сентября 1999 г. в Шарм-аль-Шейхе (Египет) при участии госсекретаря США М.Олбрайт, президента Египта X.Мубарака и короля Иордании Абдаллы II был подписан новый израильско-палестинский меморандум, предусматривающий возобновление процесса претворения в жизнь ранее достигнутых договоренностей, прежде всего меморандума Уай Ривер, создание совместных комиссий по урегулированию вопросов, связанных с палестинскими заключенными в израильских тюрьмах, дальнейшей передислокацией войск, проблемой беженцев и др. В меморандуме оговаривались также шаги по урегулированию проблемы свободы передвижения в Хеброне, обеспечения безопасности, строительства порта в Газе и др.

К началу 2000 г. далеко не все установленные даты были соблюдены. Израильское руководство сконцентрировалось на переговорах с Сирией, полагая, что мирный договор с этой арабской страной облегчит Израилю ведение переговоров с палестинской администрацией. Кроме того, Барак санкционировал односторонний отвод войск (май 2000) из Южного Ливана к международно-признанной границе в рамках выполнения резолюции СБ ООН № 425. Данный шаг должен был прекратить потери, которые несли войска под ударами радикальной шиитской организации «Хизболла», создать более благоприятную обстановку для политических контактов с правительствами Сирии и Ливана, а также при продолжении обстрелов боевиками северных районов Израиля обеспечить легитимность ответных действий. Арафат, озабоченный ростом числа израильских поселений и отсутствием реального продвижения на палестинском направлении, стал вновь угрожать провозглашением палестинского государства в одностороннем порядке.

В Израиле правые возмущались планами передачи палестинцам трех поселений на границах Восточного Иерусалима, Национально-религиозная партия угрожала выйти из правительственной коалиции, а «русская» партия «Исраэль ба-Алия» явно оппонировала курсу правительства в палестинском вопросе.

В то же время на Западном берегу и в Газе нарастало недовольство палестинцев политикой Арафата. Кризис ожиданий, связанных с мирным процессом, способствовал радикализации палестинского общества. Даже представители «Фатха» (организации Арафата) заявляли, что мирный процесс – это заговор против национальных устремлений палестинского народа.

Переговоры в Кэмп-Дэвиде при американском посредничестве в июле 2000 г. были задуманы как попытка урегулировать наконец палестинскую проблему. В Кэмп-Дэвиде израильский премьер предложил план, по которому Израиль оставлял за собой 9,5% Западного берега и брал в долгосрочную аренду еще 10% территории вдоль реки Иордан. На Западном берегу оставались два больших анклава израильских поселений с коридором, обеспечивающим их связь со страной. Израиль сохранял контроль над границами будущего палестинского государства. Главным камнем преткновения на том этапе стал вопрос об Иерусалиме. Барак впервые нарушил основное табу израильской политики и предложил раздел города, провозглашенного после «шестидневной войны» 1967 г. «вечной и неделимой столицей» Израиля. Арафат настаивал на полном суверенитете над Старым городом, за исключением еврейского квартала и Стены плача. Израильтяне на это не могли согласиться и предлагали более изощренные варианты суверенитета. Саммит завершился совместным заявлением, в котором подчеркивались приверженность обеих сторон резолюциям ООН и их намерение избегать действий, способных предопределить исход переговоров (последнее должно было побудить Израиль снизить темпы строительства поселений, а палестинцев – не провозглашать свое государство).

Очередной раунд арабо-израильских переговоров состоялся 19–24 декабря 2000 г. на базе американских ВВС «Боллинг». Президент Клинтон обнародовал свой план урегулирования, в соответствии с которым 95% территории Западного берега и весь сектор Газа передавались палестинцам. При этом Израиль обменивал 3% своих земель на 5% Западного берега, где находились три основных блока его поселений. План предусматривал раздел Иерусалима: арабские кварталы на востоке города отходили к палестинцам, а 11 поселений, построенных после 1967 г., – к Израилю; в Старом городе арабские святыни передавались под ограниченный палестинский суверенитет, а Стена плача, иудейский квартал и часть армянского – под израильский суверенитет. Признавалось право палестинских беженцев на возвращение, но на территорию своего государства. Те, кто не в состоянии или не захочет воспользоваться этим правом, получат компенсацию и возможность поселиться в третьих странах, которые согласились бы их принять. Израиль тоже принял бы беженцев, однако только в количестве, «соответствующем его суверенному решению». В ответ палестинцы должны признать Израиль в его новых границах и закончить палестино-израильский конфликт. Израильские оккупационные силы будут выведены и заменены международным контингентом. Его армия останется в долине Иордана сроком на три года или менее в зависимости от ситуации в регионе. Он сохранит три станции раннего предупреждения на Западном берегу, статус которых будет пересматриваться каждые 10 лет. В этих тезисах не все устраивало обе стороны; тем не менее Барак заявил 25 декабря 2000 г., что готов принять американские предложения безо всяких оговорок, если палестинцы сделают то же самое.

Однако Арафат и его сподвижники отвергли план Клинтона, вероятно, рассчитывая, что продолжающаяся интифада заставит Израиль пойти дальше предложений президента США. Отказ палестинской администрации принять американский план фактически означал продолжение кровопролития, похоронил возможность возобновления политического процесса и обеспечил приход к власти в Израиле Шарона. Продолжавшиеся контакты между палестинцами и израильтянами уже были лишены практической пользы.

В феврале 2001 г. Шарон был избран премьер-министром Израиля, граждане которого жаждали «сильной руки» для обеспечения безопасности. Выбор боевого генерала, привыкшего не стесняться в средствах, был их естественной реакцией на опасность, с которой они столкнулись.

Новую интифаду отличали методы, самые доступные для палестинцев и одновременно наиболее болезненные для израильтян, – индивидуальный террор. Шарон регулярно бросал все новые силы на подавление палестинского сопротивления, но взрывы продолжались по всему Израилю (а не только на контролируемых им палестинских землях), унося десятки жизней. Этническая мобилизация под радикальными исламистскими лозунгами действительно придала интифаде особый бескомпромиссный характер. Палестинская проблема стала важным фактором радикализации «арабской улицы».

2 мая 2002 г. США совместно с Россией собрали четверку международных посредников (США, ООН, ЕС, Россия), наименованную «квартетом». 24 июня 2002 г. президент США Дж.Буш выдвинул собственные предложения; позже они были с уточнениями и изменениями одобрены членами «квартета» и названы «дорожной картой». Основной целью «дорожной карты» было создание независимого палестинского государства, а на пути к нему предусматривалось создание палестинского государства с временными границами.

6 июня 2004 г. израильский кабинет министров в целом одобрил план премьер-министра Шарона, предусматривавший односторонний уход израильтян из Газы и эвакуацию четырех поселений с Западного берега. Программа одностороннего отделения от палестинцев предусматривала до конца 2005 г. эвакуацию 8 тыс. поселенцев из сектора Газа и нескольких сот жителей четырех поселений, находящихся на севере Западного берега. Предполагалось, что каждая семья получит от 150 до 400 тыс. долл. для того, чтобы иметь возможность купить жилье такого же качества в пределах «зеленой линии» или в остающихся поселениях на Западном берегу реки Иордан.

Стратегия «отделения» включала помимо эвакуации поселений строительство защитной стены. Кроме того, принимались меры по дальнейшему снижению зависимости Израиля от рабочей силы с Западного берега и из сектора Газа.

После вывода израильских поселений из Газы (август 2005), победы «ХАМАС» на выборах в палестинский парламент (февраль 2006) и военной операции Израиля в Газе («Литой свинец», декабрь 2008) палестино-израильский конфликт, сохраняющий все элементы жесткого этнополитического противостояния, был усугублен ростом противоречий в палестинской среде. Общая напряженность в регионе усилилась в результате войны в Ливане. Конфликт вновь пережил трансформацию, которая на нынешнем этапе сделала политическое урегулирование еще более проблематичным, хотя и не исключила новых попыток его разрешения.

По мнению ученых-арабистов и специалистов в области международного права, урегулирование палестинско-израильского конфликта и, соответственно, полное разрешение палестинской проблемы включает решение следующих вопросов:

– освобождение всех оккупированных Израилем арабских территорий;

– ликвидация израильских поселений на оккупированных Израилем палестинских территориях (к 2001 г. в 145 поселениях проживало 450 тыс. колонистов, а на Западном берегу р. Иордан сегодня израильские поселения занимают почти 40% территории района);

– возвращение палестинских беженцев в места из предшествующего проживания (почти 1,5 млн). Если в 1970 г. число палестинских беженцев, зарегистрированных UNRWA[38], составило 1 млн 425 тыс., то в 2000 г. на пике «мирного процесса» – 3 млн 737 тыс. В 2007 г., после того как израильтяне оставили Южный Ливан, сектор Газа и Северную Самарию, не говоря уже о возвращенном за четверть века до того Египту Синайском полуострове, – 4 млн 504 тыс. чел. В 2013 г. – 5 млн 272 тыс. чел. В качестве палестинских беженцев агентством в 2014 г. были зарегистрированы 1 млн 240 тыс. 82 чел. в секторе Газа (8 лагерей беженцев), 754 тыс. 411 чел. в Иудее и Самарии на Западном берегу реки Иордан (19 лагерей). 2 млн70 тыс. 973 чел. в Иордании (10 лагерей), 447 тыс. 328 чел. в Ливане (12 лагерей) и 517 тыс. 255 чел. в Сирии (9 лагерей беженцев). Прочие палестинские беженцы проживали в других странах[39];

– создание независимого Палестинского государства, включающего Западный берег р. Иордан, сектор Газа и арабскую восточную часть Иерусалима (Аль-Кудс);

– определение статуса Храмовой горы в Иерусалиме, где расположены святые места как мусульман (мечеть Аль-Акса), так и иудеев (Стена плача);

– обеспечение безопасности Израиля на основе принципа «земля в обмен на мир».

При этом предлагаются различные варианты решения палестинской проблемы, в частности:

1. Создание двух независимых государств (Государство Израиль и Палестинское государство) с признанием Иерусалима в качестве столицы Государства Израиль и Аль-Кудс (восточная часть города) – столицей Палестины;

2. Объединение Западного берега р. Иордан в той или иной форме с Иорданией, а сектор Газа передать под управление Египта (так называемый «Иорданский вариант»).

Однако, несмотря на предпринимаемые международным сообществом миротворческие усилия, заметного прогресса в разрешении палестинской проблемы пока не наблюдается. Наиболее радикально настроенные правые националисты вновь поднимают вопрос о трансфере (выселении) арабов и с оккупированных территорий и с территорий Израиля в границах 1967 года.

В июле 2014 г. произошло вновь обострение конфликта. Причиной этого стали известия о гибели трех похищенных подростков, тела которых обнаружены близ города Хеврон. Палестинские боевики вечером 7 июля дали ракетный залп по крупным городам Израиля, включая Иерусалим и Тель-Авив. Это первый обстрелс ноября 2012 г., когда в секторе Газа проводилась спецоперация «Облачный столп». В ответ израильская армия провела операцию «Нерушимая стена» на территории сектора Газа, где на каждом квадратном километре живут в среднем 4,8 тыс. чел. Только на пятый день операции, количество убитых достигло 121, а раненых – 920 чел.

В итоге эта «бесконечная война» продолжается уже 67 лет. Арабские режимы используют Палестину как инструмент постоянного давления на Израиль, заодно подогревая ненависть к нему своей «улицы». Иначе протестные настроения в большинстве арабских стран могут обернуться против собственных режимов.

В сверхконфликтном арабском регионе наряду с палестино-израильским конфликтом есть проблема, резко обострившаяся в начале 1990-х годов: речь идет о курдской проблеме[40], о судьбе многомиллионного курдского народа, вынужденного вести борьбу не только за свои национальные права, за политическое самоопределение, но и за право на са<

Наши рекомендации