Формирование политической карты Европы: древний период.

Билет № 1

  1. Определение политической географии.

Общество, неизбежно структурированное пространственно, имеет широкий спрос на различного рода географические знания, а, следовательно, на саму географию как один из подходов к миропониманию и мироощущению.

Политическая география – наука относительно новая, дальше чем 18-ый век ее не проследишь. Изначально была междисциплинарной наукой. В ее основе лежит свойство территориальности политических процессов и объектов:

  • Объект, выраженный в пространстве
  • Политический процесс, распределенный на территории и имеющий свойство к локализации

Изучая политические явления только с помощью политологии, можно получить неверные или абстрактные, не имеющие отношения к реальному положению дел, результаты. Недостатками в определениях политической географии являются:

  • Политическая география видится как часть экономической географии.
  • Состоят из дефиниций, которые сами нуждаются в определениях
  • Сужают предмет (политическая география не изучает только формы правления)
  • Смешение политической географии (географические методы) и политической регионалистики (политические методы)

По Коэну и Розенталю, политическая география – это наука о динамике и пространственном проявлении политических процессов.

По В. Колосову, политическая география – особая географическая наука, изучающая пространственную организацию политической жизни общества.

Общим же заключением можно выделить следующее: сущностью ПГявляется исследование пространственной (территориальной) организации политической жизни общества и территориально-политических (политико-географических) систем и их внутренней структуры – на всех территориальных уровнях социально-экономического пространства.

Впрочем, некоторые ученые склонны рассматривать ПГ (в рамках общественной географии) как специфическую интеграцию географической, экономической и политической наук.

Формирование политической карты Европы: древний период.

Политическая карта Европы имеет наибольшую историю. Она же произвела на свет большое количество территориальных форм. Древний этап (до 476 г.) породил 2 типа территориально-политических систем, непохожих на современные государства:

  1. Города-государства (полисы Древней Эллады). Они жили морской торговлей, и образовывались от территории Эгейского моря к Аппенинскому полуострову и Черному морю. Создавались «семьи» городов, развитые в горизонтальные цепочки. Города учреждали колонии. Впрочем, полисную систему сложно назвать городским союзом (не было столиц). В них были разные политические режимы, и существовали горизонтальные, а не вертикальные отношения подчинения. В плане отношений между полисами они были близки к современным. Проводилась политика «мягкого колониализма» - учреждения точечных «городских» торговых колоний. Города сосредотачивали в себе все функции государства. После завоевания Эллады Македонией система городов-полисов пришла в упадок.
  2. Империи. Самый характерный пример – Римская империя (огромный масштаб). Здесь подразумевается контроль больших территорий с помощью регулярной армии (военных и чиновников) и строительства военных укреплений, постройки сухопутных дорог, а также назначения наместников на завоеванных территориях. Римский мир объединялся вокруг одного ядра. В рамках империи действует «территориальный императив» - она живет только пока приращивает территорию, ибо империи необходимо содержать большую армию. Причиной краха любой империи является отсутствие ресурсов на содержание еще большей армии. Чем дальше периферия находится от центра империи – тем сложнее ее удержать, и главным является не допустить сотрудничества и формирования устойчивых взаимоотношений между перифериями. В этом успешные империи подобны колесу без обода (согласно географу Мотылю). Важным является также проведение разной политики по отношению к разным территориям (элиту нужно рекрутировать, а не уничтожать, а тотальный контроль ведет к разрушению правил и законов). Представляется интересным сочетание «римского» и «латинского» права в Римской империи для разных колоний.


На этом этапе, никаких национальных государств не существует. Мир прост – «варвары» и «не варвары».

Билет № 2

Билет № 3

  1. Политическая география: традиционные и новые области исследований.

1. География границ (лимология)

2. Изучение явления «глокализации» (взаимодействия локальных территорий с глобальными)

3. Постмодернистская география (изучение восприятия территорий исходя из представлений о мире различных людей; изучение самоидентификации населения с определенной территорией).

4. Изучение взаимосвязей между глобальным, макрорегиональным, национальным, региональным и местным уровнями.

5. Критическая геополитика: рассмотрение национальной безопасности не только как военной, но и как экономической, культурной, экологической.

6. Концепция места и контекстуальный подход: как первичная ячейка политического пространства, место является ареной взаимодействия процессов, протекающих на разных уровнях (от глобального до локального). Пространственное распределение политических процессов (ход и итоги избирательных кампаний, подъем национализма и т.д.) можно объяснить через эффект места (или пространственный контекст). Под контекстом в данном случае понимается отражение исторических, экономических, культурных и прочих особенностей места и взаимосвязей места с другими уровнями. Контекст объясняет, каким образом географическое пространство оказывает влияние на политические явления и процессы, в том числе, каким образом оно опосредует воздействие более высоких территориальных уровней на локальный уровень – место.

7. Новые страноведческие исследования (географическое государствоведение) - отказываются от прежней описательности и рассматривают территорию не как статичную поверхность, на которой разворачиваются некие процессы, но как динамический компонент различных (экономических, политических) процессов.

8. Изучение географии политических партий (территориальная расстановка политических сил.

9. Политическая география океана (особенно становится актуальна в связи с возможным освоением недр Северного Ледовитого океана). Специфика природопользования, особенности политико-географических процессов и явлений в Мировом океане существенно отличаются от протекающих на суше. Сюда также относится условность в закреплении суверенных прав и их осуществление на акваториях.

10. Изучение политико-географических аспектов глобальных проблем человечества и экологической безопасности. Это обусловлено тем, что дальнейший рост антропогенных воздействий на окружающую среду даже в глубине национальной территории любой страны, не говоря уже о приграничных районах, затрагивает в современных условиях интересы целых регионов и даже всей планеты. Повышается ответственность каждого государства за нанесение ущерба здоровью населения и окружающей среде других стран или за возмещение такого ущерба.

+ см. прорыв политической географии в новейшее время в билете №2, подпункт 4.

Для российской политгеографии актуально:

  • Электоральная география (изучение электорального процесса в связке результатов с территориальной детерминантой) – что было обусловлено политической конъюнктурой и развалом СССР. Стабильность результатов голосований по территории России является одним из важных факторов, характеризующих степень «зрелости» территориальной структуры страны.
  • География конфликтов (непризнанных государств, спорных территорий, политических конфликтов) – интерес к этой области исследований вызван появлением множества «горячих точек» и политических конфликтов, в том числе межэтнических, на территории бывшего СССР после его развала.
  • Новое пограничье России – интерес географов к этой области исследований связан с необходимостью располагать точными данными о происходящем в ближнем зарубежье, а также тем, что бывшие административные границы СССР превратились в нынешние межгосударственные, что оказало значительное влияние на геополитическое положение многих регионов.
  • Культурно-политическая география – занимается такими сюжетами как формирование образов российских регионов.

Билет № 4

Билет № 5

Билет № 6

Билет № 7

Билет № 8

Билет № 9

Билет № 10

Билет № 11

Билет № 12

Билет № 13

Билет № 14

Билет 16.

1. Региональные организации на карте мира.

2. Проблемы слабой государственности: случаи африканских и азиатских государств.


1) ЕС : год создания- Ноябрь 1993

(1957 – создание его предшественника ЕЭС (Европейское экономическое сообщество)); цели- – введение европейского гражданства;

– обеспечение свободы, безопасности и законности;

– содействие экономическому и социальному прогрессу;

– укрепление роли Европы в мире; члены-27 стран:

Бельгия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Германия, Франция, Дания, Ирландия, Великобритания, Греция, Испания, Португалия, Австрия, Финляндия, Швеция, Польша, Чехия, Венгрия, Словакия, Литва, Латвия, Эстония, Словения, Кипр (кроме северной части острова), Мальта, Болгария, Румыния.

НАФТА- Североамериканская зона свободной торговли- год создания-1 января 1994

(сохраняет и подтверждает Соглашение о свободной торговле между США и Канадой (CUSFTA) 1988 г.); цели- - снятие барьеров и стимулирование движения товаров и услуг между странами-участниками соглашения;

- создание и поддержание условия для справедливой конкуренции в зоне свободной торговли;

- привлечение инвестиций в страны-члены соглашения;

- обеспечение должной и эффективной защиты и охраны прав интеллектуальной собственности;

- создание действенных механизмов внедрения и использования Соглашения, совместного решения споров и управления;

- создание базы для будущей трёхсторонней, региональной и международной кооперации в целях расширения и улучшения Соглашения; члены- Канада, США, Мексика.

НАТО- Организация Североатлантического договора- Создана на основе Североатлантичес-кого договора, подписанного

4 апреля 1949; цели- Обеспечение коллективной безопасности своих членов в европейско-атлантическом регионе, нападение на одного из членов организации рассматривается как нападение на союз в целом. Члены-26 стран:

Бельгия, Болгария, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Исландия, Испания, Италия, Канада, Латвия, Литва, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Румыния, Словакия, Словения, США, Турция, Франция, Чехия, Эстония.

ЛААИ-Латиноамериканская Ассоциация Интеграции- Договор о создании подписан в

1980 г., вступил в силу в 1981 г.; цели- Задача ЛААИ - содействовать развитию регионального экономического сотрудничества и торговли;

главная цель - создание латиноамериканского общего рынка; члены- 11 стран Латинской Америки:

Аргентина, Боливия, Бразилия, Венесуэла, Колумбия, Мексика, Парагвай, Перу, Уругвай, Чили и Эквадор.

ОПЕК- Организация стран-экспортёров нефти- цели:Координация деятельности и выработка общей политики в отношении добычи нефти среди стран участников организации, с целью поддержания стабильных цен на нефть, обеспечения стабильных поставок нефти потребителям, получения отдачи от инвестиций в нефтяную отрасль. Участники: Иран, Ирак, Кувейт, Саудовская Аравия, Венесуэла, Катар, Индонезия, Ливия, Объединённые Арабские Эмираты, Алжир, Нигерия, Эквадор, Габон, Ангола.

ОСЕАН- Ассоциация государств Юго-Восточной Азии- Образована в 1967. Цели: – ускорение экономического развития, социального и культурного прогресса стран Юго-Восточной Азии (ЮВА);

– укрепление мира и региональной стабильности;

– расширение активного сотрудничества и взаимопомощи в области экономики, культуры, науки, техники и подготовки кадров; члены: 10 стран:

Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Филиппины, Бруней, Вьетнам, Лаос, Мьянма, Камбоджа.

МЕРКОСУР — общий рынок стран Южной Америки. МЕРКОСУР объединяет 250 млн человек и более 75 % совокупного ВВП континента.

В него входят Аргентина, Бразилия, Парагвай, Уругвай и Венесуэла (с июля 2006 начата процедура вступления, между тем до настоящего времени парламенты не всех членов союза дали свое согласие на принятие Венесуэлы в члены) а в качестве ассоциированных членов — Чили, Боливия, Колумбия, Эквадор и Перу.

Содру́жество Незави́симых Госуда́рств (СНГ) — межгосударственное объединение (договор о сотрудничестве между независимыми странами) большинства бывших союзных республик СССР.

Члены:Азербайджан, Армения, Молдова, Россия, Киркизия, Украина, Белоруссия, Таджикистан, Грузия, Казахстан, Туркмения, Узбекистан.

Еврази́йское экономи́ческое соо́бщество (ЕврАзЭС) — международная экономическая организация, наделенная функциями, связанными с формированием общих внешних таможенных границ входящих в нее государств (Беларусь, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан и Узбекистан), выработкой единой внешнеэкономической политики, тарифов, цен и другими составляющими функционирования общего рынка.

Исключение: Китай

Треть века на пути кардинальных реформ: каковы итоги этого пути развития? Достижима ли цель превращения Китайской Народной Республики в мировую сверхдержаву? Нашел ли Китай свой, третий путь движения вперед? Является ли страна «материком стабильности» в пучине мирового финансового кризиса?

(ИДВ РАН) затронула глобальные проблемы будущего Китая и будущего всего человечества. Преобразования в политической и культурной сфере, переход от распределительной к рыночной экономике грозят потерей самоидентичности нации. Страна неизбежно меняет свой облик, теряя многие национальные, культурные и духовные ценностей. Сейчас преобразования в КНР проводят к руководству новое поколение реформаторов, поставивших целью создание гармоничного общества. Насколько возможно сочетание модернизации и китайской традиции? Означает ли возвращение к конфуцианским канонам, столь популярным сейчас в стране, ренессанс специфики Китая? Проведение политики однодетной семьи, что на начальном этапе реформ было необходимой основой преодоления бедности и наращивания темпов экономического роста, в настоящее время подрывает корни многочисленной китайской семьи, в которой единственный ребенок превращается в «маленького императора». Быстрый рост экономики неизбежно связан с переходом к потребительскому обществу, где материальные ценности постепенно приводят к замещению ценностей духовных. Современный этап развития Китая очень важен и показателен для других стран, идущих по пути реформ - от того, в какую сторону качнется маятник, насколько разумным будет сочетание достижений прогресса и бережное сохранение духовности и нравственных, культурных традиций, зависит будущее.

--мы выдвинули следующие эмпирические гипотезы (слайд №11): на положение государств в современном мире оказывает влияние, прежде всего, качество и эффективность их государственности. Далее – способность государств отвечать на внешние и внутренние вызовы и угрозы. Следующий фактор – наличный у государств ресурс воздействия на окружающую их международную среду. Еще это фактор качества жизнеобеспечения собственного населения. И, наконец, что особенно важно в условиях глобальных процессов демократизации, роль и место страны в современном мире зависит от имеющегося у нее институционального потенциала для демократического развития. Речь идет о наличии и прочности традиций политической конкуренции, представительства, политического участия, ограничения исполнительной власти, конституционности («игры по правилам»). Важно подчеркнуть, что эти традиции возникают не обязательно в демократических контекстах, они могут зарождаться и в недрах недемократических режимов, которые благодаря этому обретают дополнительные ресурсы для трансформации. В рейтинге внешних и внутренних угроз (слайды № 31-32) обращает на себя внимание группа стран (всего – 56), испытывающих очень серьезные и комплексные вызовы и угрозы – Эфиопия, Мьянма, Гаити, Ирак, Эритрея, Афганистан и др. У «лидеров угроз» низкое качество жизни и, как правило, слабая государственность. За небольшими исключениями (например, Индия) это страны авторитарного правления. На противоположном полюсе – обширная и очень пестрая группа стран (61) с минимальными угрозами. Здесь и вполне успешные государства, обеспечивающие своим гражданам высокое качество жизни и демократическое развития (Канада, Франция, Нидерланды и др.), и своего рода «безопасные автократии» (впрочем, их не так уж много) – Катар, Бахрейн, Кувейт и др.

страны явного авторитарного уклона, лишенные даже эмбриональных демократических основ и традиций, с проблемной государственностью. Это Ангола, Афганистан, Бангладеш, Бурунди, Замбия, Ирак, Мали, Непал, Руанда, Сомали, Таджикистан, ЦАР, Чад и многие другие (всего – 58 стран). Все они тоже объясняются первой компонентой – но только тем, что вынуждены реагировать на высокие внешние и внутренние угрозы. Еще две группы недемократических режимов с относительной крепкой государственностью: Алжир, Венесуэла, Вьетнам, Габон, Египет, Иран, КНДР, Пакистан, Сирия, Туркменистан, Узбекистан и др. – с одной стороны, и Бахрейн, Белоруссия, Казахстан, Катар, Куба, Кувейт, ОАЭ, Оман, Саудовская Аравия и др. – с другой. В специфике этих режимных групп еще предстоит разобраться.

Билет № 1

  1. Определение политической географии.

Общество, неизбежно структурированное пространственно, имеет широкий спрос на различного рода географические знания, а, следовательно, на саму географию как один из подходов к миропониманию и мироощущению.

Политическая география – наука относительно новая, дальше чем 18-ый век ее не проследишь. Изначально была междисциплинарной наукой. В ее основе лежит свойство территориальности политических процессов и объектов:

  • Объект, выраженный в пространстве
  • Политический процесс, распределенный на территории и имеющий свойство к локализации

Изучая политические явления только с помощью политологии, можно получить неверные или абстрактные, не имеющие отношения к реальному положению дел, результаты. Недостатками в определениях политической географии являются:

  • Политическая география видится как часть экономической географии.
  • Состоят из дефиниций, которые сами нуждаются в определениях
  • Сужают предмет (политическая география не изучает только формы правления)
  • Смешение политической географии (географические методы) и политической регионалистики (политические методы)

По Коэну и Розенталю, политическая география – это наука о динамике и пространственном проявлении политических процессов.

По В. Колосову, политическая география – особая географическая наука, изучающая пространственную организацию политической жизни общества.

Общим же заключением можно выделить следующее: сущностью ПГявляется исследование пространственной (территориальной) организации политической жизни общества и территориально-политических (политико-географических) систем и их внутренней структуры – на всех территориальных уровнях социально-экономического пространства.

Впрочем, некоторые ученые склонны рассматривать ПГ (в рамках общественной географии) как специфическую интеграцию географической, экономической и политической наук.

Формирование политической карты Европы: древний период.

Политическая карта Европы имеет наибольшую историю. Она же произвела на свет большое количество территориальных форм. Древний этап (до 476 г.) породил 2 типа территориально-политических систем, непохожих на современные государства:

  1. Города-государства (полисы Древней Эллады). Они жили морской торговлей, и образовывались от территории Эгейского моря к Аппенинскому полуострову и Черному морю. Создавались «семьи» городов, развитые в горизонтальные цепочки. Города учреждали колонии. Впрочем, полисную систему сложно назвать городским союзом (не было столиц). В них были разные политические режимы, и существовали горизонтальные, а не вертикальные отношения подчинения. В плане отношений между полисами они были близки к современным. Проводилась политика «мягкого колониализма» - учреждения точечных «городских» торговых колоний. Города сосредотачивали в себе все функции государства. После завоевания Эллады Македонией система городов-полисов пришла в упадок.
  2. Империи. Самый характерный пример – Римская империя (огромный масштаб). Здесь подразумевается контроль больших территорий с помощью регулярной армии (военных и чиновников) и строительства военных укреплений, постройки сухопутных дорог, а также назначения наместников на завоеванных территориях. Римский мир объединялся вокруг одного ядра. В рамках империи действует «территориальный императив» - она живет только пока приращивает территорию, ибо империи необходимо содержать большую армию. Причиной краха любой империи является отсутствие ресурсов на содержание еще большей армии. Чем дальше периферия находится от центра империи – тем сложнее ее удержать, и главным является не допустить сотрудничества и формирования устойчивых взаимоотношений между перифериями. В этом успешные империи подобны колесу без обода (согласно географу Мотылю). Важным является также проведение разной политики по отношению к разным территориям (элиту нужно рекрутировать, а не уничтожать, а тотальный контроль ведет к разрушению правил и законов). Представляется интересным сочетание «римского» и «латинского» права в Римской империи для разных колоний.

На этом этапе, никаких национальных государств не существует. Мир прост – «варвары» и «не варвары».

Билет № 2

Наши рекомендации