Урок 6. Этическое учение религии Зороастризма. Дуалистические ереси I тыс. н.э.
Несколько ранее классического периода Античности, в 6 в. до н.э. на территории Ближнего Вотока (современный Иран) появилась такая религия как Зороастризм. От прочих языческих культов её отличало очень развитое этическое начало. В этой религии предлагалась весьма четкая этическая концепция. В рамках настоящего курса её рассмотрение весьма полезно, поскольку эти идеи получили заметное распространение в Римской империи периода рубежа тысячелетий и в первые века христианства в так называемых гностических учениях.
Зороастризм возник на базе уже существовавшей языческой религии Ирана – митраизме (маздеизме), которая была весьма схожа с Индийскими верования того же периода. В VII–VI вв. до н.э. эта религия была реформирована древнеиранским пророком, которого звали Заратуштр (Заратустра). В основу своего учения он положил обязательное требование свободного нравственного выбора всяким человеком благих мыслей, благих слов и благих деяний. То есть его реформа носила принципиально этический характер. Это была одна из древнейших попыток преобразовать языческую религию в этическую.
Самым оригинальным и смелым новшеством Заратустры было утверждение свободы воли, свободного выбора человеком линии поведения. В своих проповедях он выступал принципиальным поборником добра. Он был не только религиозным проповедником, но выдвигал и политические требования. Вообще религиозные и политические вопросы в мировой истории как правило был взаимосвязаны, тем более на Востоке. Заратустра требовал социальной справедливости, которая в первую очередь выражалось в защите прав собственности. Экономической основой древнего Ирана было скотоводчество, а большой проблемой были кочевники, которые грабили оседлых крестьян. Иранский пророк больше всего обличал именно их. Правителей и жрецов которые не боролись с грабителями он обличал как пособников зла. Его идеи нашли поддержку и некоторых представителей знати, а вот со жрецами он решительно разошелся. Заратустра считал, что они проповедуют ложных богов, которые на самом деле являются демонами, их учение ложно и порождает зло.
Согласно его воззрениям этот мир является двойственным, состоит из добрых и злых частей. По сути он является ареной борьбы добра и зла. Двойственность мира обусловлена тем, что богов тоже два: один добрый (Ахура-Мазда), другой злой (Анхра-Майнью). Оба бога существовали изначально и добрый бог является причиной всего доброго, а злой – причиной всего злого. Человек сотворен добрым богом и должен помогать своему творцу борьбой со злом. Однако, он не огражден от влияний злого бога и будучи свободным может перейти на сторону врага. Поэтому все человечество раскололось на добрых и злых.
Значительно позднее его последователи, зороастрийские жрецы разработали эсхатологическую доктрину (учение о судьбе мира), согласно которой мировая история длится 12 тысяч лет. Первые три тысячи лет были «золотым веком» когда не было ни холода, ни зноя, ни болезней, ни смерти, ни старости. Земля была обильна и плодородна, по ней ходили тучные стада. То был период господства Ахура-Мазды. С окончанием «золотого века» Анхра-Майнью навел на землю голод, болезни, смерть. Но в мир явится спаситель из рода Заратустры. Он должен будет победить Анхра-Майнью и воскресить мертвых. После этого мир будет очищен потоком расплавленного металла, и все, что останется после этого, останется существовать вечно. То есть в конечном счете добро одержит полную победу над злом, возникнет вечное царство справедливости, и Ахура-Мазда станет господином вселенной.
Представления о загробной жизни в зороастризме также выражены вполне отчетливо. Они мотивируют человека к ведению нравственной жизни. В них ярко присутствует идея посмертного воздаяния: посмертная участь человека зависит от того как он провел свою земную жизнь. Все, кто почитал Ахура-Мазду и сохранил ритуальную чистоту окажутся в светлом месте, подобии рая, где смогут созерцать весы и золотой трон Ахура-Мазды. Все остальные будут навсегда уничтожены вместе с Анхра-Майнью в конце времен.
Интересны представления зороастрийцев о смерти. Посмертная судьба человека определяется в зороастризме соотношением его добрых и злых дел, слов и помыслов в течение всей жизни. Согласно им душа после смерти отправляется к вершине "Горы Справедливости" (Харе) и должна перейти через мост Чинват, имеющий сверхъестественные свойства. Когда к мосту приближается праведник, он расширяется и становится доступным для прохода по нему. Когда по мосту пытается пройти ритуально нечистый, грешный человек, мост сужается до толщины лезвия меча и грешник падает в бездну. Таким образом этика зороастризма определяется дуалистической картиной мира и идеей посмертного воздаяния.
Наиболее добродетельные деяния праведного человека – труд землепашца и насаждение растений. Все пороки связаны с нарушением ритуальной чистоты. Самыми тяжелыми грехами считаются сожжение трупа (осквернение огня), употребление в пищу падали и противоестественные половые пороки. За них грешника ожидает вечная смерть. Судьба каждого человека заранее определена роком, но от него самого зависит его будущее за гробом. Моральные предписания Зороастризма не имеют формы конкретных предписаний: надлежит быть праведным, делать добро, говорить правду, не нарушать договоров и т.п. Основой добродетели считается триада: добрая мысль, доброе слово, доброе деяние.
Главным нравственным правилом зороастризма являются требования сохранения жизни и борьбы со злом. Не меньшее значение имеет и обрядовое (культовое) почитание священных для зороастрийцев предметов: земли и огня (они священны поскольку являются источниками жизни). Жизнь следует поддерживать постоянным трудом и заботой о продолжении рода. По традиции, самыми почитаемыми из видов деятельности считаются разведение скота и земледелие. Борьба со злом понимается как сражение с демонами и борьба за социальную справедливость. Силы зла суть силы смерти. Бог противостоит злу, как свет тьме, как жизнь нежизни. Поэтому поддерживающие жизнь еда и питье – это тоже способы борьбы против злого бога. Зороастризм не налагает запрета на умерщвление любых живых существ и не предписывает вегетарианства.
Гностицизм – это общее название ряда религиозно-философских движений поздней Античности и раннего Средневековья. В основе гностицизма лежат представления о падении духа, который назывался пневмой, в низший, материальный мир, созданный демиургом – низшим или даже злым божеством. Материя рассматривается как греховное и злое начало, враждебное богу и подлежащее преодолению. В мире рассеяны частицы потустороннего света, облеченные материей, которая удерживает их в этом мире. Они должны быть собраны и возвращены к своим истокам. В своем падшем состоянии душа не может увидеть себя и свое падение. Это помогает сделать спаситель, который дает истинное знание. Спасителями, в различных гностических сектах, объявлялись либо мифологические персонажи, либо основатели религий (как правило Христос). По мнению гностиков, оставленные спасителем священные тексты содержат в зашифрованном виде знание о том, что человек есть частица божественного света, облеченного в материю. Это знание усваивается лишь «духовными» людьми (пневматиками), тогда как не принявшие гностического посвящения «душевные» люди, то есть не вошедшие в гностические секты, вместо подлинного познания ограничиваются религиозной верой. А «плотские» люди, то есть не верующие, вообще находятся в плену у своих чувств и желаний. Для гностицизма было характерно разделение знания на экзотерическое (профанное, таким знанием считалась любая религия, доступная для всей массы людей) и эзотерическое (тайное, для посвященных, собственно сам гностицизм). Гностицизм выдвигал своего рода учение о предопределении: только пневматики могут спастись.
В гностических сектах мир представлялся в виде ступеней, или сфер. Человек пережил падение из мира света и стал узником материи. Его спасение заключается в освобождении от материи и возвращении в духовный мир, мир света, из которого он произошел. Для того чтобы божественное начало в человеке могло вернуться к своему истоку, ему необходимо пересечь границы этих сфер, которые охраняются демоническими властителями (архонтами). Борьба с ними и есть – борьба со злом, которая, в конечном счете, сводилась к борьбе с материей или к освобождению от неё. В этом и состояла этика гностических направлений. Существовало два направления гностической этики: первое было основано на аскетизме, второе на абсолютной распущенности, аморализме.
Представители аскетических направлений гностицизма не просто видели в плоти источник зла и греха, но само тело считали злом, поэтому боролись против всех телесных потребностей. Всякое телесное желание по их мнению вело к смешению души с греховной материей. Даже самые минимальные физиологические потребности (в пище, воде и т.п.) они считали безнравственными, и мирились с ними лишь как с неизбежным злом. Естественно в этих сектах отрицался брак, в том числе и потому, что он приводит к рождению детей, которое связывает в этом злом мире частицы божественного света (пневму). Ничего нельзя любить и ни к чему нельзя привязываться. Гностики учат: «Ты не отсюда, и корни твои не в этом мире». Это этика ухода от мира, которая развивает свой кодекс отрицательных «добродетелей».
Кроме этого, спасение согласно гностицизму сообщается через характерные для него мистерии. К важнейшим из них относились крещение и причастие – искаженные христианские таинства, но кроме того существовало также несколько других обрядов посвящения. С помощью них гностики приводились к тайнам спасения через высшее понимание. Посредством мистических формул приобреталась защита от сил (архонтов), охранявших путь в духовный мир. Гностики считали, что через участие в мистериях происходит передача внутренней силы, чисто физическим образом, что и дает возможность победить зло и вознестись в божественную сферу (Плерому).
Аморальные направления гностицизма исходили из особых представлений о человеке. В них считалось, что животная душа человека (психе), которая живит тело, тоже является материальной, следовательно искра божественного света (пневма – греч. дух) содержится не только в плену тела, но и в плену души. Из этого делался вывод, что всякая деятельность души, в том числе и добродетели, и аскетизм, не могут помочь в деле освобождения духа из этого плена. Освобождает только тайное знание, только оно имеет этическое значение в гностицизме подобного рода. Все прочее безразлично, то есть не является ни добром, ни злом.
Такой гностицизм ставил себя по ту сторону добра и зла, что оборачивалось этическим нигилизмом и аморализмом. Некоторые гностики считали, что тот кто владеет тайным знанием уже спасен и никакой образ жизни ему не может повредить. Нормы недуховной сферы являются необязательными для того, кто духовен. Другие полагали, что независимость от материального можно обрести лишь через полную свободу следовать желаниям плоти (либертинизм – вседозволенность). По их убеждениям материальный мир и его законы, в том числе нравственные, сотворены не божеством, а его противником, следовательно их назначение состоит в том, чтобы удерживать людей в рабстве. Ведь дух – абсолютно свободен, а тело, душа через законы природы и нравственные законы сковывают эту свободу. Значит целью пневматика (духовного человека) является освобождение духа через нарушение всех законов и физических (тело) и нравственных (душа). Свобода делать все превращается в требование делать все. Если человек не обрел свободы духа в пределах одной земной жизни, то он воплощается вновь. Безнравственная и распущенная жизнь становится «нравственным» долгом последователей гностицизма, ведь если оставить за собой хоть что-то не содеянное из всего возможного, то дух вновь будет послан в другое тело, поскольку он не достиг полноты свободы. Это означает, что человек не освободится от власти ангелов, сотворивших мир, но всегда будет перевоплощаться, до тех пор пока он не совершит каждое из деяний, возможных в мире, и только тогда, когда ничего не содеянного им не остается, он будет освобожден ради того Бога, который выше сотворивших мир ангелов.
Если аскетический гностицизм видел свободу духа в отказе от пользования телом, то аморальный видел свободу в злоупотреблении им. Он предлагал грех как средство спасения. Подобный аморализм на религиозной почве – не частое явление. Это один из источников средневекового сатанизма. Нужно отметить, что подобная распущенность не распространялась на рядовых членов гностических сект, будучи уделом избранных. В истории практические последствия гностических взглядов чаще развивались по направлению к аскетизму, нежели распущенности.
Вопросы для самостоятельного повторения материала.
1. В чем состояло этическое учение Заратустры.
2. Опишите главные составляющие культовой нравственной жизни в Зороастризме.
3. Как обосновывали нравственное учение представители аскетического и аморального гностицизма.