Государственные стратегии борьбы с бедностью

В широком смысле бедность — это ситуация, при которой у человека постоянно не хватает средств, чтобы удовлетво& рить свои нормальные, прежде всего физиологические и со& циальные, потребности. Напомним, что к первым относятся потребности в питье, пище, одежде, укрытии, а также в том, что позволяет эти потребности удовлетворять, — в ра& боте, знаниях, профессиональных навыках и т. п. Ко вто& рым относятся потребности в определенном социальном по& ложении, в деятельности, уважаемой обществом, в общении.

Если человек имеет доступ только к минимальным ресур& сам еды, одежды и других благ, необходимых для поддер& жания физического существования, говорят об абсолютной бедности (нищете). Если же человек не обладает достаточ& ными средствами, чтобы «социально выжить», т. е. обеспе& чить удовлетворение своих насущных потребностей на уров& не, позволяющем сохранить здоровье, нормально работать, то говорят о социальной бедности.

В России бедные были всегда, и к ним, как правило, от& носились сочувственно, считая бедность несчастьем, а не ви& ной человека. «Бедность — не грех», «Бедность — не порок» — говорят русские пословицы. С 1992 г. границей бедности в нашей стране стал прожиточный минимум — стоимость ми& нимального набора продуктов питания, товаров и услуг, не& обходимых для социального выживания. Натуральным вы& ражением прожиточного минимума является минимальная потребительская корзина (она содержит перечень необходи& мых продуктов питания и услуг). В этом же году к бедным было отнесено 33% населения. С этого времени этот пока& затель колебался в зависимости от социально&экономической ситуации в стране. Сегодня, по разным оценкам, в стране насчитывается от 20 до 25 млн бедных.

Во всех демократических странах ведется борьба с бедно& стью. Пути здесь могут быть различными. Один из них, используемый и в нашей стране, — предоставление пособий малообеспеченным гражданам по программам государствен& ной помощи: социальных пенсий (минимальной пенсии при отсутствии каких&либо оснований для ее назначения),

 

пособий одиноким матерям, пособий на детей и т. п. В ря& де случаев поддержка оказывается в натуральной форме (бесплатные школьные обеды, бесплатные лекарства, продо& вольственные талоны и др.).

Другой путь нацелен не столько на смягчение проявле& ний бедности, сколько на искоренение ее причин. Он преду& сматривает создание новых рабочих мест, помощь в овладе& нии востребованной в настоящий момент профессией. Это направление особенно актуально для нашей страны. Вернем& ся к данным, характеризующим стратификацию российско& го общества.

К низшим слоям общества относятся малоквалифициро& ванные работники, а также безработные. Обратим внимание и на то, что среди бедных много сельских жителей. Это тре& бует от государства специальных мер по восстановлению ин& фраструктуры сел и поселков (школ, больниц, транспортно& го сообщения), а также по развитию сельскохозяйственного производства.

Все указанные меры так или иначе связаны с общим уровнем экономического развития. Следовательно, магист& ральное направление преодоления бедности — подъем эконо& мики. Важна, как мы уже видели, и социальная политика государства, направленная на перераспределение доходов в пользу бедных слоев населения.

Помимо практической помощи, эта политика удовлетво& ряет чувство социальной справедливости значительной час& ти нашего общества, поскольку многие расценивают личное обогащение весьма негативно, говорят о нем, как о непра& ведно нажитом.

IB Основные понятия:социальная стратификация, социаль& ное государство, социальная политика, социальное обеспече& ние.

111 Термины:социальное страхование, прожиточный мини&

мум, потребительская корзина.

Проверьте себя

1) Чем характеризуется социальная стратификация со& временного российского общества? 2) Какие группы населе& ния относятся к высшему классу? 3) Как и почему меня& лось положение среднего класса в последнее десятилетие?

4) Какие социальные группы образуют «зону бедности»?

5) Покажите основные тенденции развития социальных от& ношений в нашем обществе. 6) Раскройте понятие «социаль& ное государство». 7) Что включает в себя социальная поли& тика государства? 8) Назовите основные социальные права человека, закрепленные в Конституции. 9) Из чего склады& вается система социального обеспечения? 10) Каковы глав& ные направления борьбы с бедностью?

Подумайте, обсудите, сделайте

1. Сравните роль социальных факторов, определявших социально&экономическое неравенство населения в нашей стране в 1992 и в 2001 гг. Как изменилось значение отдель& ных из них? Почему?

Октябрь 1992 г.

Регион проживания ШШ^& 10 %

Статус занятости 8,3 %

Возрастной состав 6,3 %

Тип поселения ife: 6,1 %

Образование Ж 2 %

Размер семьи

Октябрь 2001 г.

I Регион проживания

В**

в »14 %

 

Образование 6 %

Статус занятости

Возрастной состав Ш^ 6%

Тип поселения 5,8 %

Размер семьи

2. Доходы бедных и богатых, по некоторым оценкам, у нас расходятся в 14 раз (так же в США; в Москве — почти в 50 раз). В Европе доходы богатых в 10 раз превосходят доходы бедных.

 

Как вы оцениваете такой масштаб социального расслое& ния в нашей стране? Какими причинами, на ваш взгляд, вызвано столь существенное социальное расслоение? Чем вы можете объяснить такую пропасть между богатыми и бед& ными в Москве?

3. Самая опасная форма бедности — застойная бедность. Эти люди уже не ощущают себя бедными. Таких людей в России, по оценкам социологов, 6—8%. Вот какие характе& ристики дает исследователь такой категории людей: «Чем дольше человек в этом состоянии, тем слабее желание из не& го выйти. Трехлетнее пребывание в бедности уже меняет приоритеты: главным становится стремление экономить, ко& торое оттесняет поиски заработка на второй план. Следую& щая точка — семь лет: человек уже окончательно погружа& ется в заботы об экономии и на предложения работать почти не реагирует. Это социальная деградация, вторая, наряду с социальной агрессией, серьезная опасность, которую несет с собой бедность.

Раскройте мысль автора о последствиях застойной бедно&

сти — социальной деградации и социальной агрессии.

4. Обдумайте различные варианты борьбы с бедностью.

Какой путь (или пути) избрали бы вы? Почему?

1) Повысить зарплаты всем работающим.

2) Помочь включиться в трудовую деятельность незаня& тым трудоспособным — официально зарегистрированным безработным (учеба на курсах переподготовки, широкое ин& формирование о вакансиях и т. п.).

3) Оказывать социальную помощь всем малообеспечен& ным и нетрудоспособным (повысить пенсии, стипендии раз& личного рода социальные выплаты, предоставлять разнооб& разные льготы — бесплатный проезд на транспорте, небольшая квартплата и т. п.).

4) Добиться значительного роста экономики страны, что позволит реально повысить благосостояние населения.

Поработайте с источником

Прочтите отрывок из книги современного отечественного социолога.

Что затрудняет изучение социальной структуры совре&

менного российского общества?

К первой группе причин можно отнести принципиальную новизну процессов перехода от государственного социализма к тому или иному типу капитализма, отсутствие опыта их изучения. Не меньшую трудность создает и то, что анали& зировать происходящие сдвиги ученым приходится не из

«прекрасного далека», а изнутри самих меняющихся об& ществ, что не может не сказываться на точности оценок. На& конец, исследования практически ведутся «в реальном вре& мени», без достаточного временного лага, требуемого для

 

серьезного осмысления событий... Все эти обстоятельства плюс явная незаконченность самих трансформационных процессов существенно ограничивают возможность глубоко& го теоретического осмысления стоящих проблем...

Вторая группа причин, тормозящих развитие российской общественной науки, связана с пережитым в последние го& ды глубоким идейно&методологическим кризисом... Ни клас& сические, ни новые общественные теории не оказались спо& собными объяснить, что представляли собой общества советского типа, во что — при тех или иных условиях — они могли трансформироваться и в каких направлениях движут& ся в настоящее время.

Правда, открывшиеся западные источники обогатили российскую общественную мысль многими ценными и пер& спективными идеями, но ответить на главные из стоящих перед ней вопросов они не смогли, так как описывали прин& ципиально иные типы социальной реальности. Не случайно все большее число исследователей фиксируют, что за анало& гичными процессами в России и на Западе, как правило, скрываются разные отношения и представления. Чтобы эф& фективно использовать западные теории в российских усло& виях, их надо критически переосмыслить...

Сегодня большинство социологов вынуждены ограничи& ваться либо качественными методами сбора информации, либо проведением небольших «пилотажных» опросов. В ре& зультате научная картина трансформации российского обще& ства носит дисперсный, мозаичный характер.

Заславская Т. И. Современное российское общество: социальный механизм т р а н с ф о р м а ц и и . — М . , 2 0 0 4 . — С . 16—19.

Я1Ц Вопросы и задания к источнику. 1) Каковы, на взгляд автора, основные причины, затрудняющие изучение современного россий& ского общества? 2) Как автор расценивает значение и возможнос& ти привлечения западного опыта для исследования нашей действи& тельности? 3) Чем можно объяснить ограничение фронта исследовательских работ по практической социологии небольшими

«пилотажными» опросами?

Выводы к главе I

1. Общество представляет собой совокупность различных социальных групп. Располагаясь в вертикальном порядке, они образуют социальную стратификацию общества. Крите& рии социальной стратификации различны; основные из них, по оценкам социологов, — доходы, власть, образование, пре& стиж. Глубина и формы социальной стратификации меняют& ся с развитием общества.

2. Важную роль в жизни общества играют социальные институты — комплексные образования, охватывающие оп&

 

ределенный набор норм, социальных ролей и статусов, сим& волов, учреждений и организаций, необходимую инфраст& руктуру. К главным институтам общества социологи относят материальное производство, семью, государство, образова& ние, религию. Эти социальные институты существуют тыся& челетия человеческой истории. При этом они проходят опре& деленные стадии в своем развитии, изменяют свои формы.

3. Такой элемент социальных институтов, как правила и нормы, лежит в основе социального контроля — особого ме& ханизма поддержания общественного порядка. Помимо норм, социальный контроль включает и санкции. Виды социальных норм многообразны. Основными регуляторами общественной жизни выступают моральные и правовые нормы. Поведение, не согласующееся с социальными норма& ми, называется отклоняющимся. Наиболее опасное прояв& ление негативного отклоняющегося поведения — преступ& ление.

4. Положение человека в обществе и обусловленное им поведение характеризуют с помощью понятий «социальный статус» и «социальная роль». Ведущую роль в процессе со& циализации личности, т. е. усвоения ею социальных норм, образцов поведения, духовных ценностей, играет семья, группа сверстников, школа, средства массовой информации.

5. К основным формам социального взаимодействия от& носят сотрудничество и соперничество. Последнее может принимать форму конфликта. Исследователи различают ряд стадий в развитии конфликта, связанных с его возникнове& нием, нарастанием (эскалацией), разрешением. Роль кон& фликтов в обществе и их последствия противоречивы.

6. В социологической науке сложились различные трак& товки понятия «нация»: от акцентирования внимания на эт& нической составляющей до отождествления нации с государ& ством. Межнациональные отношения в современном мире сложны и противоречивы. И сегодня сохраняется тенденция как к межнациональному сближению, интеграции, так и к размежеванию по национальному признаку. Межнациональ& ные конфликты относят к наиболее острым в современном мире. Демократические государства стремятся проводить по& литику, направленную на справедливое разрешение межна& циональных противоречий, на предотвращение любых попы& ток разжигания межнациональной розни.

7. Молодежь — понятие не только возрастное, но и соци& альное. Овладение молодыми новыми социальными ролями в различных сферах — процесс непростой и довольно дли& тельный. Различные общественные институты, прежде все& го государство, семья, учреждения образования, призваны содействовать вступлению молодых во взрослую жизнь. Общность социальной позиции, особенности сознания, сти&

ля жизни и поведения создают почву для складывания мо& лодежных сообществ с четко выраженными собственными чертами, для развития молодежной культуры. Последняя неоднородна, среди многих ее направлений есть и антисоци& альные. Большую роль в возникновении и распространении молодежной культуры играют средства массовой информа& ции.

8. В развитии современного российского общества сохра& няется тенденция к росту социальной дифференциации. На& ряду с социально&экономическим она обретает сегодня и тер& риториально&региональное измерение. Возрастает социаль& ная мобильность в нашем обществе. Разрешить наиболее ос& трые противоречия в социальной сфере призвана социальная политика государства, основы которой заложены в действу& ющей Конституции. Одной из главных задач этой политики остается борьба с бедностью.

Вопросы и задания к главе I

1. Раскройте связь понятий «социальная группа», «соци& альная стратификация», «социальное неравенство», «соци& альная структура общества». Попытайтесь представить эту связь графически.

2. Соотнесите главные социальные институты со сферами общественной жизни. Определите основные функции каждо& го из институтов. Результаты оформите в виде таблицы.

ШР

Производство Семья Государство Образование

Религия

рЩ№ДШ*|и<Ш||У||НШНИЙНИ «

 

3. Немецкий философ Г. Гегель утверждал: «Нечто, поз& волительное с точки зрения права, может быть чем&то та& ким, что моралью осуждается». Приведите примеры, под& тверждающие или опровергающие этот вывод.

4. Проведенный недавно в нашей стране социологический опрос показал, что более половины его участников (сущест& венно больше, чем ранее) винят во всех бедах «этнических чужаков» и считают, что правительство должно вести огра& ничительную и запретительную политику по отношению к их въезду и проживанию в стране.

Чем, на ваш взгляд, вызвано усиление подобных настро& ений в нашем обществе? Каково ваше отношение к этой про& блеме? Обсудите ее в классе, используя знания, полученные при изучении курса, а также материалы СМИ.

Готовимся к экзамену

1. Какая социальная тенденция проявляется в условиях пе&

рехода к постиндустриальному обществу?

1) Рост числа занятых в сфере информационных техно&

логий;

2) ослабление позиций среднего класса;

3) увеличение притока сельского населения в города;

4) ликвидация люмпенства как социального явления.

2. Касты, сословия, классы — это:

1) типы социальной стратификации;

2) этапы развития государств в Новое время;

3) социальные группы, присущие средневековому обще&

ству;

4) элементы социального статуса личности.

3. Перемещение человека в социальном пространстве без из&

менения социального статуса называется:

1) восходящей социальной мобильностью;

2) вертикальной социальной мобильностью;

3) горизонтальной социальной мобильностью;

4) нисходящей социальной мобильностью.

4. Отличительным признаком семьи традиционного типа яв&

ляется:

1) добровольное распределение обязанностей между су&

пругами;

2) главенствующее положение отца семейства;

3) активное участие женщин в общественном производст&

ве;

4) посильное участие детей в домашних делах.

 
5. Верны ли следующие суждения о социальных статусах и ролях?

А. Понятие «социальная роль» предполагает наличие в общественном сознании представлений о типичном поведе& нии человека определенного статуса.

Б. В современном обществе большинство главных стату&

сов относится к предписанным.

1) Верно только А.

2) Верно только Б.

3) Верны оба суждения.

4) Оба суждения неверны.

6. Верны ли следующие суждения о социальных нормах?

А. К социальным нормам относятся лишь те предписа&

ния, которые закреплены в законах.

 

Б. Поведение, не соответствующее принятым в обществе нормам, называется конформизмом.

1) Верно только А.

2) Верно только Б.

3) Верны оба суждения.

4) Оба суждения неверны.

7. Установите соответствие между конкретным выражением санкций и видом, к которому они относятся: к каждой по& зиции, данной в первом столбце, подберите соответствую& щую позицию из второго столбца.

Выражения санкций Виды санкций

1) проявление недружелюбия; а) формальные нега&

тивные санкции;

2) наложение штрафа; б) неформальные не&

гативные санкции.

3) объявление выговора;

4) объявление бойкота;

5) отказ от сотрудничества.

 
Глава II

Наши рекомендации