Рекомендуемые Интернет-ресурсы. Тема: Государство как институт политической системы.

Семинар 7

Тема: Государство как институт политической системы.

Цель семинарского занятия: ознакомление с основными трактовками государства; рассмотрение форм государственного устройства и правле­ния; знакомство со спецификой деятельности государственных институтов власти при различных формах правления; усвоение основных положений теории правового и социального государства; характеристика прав чело­века; содержательный анализ принципа разделения властей.

Основные понятия: государство, суверенитет, форма государственно­го устройства, форма правления, федерация, конфедерация, унитарное го­сударство, президент, правительство, парламент, суд, сецессия, монархия, республика, правовое государство, права человека, разделение властей, социальное государство.

План семинара

  1. Понятие государства и его функции.
  2. Формы государственного устройства и формы правления.
  3. Государственные институты власти Российской Федерации.
  4. Основные принципы правового и социального государства.
  5. Политический режим и его формы.
  6. Гражданское общество: понятие, структура, функции

Контрольные вопросы.

1. Что понимается под государством?

2. Каковы основные подходы к анализу государства?

3. Каковы признаки государства?

4. Каковы взгляды на роль государства в современном обществе?

Задания.

1. В политической и правовой науке существует подразделе­ние прав человека на негативные и позитивные. Негативные права призваны обеспечить автономию личности, невмеша­тельство государства в социальную и частную жизнь. Позитив­ные — призваны гарантировать права человека на какие-либо экономические или социальные ценности. Какие права из приве­денного перечня можно считать негативными, а какие — пози­тивными?

а) право на жизнь;

б) право собственности;

в) право на труд;

г) право на свободу выражения мнений или свободу убеждений;

д) избирательное право;

е) право на честь и достоинство;

ж) право на образование;

з) право на демонстрации, митинги и шествия;

и) право на социальное обеспече­ние;

к) свобода совести.

Негативные права Позитивные права
1. … 1. …
2. … 2. …
3. … 3. …

2. Используя текст Конституции РФ, определите содержание основных прав человека. Заполните таблицу.

Личные (гражданские) права Политические Права Социально-экономические права
1. … 1. … 1. …
2. … 2. … 2. …
3. … 3. … 3. …

3. Дискуссия.
Права человека

Проблема 1. Фундаментальнейшим правом человека является право на жизнь. Однако во многих современных странах сохраня­ется смертная казнь. Отношение к ней неоднозначно, существую­щие крайние позиции можно представить в виде дискуссии двух людей:

А: «Смертная казнь противоречит главному праву человека — праву на жизнь. Никто, включая и государство, не имеет права по­кушаться на человеческую жизнь. Поэтому смертная казнь в пра­вовом государстве должна быть отменена».

Б: «Я согласен с тем, что право на жизнь носит фундаменталь­ный характер. Я также согласен с тем, что права человека должны быть гарантированы государством. Однако смертная казнь приме­няется к тем лицам, которые сами нарушили права других людей. Совершая тяжкое преступление, человек тем самым ставит себя вне закона, он оказывается за гранью общества, морали, нравст­венности. Следовательно, к нему неприменимы, права человека. Преступление против жизни других людей должно караться самыми жестокими методами, вплоть до смертной казни. Смертная казнь человека, совершившего тяжелое преступление против жизни дру­гого, — это восстановление справедливости и гарантия от подоб­ных преступлений в дальнейшем».

А: «Прежде всего, я хочу заметить по поводу Вашего последнего тезиса о гарантиях против подобных преступлений. В странах, где по-прежнему существует и применяется смертная казнь, тяжелых преступлений против жизни, чести и достоинства человека совер­шается не меньше, чем в странах, где смертная казнь отменена. Те­перь по поводу справедливости: возмездие — это еще не справед­ливость. Вводя смертную казнь, государство само преступает через права человека. Если сегодня государство не гарантирует право на жизнь, пусть даже самому отпетому преступнику, то завтра оно не гарантирует это право добропорядочному, законопослушному гражданину. К тому же, скажем прямо, следствие и правосудие иногда допускают ошибки. Известны случаи, когда по ошибке к смертной казни приговаривались лица, впоследствии оказавшиеся невиновными в совершении тяжких преступлений. Поэтому я делаю вывод, что государство во имя прав человека должно отка­заться от смертной казни, заменив ее, скажем, пожизненным за­ключением».

Б: «Интересно получается. Смертную казнь Вы предлагаете от­менить ради соблюдения прав человека. А пожизненное заключение разве не нарушает право человека на свободу? В конечном итоге, не кажется ли вам, что вы предлагаете заменить одно нарушение прав человека со стороны государства (смертную казнь) другим (по­жизненным заключением)? А если, следуя Вашей логике, государ­ство не должно нарушать права человека, то нужно вообще отме­нить всю пенитенциарную систему. К чему же мы тогда, в итоге, придем?»

Включитесь в предполагаемую дискуссию. Выскажите свое мне­ние. С чем вы согласны, а с чем — нет?

Проблема 2. В конце 80-х гг. в связи с правом на жизнь доста­точно неожиданно и остро встал вопрос о том, имеет ли человек право на смерть.

Прецедент А: Тяжело и неизлечимо больная женщина 65 лет, переносящая невыносимые страдания, в здравом уме и твердой па­мяти, обратилась к врачу с просьбой о прекращении жизни.

Прецедент Б: Приговоренный к пожизненному заключению за тяжкие преступления человек обратился в судебные инстанции с апелляцией об изменении приговора и замене пожизненного заключения смертной казнью.

Разберите отдельно каждый прецедент. А: имеет ли право врач удовлетворить просьбу своей пациентки? Б: имеет ли право суд удовлетворить апелляцию лица, пожизненно лишенного свободы?

Проблема 3. В перечне прав человека в особую группу выделя­ются социально-экономические. Однако их трактовка неоднознач­на. Согласно одной точке зрения, государство должно нести ответственность за осуществление этих прав. Суть другой в том, что го­сударство лишь обозначает эти права, а ответственность за их реа­лизацию несет сам человек. Поясним эти положения на примере дискуссии о праве на труд.

А: «Я считаю, что правовое государство должно обеспечить пол­ную занятость, гарантировать каждому индивиду работу в соответ­ствии с определенной профессией и ее достойное вознаграждение. В противном случае государство не может считаться правовым».

Б: «В условиях рыночной экономики стремление государства к обеспечению всеобщей занятости на практике означает финансирование убыточных предприятий, значительные финансовые расходы, которые неизбежно ведут к инфляции. Поэтому, провозглашая право на труд, государство не обязано стремиться к его осуществлению и обес­печивать каждого человека работой. Оно лишь гарантирует индивиду, что никто не может принудить его к подневольному труду либо запре­тить заниматься профессиональной деятельностью, если она не нару­шает общественную безопасность и права других».

А: «Можно ли в таком случае утверждать, исходя из Ваших рас­суждений, что безработица не является нарушением прав человека на труд?»

Б: «Правовое государство не может предотвратить безработи­цы, но оно должно обеспечить индивиду пособие по безработице, по мере возможности помочь получить ему новую, нужную для общества профессию, трудоустроиться. Государство не может брать на себя ответственность за судьбу человека. Поэтому отдельный трудоспособный гражданин должен сам проявлять активность, инициативу и предприимчивость, самостоятельно заботиться о реали­зации своего права на труд».

Какая из двух трактовок социально-экономических прав кажется вам более корректной? Как, в свете избранной вами точки зрения, можно трактовать право на образование, на отдых и др.?

Тесты.

1. Укажите, какие из приведенных понятий и определений соот­ветствуют друг другу:

а) федерация;

б) суверенитет;

в) государство;

г) конфедерация;

д) форма правления;

е) унитарное государ­ство;

ж) форма государствен­ного устройства;

з) парламент;

и) суд;

к) сецессия;

л) монархия;

м) субъект Федерации;

н) республика;

о) импичмент;

п) право вето;

р) правительство;

с) разделение властей;

т) Федеральное Собрание;

у) правовое государство;

ф) социальное государство.

1) представительный и законодательный орган власти;

2) независимость и верховенство государст­венной власти;

3) особая форма организации политической власти, обладающая суверенитетом, монополией на применение узаконенного насилия и осуществляющая управление обществом;

4) форма правления, при которой все высшие органы власти либо избираются, либо фор­мируются общенациональным представи­тельным учреждением;

5) процесс отделения, выхода из состава госу­дарства какой-либо его части;

6) форма государственного устройства, харак­теризующаяся высокой степенью централи­зации власти и отсутствием политической самостоятельности административно - тер­риториальных образований;

7) административно-территориальное образо­вание, обладающее ограниченными полити­ческими правомочиями;

8) структура высших органов государственной власти;

9) форма государственного устройства, при которой входящие в состав государства административно-территориальные образова­ния обладают ограниченной юридической и политической самостоятельностью;

10) форма правления, при которой верховная государственная власть юридически при­надлежит одному лицу, занимающему свою должность в установленном порядке престолонаследования;

11) политический институт, выполняющий ис­полнительские функции;

12) высший орган представительной и законо­дательной власти Российской Федерации;

13) отстранение президента от должности на ос­новании выдвинутых против него обвинений;

14) форма государственного устройства, пред­ставляющая собой союз суверенных госу­дарств;

15) тип государства, в котором осуществляется верховенство правового закона, гарантиро­ваны права человека и осуществляется раз­деление властей;

16) административно-территориальная органи­зация государства, система взаимоотноше­ний высших государственных и региональ­ных органов власти;

17) политический институт, выполняющий функ­ции контроля за соблюдением законов;

18) право президента отклонить принятый пар­ламентом закон;

19) институциональное распределение полно­мочий между законодательной, исполни­тельной и судебной ветвями власти;

20) государство, стремящееся к обеспечению достойных условий существования для каж­дого гражданина.

2. Основным институтом политической системы является госу­дарство. Именно государство выступает официальным предста­вителем всего общества, от его имени принимаются властные ре­шения, обязательные для всего общества, оно придает полити­ческой системе целостность и устойчивость. Чем отличается го­сударство от других политических и социальных институтов?

а) тем, что обеспечивает и гарантирует материальное благополучие всем членам общества;

б) монополией на легитимное наси­лие;

в) осуществлением тотального контроля за всеми сферами жизне­деятельности;

г) более высокой степенью институализации власти.

3. Какое из нижеприведенных суждений характеризует государ­ственный суверенитет?

а) независимость высших органов власти от общества;

б) народ является источником власти всех государственных инсти­тутов;

в) общество безоговорочно должно подчиняться всем решениям го­сударства;

г) право народа на свержение деспотического правительства;

д) независимость государства от других государств.

4. Определите критерии форм государственного устройства и приведите примеры стран, где и когда они были реализованы?

Форма государственного устройства Критерии Примеры стран, где реализована форма устройства
1. Унитарная    
2. Федерация    
3. Конфедерация    

5. Для какой формы правления характерно сосредоточение за­конодательной и исполнительной власти в руках монарха?

а) парламентской республики;

б) президентской республики;

в) абсолютной монархии;

г) полупрезидентской республики;

д) парламентской республики;

е) дуалистической монархии.

6. Чем дуалистическая монархия отличается от абсолютной?

а) наличием двух монархов;

б) существованием наряду с монархом законодательного органа власти;

в) передачей престолонаследия только по женской линии;

г) правом роспуска парламента мо­нархом;

д) правом парламента объявлять импичмент монарху в соответст­вии с конституцией;

е) правом парламента формировать правительство;

ж) правом монарха назначать правительство.

7. Чем похожи парламентская республика и парламентская мо­нархия?

а) принципом формирования правительства;

б) политической ответственностью правительства перед нижней палатой;

в) правом президента распустить парламент;

г) отсутствием института президентства.

8. Какие из указанных функций характерны для законодатель­ных органов власти:

а) представительство интересов;

б) регулирование финансовой сферы;

в) принятие законов;

г) определение целей политического развития;

д) контроль за исполнением законов;

е) политический контроль за дея­тельностью исполнительной власти;

ж) реализация «общей воли» народа;

з) легитимация принимаемых решений;

и) формирование политической элиты;

к) выработка внешней политики;

л) утверждение бюджета.

9. Определите, какие из указанных ниже функций являются функциями исполнительных органов власти:

а) политический контроль за дея­тельностью законодательных ор­ганов власти;

б) осуществление внешней поли­тики;

в) формирование судебной власти;

г) реализация и исполнение суще­ствующих законов;

д) осуществление контроля за со­блюдением прав человека;

е) лоббирование интересов;

ж) отмена неправовых законов;

з) ратификация международных до­говоров;

и) разработка и исполнение бюд­жета;

к) государственное управление;

л) защита национальных интересов.

10. Какие из нижеперечисленных функций могут быть отнесены к функциям судебных органов власти:

а) осуществление правосудия;

б) создание новых законов;

в) правовой контроль за деятельностью законодательной и ис­полнительной власти;

г) участие в выработке внешней и внутренней политики;

д) толкование законов;

е) обеспечение правопорядка;

ж) контроль за соблюдением законов;

з) исполнение воли народа.

11. Назовите формальный признак отличия президентской формы правления от парламентской:

а) наличие парламентской ответственности правительства;

б) неопределенный срок функционирования правительства;

в) наличие должности премьер-ми­нистра;

г) совмещение президентом долж­ностей главы государства и главы правительства.

12. Назовите страну, где формой правления является парламент­ская республика:

а) Германия;

б) Япония;

г) Испания.

в) Иран;

13. При каких формах правления правительство формируется по партийному признаку?

а) абсолютная монархия;

б) президентская республика;

в) парламентская республика;

г) дуалистическая монархия.

14. Президент Российской Федерации согласно Конституции яв­ляется:

а) главой государства;

б) главой правительства;

в) главой государства и правитель­ства.

15. В случаях, когда Президент Российской Федерации не в со­стоянии выполнять свои полномочия, их временно исполняет:

а) Председатель правительства;

б) глава Государственной Думы;

в) Председатель Совета Федера­ции;

г) Председатель Конституционного Суда.

16. Какой орган власти может отрешить Президента Российской Федерации от должности?

а) Конституционный Суд;

б) правительство;

в) Совет Федерации;

г) Государственная Дума.

17. Какой орган власти может выдвинуть обвинения против Пре­зидента Российской Федерации в государственной измене или со­вершении тяжкого преступления?

а) правительство;

б) Конституционный Суд;

в) Совет Федерации;

г) Государственная Дума;

д) Верховный Суд.

18. Какой орган власти дает подтверждение о наличии в дейст­виях Президента Российской Федерации признаков преступле­ния?

а) Совет Федерации;

б) Государственная Дума;

в) Верховный Суд;

г) правительство;

д) Конституционный Суд.

19. Какой орган власти дает заключение о соблюдении установ­ленного порядка выдвижения обвинений против Президента Рос­сийской Федерации?

а) Государственная Дума;

б) Верховный Суд;

в) Конституционный Суд;

г) правительство;

д) Совет Федерации.

20. Какие из нижеперечисленных субъектов ведения относятся к Совету Федерации, а какие — к Государственной Думе?

а) утверждение Председателя Правительство Российской Федера­ции;

б) решение вопроса о доверии Правительству России;

в) решение вопроса о возможности Российской Федерации.

г) объявление амнистии;

д) утверждение Указа Президента Российской Федерации о введе­нии чрезвычайного положения;

е) назначение выборов Президента использования Вооруженных Сил за пределами территории Российской Федерации.

Темы докладов.

  1. Права человека: история и современность.
  2. Теории происхождения государства.

Литература

Политология [Текст]: учеб. для студентов вузов / под ред. В.Н. Лавриненко. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. – С. 236—243.

Бобылев, А.И. Исполнительная власть в России: теория и практика ее осуществления [Текст]: к 200-летию исполнит. власти в России / А.И. Бобылев, Н.Г. Горшкова, В.И. Ивакин. – М.: Право и гос-во, 2003. – 304 с. – ISBN 5-98033-001-1

Гоптарева, И.Б. Конституционное право России [Текст]: учеб. для вузов / И.Б. Гоптарева. – Оренбург: ГОУ ОГУ, 2009. – 274 с. – ISBN 978-5-7410-0931-4.

Проблемы перехода от выборности к назначаемости губернаторов [Текст] / С.Г. Синельников-Мурылев [и др.]. – М.: ИЭПП, 2007. – С. 6—55. – ISBN 978-5-93255-243-8.

Керимов, А.Д. Сильное государство [Текст]: ответ на вызов современной эпохи / А.Д. Керимов. – М.: NOTE BENE, 2009. – С. 11—27. – ISBN 978-5-8188-0130-8.

Бондарь, П.И. Политология. Наука о политике [Текст]: учеб. пособие для вузов / П.И. Бондарь, Ю.П. Бондарь. – Минск: Белорусская энц., 2008. – С. 78—110. – ISBN 978-985-11-0402-2.

Современный капитализм: политические отношения и институты власти [Текст] / С.П. Перегудов [и др.]; Акад. наук СССР, ин-т мировой экономики и междунар. отношений. – М.: Наука, 1984. – 336 с.

Рекомендуемые Интернет-ресурсы

Раскрывая тематику первого вопроса семинарского занятия, необходимо дать четкое определение значения понятия «функция». Словарное определение понятия, в том числе и употребляемое в общественных науках, вы найдете, перейдя к ссылке http://slovari.yandex.ru/search.xml?text.

М. В. Жигуленков К вопросу о понятии "функция государства» - http://www.portalus.ru/modules/politics/rus_readme.php?subaction.

В.Пугачев, А.Соловьев Введение в политологию – http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Polit/Pugach/22.php.

Н.А.Баранова, Г.А.Пикалова Теория политики -

http://nicbar.narod.ru/theoria_politiki7.htm.

Ирхин Ю.В., Зотов В.Д., Зотова Л.В. Политология – http://www.humanities.edu.ru/db/msg/59346. В параграфе 2 пособия изложен вопрос о сущности правового и социального государства: ссылка – http://www.humanities.edu.ru/db/msg/59346.

В.Н. Хропанюк Теория государства и права – http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pravo/Hrop/03.php.

А. Ахиезер, Клямкин И., И. Яковенко История России: конец или новое начало? – http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/ahiez/18.php.

Наши рекомендации