Рекомендуемые Интернет-ресурсы. Тема: Государство как институт политической системы.
Семинар 7
Тема: Государство как институт политической системы.
Цель семинарского занятия: ознакомление с основными трактовками государства; рассмотрение форм государственного устройства и правления; знакомство со спецификой деятельности государственных институтов власти при различных формах правления; усвоение основных положений теории правового и социального государства; характеристика прав человека; содержательный анализ принципа разделения властей.
Основные понятия: государство, суверенитет, форма государственного устройства, форма правления, федерация, конфедерация, унитарное государство, президент, правительство, парламент, суд, сецессия, монархия, республика, правовое государство, права человека, разделение властей, социальное государство.
План семинара
- Понятие государства и его функции.
- Формы государственного устройства и формы правления.
- Государственные институты власти Российской Федерации.
- Основные принципы правового и социального государства.
- Политический режим и его формы.
- Гражданское общество: понятие, структура, функции
Контрольные вопросы.
1. Что понимается под государством?
2. Каковы основные подходы к анализу государства?
3. Каковы признаки государства?
4. Каковы взгляды на роль государства в современном обществе?
Задания.
1. В политической и правовой науке существует подразделение прав человека на негативные и позитивные. Негативные права призваны обеспечить автономию личности, невмешательство государства в социальную и частную жизнь. Позитивные — призваны гарантировать права человека на какие-либо экономические или социальные ценности. Какие права из приведенного перечня можно считать негативными, а какие — позитивными?
а) право на жизнь;
б) право собственности;
в) право на труд;
г) право на свободу выражения мнений или свободу убеждений;
д) избирательное право;
е) право на честь и достоинство;
ж) право на образование;
з) право на демонстрации, митинги и шествия;
и) право на социальное обеспечение;
к) свобода совести.
Негативные права | Позитивные права |
1. … | 1. … |
2. … | 2. … |
3. … | 3. … |
2. Используя текст Конституции РФ, определите содержание основных прав человека. Заполните таблицу.
Личные (гражданские) права | Политические Права | Социально-экономические права |
1. … | 1. … | 1. … |
2. … | 2. … | 2. … |
3. … | 3. … | 3. … |
3. Дискуссия.
Права человека
Проблема 1. Фундаментальнейшим правом человека является право на жизнь. Однако во многих современных странах сохраняется смертная казнь. Отношение к ней неоднозначно, существующие крайние позиции можно представить в виде дискуссии двух людей:
А: «Смертная казнь противоречит главному праву человека — праву на жизнь. Никто, включая и государство, не имеет права покушаться на человеческую жизнь. Поэтому смертная казнь в правовом государстве должна быть отменена».
Б: «Я согласен с тем, что право на жизнь носит фундаментальный характер. Я также согласен с тем, что права человека должны быть гарантированы государством. Однако смертная казнь применяется к тем лицам, которые сами нарушили права других людей. Совершая тяжкое преступление, человек тем самым ставит себя вне закона, он оказывается за гранью общества, морали, нравственности. Следовательно, к нему неприменимы, права человека. Преступление против жизни других людей должно караться самыми жестокими методами, вплоть до смертной казни. Смертная казнь человека, совершившего тяжелое преступление против жизни другого, — это восстановление справедливости и гарантия от подобных преступлений в дальнейшем».
А: «Прежде всего, я хочу заметить по поводу Вашего последнего тезиса о гарантиях против подобных преступлений. В странах, где по-прежнему существует и применяется смертная казнь, тяжелых преступлений против жизни, чести и достоинства человека совершается не меньше, чем в странах, где смертная казнь отменена. Теперь по поводу справедливости: возмездие — это еще не справедливость. Вводя смертную казнь, государство само преступает через права человека. Если сегодня государство не гарантирует право на жизнь, пусть даже самому отпетому преступнику, то завтра оно не гарантирует это право добропорядочному, законопослушному гражданину. К тому же, скажем прямо, следствие и правосудие иногда допускают ошибки. Известны случаи, когда по ошибке к смертной казни приговаривались лица, впоследствии оказавшиеся невиновными в совершении тяжких преступлений. Поэтому я делаю вывод, что государство во имя прав человека должно отказаться от смертной казни, заменив ее, скажем, пожизненным заключением».
Б: «Интересно получается. Смертную казнь Вы предлагаете отменить ради соблюдения прав человека. А пожизненное заключение разве не нарушает право человека на свободу? В конечном итоге, не кажется ли вам, что вы предлагаете заменить одно нарушение прав человека со стороны государства (смертную казнь) другим (пожизненным заключением)? А если, следуя Вашей логике, государство не должно нарушать права человека, то нужно вообще отменить всю пенитенциарную систему. К чему же мы тогда, в итоге, придем?»
Включитесь в предполагаемую дискуссию. Выскажите свое мнение. С чем вы согласны, а с чем — нет?
Проблема 2. В конце 80-х гг. в связи с правом на жизнь достаточно неожиданно и остро встал вопрос о том, имеет ли человек право на смерть.
Прецедент А: Тяжело и неизлечимо больная женщина 65 лет, переносящая невыносимые страдания, в здравом уме и твердой памяти, обратилась к врачу с просьбой о прекращении жизни.
Прецедент Б: Приговоренный к пожизненному заключению за тяжкие преступления человек обратился в судебные инстанции с апелляцией об изменении приговора и замене пожизненного заключения смертной казнью.
Разберите отдельно каждый прецедент. А: имеет ли право врач удовлетворить просьбу своей пациентки? Б: имеет ли право суд удовлетворить апелляцию лица, пожизненно лишенного свободы?
Проблема 3. В перечне прав человека в особую группу выделяются социально-экономические. Однако их трактовка неоднозначна. Согласно одной точке зрения, государство должно нести ответственность за осуществление этих прав. Суть другой в том, что государство лишь обозначает эти права, а ответственность за их реализацию несет сам человек. Поясним эти положения на примере дискуссии о праве на труд.
А: «Я считаю, что правовое государство должно обеспечить полную занятость, гарантировать каждому индивиду работу в соответствии с определенной профессией и ее достойное вознаграждение. В противном случае государство не может считаться правовым».
Б: «В условиях рыночной экономики стремление государства к обеспечению всеобщей занятости на практике означает финансирование убыточных предприятий, значительные финансовые расходы, которые неизбежно ведут к инфляции. Поэтому, провозглашая право на труд, государство не обязано стремиться к его осуществлению и обеспечивать каждого человека работой. Оно лишь гарантирует индивиду, что никто не может принудить его к подневольному труду либо запретить заниматься профессиональной деятельностью, если она не нарушает общественную безопасность и права других».
А: «Можно ли в таком случае утверждать, исходя из Ваших рассуждений, что безработица не является нарушением прав человека на труд?»
Б: «Правовое государство не может предотвратить безработицы, но оно должно обеспечить индивиду пособие по безработице, по мере возможности помочь получить ему новую, нужную для общества профессию, трудоустроиться. Государство не может брать на себя ответственность за судьбу человека. Поэтому отдельный трудоспособный гражданин должен сам проявлять активность, инициативу и предприимчивость, самостоятельно заботиться о реализации своего права на труд».
Какая из двух трактовок социально-экономических прав кажется вам более корректной? Как, в свете избранной вами точки зрения, можно трактовать право на образование, на отдых и др.?
Тесты.
1. Укажите, какие из приведенных понятий и определений соответствуют друг другу:
а) федерация;
б) суверенитет;
в) государство;
г) конфедерация;
д) форма правления;
е) унитарное государство;
ж) форма государственного устройства;
з) парламент;
и) суд;
к) сецессия;
л) монархия;
м) субъект Федерации;
н) республика;
о) импичмент;
п) право вето;
р) правительство;
с) разделение властей;
т) Федеральное Собрание;
у) правовое государство;
ф) социальное государство.
1) представительный и законодательный орган власти;
2) независимость и верховенство государственной власти;
3) особая форма организации политической власти, обладающая суверенитетом, монополией на применение узаконенного насилия и осуществляющая управление обществом;
4) форма правления, при которой все высшие органы власти либо избираются, либо формируются общенациональным представительным учреждением;
5) процесс отделения, выхода из состава государства какой-либо его части;
6) форма государственного устройства, характеризующаяся высокой степенью централизации власти и отсутствием политической самостоятельности административно - территориальных образований;
7) административно-территориальное образование, обладающее ограниченными политическими правомочиями;
8) структура высших органов государственной власти;
9) форма государственного устройства, при которой входящие в состав государства административно-территориальные образования обладают ограниченной юридической и политической самостоятельностью;
10) форма правления, при которой верховная государственная власть юридически принадлежит одному лицу, занимающему свою должность в установленном порядке престолонаследования;
11) политический институт, выполняющий исполнительские функции;
12) высший орган представительной и законодательной власти Российской Федерации;
13) отстранение президента от должности на основании выдвинутых против него обвинений;
14) форма государственного устройства, представляющая собой союз суверенных государств;
15) тип государства, в котором осуществляется верховенство правового закона, гарантированы права человека и осуществляется разделение властей;
16) административно-территориальная организация государства, система взаимоотношений высших государственных и региональных органов власти;
17) политический институт, выполняющий функции контроля за соблюдением законов;
18) право президента отклонить принятый парламентом закон;
19) институциональное распределение полномочий между законодательной, исполнительной и судебной ветвями власти;
20) государство, стремящееся к обеспечению достойных условий существования для каждого гражданина.
2. Основным институтом политической системы является государство. Именно государство выступает официальным представителем всего общества, от его имени принимаются властные решения, обязательные для всего общества, оно придает политической системе целостность и устойчивость. Чем отличается государство от других политических и социальных институтов?
а) тем, что обеспечивает и гарантирует материальное благополучие всем членам общества;
б) монополией на легитимное насилие;
в) осуществлением тотального контроля за всеми сферами жизнедеятельности;
г) более высокой степенью институализации власти.
3. Какое из нижеприведенных суждений характеризует государственный суверенитет?
а) независимость высших органов власти от общества;
б) народ является источником власти всех государственных институтов;
в) общество безоговорочно должно подчиняться всем решениям государства;
г) право народа на свержение деспотического правительства;
д) независимость государства от других государств.
4. Определите критерии форм государственного устройства и приведите примеры стран, где и когда они были реализованы?
Форма государственного устройства | Критерии | Примеры стран, где реализована форма устройства |
1. Унитарная | ||
2. Федерация | ||
3. Конфедерация |
5. Для какой формы правления характерно сосредоточение законодательной и исполнительной власти в руках монарха?
а) парламентской республики;
б) президентской республики;
в) абсолютной монархии;
г) полупрезидентской республики;
д) парламентской республики;
е) дуалистической монархии.
6. Чем дуалистическая монархия отличается от абсолютной?
а) наличием двух монархов;
б) существованием наряду с монархом законодательного органа власти;
в) передачей престолонаследия только по женской линии;
г) правом роспуска парламента монархом;
д) правом парламента объявлять импичмент монарху в соответствии с конституцией;
е) правом парламента формировать правительство;
ж) правом монарха назначать правительство.
7. Чем похожи парламентская республика и парламентская монархия?
а) принципом формирования правительства;
б) политической ответственностью правительства перед нижней палатой;
в) правом президента распустить парламент;
г) отсутствием института президентства.
8. Какие из указанных функций характерны для законодательных органов власти:
а) представительство интересов;
б) регулирование финансовой сферы;
в) принятие законов;
г) определение целей политического развития;
д) контроль за исполнением законов;
е) политический контроль за деятельностью исполнительной власти;
ж) реализация «общей воли» народа;
з) легитимация принимаемых решений;
и) формирование политической элиты;
к) выработка внешней политики;
л) утверждение бюджета.
9. Определите, какие из указанных ниже функций являются функциями исполнительных органов власти:
а) политический контроль за деятельностью законодательных органов власти;
б) осуществление внешней политики;
в) формирование судебной власти;
г) реализация и исполнение существующих законов;
д) осуществление контроля за соблюдением прав человека;
е) лоббирование интересов;
ж) отмена неправовых законов;
з) ратификация международных договоров;
и) разработка и исполнение бюджета;
к) государственное управление;
л) защита национальных интересов.
10. Какие из нижеперечисленных функций могут быть отнесены к функциям судебных органов власти:
а) осуществление правосудия;
б) создание новых законов;
в) правовой контроль за деятельностью законодательной и исполнительной власти;
г) участие в выработке внешней и внутренней политики;
д) толкование законов;
е) обеспечение правопорядка;
ж) контроль за соблюдением законов;
з) исполнение воли народа.
11. Назовите формальный признак отличия президентской формы правления от парламентской:
а) наличие парламентской ответственности правительства;
б) неопределенный срок функционирования правительства;
в) наличие должности премьер-министра;
г) совмещение президентом должностей главы государства и главы правительства.
12. Назовите страну, где формой правления является парламентская республика:
а) Германия;
б) Япония;
г) Испания.
в) Иран;
13. При каких формах правления правительство формируется по партийному признаку?
а) абсолютная монархия;
б) президентская республика;
в) парламентская республика;
г) дуалистическая монархия.
14. Президент Российской Федерации согласно Конституции является:
а) главой государства;
б) главой правительства;
в) главой государства и правительства.
15. В случаях, когда Президент Российской Федерации не в состоянии выполнять свои полномочия, их временно исполняет:
а) Председатель правительства;
б) глава Государственной Думы;
в) Председатель Совета Федерации;
г) Председатель Конституционного Суда.
16. Какой орган власти может отрешить Президента Российской Федерации от должности?
а) Конституционный Суд;
б) правительство;
в) Совет Федерации;
г) Государственная Дума.
17. Какой орган власти может выдвинуть обвинения против Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении тяжкого преступления?
а) правительство;
б) Конституционный Суд;
в) Совет Федерации;
г) Государственная Дума;
д) Верховный Суд.
18. Какой орган власти дает подтверждение о наличии в действиях Президента Российской Федерации признаков преступления?
а) Совет Федерации;
б) Государственная Дума;
в) Верховный Суд;
г) правительство;
д) Конституционный Суд.
19. Какой орган власти дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинений против Президента Российской Федерации?
а) Государственная Дума;
б) Верховный Суд;
в) Конституционный Суд;
г) правительство;
д) Совет Федерации.
20. Какие из нижеперечисленных субъектов ведения относятся к Совету Федерации, а какие — к Государственной Думе?
а) утверждение Председателя Правительство Российской Федерации;
б) решение вопроса о доверии Правительству России;
в) решение вопроса о возможности Российской Федерации.
г) объявление амнистии;
д) утверждение Указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения;
е) назначение выборов Президента использования Вооруженных Сил за пределами территории Российской Федерации.
Темы докладов.
- Права человека: история и современность.
- Теории происхождения государства.
Литература
Политология [Текст]: учеб. для студентов вузов / под ред. В.Н. Лавриненко. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. – С. 236—243.
Бобылев, А.И. Исполнительная власть в России: теория и практика ее осуществления [Текст]: к 200-летию исполнит. власти в России / А.И. Бобылев, Н.Г. Горшкова, В.И. Ивакин. – М.: Право и гос-во, 2003. – 304 с. – ISBN 5-98033-001-1
Гоптарева, И.Б. Конституционное право России [Текст]: учеб. для вузов / И.Б. Гоптарева. – Оренбург: ГОУ ОГУ, 2009. – 274 с. – ISBN 978-5-7410-0931-4.
Проблемы перехода от выборности к назначаемости губернаторов [Текст] / С.Г. Синельников-Мурылев [и др.]. – М.: ИЭПП, 2007. – С. 6—55. – ISBN 978-5-93255-243-8.
Керимов, А.Д. Сильное государство [Текст]: ответ на вызов современной эпохи / А.Д. Керимов. – М.: NOTE BENE, 2009. – С. 11—27. – ISBN 978-5-8188-0130-8.
Бондарь, П.И. Политология. Наука о политике [Текст]: учеб. пособие для вузов / П.И. Бондарь, Ю.П. Бондарь. – Минск: Белорусская энц., 2008. – С. 78—110. – ISBN 978-985-11-0402-2.
Современный капитализм: политические отношения и институты власти [Текст] / С.П. Перегудов [и др.]; Акад. наук СССР, ин-т мировой экономики и междунар. отношений. – М.: Наука, 1984. – 336 с.
Рекомендуемые Интернет-ресурсы
Раскрывая тематику первого вопроса семинарского занятия, необходимо дать четкое определение значения понятия «функция». Словарное определение понятия, в том числе и употребляемое в общественных науках, вы найдете, перейдя к ссылке http://slovari.yandex.ru/search.xml?text.
М. В. Жигуленков К вопросу о понятии "функция государства» - http://www.portalus.ru/modules/politics/rus_readme.php?subaction.
В.Пугачев, А.Соловьев Введение в политологию – http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Polit/Pugach/22.php.
Н.А.Баранова, Г.А.Пикалова Теория политики -
http://nicbar.narod.ru/theoria_politiki7.htm.
Ирхин Ю.В., Зотов В.Д., Зотова Л.В. Политология – http://www.humanities.edu.ru/db/msg/59346. В параграфе 2 пособия изложен вопрос о сущности правового и социального государства: ссылка – http://www.humanities.edu.ru/db/msg/59346.
В.Н. Хропанюк Теория государства и права – http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pravo/Hrop/03.php.
А. Ахиезер, Клямкин И., И. Яковенко История России: конец или новое начало? – http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/ahiez/18.php.