Послание старца псковского

Елеазарова монастыря

Филофея (XVI ст.)[107]

«Государя великого князя дьяку Михаилу Григорьевичу, Елиза-рьева монастыря твой нищий богомолец старец Филофей Бога молит и челом бьет. Приела ты, государь мой, ко мне грамоту, а в ней писано, чтобы мне внутренний твой список истолковати. И тебе, государю моему, ведомо, что я человек сельский, учился буквам, а елинских борозстей не текох[108], а риторских астрономии не читал, ни с мудрыми философами в беседе не бывал. Учуся буквам благодатного закона, дабы мою грешную душу очистити от грехов. ...

Девятьдесят лет каш греческое царство разорися и не созиждет-ся, сия вся случися грех ради наших. Пожене они предаша православную греческую веру в латинство... латыне глаголют, наше царство римское недвижимо пребывает, аще быхом не праве веровали не бы снабдел господь нас. Не подобает нам виймати прелестем их. Воистину они суть еретицы, своею волею отпадше от православныа хре-стианскиа веры... Быша с нами в единстве 780 лет, егда[109] отпадоши от правыа веры 735 лет, и во апполинариеву ересь[110] впадше. ...

Немного слов скажем о нынешнем православном царствии пресветлейшего и высокостолпнейшего града нашего иже во всей поднебесной единого христианского царя и браздодержателя святых божьих престол святые вселенские апостольские церкви иже вместо римской и константинопольской иже есть в богоспасенном граде Москве... иже едина во вселенной паче солнца светится... яко вси христианские царства придоша в конец и снидошася[111] во едино царство нашего государя, по пророческим книгам, то есть росейское царство, два убо рима падоша, а третий стоит, а четвертому не быти. ... Яко все христианские царства потопишася от неверных токмо единого государя нашего царство благодатию христовой стоит. Подобает царствующему держати сие с великим опасением и к богу обращением, и не уповати на злато и богатство исчезновенное, но уповати на все дающего Бога. А звезды, яко же прежде рекохти, не помогают ничем, ни придадут, ни отнимут...».

Первое послание Ивана Грозного

князю Андрею Курбскому[112]

«Царево государево послание во все его Российское царство об измене клятвопреступников — князя Андрея Курбского с товарищами.

Бог наш троица, всегда бывший и ныне сущий, отец сын и святой дух, не имеющий ни начала, ни конца, которым мы живем и движемся, которым цари царствуют и властители пишут правду; богом нашим Иисусом Христом дана была единородного слова бо-жия победоносная непобедимая хоругвь[113] — крест честной первому во благочестие царю Константину и всем православным царям сберегателям православных. И после того как исполнилась воля провидения и божественные слуги божьего слова, как орлы, облетели всю вселенную, искра благочестия "Дошла и до Российского царства. По божьему изволению начало самодержавия истинно православного Российского царства — от великого царя Владимира, просветившего вся русскую землю святым крещением, и от великого царя Владимира Мономаха, который получил от греков достойнейшую честь, и от храброго великого государя Александра Невского, одержавшего победу над безбожными немцами, и от достойного хвалы великого государя Дмитрия, одержавшего за Доном великую победу над безбожными агарянами (татарами), вплоть до отмстителя за несправедливости, деда нашего, великого князя Ивана, и до приобретателя исконных прародительских земель, блаженной памяти отца нашего великого государя Василия, и до нас, смиренных, скипетродержателей Российского царства. Мы же хвалим бога за премногую милость к нам, что не допустил он десницы нашей обагриться единоплеменной кровью ибо мы не отняли ни у кого царства, но божию изволению и по благославлению своих прародителей и родителей, как родились на царстве, так и были воспитаны и выросли, и божьим повелением воцарились, и взяли все родительским благословением, а не похитили чужое. ...

...ты бежал не от смерти, а желая мимотекущей славы и богатства. Если же ты, по твоим словам, праведен и благочестив, зачем ты убоялся мученической смерти, которая не есть смерть, но приобретение? В конце концов все равно умрешь. Если же ты убоялся смертного приговора из-за лжи и клеветы твоих друзей, слуг сатаны, то это показывает только ваши всегдашние изменнические умыслы! ...

Писание твое принято и прочитано внимательно. Змеиный яд у тебя под языком и поэтому, хоть письмо твое и наполнено медом и сотами, но на вкус оно горше полыни; как сказал пророк: «Уста их мягче елея, но в них — стрелы». Так ли обучен ты, христианин, служить христианскому государю? Так ли следует воздавать честь владыке, от бога данному, как делаешь ты, изрыгая бесовский яд?...

Вы[114] ведь еще с юности, подобно псам, поколебали мое благочестие и державу, полученную мною от бога и от моих прародителей, взяли под свою власть. А это ли совесть прокаженная — держать свое царство в руке и не давать господствовать своим рабам? Это ли противно разуму — не хотеть быть под властью своих рабов? И это ли православие пресветлое — быть под властью и повелением рабов?

Так обстоит дело с мирскими делами; в духовных же и церковных делах, если я совершил небольшой грех, то только из-за вашего же соблазна и измены; кроме того, и я — человек; нет ведь человека без греха, один бог безгрешен; это ты только считаешь себя человеком, равным ангелу. А о безбожных народах что и говорить! Там ведь у них цари своими царствами не владеют, а как им укажут их подданные, так и управляют. А русские самодержцы изначала сами владеют своим государством, а не их бояре и вельможи! А это ты в своей злобе не мог понять, считая благочестием, когда самодержавие находится под властью известного попа[115] под вашим злодейским поведениєм. А это по твоєму нечестие, когда мы сами обладаем властью, данной нам от бога, и не хотим быть под властью попа и под вашим злодейским повелением... Когда же божьей милостью, заступничеством пречистой богородицы, молитвами всех святых и родительским благословением я не дал вам, злодеям, погубить себя — это значит, по-твоему, что я выступил против православия? Сколько зла я тогда от вас претерпел. ...

.. .А когда ты писал: за что я перебил сильных в Израиле[116] и данных богом воевод различным смертям предал и их святую и победоносную кровь в церквях божьих пролил, обагрил церковные пороги кровью мучеников и придумал неслыханное мучения, казни и гонения для своих доброжелателей, полагающих за нас душу, облы-гая православных и обвиняя их в изменах, чародействе и других неподобающих поступках, то ты писал и говорил ложь. ...

Крови же в церкви мы никакой не проливали. Не знаем, что это за победоносная и святая кровь,— в нынешнее время о такой у нас ничего не было слышно. А церковные пороги, и не только пороги, но и помост и преддверия, мы, как только избавились от вашей бесовской власти, принялись украшать всяким добром, на сколько хватает у нас сил и у наших подданных усердия,— это могут видеть и иноплеменники. ...

Мук, гонений и различных казней мы не для кого не придумывали, и если же ты говоришь об изменениях и чародеях, так ведь таких собак везде казнят. ...

...Что же касается мирских людей, бывших под нашей властью, то мы наказали их по их изменам: сначала никого не казнили смертной казнью, но всем, кто не был с ними заодно, повелели с ними не общаться, в чем была взята-ярисяга: но те, кого ты называешь мучениками, и их сообщники презрели наш приказ и нарушили присягу, и не только не отстали от изменников, но стали им помогать еще больше и всячески старались вернуть их на первое место, чтобы устраивать против нас еще более коварные заговоры и так как тут обнаружилась неутолимая злоба и непокорство, то виновные получили наказание, достойное их вины.

...Писал ты, что я растлен умом хуже язычника. Я же ставлю тебя самого судьей между мной и тобой: вы ли растлены разумомили я, который хотел над вами господствовать, а когда вы не захотели быть под моей властью, разгневался на вас? Или растлены вы, которые не только не захотели повиноваться мне и слушаться меня, но сами мной владели, захватили мою власть и правили как хотели, а меня устранили от власти: на словах я был государь, а на деле нисколько не властвовал. Сколько напастей я от вас испытал, сколько оскорблений, сколько обид и упреков! И за что? В чем была моя вина перед вами с самого начала? Чем и кого я оскорбил?... А чем лучше меня был Курлятев?[117] Его дочерям покупают всякие украшения и желают им здоровья, а моим шлют проклятья и желают им смерти. Много такого было. Сколько мне от вас бед,— не исписать. ...

Краткий ответ князя Андрея Курбского

на весьма пространное послание

великого князя Московского[118]

Широковещательное и многошумящее твое письмо получил, и размыслил и понял, что оно от неукротимого гнева с ядовитыми словами отрыгано, что не только царю, столь великому и во всей вселенной прославляемому, но и простому и убогому воину не прилично; а больше всего из Священного писания нахватано с яростью и лютостью не строками и не отдельными стихами, как обычно (поступают) знающие и умеющие, если им случается писать, в кратких словах большой смысл заключая, но сверх меры, с избытком, крикливо целыми книгами и паремиями целыми и посланиями. Тут же о постелях, о телогреях и другие бесчисленные воистину глупых баб сказки; и так варварски, что не только ученым и знающим мужам, но и необразованным и детям удивительно и смеху достойно, особенно в чужой земле, где есть люди, не только в грамматике и риторике, но и в диалектических и философских учениях искусные. ...

И уже не понимаю, чего от нас хочешь. Уже не только единоплеменных князей из рода великого Владимира различными смертями уморил — движимого и недвижимого имущества их, которого еще твой дед и отец не разграбили, последних рубах, скажу с дерзновением твоему прегордому царскому величеству, не оставил (как положено) по евангельскому слову. ...

Царю пресветлому, в православии богом прославленному, ныне же из-за грехов наших против бога и прославия обратившемуся. Умный поймет, что совесть у него прокаженная и что такого не сыщешь и среди безбожных народов. Не позволял я себе говорить об этом; из-за изгнания горького из земли твоей и из-за многих горестей теперь постараюсь кратко сказать тебе.

За что, о царь, сильных во Израиле побил и воевод, богом данных тебе, различным смертям предал? За что победоносную и святую кровь их в церквях божьих, во владыческих торжествах пролил и их мученическую кровью обагрил церковные пороги? И на доброжелателей твоих, душу за тебя полагающих, неслыханные мучения и гонения и смерть замыслил и, обвинив без вины про-славных в измене, чародействе и в ином неподобном, тщетно пытался белое за черное и сладкое за горькое выдать! В чем провинились перед тобою, о царь, чем прогневали тебя, христианский заступник? Не могущественные ли царства разорили и мужественных и храбрых, тех, у кого предки наши в рабстве были, во всем тебе подвластными сделали? Не их ли усилиями неприступные немецкие города были даны тебе богом?

То ли нам, бедным, воздал, всячески губя нас? Или думаешь, что ты бессмертен, царь? Или скверной ересью увлечен так, что не хочешь уже предстать перед неподкупным судьей, богоначаль-ным Иисусом, который будет судить мир по правде, и являешься прегордым мучителем и истязаешь людей, не доказав их вины. Он есть — Христос мой, сидящий на престоле херувимском по правую руку от вышнего судии,— судья между мной и тобою. ...

Юрій Крижанич

Политика (1666)[119]

О БЛАГЕ

(...) Где законы хорошие—там и подданные довольны, и чужеземцы хотят туда прийти. А где законы жестокие—там свои собственные подданные жаждут перемены правления и часто изменяют, если могут а чужеземцы боятся приходить. О, государь, управляй людьми так, чтоб они не хотели перемен. (...)

I. Различны (...) виды и способы правления, принятые у людей А именно: самовладство, боярское правление и общевладство (или гражданское правление). Все эллинские философы и все наши христианские святые отцы восхваляют и считают наилучшим из них самовладство И это свое заключение они объясняют и подтверждают неопровержимы ми доводами.

Ибо, во-первых, при самовладстве лучше соблюдается всеобщая справедливость.

Во-вторых, потому что при нем легче и лучше сохраняется покои и согласие в народе.

В-третьих, потому что этот способ [правления) лучше оберегает от опасностей.

А четвертое, и самое главное: потому что самовладство подобие власти Божией. Ведь Бог—первый и подлинный самовладец всего свет:|

А всякий истинный (или полновластный) король является в своем королевстве вторым после Бога самовладцем и Божьим наместником. (...) 2. Еще говорят они, что самовладство — самое древнее на свете, самое распространенное у народов и самое крепкое [правление], или что оно сохраняется обычно дольше, чем иное правление. (...)

Наши рекомендации