Внутренняя организация и порядок формирования Совета Федераций Федерального Собрания Российской Федерации
Конституция РФ учреждает Федеральное Собрание как один из органов, осуществляющих государственную власть в Российской Федерации. Поскольку эта статья помещена в Главе 2 «Основы конституционного строя», изменить положение Федерального Собрания в системе органов государственной власти можно только через сложный порядок изменений самой Конституции РФ.
Другая важная гарантия, закрепленная в Главе 2, состоит в том, что орган законодательной власти как часть системы разделения властей самостоятелен по отношению к другим. Положение Федерального Собрания определяется принципом разделения властей, который в равной мере противостоит непомерному возвышению любой из трех властей и возможности контроля одной власти другой.
Никто не может вмешиваться в прерогативу Федерального Собрания по принятию законов, чем обеспечивается подлинное всесилие парламента и его независимость в отправлении своей главной функции.
Вместе с тем законотворческая независимость не является абсолютной. Она ограничивается через такие институты конституционного права, как президентское вето, референдум, поскольку с его помощью могут быть одобрены некоторые законы и без парламента, чрезвычайное и военное положение, которое приостанавливают действие законов, право Конституционного Суда РФ объявлять законы неконституционными, право Президента РФ распускать Государственную Думу при определенных обстоятельствах, ратифицированные международные договоры, которые по юридической силе выше законов, требование Конституции РФ о принятии Государственной Думой финансовых законов только при наличии заключения Правительства РФ. Эти ограничения вытекают из принципа разделения властей с его «сдержками и противовесами». Они не умаляют независимого положения Федерального Собрания в системе органов государства.
Ст. 94 Конституции РФ устанавливает, что Федеральное Собрание – парламент Российской Федерации, тем самым, давая ему не более как самую общую характеристику через общеупотребительный термин. Но в этой же статье Федеральное Собрание характеризуется как представительный и законодательный орган Российской Федерации, что уже раскрывает основное назначение данного парламентского учреждения.
Порядок деятельности Совета Федерации, его органов и должностных лиц определяется Конституцией РФ, федеральными законами, Регламентом Совета Федерации, принятым Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, и решениями Совета Федерации.
Согласно Регламенту Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации[160], деятельность Совета Федерации основывается на принципах коллективного свободного обсуждения и решения вопросов. Заседания Совета Федерации проводятся открыто, но палата вправе проводить и закрытые заседания. Совет Федерации избирает тайным голосованием из своего состава Председателя и Заместителя Председателя Совета Федерации. Кроме того, для обеспечения оперативного и коллегиального обсуждения неотложных вопросов деятельности Совета Федерации, связанных с его постоянным функционированием, создается такой постоянно действующий коллегиальный орган, как Совет Палаты.
Согласно ст.101 Конституции РФ, ст. 26 Регламента, Совет Федерации образует комитеты и комиссии из числа членов палаты, являющиеся постоянно действующими органами палаты.
Совет Федерации образует комитеты Совета Федерации из числа членов палаты. Комитеты Совета Федерации являются постоянно действующими органами палаты.
Совет Федерации образует постоянные комиссии и может создавать временные комиссии из числа членов палаты. Постоянные комиссии Совета Федерации являются постоянно действующими органами палаты.
Комитеты и постоянные комиссии Совета Федерации образуются для разработки базовых, концептуальных предложений по реализации конституционных полномочий Совета Федерации, предварительного рассмотрения одобренных Государственной Думой и переданных на рассмотрение Совета Федерации проектов законов Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, принятых Государственной Думой и переданных на рассмотрение Совета Федерации федеральных законов, а также других вопросов, отнесенных к ведению Совета Федерации Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами.
Временные комиссии создаются Советом Федерации для решения конкретной задачи и (или) на определенный срок. Создание временной комиссии согласовывается с комитетом (комиссией) Совета Федерации, в вопросы ведения которого входит вопрос ведения этой временной комиссии. Решение Совета Федерации о создании временной комиссии оформляется постановлением Совета Федерации. В постановлении Совета Федерации указываются конкретная задача, для решения которой создана временная комиссия Совета Федерации, ее полномочия, срок деятельности и состав.
В состав временной комиссии Совета Федерации могут входить Председатель Совета Федерации, заместители Председателя Совета Федерации.
Совет Федерации принимает решение о прекращении деятельности временной комиссии Совета Федерации по истечении срока, на который она была создана, и (или) по выполнении возложенной на нее задачи.
Комитет, комиссия Совета Федерации:
1. разрабатывает и предварительно рассматривает законопроекты и поправки к законопроектам по вопросам своего ведения (в том числе в порядке реализации права законодательной инициативы Совета Федерации), а также проекты иных нормативных правовых актов и поправки к ним;
2. готовит предложения по разделам проекта федерального бюджета в соответствии с вопросами своего ведения;
3. осуществляет подготовку заключений по одобренным Государственной Думой и переданным на рассмотрение Совета Федерации проектам законов Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, по принятым Государственной Думой и переданным на рассмотрение Совета Федерации федеральным законам;
4. предварительно рассматривает внесенные в Государственную Думу законопроекты, по согласованию с комитетами и комиссиями Государственной Думы может направлять своих представителей для работы над законопроектами в комитетах, комиссиях и рабочих группах Государственной Думы;
5. готовит проект постановления Совета Федерации об обращении к Общественной палате Российской Федерации о проведении общественной экспертизы проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов;
6. может предварительно рассматривать по согласованию с субъектами Российской Федерации проекты законов субъектов Российской Федерации по вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;
7. рассматривает законопроекты и поправки к законопроектам по вопросам своего ведения, разработанные членами Совета Федерации в порядке реализации права законодательной инициативы и направленные ими в комитет, комиссию;
8. готовит по вопросам своего ведения материалы к ежегодному докладу Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации о состоянии законодательства в Российской Федерации;
9. готовит и направляет по поручению Председателя Совета Федерации Общественной палате Российской Федерации по ее запросу документы и материалы, необходимые для проведения общественной экспертизы проектов законов Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации, проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов (за исключением материалов, содержащих сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну), в течение трех дней со дня поступления запроса Общественной палаты Российской Федерации в Совет Федерации либо со дня начала очередной сессии Совета Федерации (если запрос Общественной палаты Российской Федерации поступил в Совет Федерации в период между сессиями Совета Федерации);
10. рассматривает федеральные и региональные целевые программы по вопросам своего ведения и их исполнение;
11. принимает участие в международном сотрудничестве по вопросам своего ведения;
12. рассматривает ежегодный доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и готовит по нему заключение;
13. может готовить по поручению Председателя Совета Федерации в соответствии с вопросами своего ведения предложения по законодательным актам, принятым Парламентом Союзного государства, Межпарламентской Ассамблеей Евразийского экономического сообщества, модельным законодательным актам, принятым Межпарламентской Ассамблеей государств - участников Содружества Независимых Государств, а также разрабатывает и предварительно рассматривает проекты указанных актов;
14. организует проведение парламентских слушаний, «круглых столов» и иных мероприятий по вопросам своего ведения;
15. участвует в подготовке и проведении «правительственного часа» на заседании Совета Федерации;
16. решает вопросы организации своей деятельности;
17. вносит в Совет палаты предложения по кандидатурам для награждения Почетной грамотой Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации;
18. вносит в Совет палаты предложения о награждении государственными наградами членов комитета, комиссии Совета Федерации и работников аппарата комитета, комиссии Совета Федерации;
19. организует согласно графику, утверждаемому Председателем Совета Федерации, проведение личного приема граждан членами комитета, комиссии в соответствии с вопросами своего ведения;
20. рассматривает иные вопросы, отнесенные к его (ее) ведению Советом Федерации.
Комитет, комиссия Совета Федерации вправе направлять письменные обращения по вопросам своего ведения в Правительство Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, а также запрашивать материалы и документы, необходимые для их деятельности, у государственных органов, общественных объединений, должностных лиц.
В своей работе руководствуются Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, постановлениями Совета Федерации, настоящим Регламентом, решениями Совета палаты, распоряжениями Председателя Совета Федерации, а также его письменными поручениями.
По предложению председателя комитета, комиссии рассматривает и утверждает распределение обязанностей между председателем, первым заместителем председателя и заместителями председателя комитета, комиссии Совета Федерации.
Комитет, комиссия Совета Федерации разрабатывает план своей работы.
Совет Федерации образует следующие комитеты и комиссии:
· Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству;
· Комитет Совета Федерации по правовым и судебным вопросам;
· Комитет Совета Федерации по делам Федерации и региональной политике;
· Комитет Совета Федерации по вопросам местного самоуправления;
· Комитет Совета Федерации по обороне и безопасности;
· Комитет Совета Федерации по бюджету;
· Комитет Совета Федерации по финансовым рынкам и денежному обращению;
· Комиссию Совета Федерации по взаимодействию со Счетной палатой Российской Федерации;
· Комитет Совета Федерации по международным делам;
· Комитет Совета Федерации по делам Содружества Независимых Государств;
· Комиссию Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности;
· Комиссию Совета Федерации по методологии реализации конституционных полномочий Совета Федерации;
· Комитет Совета Федерации по социальной политике;
· Комитет Совета Федерации по науке, образованию, здравоохранению и экологии;
· Комиссию Совета Федерации по делам молодежи и спорту;
· Комитет Совета Федерации по экономической политике, предпринимательству и собственности;
· Комитет Совета Федерации по промышленной политике;
· Комиссию Совета Федерации по естественным монополиям;
· Комитет Совета Федерации по природным ресурсам и охране окружающей среды;
· Комитет Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и рыбохозяйственному комплексу;
· Комитет Совета Федерации по делам Севера и малочисленных народов;
· Комиссию Совета Федерации по информационной политике;
· Комиссию Совета Федерации по контролю за обеспечением деятельности Совета Федерации;
· Комиссию Совета Федерации по национальной морской политике;
· Комиссию Совета Федерации по культуре;
· Комиссию Совета Федерации по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству.
Комитеты и постоянные комиссии Совета Федерации имеют равные права и несут равные обязанности по реализации конституционных полномочий палаты.
Координацию деятельности Комиссии Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности, Комиссии Совета Федерации по методологии реализации конституционных полномочий Совета Федерации и Комиссии Совета Федерации по контролю за обеспечением деятельности Совета Федерации осуществляет Председатель Совета Федерации.
Решения Комиссии Совета Федерации по контролю за обеспечением деятельности Совета Федерации утверждаются Председателем Совета Федерации.
Совет Федерации может принять решение о реорганизации или ликвидации отдельных комитетов и постоянных комиссий либо об образовании новых комитетов и постоянных комиссий. Такое решение принимается в порядке, установленном главой 32 Регламента.
Заседания комитета, комиссии Совета Федерации проводятся не реже двух раз в месяц в соответствии с графиком, утверждаемым комитетом, комиссией. О заседании комитета, комиссии Совета Федерации председатель комитета, комиссии, как правило, не менее чем за 72 часа уведомляет членов комитета, комиссии, Председателя Совета Федерации, соответствующие комитеты, комиссии Государственной Думы, полномочного представителя Президента Российской Федерации в Совете Федерации, полномочного представителя Правительства Российской Федерации в Совете Федерации, соответствующие федеральные органы исполнительной власти, совет Общественной палаты Российской Федерации, а также субъекты права законодательной инициативы, законопроекты которых подлежат рассмотрению. Для извещения других членов Совета Федерации используются информационные ресурсы Совета Федерации.
Для обеспечения оперативного и коллегиального обсуждения неотложных вопросов деятельности Совета Федерации, связанных с его постоянным функционированием, образуется Совет палаты, являющийся постоянно действующим коллегиальным органом Совета Федерации.
В его состав входят Председатель Совета Федерации, его заместители, председатели комитетов и комиссий Совета Федерации и Комиссии по регламенту и парламентским процедурам.
Заседания Совета Федерации проводятся открыто. По решению Совета Федерации, палата может проводить закрытые заседания.
В соответствии с Федеральным законом от 5 августа 2000 г. № 113-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации»[161] в Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от законодательно (представительного) и исполнительного органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Членом Совета Федерации может быть избран (назначен) гражданин Российской Федерации, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, и достигший возраста 30 лет.
Кандидатом для избрания (назначения) в качестве представителя в Совете Федерации может быть:
а) депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (далее - Государственная Дума), входивший в качестве кандидата в депутаты в региональную группу кандидатов федерального списка кандидатов, соответствующую субъекту Российской Федерации или части территории субъекта Российской Федерации, органом государственной власти которого осуществляется его избрание (назначение) членом Совета Федерации, либо соответствующую группе субъектов Российской Федерации, органом государственной власти одного из которых осуществляется его избрание (назначение) членом Совета Федерации;
б) депутат законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органом государственной власти которого осуществляется его избрание (назначение) членом Совета Федерации;
в) депутат представительного органа муниципального образования, расположенного на территории субъекта Российской Федерации, органом государственной власти которого осуществляется его избрание (назначение) членом Совета Федерации.
В случае досрочного прекращения полномочий члена Совета Федерации - представителя от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации новый член Совета Федерации - представитель от этого органа должен быть избран не позднее трех месяцев со дня прекращения полномочий предыдущего члена Совета Федерации.
Кандидатуры для избрания представителя в Совете Федерации законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации вносятся на рассмотрение этого органа его председателем.
Группа депутатов численностью не менее одной трети от общего числа депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации может внести на рассмотрение этого органа альтернативные кандидатуры для избрания представителя в Совет Федерации.
Представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации назначается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) на срок его полномочий.
Член Совета Федерации – представитель от исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации должен быть назначен не позднее трех месяцев со дня вступления в должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), в том числе в случае досрочного прекращения полномочий предыдущего высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).
В случае досрочного прекращения полномочий члена Совета Федерации - представителя от исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации новый член Совета Федерации - представитель от этого органа должен быть назначен не позднее трех месяцев со дня прекращения полномочий предыдущего члена Совета Федерации.
Рассмотрение законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации кандидатуры (кандидатур) для избрания представителя в Совете Федерации осуществляется в соответствии с регламентом этого органа.
Решение об избрании (о назначении) члена Совета Федерации направляется в Совет Федерации соответственно законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации или высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) не позднее чем на следующий день после дня вступления решения в силу телеграммой уведомляет Совет Федерации о содержании решения и о дате его вступления в силу и не позднее пяти дней со дня вступления решения в силу.
В тот же срок избранный (назначенный) член Совета Федерации представляет в Совет Федерации копию приказа (иного документа) об освобождении его от обязанностей, несовместимых со статусом члена Совета Федерации, либо копию документа, удостоверяющего, что им в трехдневный срок было подано заявление об освобождении от таких обязанностей.
Избранный (назначенный) член Совета Федерации в пятидневный срок со дня вступления в силу решения о его избрании (назначении) направляет в Совет Федерации копию приказа (иного документа) об освобождении от обязанностей, несовместимых со статусом члена Совета Федерации, либо копию документа, удостоверяющего, что им в трехдневный срок было подано заявление об освобождении от таких обязанностей.
Комиссия Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности проверяет соответствие документов, подтверждающих полномочия члена Совета Федерации либо устанавливающих основания досрочного прекращения полномочий члена Совета Федерации, положениям федеральных законов «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» и «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации». По результатам проверки указанных документов Комиссия Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности готовит заключение.
В заключение Комиссии Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности приводится перечень документов, предусмотренных статьей 8 Федерального закона «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» и подтверждающих полномочия члена Совета Федерации либо устанавливающих основания досрочного прекращения полномочий члена Совета Федерации.
Вопрос о подтверждении или досрочном прекращении полномочий члена Совета Федерации включается в повестку дня ближайшего заседания Совета Федерации по предложению Комиссии Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности.
Рассмотрение вопроса о подтверждении или досрочном прекращении полномочий члена Совета Федерации начинается с доклада председателя либо по его поручению первого заместителя или заместителя председателя Комиссии Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности.
Решение о подтверждении полномочий члена Совета Федерации принимается без обсуждения большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации и оформляется постановлением Совета Федерации.
В случае принятия Советом Федерации решения о подтверждении полномочий члена Совета Федерации полномочия прежнего члена Совета Федерации в связи с истечением срока полномочий органа государственной власти субъекта Российской Федерации, избравшего (назначившего) его, прекращаются, что оформляется постановлением Совета Федерации, не требующим специального голосования.
Члены Совета Федерации – представители по должности от субъектов Российской Федерации в Совете Федерации продолжали исполнять свои полномочия после вступления в силу решений об избрании (о назначении) членов Совета Федерации – представителей от законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации.