Социалистическое государство

Идеи о подлинно демократическом, гуманном и справедливом обществе и государстве содержатся во многих мировых религиях, в частности в христианской. Они выдвигались и развивались социалистами-утопистами, содержались в былинах и сказаниях.

Основы учения о социалистическом государстве заложили в своих трудах К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин. Причем К. Маркс и Ф. Энгельс свои идеи о будущем пролетарском государстве черпали из опыта Парижской Коммуны. В.И. Ленин развивал эти идеи, опираясь на опыт Октябрьской революции и первые годы Советской власти. Считалось, что новое антиэксплуататорское государство возникает в результате пролетарской революции и слома старой буржуазной государственности. Государственная власть в нем принадлежит трудящимся во главе с рабочим классом. По своей сути это государство диктатуры пролетариата, призванное подавать сопротивление свергнутых эксплуататорских классов, превратить всех трудоспособных граждан в трудящихся. Марксизм утверждал, что пролетарское государство с момента своего возникновения уже не является собственно государством, а становится отмирающим «полугосударством», которое затем будет заменено коммунистическим общественным самоуправлением.

Государства бывших социалистических стран признавались государствами высшего и исторически последнего типа. Они противопоставлялись всем эксплуататорским государствам.

В действительности это были, скорее всего, государства, отягощенные большими деформациями переходные к социалистическому типу. Сегодня китайские теоретики более реалистичны, они доказывают, что для построения социализма в Китае нужны не десятилетия, а столетия. (Марксизм-ленинизм отводил строительству социализма и социалистического государства непродолжительное время). Кроме того, догматизм в теории, волюнтаризм, Субъективизм, постоянное забегание вперед стали причинами многочисленных ошибок и деформаций в практической деятельности. Тем не менее большой опыт по строительству социалистической государственности должен быть глубоко проанализирован и изучен: просчеты, ошибки и достижения, несомненно, будут полезны как живущим, так и грядущим поколениям, ведь идеи социализма благородны и бессмертны.

ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПОДХОД

В юридической науке существует несколько трактовок цивилизационного подхода к типологии государств.

Введение энциклопедистами понятия цивилизация первоначально несло в себе от­печаток просветительского мышления и ассоциировалось с концепцией прогрес­са, эволюционным развитием народов на началах «разума», с торжеством «универ­сализма».

Основные смысловые значения термина:

Цивилизация - социально-культурный организм, сложившийся на основе отдельно­го народа или региона планеты - русская, индийская, европейская, восточная.

Цивилизация - ступень всемирной истории человечества, которая закономерно пришла в свое время на смену дикости и варварству человечества и стала «естест­венным» («гражданским») состоянием общества.

Цивилизация - это крупная эпоха (стадия) в истории человечества, символизиру­ющая становление и прогрессивное развитие человека как деятеля и творца исто­рии. Эта эпоха имеет свои специфические признаки и черты, а ее основным содер­жанием является культура во всех ее проявлениях.

Цивилизация - устойчивое культурно-историческое сообщество людей, отличающе­еся общностью духовно-нравственных ценностей и культурных традиций, сход­ством материально-производственного и социально-политического развития, осо­бенностями образа жизни и типа личности, наличием в большинстве случаев общих этнических признаков и соответствующих географических рамок,

Цивилизация - специфическая совокупность материальной и духовной жизни обще­ства, страны или ряда стран, которые возникают, существуют и гибнут под воздей­ствием множества специфических факторов.

ТИПЫ ЦИВИЛИЗАЦИЙ:

I. ПО ОТНОШЕНИЮ К СРЕДСТВАМ ПРОИЗВОДСТВА:

- «Три великие формы порабощения: рабство, крепостничество, наемный труд - характерны для трех великих эпох цивилизаций: рабовладельческой, феодальной, ка­питалистической». (Ф. Энгельс).

II. ПО ГЕОГРАФИЧЕСКОМУ ПРИЗНАКУ:

1) Речные - в устьях великих рек (Нил, Тигр и Евфрат, Инд, Ганг, Хуанхэ и Янцзы).

2) Морские - Средиземноморские, Балтийские, тропических морей.

3) Океанические - (с эпохи Великих географических откры­тий XV - XVII в.).

4) Континентальные.

III. ПО РЕЛИГИОЗНЫМ ЦЕННОСТЯМ:

1) Христианская цивилизация Европы

2) Цивилизации Востока:

а) Дальневосточно-конфуцианская;

б) Индо-буддийская;

в) Арабо-исламская.

IV. ПО ВИДУ МИРОВОЗЗРЕНИЯ:

1) Традиционная.

2) Рационалистическая.

V. ПО МАСШТАБАМ РАСПРОСТРАНЕНИЯ:

1) локальная;

2) особенная;

3) всемирная.

VI. ПО ПРЕОБЛАДАЮЩЕЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СФЕРЕ:

1) аграрная;

2) индустриальная;

3) постиндустриальная.

VII. ПО ФАЗАМ РАЗВИТИЯ:

1) «молодая», нарождающаяся;

2) Зрелая;

3) клонящаяся к упадку.

ОСНОВНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ ЦИВИЛИЗАЦИИ:

1. Собирательская (присваивающая) цивилизация:

Данная цивилизация вбирает в себя весь длительный период становления человека как существа разумного и деятельного. Она была основана преимущественно на использовании готовых продуктов («даров») природы. Здесь человек находится едва ли не в полной зависимости от природы, ее сил, капризов и тайн.

Наши рекомендации