Межэтнические (межнациональные) отношения — отно[ шения между этносами (народами), охватывающие все сфе[ ры общественной жизни

Основная научная проблема — определить исходя из идей гуманизма, анализа исторического опыта оптимальные пути регулирования межэтнических отношений. Проблема много& аспектна, включает вопросы истории и современной повсе& дневной жизни, духовного мира личности, культуры, обра& зования, социологии, психологии, экономических, полити& ческих, правовых отношений; поэтому ученые используют методы ряда гуманитарных наук. С середины XIX в. всесто& ронне исследует проблему этнология — наука, изучающая процессы формирования и развития различных этнических групп, их идентичность, формы их культурной самооргани& зации, их коллективного поведения, взаимодействия лично& сти и социальной среды.

Этнология выделяет два уровня межэтнических отноше& ний. Один уровень — взаимодействие народов в разных сферах общественной жизни: политике, культуре, производ& стве, науке, искусстве и т. п. Другой уровень — межлично& стные отношения людей различной этнической принад& лежности в разных формах общения — трудовом, семейно& бытовом, образовательном, неформальных видах взаимоот& ношений.

Межнациональные отношения находят свое выражение в человеческих действиях и во многом зависят от индивиду& ального поведения и его мотивации, которая базируется на личном опыте, овладении культурными нормами, влиянии семьи, ближайшего окружения.

Для этнических процессов современности характерны две тенденции: интеграции — сотрудничества, объединения раз& ных этногосударственных общностей, сближения всех сто& рон жизни народов; дифференциации — стремления народов к национальной самостоятельности.

Межэтнические отношения могут быть дружественными, взаимоуважительными либо, наоборот, конфликтными, враждебными.

 
МЕЖЭТНИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

Стихийно складывавшееся сотрудничество многие века известно человечеству, состоящему из огромного количества общностей, представляющих в совокупности этнически сме& шанную среду, где часто действует продуктивное сотрудни& чество в производстве материальных благ, в повседневной жизни; создание и сбережение национальных культурных ценностей сочетается с познанием других культур.

В XX в. отмечается возрастание интеграционных тен денций двоякой направленности:

• экономическая, политическая интеграция, ведущая к образованию союзов государств;

• интеграция национальных образований в пределах мно& гонациональной страны. Это может отвечать интересам на& родов, живущих в едином государстве, способствовать ук& реплению этого единства.

Значителен отечественный опыт межнационального со& трудничества. Во всех отраслях хозяйства и культуры СССР плодотворно трудились многонациональные коллективы. Сплоченность народов ярко проявилась в боях, труде, по& вседневной жизни в годы Великой Отечественной войны, в послевоенном возрождении страны.

Сотрудничество в культурной сфере обеспечило ликвида& цию неграмотности, создание письменности 50 этносов, рас& цвет яркого, самобытного искусства малочисленных наро& дов. Ученые отмечают, что в Советском Союзе в XX в. не исчезла ни одна малая культура и фактически сохранилась вся этническая мозаика огромного государства, в то время как в других регионах мира исчезли сотни малых культур. В то же время ошибки и преступления органов тоталитар& ной власти привели к тяжелым трагедиям многих людей и целых народов. Многовековые национальные связи были на& рушены из&за непродуманного административно&территори& ального деления, ухудшилась экологическая обстановка в регионах проживания коренных малочисленных этносов. Насильственное переселение народов, незаслуженно обви& ненных в пособничестве немецким оккупантам, нанесло большой урон достоинству сотен тысяч людей, тяжело отра& зилось на их судьбах. Потребовалось длительное время для восстановления нарушенных прав народов нашей страны.

В Европе, других частях света в последней трети XX в. широкое развитие получила интеграция в сфере экономики, а затем и политики. Это связано с процессом глобализации, складыванием постиндустриального, информационного об& щества, а также с необходимостью единства в борьбе с меж& дународным терроризмом.

Один из примеров интеграции — деятельность Европей&

ского союза (ЕС), объединяющего (2005 г.) 25 государств с

 

населением 450 млн человек, говорящих на 40 языках. В ЕС введены единое гражданство, единая валюта — евро. Созданы наднациональные органы власти: Европарламент, Совет ЕС, Европейский суд. Разработана Конституция ЕС. Однако она мо& жет вступить в силу лишь после ее одобрения всеми странами ЕС (решением парламента или всенародным референдумом).

Россия не остается в стороне от интеграционных процес&

сов XXI в. Это, в частности, проявляется:

• в заботе о формировании общего экономического, гума& нитарного правового пространства с несколькими странами, входящими в созданное после распада СССР Содружество Независимых Государств;

• в переговорах с Евросоюзом о взаимодействии в сферах экономики, правосудия, безопасности, науки, образования, культуры. Большое место в документах о партнерстве уде& лено совместным действиям по соблюдению принципа не& дискриминации, включая противодействие любым формам нетерпимости и расизма, уважению прав человека.

Наряду с тенденцией к международной интеграции суще& ствует и тенденция к дифференциации. Она проявляется в разных формах. В основном в мирной форме прошло обра& зование независимых постсоветских государств, разделение Чехословакии на два государства — Чехию и Словакию. Вооруженные действия сопровождали распад Югославии.

I «Чем государства просвещеннее, тем больше они сооб&

i щают друг другу идей и тем больше увеличивается си& . I ла и деятельность всемирного ума». 1

\: К. Гельвеции i

МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ

Понятие «социальный конфликт» вам известно. К числу значимых для индивида и человечества относятся конфлик& ты между этническими общностями. В научных трудах эт& нический конфликт часто определяется как любая форма гражданского, политического или вооруженного противобор& ства, в котором стороны (или одна из них) мобилизуются, действуют и страдают, исходя из этнических различий.

Это определение вызвало возражение, ибо оно рассматри& вает конфликт как стадию крайнего обострения противоре& чий. Была предложена более широкая трактовка: этничес& кий конфликт — это любая конкуренция (соперничество) между группами, от противоборства за обладание ограничен& ными ресурсами до социальной конкуренции, во всех тех случаях, когда противостоящая сторона определяется с точ& ки зрения этнической принадлежности ее членов.

Межэтнические конфликты порождаются не существова&

нием этносов, а политическими, социальными условиями, в

 

которых они живут и развиваются. Нередко созданию «об& раза врага» способствует и обращение к тем страницам ис& торической памяти, где запечатлены прежние обиды и фак& ты (иногда извращенные) далекого прошлого.

Рассмотрим основные причины конфликтов, ярко выра& жающихся в целях и действиях противоборствующих сто& рон.

Территориальные причины — борьба за изменение гра& ниц, за присоединение к другому («родственному» с куль& турно&исторической точки зрения) государству, за создание нового независимого государства. Эти требования смыка& ются с политическими целями движений, стремящихся к образованию «собственного» суверенного государства. Требо& вания сепаратистского1 характера особенно опасны, ибо они непосредственно затрагивают большие массы людей, связа& ны с вопросами о разделе или упразднении государства.

«Речь идет о том, — пишет один из российских этноло& гов, — в каком государстве жить, кому подчиняться, на ка& ком языке говорить, кому молиться, как перемещаться, кто будет защищать жизнь и собственность людей, наконец, ка& кой гимн петь и каких героев и какие могилы почитать».

Экономические причины — борьба этносов за обладание собственностью, материальными ресурсами, среди которых большую ценность, в частности, имеют земля, недра.

Социальные причины — требования гражданского равно& правия, равенства перед законом, в образовании, в оплате труда, равенства при приеме на работу, особенно на престижные места в органах власти.

КультурноOязыковые причины — требования сохранения или возрождения, развития языка, культурной общности. Умаление роли родного языка, сплачивающего этническую общность в единое целое, особенно остро воспринимается и нередко служит причиной конфликта.

В мире существуют сотни национальных культур, каж& дый этнос обладает самобытной культурой, относится к ней бережно. Попытки принизить ее значение в угоду культуре другого, более крупного этноса вызывают протест, могут служить причиной конфликта. Есть и другая опасность: иногда этнос исходит из того, что его культура призвана до& минировать по отношению к другим культурам.

Источником межэтнической напряженности служит на& ционализм — идеология, психология, политика групп лю& дей, утверждающих приоритет национальных ценностей пе& ред всеми другими, верховенство интересов своего этноса,

1 Сепаратизм (здесь) — это требования суверенитета и независимости для этнически обозначенной территории, направленные против государст& венной власти страны проживания.

 

противопоставляемых интересам других этносов. Идея наци& ональной исключительности часто принимает форму ксено& фобии1, ведущей к истреблению так называемых «неполно& ценных» рас и народов.

В памяти человечества навсегда остались кровавые результаты шовинизма. Это геноцид армянского народа в

1915 г., когда действия Османской империи привели к смер& ти 1,5 млн человек. Это организованная гитлеровцами вели& чайшая трагедия — Холокост (всеуничтожение через сожже& ние), приведший к гибели 6 млн человек — более половины еврейского населения Европы. Это действия гитлеровцев по уничтожению славянского населения «восточного простран& ства» и превращению оставшихся в рабочую силу для «выс& шей расы».

Наши рекомендации