Послевоенные годы. Кризис в авиастроении. Часть I

Между двумя мировыми войнами

Послевоенные годы. Кризис в авиастроении. Часть I - student2.ru
Плакат «Война в воздухе».

К ноябрю 1918 года войне пришел конец, гонка вооружений приостановилась, и устремления граждан и их правительств обратились к мирному строительству. В такой ситуации капиталовложения в военное самолетостроение сократились, что же касается гражданской авиации, то «ее час еще не пробил». Версальский договор, определивший судьбу послевоенного миропорядка, оказал неоднозначное воздействие на динамику развития мирового самолетостроения. Решения этой мирной конференций нанесли серьезный удар по авиационному потенциалу Австрии и Германии, стран потерпевших поражение в войне.

Это опосредованно сказалось на общем прогрессе в сфере создания летательных средств.

Послевоенные годы. Кризис в авиастроении. Часть I - student2.ru
Согласно послевоенному разделу мира Австро-Венгрия распалась на два государства.

Австрия.

В годы I мировой войны Австро-Венгерская империя представляла собой мощное многонациональное государство с боеспособной армией и солидными военно-воздушными силами, представленными в основном самолетами германского образца.

Это опосредованно сказалось на общем прогрессе в сфере создания летательных средств.

Именно Австро-Венгрия втянула мир в войну и была надежной союзницей Германии. Поражение прогерманского блока стала для австрийцев катастрофой.

Послевоенные годы. Кризис в авиастроении. Часть I - student2.ru

Габсбургская империя распалась на несколько независимых государств, а санкции, наложенные на Австрию державами победительницами, привели к тому, что она уже не представляла собой мощной военной силы. Австрийские военно-воздушные силы не скоро оправились от этого удара.

Германия.

Решениями Версальской конференции на Берлин была возложена вся ответственность за развязывание войны. Весь свой гнев, всю боль, накопившуюся за пять военных лет, страны-победительницы выплеснули на Германию.

Послевоенные годы. Кризис в авиастроении. Часть I - student2.ru
Германские пилоты.

В целях пресечения будущей германской агрессии и реваншистских устремлений, на передовые отрасли немецкой промышленности были наложены ограничения. Не избежала этой участи и авиационная сфера. Прежде всего, германское правительство обязывалось уничтожить все имеющиеся в его распоряжении самолеты. Часть боевых машин, например все истребители «Фоккер D-VII», должны были быть переданы в распоряжение Антанты. Производство самолетов сводилось к минимуму, а боевых - просто запрещалось.

Вводились запреты на производство тяжелых многомоторных аппаратов. Это привело к тому, что многие немецкие предприятия стали перебираться в дружественные страны.

Послевоенные годы. Кризис в авиастроении. Часть I - student2.ru
По итогам войны Германия теряла свои лучшие истребители «Фоккер D-VII».

Послевоенные годы. Кризис в авиастроении. Часть I - student2.ru

Так знаменитый германский авиапромышленник голландского происхождения Энтони Фоккер перенес свой завод в родной Амстердам. В результате немецкое самолетостроение, едва ли не лучшее в мире, оказалось в глубоком кризисе.

Англия, Франция, США. Что касается держав Антанты, то, обогащенные трофейными машинами и новыми технологиями, они сохранили ведущие позиции в мировом самолетостроении.

Однако кризис затронул и эти преуспевающие страны. По иронии судьбы, отправной точкой для него стал переизбыток летательных аппаратов, как вражеских, так и отечественного производства, оказавшихся в распоряжении победителей. Авиационная промышленность этих стран оказалась в застое, вызванном отсутствием стимула к развитию: огромное количество летающих машин, распродавшихся за бесценок, делало не выгодным выпуск новых типов самолетов.

Наши рекомендации