Борьба Лессинга за создание немецкого национального театра

Готхольд Эфраим Лессинг (1729 — 1781) - стоит у истоков немецкой классической литературы. Выдающийся деятель Просвещенияв Германии сочетал в себе страсть борца за культурное объединение нации с последовательной ориентацией на общеевропейские просветительские идеалы. Его литературно-критические и эстетические труды оказали существенное влияние на развитие философской и художественной мысли не только Германии, но и Европы, а драматические произведения заложили основы национального театрального искусства. Деятельность Лессинга — литературного критика и переводчика, поэта и баснописца, автора нравоучительных комедий наполнена стремлением внедрить в сознание соотечественников прогрессивные идеи европейского Просвещения. В 1753 — 1755 гг. Лессинг издал первое собрание своих сочинений. В последний, шестой том автор включил пьесу «Мисс Сара Сампсон», принесшую ему славу реформатора немецкой сцены. В течение года (1767 — 1768) Лессинг в качестве советника и рецензента театра выпускал специальный еженедельный журнал «Гамбургская драматургия», который затем издал отдельной книгой. Объект ожесточенной критики Лессинга — театр Вольтера. Вольтер, по мнению Лессинга, «завладел головнею от трагического костра Шекспира». Его театру недоступны ни правдивость в изображении характеров, ни простота выражения человеческого чувства. Утверждая эстетику нового театра, Лессинг отчетливо сознавал его первостепенное значение в развитии социального самосознания «третьего сословия». В центре его теоретических размышлений — человек, отстаивающий право на личную свободу и на существование в разумно организованном обществе. Представления Лессинга о развитии искусства имеют для того времени новаторский характер, однако в целом «художественные взгляды Лессинга развиваются в общей рамке эстетического рационализма XVIII века и теории классицизма». Комедия «Минна фон Барнхельм, или Солдатское счастье» (1767) целиком построена на самом злободневном материале. Лессинг начал работу над ней еще в 1763 г, опираясь на впечатления от событий Семилетней войны. Лессинг выводит на сцену героев, пытающихся противостоять деспотизму княжеской власти и ее разлагающему влиянию. Формируя в демократически настроенных зрителях внутренний протест против старого мира, Лессинг обращается к их моральному сознанию, не призывая их к открытой борьбе.

Вопрос

“Эмилия Галотти” Лессинга.

Готхольд Эфраим Лессинг (22 января 1729— 15 февраля 1781) — немецкий поэт, драматург, теоретик искусства и литературный критик-просветитель. Основоположник немецкой классической литературы. В антифеодальной бюргерской трагедии «Эмилия Галотти» (1772) находят воплощение взгляды Л на искусство и действительность, сформулированные им в «Гамбургской драматургии». Драматург отталкивается от сюжета из «Римской истории» Тита Ливия о трагической гибели дочери римского плебея Виргинии. Тиран Аппий Клавдий вознамерился силой овладеть ею. Отец заколол Виргинию собственной рукой, ограждая дочь от позора. Это событие привело к восстанию плебеев и к гибели тирана. Лессинг переносит действие в современную Италию, в которой, как и в Германии, царит деспотический произвол мелких князей. Принц Этторе Гонзага безраздельно властвует над своими подданными, он волен распоряжаться их честью, жизнью и состоянием в угоду своим прихотям. Характер Этторе Гонзага более всего сформирован обстоятельствами, его положением в соц иерархии. Практика самодержавной власти подвергается в «Эмилии Галотти» всесторонней критике с позиций просветительства. Лессинг выводит на сцену героев, пытающихся противостоять деспотизму княжеской власти и ее разлагающему влиянию. Полковник Одоардо Галотти и граф Аппиани презирают нравы двора, отстаивают свое право на чел достоинство. Отец Эмилии переживает подлинную трагедию. Робкой покорности и бесчестью он предпочитает гибель дочери, похищенной по приказу принца. Одоардо по просьбе Эмилии предает ее смерти и готов предстать перед божьим и чел судом как грозный обвинитель безнравственного и несправедливого князя. Но поднять руку на тирана он не решается. Формируя в демократически настроенных зрителях внутренний протест против старого мира, Лессинг обращается к их моральному сознанию, не призывая их к открытой борьбе. «Эмилия Галотти» имела огромный и длительный успех на сцене и оказала значительное влияние на нем литру. Лессинг создал удивительно стройную драматическую композицию, все элементы которой способствуют глубокому и целенаправленному воплощению авторской идеи. Великий просветитель стоял у истоков немецкой тираноборческой литры последующих десятилетий. Под прямым влиянием его художественных и теоретических достижений молодой Шиллер создал первую нем политическую драму «Коварство и любовь».

Вопрос

Философская драма Лессинга “Натан Мудрый”.

Готхольд Эфраим Лессинг (22 января 1729— 15 февраля 1781) — немецкий поэт, драматург, теоретик искусства и литературный критик-просветитель. Основоположник немецкой классической литературы. Особое место среди мыслителей Германии занимает Г.Э. Лессинг.

Замысел «Натана» родился у Лессинга при чтении «Декамерона» Боккаччо. Первая немецкая стихотворная драма. В философской драме немецкий просветитель обратился к критике религиозного сознания, его претензий служить служить единственной основой человеческой морали. Философский смысл драмы сконцентрирован в притче о трех кольцах,которую купец рассказывает султану. Лессинг заимствовал эту легенду из «Декамерона», но ввел в притчу новый мотив, меняющий смысл. Кольцо наделено свойством делать владельца любимым другими. Мудрый судья советует братьям доказать силу своего талисмана благородными делами и помыслами. Пройдут тысячелетия, и на новой, более высокой ступени развития человечества будет вынесено решение о том, какой из народов-братьев лучше послужил идеалам гуманизма. Нравственное начало Лессинг связывал не с обладанием «истинной» религией, а с естественным стремлением к добродетели, порождаемой эволюцией человеческого разума.

Его заинтересовала знаменитаяновелла восточного происхождения о трех кольцах,которую рассказывает султану еврей Мельхиседек. В одном роду от поколения к поколению отец передавал любимому сыну драгоценный перстень. Получивший перстень становился главой и правителем рода независимо от права первородства. Последний владелец реликвии имел трех сыновей, которых он одинаково любил. Почувствовав приближение конца, отец заказал ювелиру еще два перстня, неотличимые от первого, и, умирая, вручил наедине каждому из сыновей по кольцу. После смерти отца начались склоки, свары и вражда. Братья не могли различить, какой из перстней был древнейшим. Чье кольцо настоящее, не поддельное? Так же обстоит дело и с религиями, утверждает Боккаччо: претензии христианской религии на единственную истинность необоснованны. Параллель, проведенная итальянским гуманистом, заинтересовала Лессинга, да и позиция Боккаччо была ему близка, но он пошел много дальше.

"Натан Мудрый" написан не для сцены и уже по одному этому стоит вне теории, разработанной Лессингом в его "Гамбургской драматургии" и примененной им на деле в "Эмилии Галотти". Назвав "Натана" драматической поэмой, автор хотел показать, что к этому произведению не могут быть предъявлены требования сценического искусства. Если они и выполнены, то скорее вследствие изумительного знания сцены, чем намеренно. Главная цель, которую преследовал Лессинг, была чисто нравственная и философская. Стараясь не выйти из границ не только художественной, но и исторической правды, Лессинг тем не менее не собирался дать историческую драму в обычном значении этого слова. Исторический и бытовой колорит, хотя и сохраненный в поэме, был делом второстепенным. Лессинг желал создать и создал типы универсально-человеческие, в которых наглядно выражаются различные проявления и стороны религиозного и нравственного чувства. Лессинг далек от атеизма, но он не только против тирании любой церкви: он призывает судить о каждом человеке по его делам и поступкам, а не по религиозной принадлежности. Именно человек — главное для него. И когда Натан узнает о спасении своей приемной дочери Рехи из огня и ее религиозная подруга Дайя хочет уверить Натана, что спасение это — чудо и спас ее ангел, Натан отвечает убежденно: .Ах, Дайя!

Поверь ты мне, поверь, что человеку

Всегда милее человек, чем ангел.

(Перевод В. Лихачева)

«Натан Мудрый» – драматизированное изложение начал новой религии, полной простоты и свободы. Имя ей сегодня – экуменизм. В пьесе, по словам Шлегеля, передан «нравственный восторг перед нравственной силой». Христианская среда не готова была принять, с одной стороны, идею веротерпимости, с другой – еврея Натана. То, что имя его вынесено в название пьесы, что он представлен носителем лучших человеческих качеств, что мудрость еврея возвышает его над остальными героями и потому ему доверены революционные для того времени мысли автора, не могло не задеть немцев. Но Лессинг, отстаивая свои позиции, не деликатничал. Он знал цену своим согражданам.

Вопрос

Движение “Бури и натиска”.

Движение «Буря и натиск» - период в истории немецкой литературы (1767—1785), связанный с отказом от культа разума, свойственного классицизму, в пользу предельной эмоциональности и описания крайних проявлений индивидуализма, интерес к которым характерен для предромантизма. Название литературного движения восходит к одноименной драме немецкого писателя Фридриха Максимилиана фон Клингера. «Буря и натиск» движение, полагающее введение в немецкое Просвещение. В нем очень много общего с английским сентиментализмом (культ чувства как мерила чел. достоинства + культ природы). Но штюрмеры поэтизировали отличный от сентименталистов тип личности: непокорного чел., противопоставляющего себя всему миру (княжеской тирании и мещанству). Эта личность и есть бурный гений.В поэтике: против всякой нормативности. Ориентация на шекспировскую традицию вольного театра. Ориентация на собственную историю, а не римскую или греческую.Стремление к характерности, к национальному колориту. к «Б. и Н.» из нашей программы относятся молодые Шиллер и Гете. Название – по драме Клингера.

Вопрос

“Разбойники” Ф.Шиллера.

Иоганн Кристоф Фридрих фон Шиллер (10 ноября 1759 - 9 мая 1805) — немецкий поэт, философ, историк и драматург, представитель романтического направления в литературе.

Детство прошло скудно, посвятил себя юриспруденции, затем – медицине. Еще в школьные годы Шиллер пишет свои первые произведения. В 1781 году Шиллером завершается известна читателям драма «Разбойники».После постановки пьесы «Разбойники» в Мангейме 13 января 1782 года Шиллер был посажен на гауптвахту, и ему было запрещено публиковаться. Последние годы жизни Шиллера были омрачены тяжёлыми затяжными болезнями. После сильной простуды обострились все старые недуги. Поэт страдал хроническим воспалением лёгких. Он скончался 9 мая 1805 года. Драма “Разбойники” — это первое драматическое произведение Шиллера. Юному гению удалось создать очень интересную тему, которая и сегодня актуальна. В драме показано противостояние сыновей графа Моора — Франца и Карла, которые являются носителями двух диаметрально противоположных мировоззрений. Карл — воплощение романтического взгляда на жизнь. Он ненавидит убожество окружающей жизни и с отвращением и презрением относится к лицемерам, которые льстят могущественным властителям, одновременно притесняя бедных людей. Карл не желает жить по законам, которые используют в своих интересах обманщики и злодеи. Франц Моор, брат Карла, придерживается других принципов, Шиллер рисует довольно неприятный образ эгоиста, циника, лишенного чести и совести. Драма написана под впечатлением гнетущей тирании принца Карла Евгения. Протест героя драмы против всех несправедливостей соц мира носит анархический характер. Перед нами типичный герой «Бури и натиска», отвергающий мещанскую упорядоченность, рассудочную уравновешенность, протестующий против тирании во имя свободы личности, но понимающий свободу как полную раскованность, независимость от каких- либо общ норм. Герой Шиллера отвергает все законы вообще. Он самонадеянно верит в силу единиц, способную совершить самые грандиозные перемены в обществе. Карлуходит в богемские леса, набирает шайку удальцов и становится разбойником. Карл благороден и чист в своих побуждениях, он мечтает о том, чтобы перестроить общество. Он мстит тиранам. Однако его подчинённые и товарищи не хотят считаться с гуманными и благородными идеалами. Они грабят, убивают детей, женщин, и Карл, в конце концов, в ужасе отшатнулся от них. И, убедившись в своём бессилии, отрекается от бунта. В финале драмы Карла Моора охватывают тяжелые сомнения. Он задается вопросом: правильный ли путь он выбрал? Карл понимает, что ошибся. За свой благородный разбой ему приходится платить смертью отца и Амалии. Карл понимает, что высокой мести и благородного убийства не существует. Наконец он видит, что разбойники корыстолюбивы и жестоки. Карл Моор решает добровольно сдаться властям. Фридрих Шиллер изобразил противостояние двух братьев, столкновение Карла с законом, чтобы поднять серьезный вопрос: если против насилия бороться насилием, то не станет ли благородный мститель благородным преступником. Драматург приходит к выводу, что расплата неизбежна для каждого, кто нарушит неписаные нравственные законы и мотивы преступления не имеют никакого значения. В драме “Разбойники” Шиллер продемонстрировал резкоепротиворечие между неотъемлемым правом каждого чела на протест и преступным содержанием всякого насилия. Это противоречие является настоящей трагедией многих мыслящих людей. По мнению Фридриха Шиллера, в реальной жизни это противоречие неразрешимо.

Вопрос

Драма Шиллера “Дон Карлос”. Ее переходный характер.

Иоганн Кристоф Фридрих фон Шиллер (10 ноября 1759 - 9 мая 1805) — немецкий поэт, философ, историк и драматург, представитель романтического направления в литературе.

Детство прошло скудно, посвятил себя юриспруденции, затем – медицине. Еще в школьные годы Шиллер пишет свои первые произведения.«Дон Карлос»Шиллер назвал «драматич. поэмой». Написана Стихами. Политика занимает главенствующее место. Поэта волновали идеи свободы, проблема народного счастья. В «ДК» пытается решить ее в плане теории франц. просветителей о просвещенном монархе.

Испания 16 века, царствование Филиппа 2. Центр фигура – маркиз Поза. В его философии проявляются все противоречия Шиллера. Поэт ненавидел феод. действительность, своих идеал. героев противопоставлял реал. миру, но их благород. порывы разбивались о стену этой действительности. Они отступали, сохраняя в сердце мечту о лучшем устройстве мира.

Свои идеалы Шиллер относит к грядущим поколениям. В его век всеобщей апатии думать о мятеже было бы безумием. Речи Позы – страстная, благородная защита прав и свободы человека. Маркиз становится наставником молодого принца ДК, воспитывает его как будущего просвещенного монарха. ДК достойный ученик, он мечтает сделать народ счастливым, но влюблен в мачеху. Король казнит сына, вместе с ним гибнет и идеал просвещ. монарха.

Вопрос

“Коварство и любовь” Шиллера.

Иоганн Кристоф Фридрих фон Шиллер (10 ноября 1759 - 9 мая 1805) — немецкий поэт, философ, историк и драматург, представитель романтического направления в литературе.

Детство прошло скудно, посвятил себя юриспруденции, затем – медицине. Еще в школьные годы Шиллер пишет свои первые произведения. «Коварство и любовь» - пьеса о соврем. нем. действительности. Герцогство Вюртембергское, деспотичный и развратный Карл Евгений, придворные - изображены в пьесе под другими именами, но сохраняют портретное сходство, превращаясь в грандиозные обобщенные образы, типы феодальной Германии.

Затхлый мирок глухой провинции, роскошь и разврат герцогского двора и ужасающая нищета народа — такова обстановка, в которой развертывается трагическая история возвышенной любви двух благородных существ — Фердинанда и Луизы. Две общественные группы противопоставлены в пьесе:с одной стороны герцог, его министр фон Вальтер, холодный, расчетливый карьерист, убивший своего предшественника, способный на любое преступление во имя карьеры; любовница герцога леди Мильфорд, гордая светская красавица; подлый и пронырливый Вурм, секретарь президента; надутый франт, глупый и трусливый гофмаршал фон Кальб. С другой стороны, честная семья музыканта Миллера, его простодушная жена, его милая, умная, тонко чувствующая дочь Луиза. К этой группе принадлежит и тот старый камердинер леди Мильфорд, который с презрением отвергает кошелек с деньгами, предложенный ему его госпожой. Перед нами 2 мира, разделенные глубокой пропастью. Одни живут в роскоши, притесняют других, порочны, жадны, эгоистичны; другие бедны, гонимы, угнетены, но честны и благородны. К ним, к обездоленным людям, пришел Фердинанд, сын герцогского министра, майор в 20 лет, дворянин с пятисотлетней родословной. Он пришел к ним не потому только, что его увлекла красота Луизы; он понял порочность моральных устоев своего класса. Фердинанд в семье Миллера обрел ту моральную гармонию, ту духовную ясность, какой не мог найти в своей среде. Перед Фердинандом две женщины. Обе его любят. Одна — блестящая светская красавица, вторая — непритязательная, прекрасная в своей простоте и непосредственности горожанка. И Фердинанд может любить только эту девушку из народа, только с ней он способен обрести нравственную удовлетворенность и душевной покой. Пьеса Шиллера была поставлена впервые 9 мая 1784 г. Успех ее был необычайным. Зрители видели перед собой современную Германию. Те вопиющие несправедливости, которые творились у всех на глазах, но о которых боялись говорить, предстали теперь в живых и убедительных сценических образах. Революционная, бунтующая мысль поэта звучала с подмостков театра в волнующих речах его героев.

Вопрос

Драматургия Шиллера периода “веймарского классицизма”. “Мария Стюарт”, “Вильгельм Телль”.

КЛАССИЦИЗМ ВЕЙМАРСКИЙ - направление в немецкой просветительской литературе 80-90-х гг. 18 в. Представлен произведениями И. В. Гете и Ф. Шиллера периода их творческого содружества в г. Веймар, теоретическими трудами И. И. Винкельмана, И. Г. Гердера, В. Гумбольдта. Вызванный кризисом "Бури и натиска", обращался к античности как идеалу формирования гармоничной, свободной и гуманной личности. Стремился к обобщенности и естественности образов, строгой завершенности формы, сочетал рационалистическую ясность и тонкий лиризм.

Иоганн Кристоф Фридрих фон Шиллер (10 ноября 1759 - 9 мая 1805) — немецкий поэт, философ, историк и драматург, представитель романтического направления в литературе. Детство прошло скудно, посвятил себя юриспруденции, затем – медицине. Еще в школьные годы Шиллер пишет свои первые произведения. В произведении «Мария Стюарт» на 1 план выдвигается нравств. проблематика. Мария и Елизавета Английская предстают не как носители политико-религиоз. идей, а как нравств. антиподы: лицемерная Елизавета, мудрая, но безнравств., властолюбивая правительница – страстная и грешная Мария, искренняя в своих порывах, вершащая над собой строгий суд. Путь очищения через страдания возвышает Марию над ее торжествующей соперницей. Достигает предела строгость классицистской композиции: участь Марии предрешена с начала трагедии. Перед зрителями раскрываются разные человеч. характеры, нравств. позиции. Драма «ВТ» – обработка сюжета из старинной швейцар. хронике о стрелке Телле, герое народ. легенды. Восстание швейцарцев против австрийского гнета. Борьба за свободу показана как общенародное дело. Нет разделения на героев и массу, каждый из участников индивид. личность, выразитель народного протеста. ВТ сначала верит, что послушание и терпение крестьян обезоружат насильников. Но постепенно превращается в борца и мстителя, перелом происходит, когда наместник Гесслер требует выстрелить в яблоко на голове своего сына. Этот образ, подводящий итог «классическому периоду» свободен от преувеличенной патетики и неистовых страстей его первых драм, а также от сосредоточенности на нравств. анализе, характерной для позднего периода. Драма – синтез тираноборческих настроений и опыта историка, глубоко проникшего в природу больших обществ. движений.

Вопрос

“Гец фон Берлихинген” – драма Гете периода “Бури и натиска”.

Иоган Гете - (28 августа 1749 - 22 марта 1832) — немецкий поэт, государственный деятель, мыслитель и естествоиспытатель. Первым значительным произведением Гёте этой новой поры является «Гёц фон Берлихинген» (1773) — драма, произведшая на современников огромное впечатление. Она выдвигает Гёте в первые ряды немецкой литературы, ставит его во главе писателей периода «Бури и натиска». Своеобразие этого произведения, написанного прозой в манере исторических хроник Шекспира, не столько в том, что оно реабилитирует национальную старину, драматизируя историю рыцаря XVI в., — так как уже Бодмер, Э. Шлегель, Клопшток, а в конце XVII в. Лоэнштейн («Арминий и Туснельда») обращались к древним периодам германской истории, — сколько в том, что эта драма, возникая за пределами литературы рококо, вступает также в противоречие с литературой Просвещения, наиболее влиятельным доселе течением культуры. Образ борца за социальную справедливость— типичной образ литературы Просвещения — получает у Гёте необычную интерпретацию. Рыцарь Гёц фон Берлихинген, печалящийся о положении дел в стране, возглавляет крестьянское восстание; когда же последнее принимает острые формы, отходит от него, проклиная переросшее его движение. Установленный правопорядок торжествует: пред ним равно бессильны революционное движение масс, истолкованное в драме как развязанный хаос, и личность, пытающаяся противопоставить ему «своеволие». Гёц находит свободу не в мире людей, но в смерти, в слиянии «с матерью-природой». Значение символа имеет заключительная сцена пьесы: Гёц выходит из темницы в сад, видит безграничное небо, его окружает оживающая природа: «Господь всемогущий, как хорошо под Твоим небом, как хороша свобода! Деревья распускают почки, весь мир исполнен упований. Прощайте, дорогие! Корни мои подрублены, силы меня оставляют». Последние слова Гёте — «О, какой небесный воздух! Свобода, свобода!». Историческая драма "Гёц фон Берлихинген" (1773) отразила события кануна Крестьянской войны 16 века, прозвучав суровым напоминанием о княжеском произволе и трагедии раздробленной страны

Вопрос

Лирика и баллады Шиллера.

60 стихов в сборнике «Антология на 1782 год»: философских и политических. Поэт славит идею бунта, полит. протеста, угрожает тиранам. 1785– «К радости», эстетический гимн во славу жизни. Затем развивает идею эстетического воспитания людей. «Поэзия жизни», «Власть песни»: красота, способная нравственно оздоровить человечество.

В лирике веймарского периода – тема высокой миссии поэта («Сила песнопения», «Раздел земли»). Баллады, 1797, «Поликратов перстень», «Перчатка», «Кубок». Отказ от стилизации под народную балладу. В основе – четко вычленяемая моральная идея. Возмездие за преступление, тема мести и народ. гнева (Ивиковы журавли), самоотверженная дружба (Порука), верность и самоотречение в любви (Рыцарь Тоггенбург). Сюжеты из античных и средневековых источников, создающих обобщенную трактовку темы, ее общечеловеческий смысл. Возвыш. стиль. Драматург. принцип композиции: завязка, кульм, развязка. Простота и задушевность речи, живописность.

Вопрос

Наши рекомендации