Свойства и характеристики российского пространства.

Географический фактор в судьбе России решает практические все. Оно огромно: 17.100.000 квадратных километров. 6 место в мире по численности населения (141 миллион). Страна располагается на севере Евразийского континента. Вечная мерзлота – чудо планетарного масштаба (около трети территории, 10.000.000 квадратных километров). Именно поэтому отсутствовала жесткая борьба за Сибирь – не за что бороться. Особенности: протяженность «Запад-Восток» - 10000 км, «Север-Юг» - 4000 км. Внутренние регионы находятся вдали от морских акваторий. Размеры территории порождают проблему «преодоления пространства» (как «перегонки товаров», так и политического управления). С распадом СССР:

  • Изменение статуса границ (административные становятся государственными и происходит их демаркация)
  • Создание пограничных войск
  • Потерян ряд портов на Балтике и Черном море
  • Пространство оказалось разорванным в ряде регионов (имеются ввиду разорванные коммуникации, как, например, проходящая в районе Петропавловска в Казахстане Транссибирская магистраль)
  • Возник пояс конфликтов (Нагорный Карабах, Чечня)

Природные ресурсы (мировой запас):

  • 13% нефти
  • 12% угля
  • 35% природного газа
  • 25% древесины
  • Урановые руды, золото, металлы (руды)

Большая часть ресурсного потенциала – за Уралом (в восточной части РФ).

Большая часть населения – в европейской (западной части РФ).

Чудовищные ассиметрии-контрасты во всем. Жесткая централизация. По Бердяеву: «незрелость глухой провинции», «гнилость центра». Централизация удерживает Россию на низших стадиях развития, не позволяя развиваться такой региональной самостоятельности, как в США.

Билет № 15

Региональная интеграция на примере ЕС.

Европейский Союз — объединение 27 европейских государств, подписавших 7 февраля 1992 года Маастрихтский договор (вступил в силу 1 ноября 1993 года). Договор завершил дело предыдущих лет по урегулированию денежной и политической систем европейских стран. Последствием договора было введение евро как европейской валюты. Маастрихский договор учредил три опоры ЕС:

  1. Экономический и валютный союз (ЭВС),
  2. Общую внешнюю политику и полиику безопасности(ОВПБ),
  3. Общую политику в области внутренних дел и юстиции.

Государства в составе ЕС (в первой колонке указан год вступления):

Бельгия Германия Италия Люксембург Нидерланды Франция
Великобритания Дания Ирландия
Греция
Португалия Испания
ГДР (присоединилась к Западной Германии)
Австрия Финляндия Швеция
Венгрия Кипр Латвия Литва Мальта Польша Словакия Словения Чехия Эстония
Болгария Румыния

Кроме того, в ЕС входят особые территории, находящиеся вне Европы: в частности, это заморские департаменты Франции, такие как Французская Гвиана и Реюньон.

ЕС - уникальное международное образование: он сочетает признаки международной организации и государства, однако формально не является ни тем, ни другим. Союз не является субъектом международного публичного права, однако имеет полномочия на участие в международных отношениях и играет в них немалую роль.

Европейские мыслители старались придумать способ объединить Европу. Идея создания Соединённых штатов Европы первоначально возникла после Американской революции, и впоследствии неоднократно отстаивалась различными мыслителями, в том числе, испанским философом Ортегой-и-Гассетом в своей работе «Восстание масс».

Эта идея получила новую жизнь после Второй мировой войны, когда о необходимости её осуществления заявил Уинстон Черчилль, призвавший 19 сентября 1946 в своей речи в Цюрихском университете к созданию «Соединённых штатов Европы», аналогичных Соединённым Штатам Америки. Как результат, в 1949 был создан Совет Европы — организация, существующая до сих пор (её членом является и Россия). Совет Европы, однако, был (и остаётся) чем-то вроде регионального эквивалента ООН, сосредоточившим свою деятельность на проблемах обеспечения прав человека в европейских странах.

В 1951 ФРГ, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Франция, Италия создали Европейское объединение угля и стали, целью которого стало объединение европейских ресурсов по производству стали и угля, которое, по мысли его создателей, должно было предотвратить очередную войну в Европе. С целью углубления экономической интеграции те же шесть государств в 1957 учредили Европейское экономическое сообщество и Европейское сообщество по атомной энергии. ЕЭС был создан в первую очередь как таможенный союз шести государств, призванный обеспечить свободу перемещения товаров, услуг, капиталов и людей. Евратом должен был способствовать объединению мирных ядерных ресурсов этих государств. Самым важным из этих трёх европейских сообществ являлось Европейское экономическое сообщество, так что позднее (в 1990-е годы) оно стало именоваться просто Европейским сообществом. ЕЭС было учреждён Римским договором 1957 года, который вступил в силу 1 января 1958. В 1959 членами ЕЭС был создан Европейский парламент. В 1979 были проведены первые прямые выборы в Европейский парламент. В 1999г. членами Европейского сообщества был подписан Амстердамский договор. Основные изменения по Амстердамскому договору касались:



  • общей внешней политики и политики безопасности ОВПБ
  • создания "пространства свободы, безопасности и правопорядка"
  • координация в области правосудия, борьбы с терроризмом и организованной преступностью.

В январе 1960 Великобритания и ряд других стран, не вошедших в ЕЭС, сформировали альтернативную организацию — Европейскую ассоциацию свободной торговли. Великобритания, однако, вскоре поняла, что ЕЭС — гораздо более эффективное объединение, и приняла решение о вступлении в ЕЭС. Членами Европейской ассоциации свободной торговли ныне остаются лишь Норвегия, Исландия, Швейцария и Лихтенштейн.

  • 2004 - подписание Конституции ЕС (в силу не вступила)
  • 2007 - подписание Договора о реформировании в Лиссабоне

Процесс развития и превращения этих европейских сообществ в современный Европейский союз происходил путём одновременной структурной эволюции и институциональной трансформации в более сплочённый блок государств с передачей всё большего числа функций управления на наднациональный уровень (так называемый процесс евроинтеграции, или углубления союза государств), с одной стороны, и увеличения числа участников европейских сообществ (и позднее Европейского союза) с 6 до 27 государств (расширения союза государств).

После присоединения к ЕС десяти новых стран (2005), уровень экономического развития которых заметно ниже среднеевропейского, лидеры Евросоюза оказались в положении, когда основной груз бюджетных расходов на социальную сферу, дотации сельскому хозяйству и т. д. ложится именно на них. В то же время эти страны не желают увеличивать долю отчислений в общесоюзный бюджет сверх определённого документами ЕС уровня в 1 % ВВП. Вторая проблема состоит в том, что после расширения Евросоюза менее эффективным оказался действовавший до сих пор принцип принятия важнейших решений консенсусом.

Необходимо иметь в виду, что традиционное для государств разделение на исполнительные, законодательные и судебные органы для ЕС не характерно. Если Суд ЕС можно смело считать судебным органом, то законодательные функции принадлежат одновременно Совету ЕС, Европейской комиссии и Европарламенту, а исполнительные - Комиссии и Совету. Европейским Советом называется саммит глав государств и правительств стран-членов ЕС их заместителей - министров иностранных дел. Членом Европейского Совета является также председатель Еврокомиссии. Совет определяет основные стратегические направления развития ЕС. Выработка генеральной линии политической интеграции - основная миссия Европейского совета. Наряду с Советом Министров Европейский Совет наделён политической функцией, заключающейся в изменении основополагающих договоров европейской интеграции. Европейский совет - формально не входит в структуру институтов Европейского союза. Европейская Комиссия — основная движущая сила Европейского союза. Еврокомиссия состоит из 27 членов, по одному от каждого государства-члена. При исполнении своих полномочий они независимы, действуют только в интересах ЕС, не вправе заниматься какой-либо другой деятельностью. Государства-члены не вправе влиять на членов Еврокомиссии. Еврокомиссия формируется каждые 5 лет. Комиссия играет главную роль в обеспечении повседневной деятельности ЕС, направленной на выполнение основополагающих Договоров. Она выступает с законодательными инициативами, а после утверждения контролирует их претворение в жизнь. В случае нарушения законодательства ЕС Комиссия имеет право прибегнуть к санкциям, в том числе обратиться в Европейский суд. Комиссия управляет бюджетом и различными фондами и программами Европейского союза (такими, как программа Тасис). Если Европейская Комиссия играет в большей мере административную роль, то Совет Министров ЕС (Совет ЕС) осуществляет политическое лидерство. Совет играет ключевую роль в тех областях европейской интеграции, где принятие решений происходит на межправительственном уровне. Совет наиболее компетентен в тех вопросах, которые могут быть отнесены ко второй и третьей опорам европейской интеграции (совместная внешняя политика и политика в области безопасности и сотрудничество по внутренним вопросам). В Совет входят министры иностранных дел государств-членов Европейского Союза. Однако получила развитие практика созыва Совета в составе иных, отраслевых министров: экономики и финансов, юстиции и внутренних дел, сельского хозяйства и т.д. Решения Совета имеют одинаковую силу вне зависимости от конкретного состава, принявшего решение. Президентство в Совете министров осуществляется государствами-членами ЕС в алфавитном порядке. Ротация происходит раз в шесть месяцев.

Европейский Парламент является собранием из 786 депутатов, напрямую избираемых гражданами стран-членов ЕС сроком на пять лет. Председатель Европарламента избирается на два с половиной года. Члены Европейского парламента объединяются не по национальному признаку, а в соответствии с политической ориентацией. Основная роль Европарламента - утверждение бюджета ЕС. Кроме того, практически любое решение Совета ЕС требует либо одобрения Парламента, либо по крайней мере запроса его мнения. Одобрение Парламента требуется и при принятии в Союз новых членов, а также при заключении соглашений об ассоциированном членстве и торговых договоренностей с третьими странами. Европейский суд (официальное название - Суд Европейских сообществ) проводит свои заседания в Люксембурге и является судебным органом ЕС высшей инстанции. Суд регулирует разногласия между государствами-членами; между государствами-членами и самим Европейским союзом; между институтами ЕС; между ЕС и физическими либо юридическими лицами, включая сотрудников его органов (для этой функции недавно был создан Трибунал гражданской службы). Суд дает заключения по международным соглашениям; он также выносит предварительные (преюдициальные) постановления по запросам национальных судов о толковании учредительных договоров и нормативно-правовых актов ЕС. Решения Суда ЕС обязательны для исполнения на территории ЕС. В соответствии с Маастрихтским договором Суду предоставлено право налагать штрафы на государства-члены, не выполняющие его постановления. Суд состоит из 27 судей (по одному от каждого из государств-членов) и восьми генеральных адвокатов. Они назначаются на шестилетний срок, который может быть продлен. Каждые три года обновляется половина состава судей.

2) Так, Азия была разделена между тремя странами Европы — Великобританией, Францией и Голландией.

Свои отношение с Азией эти страны Европы завязали еще в конце 15 века. А уже в 17 веке ради расширения этих связей они начали создавать здесь разнообразные торговые компании.

Наибольшее количество территорий имела здесь, конечно, Великобритания.

Первое о чем скажем, что под ее контролем была Индия (в состав которой тогда входили также Пакистан и Бангладеш).

Но, кроме того, в 18—19 веках Великобритания завоевала еще и другие азиатские страны, создав из них свои колонии.

Так, в 1819 году британской колонией стал Сингапур, в 1867 году — Малакка и Пенанг.

Некоторые малайские страны вошли в состав федерации, которую тоже контролировала Великобритания.

Шестьдесят лет британцы пытались захватить также Бирму — и это им удалось лишь в 1885 году.

А еще в 1850 году Франция захватила Индокитай (в настоящий момент на этой территории находятся Камбоджа и Вьетнам).

Голландия же господствовала над островами Индонезии.

Основными вехами формирования современной политической карты в Новый период были вторая глобальная война, 1950-60-е г. (распад колониальной системы - деколонизация Африки, Азии, Океании, Карибского бассейна), предел 1980-90-х гг. (Большие конфигурации на политической карте Восточной Европы).Деколонизация государств Центральной Азии как процесс ослабления взаимной зависимости и возрождение традиционных духовных ценностей стали основой прагматической философии первых лет национальной независимости. В деколонизацию включены две стороны - центральноазиатские страны: Узбекистан и Казахстан, Туркменистан, Кыргызстан и Таджикистан и их суперпартнер - Россия. И на Севере, и на Юге идут напряжённые размышления о новых качествах взаимодействия, которые были бы менее обременительны, более взаимно полезны, равноправны экономически и политически.Новые государства Центральной Азии активно ведут поиск собственных национальных моделей и механизмов жизнеспособности.

Билет 16.

1. Региональные организации на карте мира.

2. Проблемы слабой государственности: случаи африканских и азиатских государств.


1) ЕС : год создания- Ноябрь 1993

(1957 – создание его предшественника ЕЭС (Европейское экономическое сообщество)); цели- – введение европейского гражданства;

– обеспечение свободы, безопасности и законности;

– содействие экономическому и социальному прогрессу;

– укрепление роли Европы в мире; члены-27 стран:

Бельгия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Германия, Франция, Дания, Ирландия, Великобритания, Греция, Испания, Португалия, Австрия, Финляндия, Швеция, Польша, Чехия, Венгрия, Словакия, Литва, Латвия, Эстония, Словения, Кипр (кроме северной части острова), Мальта, Болгария, Румыния.

НАФТА- Североамериканская зона свободной торговли- год создания-1 января 1994

(сохраняет и подтверждает Соглашение о свободной торговле между США и Канадой (CUSFTA) 1988 г.); цели- - снятие барьеров и стимулирование движения товаров и услуг между странами-участниками соглашения;

- создание и поддержание условия для справедливой конкуренции в зоне свободной торговли;

- привлечение инвестиций в страны-члены соглашения;

- обеспечение должной и эффективной защиты и охраны прав интеллектуальной собственности;

- создание действенных механизмов внедрения и использования Соглашения, совместного решения споров и управления;

- создание базы для будущей трёхсторонней, региональной и международной кооперации в целях расширения и улучшения Соглашения; члены- Канада, США, Мексика.

НАТО- Организация Североатлантического договора- Создана на основе Североатлантичес-кого договора, подписанного

4 апреля 1949; цели- Обеспечение коллективной безопасности своих членов в европейско-атлантическом регионе, нападение на одного из членов организации рассматривается как нападение на союз в целом. Члены-26 стран:

Бельгия, Болгария, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Исландия, Испания, Италия, Канада, Латвия, Литва, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Румыния, Словакия, Словения, США, Турция, Франция, Чехия, Эстония.

ЛААИ-Латиноамериканская Ассоциация Интеграции- Договор о создании подписан в

1980 г., вступил в силу в 1981 г.; цели- Задача ЛААИ - содействовать развитию регионального экономического сотрудничества и торговли;

главная цель - создание латиноамериканского общего рынка; члены- 11 стран Латинской Америки:

Аргентина, Боливия, Бразилия, Венесуэла, Колумбия, Мексика, Парагвай, Перу, Уругвай, Чили и Эквадор.

ОПЕК- Организация стран-экспортёров нефти- цели:Координация деятельности и выработка общей политики в отношении добычи нефти среди стран участников организации, с целью поддержания стабильных цен на нефть, обеспечения стабильных поставок нефти потребителям, получения отдачи от инвестиций в нефтяную отрасль. Участники: Иран, Ирак, Кувейт, Саудовская Аравия, Венесуэла, Катар, Индонезия, Ливия, Объединённые Арабские Эмираты, Алжир, Нигерия, Эквадор, Габон, Ангола.

ОСЕАН- Ассоциация государств Юго-Восточной Азии- Образована в 1967. Цели: – ускорение экономического развития, социального и культурного прогресса стран Юго-Восточной Азии (ЮВА);

– укрепление мира и региональной стабильности;

– расширение активного сотрудничества и взаимопомощи в области экономики, культуры, науки, техники и подготовки кадров; члены: 10 стран:

Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Филиппины, Бруней, Вьетнам, Лаос, Мьянма, Камбоджа.

МЕРКОСУР — общий рынок стран Южной Америки. МЕРКОСУР объединяет 250 млн человек и более 75 % совокупного ВВП континента.

В него входят Аргентина, Бразилия, Парагвай, Уругвай и Венесуэла (с июля 2006 начата процедура вступления, между тем до настоящего времени парламенты не всех членов союза дали свое согласие на принятие Венесуэлы в члены) а в качестве ассоциированных членов — Чили, Боливия, Колумбия, Эквадор и Перу.

Содру́жество Незави́симых Госуда́рств (СНГ) — межгосударственное объединение (договор о сотрудничестве между независимыми странами) большинства бывших союзных республик СССР.

Члены:Азербайджан, Армения, Молдова, Россия, Киркизия, Украина, Белоруссия, Таджикистан, Грузия, Казахстан, Туркмения, Узбекистан.

Еврази́йское экономи́ческое соо́бщество (ЕврАзЭС) — международная экономическая организация, наделенная функциями, связанными с формированием общих внешних таможенных границ входящих в нее государств (Беларусь, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан и Узбекистан), выработкой единой внешнеэкономической политики, тарифов, цен и другими составляющими функционирования общего рынка.

Исключение: Китай

Треть века на пути кардинальных реформ: каковы итоги этого пути развития? Достижима ли цель превращения Китайской Народной Республики в мировую сверхдержаву? Нашел ли Китай свой, третий путь движения вперед? Является ли страна «материком стабильности» в пучине мирового финансового кризиса?

(ИДВ РАН) затронула глобальные проблемы будущего Китая и будущего всего человечества. Преобразования в политической и культурной сфере, переход от распределительной к рыночной экономике грозят потерей самоидентичности нации. Страна неизбежно меняет свой облик, теряя многие национальные, культурные и духовные ценностей. Сейчас преобразования в КНР проводят к руководству новое поколение реформаторов, поставивших целью создание гармоничного общества. Насколько возможно сочетание модернизации и китайской традиции? Означает ли возвращение к конфуцианским канонам, столь популярным сейчас в стране, ренессанс специфики Китая? Проведение политики однодетной семьи, что на начальном этапе реформ было необходимой основой преодоления бедности и наращивания темпов экономического роста, в настоящее время подрывает корни многочисленной китайской семьи, в которой единственный ребенок превращается в «маленького императора». Быстрый рост экономики неизбежно связан с переходом к потребительскому обществу, где материальные ценности постепенно приводят к замещению ценностей духовных. Современный этап развития Китая очень важен и показателен для других стран, идущих по пути реформ - от того, в какую сторону качнется маятник, насколько разумным будет сочетание достижений прогресса и бережное сохранение духовности и нравственных, культурных традиций, зависит будущее.

--мы выдвинули следующие эмпирические гипотезы (слайд №11): на положение государств в современном мире оказывает влияние, прежде всего, качество и эффективность их государственности. Далее – способность государств отвечать на внешние и внутренние вызовы и угрозы. Следующий фактор – наличный у государств ресурс воздействия на окружающую их международную среду. Еще это фактор качества жизнеобеспечения собственного населения. И, наконец, что особенно важно в условиях глобальных процессов демократизации, роль и место страны в современном мире зависит от имеющегося у нее институционального потенциала для демократического развития. Речь идет о наличии и прочности традиций политической конкуренции, представительства, политического участия, ограничения исполнительной власти, конституционности («игры по правилам»). Важно подчеркнуть, что эти традиции возникают не обязательно в демократических контекстах, они могут зарождаться и в недрах недемократических режимов, которые благодаря этому обретают дополнительные ресурсы для трансформации. В рейтинге внешних и внутренних угроз (слайды № 31-32) обращает на себя внимание группа стран (всего – 56), испытывающих очень серьезные и комплексные вызовы и угрозы – Эфиопия, Мьянма, Гаити, Ирак, Эритрея, Афганистан и др. У «лидеров угроз» низкое качество жизни и, как правило, слабая государственность. За небольшими исключениями (например, Индия) это страны авторитарного правления. На противоположном полюсе – обширная и очень пестрая группа стран (61) с минимальными угрозами. Здесь и вполне успешные государства, обеспечивающие своим гражданам высокое качество жизни и демократическое развития (Канада, Франция, Нидерланды и др.), и своего рода «безопасные автократии» (впрочем, их не так уж много) – Катар, Бахрейн, Кувейт и др.

страны явного авторитарного уклона, лишенные даже эмбриональных демократических основ и традиций, с проблемной государственностью. Это Ангола, Афганистан, Бангладеш, Бурунди, Замбия, Ирак, Мали, Непал, Руанда, Сомали, Таджикистан, ЦАР, Чад и многие другие (всего – 58 стран). Все они тоже объясняются первой компонентой – но только тем, что вынуждены реагировать на высокие внешние и внутренние угрозы. Еще две группы недемократических режимов с относительной крепкой государственностью: Алжир, Венесуэла, Вьетнам, Габон, Египет, Иран, КНДР, Пакистан, Сирия, Туркменистан, Узбекистан и др. – с одной стороны, и Бахрейн, Белоруссия, Казахстан, Катар, Куба, Кувейт, ОАЭ, Оман, Саудовская Аравия и др. – с другой. В специфике этих режимных групп еще предстоит разобраться.

Наши рекомендации