Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студента
Самостоятельная работа студентов направлена на решение следующих задач:
Ø дать более полное представление об отраслях, институтах и функционировании различных межгосударственных органов, нежели это возможно в общем объеме курса международного права;
Ø познакомить студентов с содержанием международных договоров и обычаев, а также национального законодательства по международно-правовым вопросам;
Ø преодолеть, сложившийся в рамках неверного понимания и толкования негативный взгляд на международное право, как на регулятор межгосударственного общения;
Ø научиться анализу международно-правовых ситуаций, толкованию международно-правовых норм и решению задач по международному праву.
Ø развить навыки работы с разноплановыми источниками;
Ø научиться реализовывать эффективный поиск информации и критики источников;
Ø научиться формировать и аргументировать собственную позицию по различным проблемам международного права.
В рамках изучения курса «Международное право» предполагается самостоятельная работа студентов с монографической литературой, периодикой, нормативным материалом, как предлагаемым преподавателем, так и дополнительными источниками.
Качественными результатами самостоятельной работы студента, оцениваемой преподавателем, являются:
1) ответы на вопросы по тематике семинарских занятий. Ответы на семинарах – обязательное условие положительной оценки по итогам работы в целом. Для подготовки к семинарам используются основная учебная литература, лекционный материал, дополнительная литература и нормативные акты. Отличная оценка по итогам семинарского занятия выставляется студенту в следующих случаях:
Ø ответ на один из вопросов плана семинарского занятия с обязательным использованием дополнительной литературы и первоисточников;
Ø ответы на дополнительные вопросы с обязательным использованием дополнительной литературы и первоисточников в течение всего семинарского занятия.
2) доклад (реферат) по предложенной тематике вопросов семинарского занятия, либо выбранной самостоятельно и согласованной с преподавателем. Доклад готовится студентом заранее, за две-три недели до семинарского занятия по соответствующей теме.
Продолжительность доклада 10-15 минут. Основной задачей докладчика является наиболее полное изложение выбранного вопроса, с использованием дополнительной литературы (использование основной учебной литературы при подготовке доклада должно быть ограниченным). Приветствуется свободное выступление, с отрывом от текста, поскольку это дает возможность студентам потренироваться в публичных выступлениях, и умение владеть вниманием аудитории.
По желанию, выступление может быть проиллюстрировано наглядным материалом (таблицы, графики и т. д.);
3) курсовая работа. Темы, содержание, рекомендуемая литература и нормативный материал выбираются студентами по собственному желанию, с учетом рекомендаций преподавателя.
При подготовке семинарского занятия целесообразно организовать работу следующим образом:
Ø изучить текст лекций, вспомнить основные понятия, события, важнейшие определения;
Ø дополнить полученные знания теоретическим и фактическим материалами из прочитанных монографий и источников;
Ø самостоятельно изучить специально обозначенные вопросы;
Ø на основе полученных знаний решить задание или практическую ситуацию.
Начинать работу необходимо с изучения обязательной литературы, которая содержит общую информацию по вопросам данной темы. Далее целесообразно обратиться к первоисточникам – международным договорам, обычным нормам и судебной практике. Ряд тем включают вопросы соотношения международного права и национального законодательства Российской Федерации – в этих случаях обязательно изучение и внутригосударственных правовых актов. Для расширения полученных знаний и усвоения специфики вопросов важно использовать дополнительную литературу в виде монографий и статей.
Некоторые темы предполагают обязательное знакомство с практикой и правовыми позициями международных судов. Данные навыки и знания особенно важны для подготовки к деловым играм, предусмотренным по двум темам курса.
Наконец, в процессе подготовки к занятиям и изучения материала студенты должны помнить – преподаватель не может научить, он может лишь содействовать обучению.