Страдания

"Из страданий рождают­ся драгоценные камни".

Невозможно спрятаться от страданий. На каждом ша­гу они подстерегают каждого из нас, но тем не менее редко можно наблюдать к ним сознательное отношение. Страдания обычно застают врасплох, никто к ним обычно не подготовлен, точно самое распространенное явление жизни дотоле не существовало. Почему считается, что во время радости непристойно думать о страданиях; как же иначе вооружиться к встрече, как же иначе привыкнуть к ритму жизни, где за радостью непременно придет стра­дание и наоборот. Только несознательное отношение к страданиям может породить такое заблуждение. Учение советует, говоря, что "в самый счастливый час надо по­мнить о несчастье не уменьшая радости" (Общ., §163). Но сказанное трудно понять, не осознавав сущность стра­даний.

Если кто-нибудь замечал свое состояние в период страданий, он мог заметить, что это есть ничто иное, как страшное напряжение души. Это чрезвычайное нагнете­ние, очень болезненное, когда-то проходит, если не усу­губляется неправильным отношением, и человек, испы­тавший его, становится особенным, что-то осознавшим, чутким, устремленным к каким-то новым нахождениями. Период после страданий можно характеризовать чувст­вом, точно мы от чего-то избавились и в то же время что-то приобрели.

Мы знаем, что наряду с положительными качествами в нас имеется много отрицательных. Эти отрицательные энергии были накоплены нами в результате отрицатель­ных действий, в процессе совершенствования они должны уменьшаться и постепенно исчезать. Но куда же денутся они, кто возьмет ответственность за чужие действия, кро­ме нас самих? Куда же денутся эти отрицательные энер­гии, если они не уничтожаемы в своей сущности? Конечно, единственной возможностью избавиться от наших отри­цательных качеств будет трансмутация их в положитель­ные энергии. Этот процесс трансмутации, неразрывно свя­занный с кармой, требует исключительного нагнетения внутреннего огня, которое воспринимается нами как стра­дание. Представим себе неразумного человека, который не знает, зачем ему сверлят зуб, и человека, который терпеливо сидит в кресле дантиста, зная, что он избавиться от бессонных ночей и тысячи других неприятностей свя­занных с зубной болью. Мы может придти к выводу, что и наше отношение к моменту трансмутации энергий мо­жет быть совершенно особенным, нежели у тех, кто не допускает ее в своем сознании.

Чрезвычайно важно установить к этому моменту осо­бенное отношение, ибо момент чрезвычайно опасен. Именно в этот момент так легко безнадежно повредить и не только себе, но и окружающим, переживающим его. Мы замечали, что люди страдающие особенно легко под­вержены раздражению, недовольству или каким-нибудь другим вредным воздействиям, которые в обстановке чрез­вычайного напряжения могут быть запальным шнуром. Процесс, для которого накапливались силы веками, может быть навсегда испорченным, закончившись безобразным взрывом. Но люди обычно бережны только к тем страда­ниям, которые им понятны, и забывают, что переживаемое или трансмутируемое близким в настоящий момент будет для него важнейшим. Особенно страшен в моменты таких страданий ропот на Высшие Силы, ибо Учитель следит помогая процессу и облегчая его, но каждый ропот немед­ленно пресекает возможность помощи.

Итак, осознав страдания еще глубже, мы можем до­стичь того состояния, когда само слово мы заменим словом "испытание" и начнем радоваться каждому испытанию, зная, что испытания лежат как пороги врат прекрасных.

Иногда, чтобы заработать получше, люди готовы мно­го претерпеть, но за все золото мира не купить драгоцен­ных энергий, рожденных в страданиях трансмутации, за все золото мира не купить право взойти на следующую ступень совершенствования.

Чем больше скорбь, тем ближе Бог.

11 декабря 1938 г.

Наши рекомендации