Заявлением государственного комитета по

ЧРЕЗВЫЧАЙНОМУ ПОЛОЖЕНИЮ

Августа 1991 г.

В связи с действиями группы лиц, объявивших себя государственным коми­тетом по чрезвычайному положению, постановляю:

1. Считать объявление комитета антиконституционным и квалифицировать действия его организаторов как государственный переворот, являющийся ничем иным, как государственным преступлением.

2. Все решения, принимаемые от имени так называемого комитета по чрез­вычайному положению, считать незаконными и не имеющими силы на террито­рии РСФСР. На территории Российской Федерации действуют законно избран­ная власть в лице Президента, Верховного Совета и Председателя Совета Ми­нистров, всех государственных и местных органов власти и управления РСФСР.

3. Действия должностных лиц, исполняющих решения указанного комитета, подпадают под действие Уголовного кодекса РСФСР и подлежат преследованию по закону.

Настоящий Указ вводится в действие с момента его подписания.

Юрий Лужков. 72 часа агонии. Август 1991-го. Начало и конец коммунистического путча в России. М., 1992. Приложения. С. 18.

Документ 4. ЗАЯВЛЕНИЕ ПРЕЗИДЕНТА СССР И ВЫСШИХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ

ДЕСЯТИ СОЮЗНЫХ РЕСПУБЛИК НА V СЪЕЗДЕ НАРОДНЫХ

ДЕПУТАТОВ СССР

1 сентября 1991 г. состоялось совещание Президента СССР М.С. Горбачева с руково­дителями союзных республик. Было составлено "Заявление Президента СССР и руководи­телей десяти республик", в котором намечались меры для предотвращения распада СССР. Заявление подписали высшие руководители РСФСР, Украины, Белорусской ССР, Респуб­лики Узбекистан, Казахской ССР, Азербайджанской Республики, Республики Кыргызстан, Республики Таджикистан, Республики Армения и Туркменской ССР. На следующий день текст "Заявления" был оглашен на V внеочередном съезде народных депутатов СССР. Съезд одобрил предложенные в "Заявлении" меры.

Сентября 1991 г.

В результате государственного переворота, совершенного 19-21 августа сего года, был сорван процесс формирования новых союзных отношений между суверенными государствами, что поставило страну на грань катастрофы.

Сложившаяся в стране после путча ситуация, если она выйдет из-под кон­троля, может привести к непредсказуемым последствиям внутри страны и в отношениях с зарубежными государствами.

Мы констатируем, что срыв заговора, победа демократических сил нанесли серьезный удар по реакционным силам и по всему тому, что сдерживало про­цесс демократических преобразований. Тем самым создан исторический шанс для ускорения коренных преобразований, обновления страны.

В этих условиях законно избранные высшие руководители страны в лице Президента СССР, президентов и председателей Верховных Советов республик в целях недопущения дальнейшего распада структур власти и до создания но­вой политической, государственной системы отношений между республиками, формирования межреспубликанских (союзных) структур власти на переходный период (до принятия новой Конституции и проведения на ее основе выборов новых органов власти) согласились с необходимостью:

1. Подготовить и подписать всеми желающими республиками Договор о союзе суверенных государств, в котором каждая из них сможет самостоятельно определить формы своего участия в Союзе.

2. Обратиться ко всем республикам независимо от декларируемого ими ста­туса с предложением безотлагательно заключить экономический союз с целью взаимодействия в рамках единого свободного экономического пространства и для нормального функционирования народного хозяйства, жизнеобеспечения населения, ускоренного проведения радикальных экономических реформ.

3. В условиях переходного периода создать:

Совет представителей народных депутатов по принципу равного представи­тельства от союзных республик для согласованного решения вопросов внутрен­ней и внешней политики, затрагивающих общие интересы республики;

для координации управления народным хозяйством и согласованного прове­дения экономических реформ создать временно межреспубликанский экономи­ческий комитет с представителями всех республик на паритетных началах.

Проект Конституции после его подготовки должен быть рассмотрен и ут­вержден парламентами союзных республик, а окончательное принятие осущест­влено на съезде полномочных представителей союзных республик.

Подтвердить сохранение статуса народных депутатов СССР за всеми из­бранными депутатами на весь срок, на который они были избраны.

В связи с этим мы обращаемся к Съезду с просьбой временно приостано­вить действие соответствующих статей Конституции СССР.

4. Заключить соглашение на принципах коллективной безопасности в об­ласти обороны в целях сохранения единых вооруженных сил и военно-стратегического пространства, проведения радикальных реформ в Вооруженных Силах, КГБ, МВД и Прокуратуре СССР с учетом суверенитета республик.

5. Подтвердить строгое соблюдение всех международных соглашений и обя­зательств, принятых на себя СССР, включая вопросы сокращения и контроля над вооружениями, внешнеэкономические обязательства.

6. Принять декларацию, гарантирующую права и свободы граждан вне зави­симости от их национальности, места проживания, партийной принадлежности и политических взглядов, а также права национальных меньшинств.

7. Просить Съезд народных депутатов СССР поддержать обращение союз­ных республик в ООН о признании их субъектами международного права и рассмотрении вопроса об их членстве в этой организации.

В связи с безотлагательностью проведения указанных мер, диктуемых сло­жившейся ситуацией, мы обращаемся к Съезду срочно принять решение по предложенным вопросам. <...>

Известия. Московский вечерний выпуск.

2 сентября 1991 г.

Документ 5.ИЗ АЛМА-АТИНСКОЙ ДЕКЛАРАЦИИ ГЛАВ НЕЗАВИСИМЫХ

ГОСУДАРСТВ

8 декабря 1991 г. руководители России, Украины и Белоруссии объявили о прекраще­нии действия Союзного договора 1922 г. об образовании СССР (Беловежское соглашение). Была достигнута договоренность о создании Содружества Независимых Государств (СНГ), к которому присоединились еще восемь государств - бывших союзных республик. Подпи­санная в Алма-Ате Декларация глав одиннадцати государств - членов СНГ одобрила Бело­вежское соглашение. В ней говорилось, что с образованием СНГ Союз Советских Социа­листических Республик прекращает свое существование.

Декабря 1991 г.

Независимые государства

- Азербайджанская Республика, Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Республика Кыргызстан, Республика Молдова, Россий­ская Федерация (РСФСР), Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан и Украина,

стремясь построить демократические правовые государства, отношения меж­ду которыми будут развиваться на основе взаимного признания и уважения государственного суверенитета и суверенного равенства, неотъемлемого права на самоотделение, принципов равноправия и невмешательства во внутренние дела, отказа от применения силы и угрозы силой, экономических и любых дру­гих методов давления, мирного урегулирования споров, уважения прав и свобод человека, включая права национальных меньшинств, добросовестного выполне­ния обязательств и других общепризнанных принципов и норм международного права;

признавая и уважая территориальную целостность друг друга и нерушимость существующих границ;

считая, что укрепление имеющих глубокие исторические корни отношений дружбы, добрососедства и взаимовыгодного сотрудничества отвечает коренным интересам народов и служит делу мира и безопасности;

осознавая свою ответственность за сохранение гражданского мира и межна­ционального согласия;

будучи приверженными целям и принципам Соглашения о создании Содру­жества Независимых Государств, заявляют о нижеследующем:

взаимодействие участников Содружества будет осуществляться на принципе равноправия через координирующие институты, формируемые на паритетной основе и действующие в порядке, определяемом соглашениями между участни­ками Содружества, которое не является ни государством, ни над государствен­ным образованием.

В целях обеспечения международной стратегической стабильности и безо­пасности будет сохранено объединенное командование военно-стратегическими силами и единый контроль над ядерным оружием; стороны будут уважать стремление друг друга к достижению статуса безъядерного и (или) нейтрально­го государства.

Содружество Независимых Государств открыто с согласия всех его участни­ков для присоединения к нему государств - членов бывшего Союза ССР, а также иных государств, разделяющих цели и принципы Содружества.

Подтверждается приверженность сотрудничеству в формировании и разви­тии общего экономического пространства, общеевропейского и евразийского рынков.

С образованием Содружества Независимых Государств Союз Советских Со­циалистических Республик прекращает свое существование. <...>

Известия. Московский вечерний выпуск.

23 декабря 1991 г.

Задание 41. Подготовить и представить проекты по темам:

1. «Неизбежность и необходимость распада СССР с точки зрения представителей различных политических и социальных групп» (дискуссия).

2. «Межнациональные конфликты на территории СССР на рубеже 1980 – 1990-х гг.» (семинар).

3. «Руководство СССР и РСФСР в условиях роста национальных движений и сепаратизма» (историко-сравнительная характеристика)

Содержание отчета

а) Название работы, Ф.И.О. выполнившего работу студента.

б) Цель работы.

в) Решение заданий № 1 - № 3.

Приложение

__________________________________

1Задание может быть предложено студентам при проведении практического занятия с применением проектной технологии.

Наши рекомендации