Раздел 1. Начало древнерусской литературы
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
УТВЕРЖДАЮ:
Директор Департамента
государственной политики
в образовании
_______________ И. И. Калина
«____» ______________ 2005 г.
Примерная программа дисциплины
ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
федерального компонента цикла ОПД ГОС ВПО второго
поколения по специальности 030601 «Журналистика»
I. ИСТОРИЯ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XI – XVII вв.
Рекомендовано:
Учебно-методическим советом по журналистике
УМО по классическому университетскому образованию
Председатель Учебно-методического совета по журналистике
профессор Я. Н. Засурский
Москва
2005
Автор:
Татаринова Людмила Евдокимовна, кандидат филологических наук, доцент кафедры истории русской литературы и журналистики факультета журналистики Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова.
Рецензенты:
Пирожкова Татьяна Федоровна, доктор филологических наук, профессор кафедры истории русской литературы и журналистики факультета журналистики Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова;
Гаранина Наталия Сергеевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры стилистики русского языка факультета журналистики Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова.
Утверждена на заседании УМС по журналистике 02.02.2005 г.
Примерная программа дисциплины «История отечественной литературы. I. История древнерусской литературы XI – XVII вв.» федерального компонента цикла ОПД составлена в соответствии с Государственным стандартом высшего профессионального образования второго поколения по специальности 030601 «Журналистика».
I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ КУРСА
Ознакомить студента с историей развития русской литературы на ее ранних периодах существования.
История отечественной литературы является важной частью гуманитарного образования, литературной подготовкой журналиста. Наряду с памятниками древнерусской литературы студенты будут ознакомлены с развитием русской публицистики таких выдающихся мыслителей, как И. Волоцкий, А. Курбский, протопоп Аввакум и др.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА
Изучение курса «История древнерусской литературы XI – XVII вв.» предполагает усвоение студентами основных фактов и закономерностей развития русской литературы, публицистики на ранних этапах их развития, повышение общекультурного, патриотического, профессионального уровня студентов.
II. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Введение
Древнерусская литература (XI – XVII вв.) – начальный этап развития русской литературы. Связь литературы с общими закономерностями исторического процесса. Проблема периодизации. Своеобразие древнерусской литературы: рукописная традиция, анонимность памятников, затрудненность хронологического приурочивания. Историзм древнерусской литературы, связь с фольклором. Гражданственность и патриотизм – характерные черты литературы. Идеи единства русской земли, борьба с внешним врагом, объединительные тенденции – темы древнерусской литературы. Публицистичность памятников. Возникновение древней литературы. Списки, редакции, изводы. Проблема художественного метода, система жанров и стилей. Взаимосвязь жанра и стиля. Этапы изучения литературы XI – XVII вв. Значение трудов Ф. И. Буслаева, А. Н. Веселовского, А. Н. Пыпина, Н. С. Тихомирова в изучении древнерусских памятников. Исследования древнерусской литературы А. С. Орлова, Н. К. Гудзия, И. П. Еремина, В. П. Андриановой-Перетц, Д. С. Лихачева и др. Познавательное и эстетическое значение древнерусской литературы. Традиции древней русской литературы в литературе XVIII и XIX вв.
Раздел 1. Начало древнерусской литературы
(конец Х – первая половина XI вв.)
Роль письменности и устного народного творчества в формировании литературы. Письменность у восточных славян. Принятие христианства по византийскому образцу. Значение христианства в политической и культурной жизни Киевской Руси. Литературная и культурная связь Руси с Византией, со славянскими странами, странами Западной Европы и Востока. Древнехристианская книжность на Руси. Культовый характер переводной литературы. Библейские канонические книги, апокрифы, жития святых, поучения. Обусловленность выбора переводов потребностями русского раннефеодального государства. Значение книг Библии в этическом и эстетическом плане. Поэтическая образность, афористичность стиля, многообразие жанров в Библии. Связь апокрифов с фольклором. Демократизм содержания и формы. Отражение в апокрифической литературе социальных противоречий. Сборники переводных житий: «Четьи-Минеи», «Прологи», «Патерики». Тематическое и стилистическое многообразие агиографической литературы.
Византийские исторические хроники и их значение (хроники Иоанна Малалы, Георгия Амартола). «Естественнонаучные» сочинения: «Шестоднев», «Физиолог», «Христианская топография» Козьмы Индикоплова, сборник «Пчела».
Раздел 2. Литература Киевской Руси (XI – XII вв.)
Общественно-политическое устройство древнерусского государства. Оригинальные памятники древнерусской литературы – летописи, торжественные проповеди, поучения, жития, паломническая литература как свидетельство высокого уровня государственной и культурной жизни Руси XI – XII вв.
«Повесть временных лет» как литературный памятник, ее состав, источники и редакции. Гипотезы А. А. Шахматова и Д. С. Лихачева. Летопись как важнейший источник политических течений Киевской Руси. Патриотизм и гражданственность – характерные черты «Повести временных лет». Историзм летописи, формирование идеи русской государственности (защита идеи единства русской земли и независимости, политической и религиозной, от Византии). Образ летописца. Содержание и художественные особенности летописи, ее связь с фольклором. Многожанровость летописи как результат использования устных и письменных источников: историческая повесть, сказание, легенда, элементы воинской повести, агиография. Поэтический стиль летописи. Значение «Повести временных лет» для последующего развития русского летописания и литературы.
Торжественная и простая проповедь XI – XII вв. «Слово о законе и благодати» митрополита Илариона – памятник ораторского красноречия, отражающий запросы и нужды русской действительности времен Ярослава Мудрого. Утверждение идеи равноправия всех христианских народов и ее государственной и религиозной независимости от Византии. Публицистичность «Слова о законе и благодати». Композиция и стиль «Слова о законе и благодати». Поэтическая образность «Слова о законе и благодати»: олицетворения, параллелизмы, сравнения, ритмическая организация речи.
Кирилл Туровский и его слова – проповеди, посвященные прославлению христианских праздников. «Слово на новую неделю по пасхе», лирико-драматический характер проповеди, роль символики и пейзажа. Значение проповеднической литературы.
«Поучение чадам» Владимира Мономаха. Жанр поучений. Личность Владимира Мономаха – выдающегося государственного деятеля. Идеал правителя, князя-воина. Публицистичность памятника. Элементы автобиографизма. Стилистическое своеобразие памятника: соединение церковных и светских элементов в стиле. Нравственный аспект памятника.
Житийная литература. Анонимное «Сказание о Борисе и Глебе». Осуждение княжеских братоубийственных войн и утверждение идеи родового старшинства в системе княжеского наследия – основная политическая тенденция жития. Отличие анонимного «Сказания о Борисе и Глебе» от традиционного жития. «Чтение о житии и о погублении Бориса и Глеба» (Нестора). Поэтичность образов Бориса и Глеба, драматизм и лиричность «Сказания о Борисе и Глебе». Композиция и стилистические особенности памятника. «Житие Феодосия Печерского», написанное Нестором. Особенности жанра, композиции, стиля. Приемы изображения персонажей «Жития Феодосия Печерского».
Киево-Печерский патерик. История создания патерика. Легенды и сказания. Отражение взаимоотношений монастыря и княжеской власти. Монастырский быт. Литературное значение патерика. А. С. Пушкин о прелести простоты и вымысла патериковых рассказов. Их литературное значение.
«Хождение игумена Даниила» в «святую землю». «Хождение» как литературный жанр. Личность Даниила и его рассказ о «земле обетованной». Патриотизм и лиризм автора путешествия. Легендарно-апокрифические элементы «Хождения».
«Слово о полку Игореве». История его открытия, опубликования и изучения. Историческая основа памятника и хронологическое его приурочивание. Полемика о подлинности «Слова о полку Игореве» и времени его создания. «Слово о полку Игореве» и летописные повести о походе Игоря на половцев. Автор «Слова о полку Игореве», его позиция, понимание им реально-исторической обстановки и призыв к единству русских князей для защиты земли Русской. Поэтическая образность «Слова о полку Игореве», роль природы. Композиция «Слова о полку Игореве», лирические и публицистические отступления. Своеобразие жанра «Слова о полку Игореве». Образы Русской земли, Бояна, изображение князей. Стиль «Слова о полку Игореве» и средневековый эпос («Песня о Роланде», «Песня о Нибелунгах»). Значение «Слова о полку Игореве» для русской и мировой литературы. Идейно-художественные особенности переводных повестей: «Александрия», «Древгениево деяние», «История Иудейской войны» Иосифа Флавия. Батальные картины, поэтичность повестей, элементы стиля воинской повести, их влияние на древнерусскую литературу. Дидактические переводные повести об Акире Премудром и повести о Варлааме и Иосифе.
Раздел 3. Литература периода феодальной
раздробленности (XIII – XIV вв.)
Усиление княжеских междоусобиц, нашествие татаро-монголов приводит к потере Киевом своего общерусского значения. Новые политические и культурные центры: Владимиро-Суздальское княжество, Галицко-Волынское, Московское и др. Связь с культурными традициями Киева. Проблема общерусского единства в литературных памятниках. Начало формирования великорусской, украинской и белорусской народностей.
«Моление Даниила Заточника». Две редакции памятника. Образ автора, вопрос о его социальном происхождении. Постановка проблемы в литературоведческих работах. Своеобразие памятника, его обличительный пафос, антибоярская и антиклерикальная направленность. Идея сильной власти князя. Гимн уму, человеческому достоинству, новые критерии в определении общественной ценности человека. Афористичность стиля, книжные и народно-поэтические традиции в стиле памятника. В. Г. Белинский об авторе «Моления Даниила Заточника».
Повести о татарском нашествии. Реально-историческое осмысление событий. Причины поражения русских войск. Героика и патриотизм в борьбе русского народа с татаро-монголами. «Повесть о битве на реке Калке» (1223 г.), «Повесть о приходе Батыя на Рязань» (1237 г.) – воинские повести. Композиция «Повести о приходе Батыя на Рязань», особенности языка и стиля. Народно-поэтические образы в повести. Воинский подвиг Евпатия Коловрата. Изображение князей и дружины.
Серапион Владимирский и его «Слова». Лиризм и драматичность в оценке событий татарского нашествия. Особенности стиля и языка «Слов» Серапиона Владимирского. Публицистичность его произведений.
Агиографическая литература периода нашествия татаро-монголов: «Житие Меркурия Смоленского», «Сказание об убиении в Орде князя Михаила Черниговского». Идейная направленность житий и художественные особенности.
«Слово о погибели Русской земли». Гражданский патриотический пафос памятника. Народно-поэтическая стилистика.
«Житие Александра Невского». Идея защиты родины. Образ Александра Невского – полководца и государственного деятеля. Своеобразие жанра: сочетание воинской повести и жития. Своеобразие стиля и языка.
«Сказание об Индийском царстве» – произведение переводной литературы.
Раздел 4. Литература периода объединения