Русская культура: особенности и динамика развития.

1. Введение: объем понятия и специфические особенности русской культуры.

Прежде чем говорить о русской культуре, необходимо определить объем и границы этого явления. Это достаточно сложно сделать в силу того, что мы являемся ее носителями и в полной мере осознаем ее разнообразие: «Слово о полку Игореве» и икона Рублева «Троица», «Мертвые души» Гоголя и «Черный квадрат» К.Малевича, сталинский тоталитаризм и творчество В.Цоя. Используя структурный и типологический подход, можно выделить ее основные составляющие. 1.Этническая культура самой большой восточнославянской народности, основанная на совмещении языческих традиций и ценностей восточного (православного) христианства. В этом плане она близка к украинской и белорусской культуре (Древнерусский период 10-17 вв.). 2.Культура, интегрирующая многочисленные народы, населяющие Россию. Здесь большую роль сыграло западное влияние, которое обогатило русскую культуру и в то же время позволило ей осознать собственную самобытность (Имперский период: 18-нач 20 в). 3.Культура интернационализма, претендующая на общемировое влияние через распространение социалистических идей и волны эмиграции (Советский период). Все это составляет основные аспекты русской культуры и одновременно периоды ее становления и развития.

Общие особенности русской культуры трудно сформулировать в силу ее противоречивости и многогранности. В связи с этим вспоминаются строки Ф.Тютчева: «Умом Россию не понять…». Однако постараемся выделить главные специфические черты. 1. Промежуточное положение между Западным Восточным типом культуры. Недаром нашим гербом является унаследованный от Византии двуглавый орел (его головы смотрят как на восток, так и на запад). Восточные черты: а)приоритет высшей нравственности и духовности над рассудком и практической выгодой, справедливость как высшая ценность; б)тенденции к традиционализму, консерватизму и политическому авторитаризму и даже деспотизму. Первая особенность задавалась влиянием восточного христианства, которое, в отличие от католицизма, политическому влиянию предпочитало нравственное совершенствование (православная основа). Вторая – политическим влиянием государств восточного типа – прежде всего Золотой орды, а также постоянной готовностью к отражению внешней агрессии. Отсюда такая черта, как патриортизм и державность, или вера в государственную власть, ее фетишизация и смирение с ее произволом. При этом авторитаризм нередко стимулировал духовность: если нет гармонии в социальной жизни, ее следует искать внутри. К этим особенностям следует отнести и коллективизм, обусловленный традициями общинной жизни, которая была необходима для выживания в сложных природных и социальных условиях.

Западные черты: а)способность активно перенимать чужой опыт, инновационизм б)экспансивность, или стремление к расширению, влиянию на другие культуры. Однако эти особенности были глубоко скрыты. Однако эти особенности были поначалу глубоко скрыты и стали проявляться лишь с момента поворота к Западу в 18 в. Проявлялись они у нас специфически. Русские являются авторами многих изобретений. Радиоприёмник - А.С.Попов, самолёт - Можайский А.Ф, Парашют ранцевый - в 1911 году русский военный Котельников. Первый автомат - автоматический карабин, предназначенный для стрельбы очередями с рук. В.Г.Фёдоров. Гусеница - первый гусеничный движитель (без механического привода) был предложен в 1837 г. штабс-капитаном Д.Загряжским. ервый в мире персональный компьютер был изобретен не американской фирмой «Эппл компьютерз» и не в 1975 году, а в СССР в 1968 году советским конструктором из Омска Арсением Анатольевичем Гороховым (род. 1935). В то же время русские отличались недостаточным практицизмом, и названные изобретения быстрее внедрялись на западе.

Западная экспансия не всегда, но часто сопровождалась подавлением чужих культур либо ярко выраженным комплексом превосходства. Русская экспансия (по завершении военной фазы) не всегда, но чаще, чем на Западе приводила к равноправному сосуществованию. Например, жителям Прибалтики и Финляндии под властью немцев и шведов грозило онемечивание. Их принятие в состав Российской империи позволило сохранить самобытность. Финны в связи с этим благодарны русским. В связи с этим большинство западных ценностей не принимались русской почвой. Их носителя (даже если это выдающиеся личности) воспринимались как маргиналы. Расчет, утилитаризм, практическая активность у нас ассоциируются с презрительным прозвищем «буржуй». Индивидуализм и отрицание культурных границ (космополитизм) воспринимался как отщепенство. Недаром большинство ориентированных на Запад представителей дворянской интеллигенции заслужили у нас прозвище «лишних людей». Ограничение прав государства, независимость частной жизни от властей (либерализм) ассоциируются с кошмаром 1990-х гг.

Последняя значимая особенность обусловлена сочетанием духовности и экспансивности. Это мессианство, или представления о великой миссии русской культуры, ее спасительной роли для всего мира. Недаром Н.Я.Данилевский рассматривал русскую культуру как высший тип, в отличие от других синтезирующий в себе главные начала культуры (философию и искусство, политику и право, религию, коллективизм). Достоевский в «Речи о Пушкине» трактовал всемирную отзывчивость русского народа как залог преодоления противоречий Запада, его примирения с Востоком.

Охарактеризуем основные этапы развития русской культуры, обращая внимание на их главные черты.

2. Культура Киевской и Московской Руси как начальный период становления русской культуры.

Древнейший слой отечественной культуры — языческая культура восточных славян, которая по мнению большинства исследователей, мало чем отличалась от других архаичных культур (Д.С.Лихачев). Тем более, что сведения о славянской мифологии отрывочны, что может создать впечатление о ее бедности и несистематичности (Перун-громовик, ярило-плодородие, сурья-солнце, духи природы в виде леших и кикимор, домовые). Хотя существуют и альтернативные концепции, указывающие на глубину и богатство духовного наследия дохристианской Руси и ее богатую историю, как в публикациях Ал.Игор.Асова и его комментариях к «Велесовой книге». Однако его взгляды научное сообщество считает псевдонаучными, а ВК – мистификацией.

Крещение Руси князем Владимиром в 988 г. явилось крупнейшим событием нашей истории. Приняв христианство, князь Владимир совершил великий исторический выбор, определивший историческую судьбу Российского государства и общее направление культурного развития. 1.Этот выбор был шагом к Западу, к цивилизации европейского типа. Он отделил Русь от Востока и от тех. Вариантов культурной эволюции, которые связаны с буддизмом, индуизмом, мусульманством. Сейчас можно только фантазировать о том, какими стали бы русский народ и его культура, как сложилась бы история Европы и Азии, если бы Владимир поступил иначе. Но очевидно, чтосегодня мы жили бы в мире, очень непохожем на нынешний. 2. Выбор христианства в его православной, греко-византийской форме позволил Руси остаться независимой от духовно-религиозной власти римского папства. Благодаря этому Русь оказалась в противостоянии не только с восточно-азиатским миром, но и с католической Западной Европой. В итоге православие, с одной стороны, явилось духовной силой, которая скрепляла русские княжества и толкала русский народ к объединению, чтобы выстоять под давлением как с Востока, так и с Запада. С другой стороны, именно Православие привело к долговременной изоляции России.

Крещение Руси значительно обогатило русскую культуру. Вместе с православием были восприняты богатые культурные традиции Византии, которая была тогда лидером европейской цивилизации. На Руси стала распространяться славянская письменность (до этого русская культура, как считает большинство исследователейЮ была бесписьменной). Появились книги и монастырские библиотеки, при монастырях создавались школы, возникло историческое «летописание», расцветали церковное зодчество и храмовая живопись, был принят первый правовой кодекс — Русская Правда. Началась эра развития просвещения и учености. Русь быстро выдвигалась на почетное место среди самых развитых стран Европы. При Ярославе Мудром Киев стал одним из самых богатых и красивых городов Европы; «соперником Константинополя» назвал его один из западных гостей.

Особенно важно было воздействие христианства на народную нравственность. 1.Церковь вела борьбу с не самыми лучшими пережитками языческого быта: многоженством, кровной местью, варварским обращением с рабами. 2.Она выступала против грубости и жестокости, внедряла в сознание людей понятие греха, проповедовала благочестие, гуманность, милосердие к слабым и беззащитным.

В то же время древнее язычество не исчезло бесследно. Следы сто сохранились в русской культуре до сего времени в некоторых старых народных обычаях, в фольклоре — сказках, былинах, песнях, в виде народных поверий и суеверий. В немногих сохранившихся настоящих деревнях знахарки лечат болезни заговорами. Мы нередко употребляем выражение «Чур меня/не меня». По некоторым данным, оно восходит к имени славянского бога родового очага, оберегающего границы земельных владений. Вплоть до 18 в. на Руси по сути было двоеверие. Некоторые элементы язычества вошли и в русское христианство. Яркий пример – церковный праздник Ивана Купала. C принятием христианства обрядовая часть праздника была приурочена ко дню рождения Иоанна Крестителя — 24-го июня. Однако изначально, праздник был связан с летним солнцестоянием (20-22 июня), а его название – с одним из имен божества плодородия. Еще один пример – совмещение образа Ильи Пророка с громовержцем Перуном. В итоге Илья в грозу путешествует по небу и поражает молниями грешников.

Одновременно у русской культуры появлялось появлялись собственное лицо. Прежде всего это русская иконопись, которая большое внимание уделяло символике цвета. Наибольшее предпочтение отдавалось многочисленным оттенкам синего, как цвету неба, а значит и Божьей благодати. Как противопоставление умиротворению Царствия Небесного выступают в иконописи багровые и пурпурные тона, символизируя гнев Божий и низвержение в бездны преисподней. Шедевром иконописи стала «Троица» А.Рублева (конец 14 в.). Храмовое строительство придерживалось канонов романского стиля, однако формы в дальнейшем приобретали легкость, полушария куполов сменялись маковками. Его шедевром считается Це́рковь Покрова́ на Нерли́ — белокаменный храм во Владимирской области России (1158).

Своеобразие русского словесного искусства проявлялось в сочетании высших нравственных ценностей и патриотизма. Поучение Владимира Мономаха (нач. 12 в.) - это обращение киевского князя к своим детям, в котором утверждаются принципы христианской этики: иметь прежде всего страх Божий в сердце и творить добро, памятуя о том, что дни человека на земле скоротечны и страшно умереть, не раскаявшись в своих прегрешениях. Одновременно здесь содержался призыв не допускать княжеских междоусобиц в борьбе за власть. Таким образом, подчеркивалась зависимость социального бытия от уровня нравственности. «Слово о полку Игореве» (конец 12 в.) сочетало традиции героического эпоса с идеями национального единения (осуждение княжеских междоусобиц). Одновременно появляется идея избранности и великой миссии русской культуры. «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона (11 в). рассматривает историю сквозь призму религии: идольский мрак, иудейский закон, основанный на строгих моральных предписаниях и принуждении; христианская благодать, основанная на свободном нравственном выборе. Принятие христианства молодым и энергичным народом рассматривается не только как свидетельство его равноправия с другими христианскими народами, но и как верный путь к построению царства Божьего на земле. Своеобразие русской святости – аскетизм и в то же время радение о народном благе (Борис и Глеб, Сергий Радонежский).

Иго Золотой Орды (13-15 вв.) — одно из тяжелейших испытаний для Руси. Зависимость от восточных завоевателей и необходимость противостоять им отнимали все силы, окончательно отгораживало от западного мира. В этот период был культурный застой, однако прежние достижения в целом удалось сохранить.

Следующим поворотным моментом в динамике русской культуры стал 16 в. Он был обусловлен тремя факторами: 1.Освобождение от золотоордынского ига 2.централизация государства и начало внешней экспансии 3.Гибель Византийской империи в середине 15 в., поставившая Россию во главу Православия. Итогом этих событий стала идея «Москва – третий Рим» псковского монаха Филофея (16 в.). Россия здесь рассматривалась как единственная носительница неискаженных христианских идей, связанных с христианством. 1-й Рим пал из-за язычества, 2-й (Константинополь) – из-за отклонения от православия и стремлению к союзу с католиками (что действительно было в 14-15 вв.). Здесь закреплялась богоизбранности России, ее мессианской роли. Однако эта идея стала основой имперской идеологии, принесшая России не только политическое могущество, но и большие проблемы. 1. С одной стороны, российское государство стало расширяться (главным образом за счет присоединения слабонаселенных азиатских просторов), и превратилось, в конце концов в 1/6 часть суши. 2.С другой стороны, под влиянием этой идеологии все силы тратились на овладение громадными территориями, их охрану и освоение. На обеспечение экономического прогресса и культурное развитие народа сил уже не оставалось. По словам русского историка В.О. Ключевского, «государство пухло, народ хирел». Целостность обширной страны, присоединившей к себе территории с разнообразным этническим составом населения, держалась на централизованной самодержавной власти, а не на единстве культуры. Это отводило проблему культурной интеграции на задний план и определяло особое значение государственности в истории России. В своих крайних формах мессианство доходило и доходит до воинствующего шовинизма и высокомерного национализма, граничащего с манией величия. Оно с презрением осуждает «загнивающий» и «дряхлеющий» Запад с его бездуховностью и Восток с его пассивностью и отсталостью, провозглашая превосходство православного русского «духа», несущего в мир добро. Этот комплекс идей можно увидеть в учении славянофилов, византизма Конст.Леонтьева. Отзвук мессианства был слышен и в советской пропаганде, которая рисовала образ России, идущей «во главе всего прогрессивного человечества» и борющейся с «мрачными силами реакции» за «победу коммунизма во всем мире».

В 16 и 17 вв. имперские и мессианские идеи усиливали культурную изоляцию России. Их последствия очевидны: 1.Военные столкновения с Западом как врагами Православия. Это привело к неудачной Ливонской войне, польско-шведской интервенции, войнам с Польшей в 17 в. 2.Безоговорочно отвергался западный опыт и ученость, которые воспринимались чем-то «порченым», не соответствовавшим истинной вере. Отдельные западные веяния проникали в Россию, но не приживались (фрегат «Орел», царь Михаил и театр, «Куранты»). В русском духовенстве московского периода господствовали ≪честный консерватизм и почти фанатизм бесшкольности≫, отвергавший всякое западное умничанье. Все это оставляло Россию в стороне от развития западноевропейской культуры. А в одиночку, после прежних культурных разрушений, нанесенных монгольским завоеванием и смутой страна не могла вновь подняться на уровень, достигнутый к тому времени западной культурой. Так, культурный, разрыв с Западом вел к культурной отсталости от него России, особенно в научном и техническом отношении.

3.Культура России имперского периода.

К концу XVII в. научное, техническое отставание России превратилось в серьезную проблему,

от решения которой зависело, по какому пути пойдет Россия. 1. Будет ли она существовать как замкнутое, технически отсталое царство, погрузившись в неспешное течение восточного образа жизни 2.Откроется миру и начнет осваивать достижения других культур, прежде всего ширящийся поток западной цивилизации.

Петр I сделал выбор и повернул Россию на путь европеизма. Не будь этого, Россию, возможно, постигла бы судьба колониальной Индии или полуколониального Китая. Прорубив «окно в Европу», Петр I сделал русскую культуру более динамичной. Пушкин в поэме «Медный всадник» охарактеризовал этот процесс фразой «Россию поднял на дыбы». Эта ситуация наглядно отражена в скульптурной композиции Этьена Фальконе на Дворцовой площади в Петербурге (торжественное открытие памятника было приурочено к двадцатилетию царствования Екатерины II 7 августа 1782 года) Выражаяся фигурально искры, родившиеся от столкновения русской культуры с культурой Западной Европы, пробудили ее богатые потенции, дремавшие под спудом замкнутого и застойного бытия. Петр - первая свободная великоросская личность, со всеми ее характерными чертами: практичностью, смелостью, широтою, экстремизмом при достижении поставленных целей. Наследниками Петра становились многочисленные полководцы, государственные и церковные деятели и даже представители науки, способствовавшие укреплению престижа и могущества России: Ф.Прокопович, М.В.Ломоносов, Григ Ал-р Потемкин, Фед.Фед.Ушаков, А.В.Суворов.

Период 18 в. стал для России периодом активного просвещения. Благодаря созданной Петром I системе образования европейского типа в Россию пришли математика, геометрия, астрономия, медицина, стало развиваться опытное естествознания, юриспруденция и философия. Открытия Коперника, Кеплера, Галилея, Ньютона, проникшие в Россию вначале в составе знаний западных специалистов, а затем в программах навигационной и артиллерийской школ, совершенно меняли миропонимание (представления об устройстве вселенной, земной природы, общества, природы и предназначении государства, роли личности в нем). Орудиями просвещения становились СМИ. Это созданная Петром газета «Ведомости» (1702), ставшая позднее главным органом государственной пропаганды («Санкт-Петербургские ведомости»). Это созданные при МУ «Московские ведомости» (1756). В период редакторства Н.И.Новикова (1779—1789) она не уступала лучшим западным периодическим изданиям, а некоторыми новациями даже превзошла их (практика издания приложений). Это многочисленные частные журналы, в которых пропагандировались передовые идеи: «Трудолюбивая пчела» А.П.Сумарокова, «Трутень» Н.И.Новикова, «Почта духов» И.А.Крылова. Появлялись новые учебные заведения. Это «Петербургская академия наук» (1724), Московский университет (1755).

В 18 в. в России распространялись идеи Просвещения. Это всеевропейское идейно-философское течение, утверждавшее значимость и силу человеческого знания и разума. В нем также зарождалась идея естественных прав человека, даваемых ему от рождения и неотчуждаемых (право на жизнь, уважение и достоинство, свободную реализацию своих талантов и возможностей). С ним же связано распространение идей политического либерализма. Однако Российское Просвещение имело своеобразные черты. За редкими исключениями (А.Н.Радищев), оно отвергало идею революционного переустройства общества в было сторонником постепенного реформирования общества в сторону просвещенного абсолютизма (М.В,Ломоносов, А.П,Сумароков). Яркой чертой российского Просвещения был патриотизм, чем оно отличалось от космополитизма европейского Просвещения.

Однако петровские реформы стали источником грядущих проблем для российского общества и культуры. 1.Они были направлены прежде на усиление государственного могущества, превращение Руси в Российскую империю. В жертву государственным амбициям приносился народ. Как писал В. О. Ключевский, «Петр не оставил ни копейки государственного долга, но при Петре население работало на государство, а не на себя, и стало беднее своих отцов». Разрасталась бюрократия, которая, чувствуя свое могущество, равнодушно относилась к нуждам простых людей. Более того, она становилась рассадником коррупции, которая не изжита по сию пору. Усилилась крепостная зависимость и бесправие народа. Несмотря на русскую терпеливость и смирение росло недовольство существующими социальными порядками, которое выливалось в пугачевщину, крестьянские восстания 19 в. Итогом «русского бунта, бессмысленного и беспощадного» стали социальные потрясения начала 20 в. и гибель Российской империи в 1917 г.

2.Петровские реформы непосредственно коснулись 10-12 % населения. До середины 19 в. сюда входили, главным образом, представители дворянской элиты, а также обрусевшие иностранные специалисты. «Безродные» люди, сумевшие, подобно Ломоносову, благодаря своим способностям добиться успехов в науке, технике, искусстве или продвинуться вверх на государственной службе были исключениями. В 18 в. это А.Меньшиков и М. Ломоносов, в 19 в. – реформатор Мих.Мих. Сперанский, журналисты Н.Полевой и В.Г.Белинский. Даже столичная знать в значительной ее части не пошла дальше усвоения лишь внешней, показной стороны европеизированного быта —одежды, убранства комнат, «политесного» этикета. Большинству же населения страны крестьянству, городским обывателям, купечеству, ремесленникам, духовенству) новая, культура осталась чуждой. Если к XIX в. в высшем обществе университетское образование обрело престиж и талант ученого, писателя, художника, композитора, артиста стал вызывать уважение, то простонародье видело в умственном труде «барскую забаву», развлечение от безделья и смотрело, на интеллигенцию «как на чуждую расу» (Бердяев).

Народ по-прежнему жил под влиянием идей православия, соборности, нестяжания, отрицания частной собственности, терпения, смирения, божественной природы царской власти (хотя недовольство, как уже отмечалось, тоже росло). Так произошел трагический раскол этнической (народной, почвенной) культуры, и культуры национальной, постепенно формировавшейся под влиянием Запада.

В 19 в. этот раскол приобрел трагическое значение. Это период повторяющихся потрясений и нарастающей социальной и политической нестабильности: восстание декабристов, крестьянские волнения 1850-60-х годов, революционная ситуация 1861 г., направленный против царей и высших сановников террор 1870-80-х гг. Важно отметить, что движущей силой многих событий оказывался не только недовольный народ, но и некоторые представители дворянской интеллигенции. Отечественная война 1812 г. раскрыла большие возможности русского народа, и многие представители господствующего класса стали считать, что он не достоин крепостного ярма. Интеллигентская совесть толкала многих из них на борьбу за права угнетенных, в том числе революционную. Помимо декабристов, революционерами-дворянами были: А.И.Герцен, Н.П.Огарев, Д.И.Писарев, анархисты Мих. А-р Бакунин, Пет Алексе Кропоткин. Однако, как сказал Ленин, «Страшно далеки они от народа» (Кстати, он сам был дворянином, и эта характеристика во много относится и к нему). Наиболее часто встречающееся выражение, характеризующее роль дворянской интеллигенции – лишние люди. Они не могли достучаться до народной души, оставаясь ей чуждыми, и в то же время часто стимулировали народное недовольство. Более того, они стали воспитателями уже не стихийных, а идейных революционеров из народной среды (Н.Г.Чернышевский, Н.А.Добролюбов). В итоге они сами способствовали последовавшей после 1917 г. гибели своего класса, бывшего носителем высших достижений отечественной культуры.

Однако в рассматриваемый период русская культура прогрессивно развивалась вне с социальной и политической областей. В 18 в. и отчасти в 1-й трети 19 в. основные культурные достижения были результатами заимствования. В высших сферах науки преобладали иностранные профессора. Представители русского Просвещения ориентировались на социальные идеи Западной Европы. Основные направления искусства – результат усвоения европейского опыта. Яркие примеры – художественная словесность. Поэзия М.В.Ломоносова и А.П,Сумарокова были ориентированы на французский классицизм, изящная проза Н..М.Карамзина – на английский сентиментализм, творчество К.Н.Батюшкова и раннего А.С.Пушкина – на европейский романтизм. Единственным ярким исключением были научные открытия Ломоносова (сформулировал принцип сохранения материи и движения, открыл атмосферу на Венере). Однако и это стало результатом учебы в Германии.

Со 2-й трети 19 в. Россия стала одним из главных источников открытий в мировой науке. Никола́й Ива́нович Лобаче́вский разработал законы пространственной геометрии. Физик Алекса́ндр Степа́нович Попо́в в 1895 г. изобрел радио. Химик Алекса́ндр Миха́йлович Бу́тлеров известен как автор теории химического строения. Д. И. Менделеев открыл в 1869 году один из фундаментальных законов природы — периодический закон химических элементов.

Благодаря невиданному ранее взлету искусства и гуманитарного знания 19 в. был назван «золотым веком русской культуры». Во многом этот взлет был обусловлен народностью. При этом она выражалась не только в изображении жизни народа, но и в выражении русского взгляда на жизнь, который объединял представителей всех сословий. Именно искусство вносило наибольший вклад в преодоление пропасти между образованной частью общества и народом. Первым это сделал А.С.Пушкин, который к тому же создателем русского литературного языка, начавшего преодолевать лингвистический разрыв между дворянами, мещанами и крестьянами. Дело Пушкина продолжили Гоголь, Тургенев, Некрасов, реалистически и часто критически изображая отечественные реалии. Реалистические тенденции в живописи в сочетании с высоким мастерством кисти разрабатывали художники-передвижники (Наиболее известные из них –Виктор Мих. Васнецов, Иван Репин, Иван Крамской. Их продолжателями позднее стали Ис.Левитан, Вал.Серов). Знаковым событием культурной жизни России стала деятельность содружества музыкантов “Могучая кучка”, национальный стиль в русском музыкальном творчестве (Ал-р. Бородин, Мих. Мусоргский, Ник. Римский-Корсаков).

Ориентация на национальные традиции дало русскому искусству не только оригинальность и яркость, но и глубокое видение жизни. Благодаря этому оно в своих высших проявлениях приобретало всемирное значение. Мировую известность имеет творчество П.И.Чайковского. Образованные люди во всем мире читают романы Достоевского и Толстого. Более того, они оказывали влияние на зарубежное искусство. Экранизация «Войны и мира» с Э.Тейлор в роли Наташи Ростовой – это один из шедевров Голливуда. Один из самых ярких режиссеров 20 в. А.Куросава экранизировал роман «Идиот» (1951). Толстой оказал на мир не только художественное, но и идейное влияние. Его учение об опрощении и непротивоении злу насилием породило социальное движение под названием «толстовство», которое с начала 20 в. стало популярным в Европе и Америке.

Философская мысль этого периода была связана с попытками осознать самобытность русской культуры и сформулировать русскую идею в новом варианте. Это можно увидеть на примере спора славянофилов и западников в 1840-50-е гг. Результатом этого спора стал новый вариант мессианства (избранности русского народа), принципиально отличающийся от идеи «третьего Рима». Наиболее ярко он выражен в «Речи о Пушкине» Достоевского (1884). Писатель говорил о высокой духовности и отзывчивости русской нации, благодаря которой ее представители могут постигать глубинные основы чуждых культур, делая их частью собственной души и культуры (в то же время сохраняя самобытность). Наиболее ярко и впервые это проявилось у Пушкина, который, изображая чужую культуру, полностью вживался в нее. В то же время западные писатели, изображая чужую культуру, неизбежно накладывают на нее свой отпечаток (английский, французский или иной). Благодаря своей всемирной отзывчивости русская культура способна аккумулировать в себе высшие культурные достижения человечества. Более того через это можно примирить между собой культуры разных стран и регионов, до этого не находивших точек соприкосновения. То есть, подчеркивалась ведущая роль России в общемировой ненасильственной культурной интеграции.

Рассматриваемый вариант мессианства важен тем, что подчеркивает русскую духовность и в то же время исключает комплекс превосходства, принижение роли других культур. Подобные взгляды высказывал русский философ В.Соловьев, однако он абсолютизировал значимость русского типа духовности и видел нем много преимуществ по сравнению восточным и западным типами культуры.

Последним ярким явлением русской культуры имперского периода стал «Серебряный век». Это краткий период расцвета русского модернизма, связанный с расцветом русской поэзии и живописи (1890-е – 1922). Он представлял собой сложное и разнородное явление, выделим его основные тенденции. 1.Обращенностью к мистическому и оккультному началам в творчестве, пессимистическими прогнозами кризиса истинной культуры. По сути, это было предвидение грядущей революции и ее трагических последствий. Наиболее ярко это проявилось в русском декадансе и символизме (З.Гиппиус, Д.Мережковский, А.Белый, А.Блок. Мих.Врубель, Васи́лий Канди́нский ). 2. Стремление к первобытной чистоте, освобождение от мрачных оков цивилизации. Наиболее ярко это проявилось в акмеизме (Н.Гумилев, А.Ахматова). 3.Обращенность к будущему, отвергание традиций и в то же время критика мещанской морали. Наиболее ярко это проявилось в футуризме (Давид Бурлюк, В.Маяковский).

Наши рекомендации