Восточные славяне в догосударственный период

ИСТОРИЯ РОССИИ

Учебное пособие

Санкт-Петербург

Издательство СПбГЭТУ «ЛЭТИ»

УДК 940.1

ББК Чг11

К17

Калашников В. В., Узлова И. В.

К17 История России: Учеб. пособие / Под ред. В. В. Калашникова. СПб.: Изд-во СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2011. 176 с.

ISBN 978-5-7629-1158-0

В сжатом виде изложены ключевые проблемы политической и социально-экономической истории России VII–ХХ вв.

Предназначено для студентов технических вузов как дополнение к лекционному курсу.

УДК 940.1

ББК Чг11

Рецензенты: кафедра русской истории РГПУ им. А. И. Герцена; д-р ист. наук Р. В. Костюк (СПбГУ).

Утверждено
редакционно-издательским советом университета
в качестве учебного пособия

Восточные славяне в догосударственный период - student2.ru ISBN 978-5-7629-1158-0 Ó СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2011

Введение

Предмет, формы, функции исторического знания.В буквальном смысле древнегреческий термин «historia» означал «разузнавание». История – наука, изучающая прошлое. Без знания прошлого нельзя понять настоящее, и этим обусловлена важность истории как науки.

Задача историка состоит в том, чтобы на основе анализа широкого круга источников достоверно реконструировать те или иные события, выявить и объяснить их основные причины и механизмы развития.

Предметом изучения может быть мировая цивилизация в целом, история отдельных стран и народов, отдельных событий и личностей, чьи дела оказались важными для человечества. При этом могут особо изучаться отдельные аспекты жизни общества, и историческое знание может иметь разные формы: социальная, политическая, экономическая история, история искусства, города, семьи и др. Однако в конечном счете историки стремятся к синтезу отдельных сторон общественной жизни и созданию целостной картины развития разных стран и народов.

История как наука выполняет следующие основные функции:

– познавательную: достоверное знание о прошлом позволяет лучше понимать настоящее и предвидеть будущее;

– мировоззренческую:осмысление прошлого формирует взгляд человека на окружающий мир;

– образовательную: передает накопленные знания последующим поколениям;

– воспитательную:на ярких положительных и отрицательных примерах из прошлого воспитывает новые поколения.

Все эти функции взаимосвязаны, и их выделение носит достаточно условный характер.

Исторические знания, переданные широкому кругу людей, формируют историческое сознание народа, т. е. коллективные представления народа о своей истории. Историческое сознание во многом определяет поведение людей в повседневной жизни и играет особую роль в критических ситуациях, когда идет выбор пути дальнейшего развития. Выбор зависит от гражданской зрелости большинства населения. А степень гражданской зрелости зависит от степени усвоения накопленного исторического опыта.

Теория и методология исторической науки.Теория истории – система положений, дающая целостное объяснение этапов и причин развития мирового исторического процесса или его части. Ведущими общими теориями истории являются формационная и цивилизационная.

Формационная теория описывает мировой исторический процесс как смену общественно-экономических формаций и выделяет такие формации, как первобытное общество, древнее общество, феодализм, капитализм и социализм (коммунизм). Переход от одной формации к другой происходит в результате развития производительных сил (человека и средств производства), которое влечет за собой изменения в производственных отношениях (отношения людей по поводу производства и распределения произведенного продукта). Производственные отношения составляют базис формации, который влияет на формирование «надстройки» – всех иных общественных отношений (политических, правовых, культурных). В свою очередь надстройка формирует механизмы (политические идеи и партии), которые производят смену базиса тогда, когда старые производственные отношения становятся тормозом для развития производительных сил. Формационная теория была создана К. Марксом при опоре на идеи, высказанные многими другими учеными.

Цивилизационная теория рассматривает мировую историю как историю сосуществования и взаимовлияния различных цивилизаций, каждая из которых имеет свои уникальные особенности и проходит определенный цикл: рождается, достигает стадии зрелости, а затем умирает. Важную роль в развитии цивилизационной теории сыграли Н. Данилевский, М. Вебер, О. Шпенглер, А. Тойнби, Л. Н. Гумилев. Многие ученые сегодня полагают, что обе теории не исключают, а дополняют друг друга.

Метод – это инструмент для получения нового знания. Система используемых методов составляет методологиюнауки. Историки используют все основные научные методы: анализ, синтез, сравнительный, статистический, структурно-функциональный, системный и др. Однако важнейшим для историка является принцип историзма. Этот принцип предполагает изучение событий с учетом процесса их возникновения и развития, а также с учетом всех факторов, воздействующих на этот процесс. Принцип историзма помогает получить конкретное знание о конкретном историческом процессе.

Глава 1. Киевская Русь

Восточные славяне в догосударственный период

Славяне наряду с кельтами, италиками, германцами и балтами вышли из древнеевропейской общности, населявшей Среднюю Европу уже во 2 тыс. до н. э. В III в. н. э. славяне стали расселяться из Висло-Одерского региона на юг, запад и восток. В V в. этот процесс был ускорен в связи с похолоданием в Средней Европе и под воздействием нашествия гуннов.

В VII в. славянеужесоставляли значительную часть населения лесной и лесостепной зоны Восточно-Европейской равнины. Здесь соседямиславян с севера и северо-востока были финно-угорские племена (чудь, весь, эсты, меря, мордва), с северо-запада – балтийские племена, на востоке и юге – тюркские и ираноязычные народы. Во взаимодействии с ними и формировалась восточно-европейская ветвь славян – восточные славяне.

Плотность населения была низкой и позволяла долго использовать самую простую форму земледелия – подсечно-огневое с перелогом. В лесной зоне славяне очищали поляну от кустарника, поджигали, рыхлили мотыгой или сохой еще теплую золу и кидали в борозды зерна. Когда земля истощалась, осваивался новый участок. В южных (лесостепных) районах расселения внедрялась обработка земли при помощи плуга. Славяне также занимались скотоводством; охотой; рыболовством; собирали мед, грибы, ягоды. Каждая община и даже каждая семья обеспечивала себя всем необходимым, поэтому хозяйство носило натуральный характер. Это затрудняло специализацию, тормозило технический прогресс, способствовало сохранению родовыхотношений.

Восточные славяне жили селищами, в которыхобычно обитала одна семейная община. Несколько сел образовывали родовую общину – вервь. Родовые общины объединялись в племена и в союзы племен, во главе которых стояли племенные вожди. Важные вопросы решало вече– племенное собрание, в котором принимали участие все взрослые мужчины.

К IХ в. у славян сложился комплекс верований и культов, которые отражали зависимость человека от природы и закрепляли многовековой общественный опыт. Главные природные стихии представляли: Перун – бог грозы и молнии, Дажьбог и Сварог – солнечные божества, Стрибог – бог ветров, Велес был покровителем скотоводства, Мокошь – божество женского начала и женских работ.

Наши рекомендации