Пример технического задания
на разработку идеи печатной рекламы
Техническое задание на разработку идеи печатной рекламы к Договору №____от «__»___________200_г.
к Приложению№____
Заказчик | |
Марка | |
Вид печатной рекламы | |
Сериал/одиночный | |
Дата | |
Менеджер |
(При заполнении настоящей анкеты необходимо воспользоваться результатами маркетинговых исследований, если они есть, если нет, сформулировать обоснованные предположения.)
Основной блок
В случае если в процессе производства рекламного продукта вносится предложение об использовании в рекламном продукте материалов, права на которые принадлежат третьим лицам, то Стороны определяют порядок приобретения необходимых прав в соответствии с Приложением к Договору. Расходы, связанные с приобретением указанных прав, не входят в стоимость рекламного продукта.
Фирма Продукт (услуга) Что будет объектом печатной рекламы. Какие особенности товара (услуги) необходимо учитывать при разработке Реклама конкурентов Целевая аудитория На кого мы собираемся повлиять этой рекламой Задачи печатной рекламы Рекламная кампания Содержание коммуникации Основная идея рекламы Аргументы Тональность сообщения, стиль Материалы Дополнительная информация | ^ Общие сведения о фирме, основные направления деятельности Что представляет собой рекламируемый товар (услуга). Единичный ли это предмет или группа предметов (серия). Новый ли это товар. Есть ли в нем что-нибудь уникальное, особенное. Какие есть особенности в рекламируемых услугах. Какова ценовая политика. Технология производства товара, услуги, особенности. Эмоциональная составляющая товара. Кто основные конкуренты. Какова их технология производства, особенности. Каковы цены конкурентов. Каковы их рекламные коммуникации. Что обычно изображают. На какие целевые группы направлена их реклама. Как должна выглядеть наша печатная реклама относительно конкурентов. Описание целевой аудитории в стандартной терминологии (возраст, пол, уровень доходов, образовательный уровень, тип потребления — новаторы, консерваторы). Описание типичного представителя. Чего мы ждем от появления именно этого вида рекламы. Что потребитель должен подумать, почувствовать, сделать после того, как увидит нашу рекламу. Это самостоятельная реклама или часть рекламной кампании. Что еще в нее входит. Есть ли готовые материалы. Каково их содержание. Что мы должны сказать потребителю в одном предложении. Проверьте эту идею на соответствие следующим требованиям: 1) коммуникационная уникальность; 2) простота; 3) значимость потребительских стереотипов; 4) доказуемость. Аргументы и факты, случаи из жизни, подтверждающие коммуникацию, которые могут быть полезны при работе над идеей печатной рекламы. Юмор, лирика, серьезность, солидность и т.д. Можно ли предлагать варианты, основанные преимущественно на слогане. Какие материалы прилагаются. Любая дополнительная информация, которую заказчик считает необходимым сообщить агентству |
Специальные требования
Где будет использоваться еще.
Обязательные элементы, логотипы, адреса (чем меньше — тем лучше).
Законодательные ограничения, требования к этому виду рекламы.
Ориентиры
Какие из ранее виденной печатной рекламы нравятся не нравятся (показать каталог наружной рекламы, отметить). По каким критериям оценивали.
^ Критерии оценки результата
На что будем опираться при оценке предлагаемых вариантов:
1) отражает коммуникацию;
2) учитывает ориентиры;
3) соответствует целевой аудитории (для оценки рекомендуется проведение фокус-групп или экспертных интервью);
4) выдерживается тональность;
5) учитываются специальные требования;
6) текст читается на большом расстоянии (для щита).
^ Результаты представляются в виде эскизных вариантов.
Исполнитель: Заказчик:
_______________________ ________________
_______________(_______) _________(______)
Приложение 6
Экспертизы рекламных текстов1
Е.С. Кара-Мурза, кандидат филологических наук
В России возникла новая область социальной коммуникации — реклама в трех ее основных ипостасях: потребительской, промышленной (как она называлась раньше, теперь предпочитают англицизм business to business, В2В) и политической. Реклама функционально обеспечивает важное направление рыночной (маркетинговой) информации, а материализуется в пространстве массовой коммуникации (теперь и в пространстве Всемирной паутины). С психологической точки зрения, реклама обеспечивает воздействие на потребительские и электоральные предпочтения той или иной аудитории за счет как рационального убеждения, так и иррациональных способов обработки сознания, а по синкретизму методов воздействия она стала новым специфическим видом искусства и частью космополитической
массовой культуры.
1 ^ Кара-Мурза Е.С. Приложение 4. Экспертизы рекламных текстов // Цена слова: Из практики лингвистических экспертиз текстов СМИ в судебных процессах по защите чести, достоинства и деловой репутации / Под ред. проф. М.В. Горбаневского. 3-е изд. М.: Галерея, 2002. 276
Как и любая сфера общественной деятельности, российская реклама нуждается в регулировании законодательном (международного и национального масштаба), а также корпоративном. В настоящее время профессиональное сообщество российских рекламистов активно вырабатывает правила ведения правдивой, этичной и эффективной рекламы. Основным документом подобного рода является Российский рекламный кодекс (М., 2001), подготовленный Рекламным советом России на основе аналогичных международных, зарубежных и отечественных установлений.
Проблемы в области рекламистики связаны с адекватностью распространяемых сведений, со взаимоотношениями между конкурентами, с необходимостью регулировать распространение рекламы, предназначенной для ограниченной аудитории, со спецификой создания товарных имен и знаков и пр. В ряде случаев решить вопрос можно только с привлечением экспертов различного профиля.
Рекламирование осуществляется преимущественно с помощью естественного языка — т.е. в словесной форме, хотя в рекламных текстах активно работают не только смыслы слов и фраз, но и паралингвистические средства — устные и письменные: звуки человеческой речи с ее интонацией, темпом и тембром голоса и буквы во всем богатстве рисунков и размеров шрифта. Представлены в ней и средства иных культурных кодов: изобразительно-графического, музыкального, драматического (сюжет, персонажи, являющие собой характерные общечеловеческие или национальные типы) и др. Поэтому к рекламной экспертизе часто привлекают филологов: они владеют инструментами истолкования прямых или переносных, явно выраженных или подтекстовых значений фраз и контекстов, они знают языковые и стилистические нормы оформления текстов того или иного жанра, могут спрогнозировать реакции потенциальных клиентов на то или иное коммерческое имя и его предполагаемую маркетинговую эффективность. Наконец, филологи умеют оценить позитивные или негативные эффекты взаимодействия разноприродных знаковых систем, в совокупности создающих рекламное произведение.
История лингвистической экспертизы в рекламе, в отличие от юриспруденции, еще невелика, однако ее тематика достаточно разнообразна. Здесь, во-первых, анализ рекламных текстов на предмет их соответствия нормам, предписанным в федеральном «Законе о рекламе» и «Законе о защите прав потребителей», а также в Российском рекламном кодексе и ряде других законодательных и корпоративных документов, регулирующих сферу массовой коммуникации, прежде всего относительно рекламы алкогольной и табачной продукции. Во-вторых, это анализ рекламы с точки зрения этических норм: здесь идет речь об ограничении или недопущении некоторых
сюжетов или изображений (прежде всего — эротического или агрессивного характера) в рекламе, ориентированной на детскую и юношескую аудиторию, или той, которая предлагает ограниченной (например, женской) аудитории товар интимного употребления, вроде нижнего белья или предметов гигиены, а распространяется неограниченно, например, по массовым телеканалам, на магистралях или в метро. В-третьих, экспертизы, связанные с конкурентной борьбой, в частности, выражающейся в прямом плагиате или эксплуатации отдельных элементов известного торгового знака или имени. В-четвертых, экспертизы, заказываемые с целью повысить конкурентоспособность товара (фирмы) за счет удачного выбора коммерческого имени. В-пятых, это ортологические экспертизы, анализирующие соответствие текстов правописательным, грамматическим и стилистическим нормам, требованиям культуры речи.
Лингвистическая экспертиза в сфере рекламы активно развивается. Ее осуществляют такие корпоративные учреждения, как Рекламный совет России (в частности, его Комитет по рассмотрению обращений и практике применения норм саморегулирования и законодательства) и ГЛЭДИС (Гильдия лингвистов — экспертов по документационным и информационным спорам. — Ю.Б.). Экспертизу проводят опытные сотрудники факультета журналистики МГУ, Института русского языка им. В.В. Виноградова РАН, Южно-Уральского государственного университета и других научных и учебных заведений.
^ Экспертиза 1 Результаты лингвистической экспертизы