Контингента, отнесенные ко второй категории, до особого на то распоряжения репрессии не подвергаются. 3 страница
4 Там же.
5 Реабилитация: как это было... С. 320.
6 См.: «Телеграмма начальника УНКВД по Орджоникидзевской области П. Ф. Булаха наркому внутренних дел СССР Н. И. Ежову» от 11 авгу-
Кроме этого, начальники УНКВД приводили сведения об актах саботажа в колхозах и на фабриках, запланированных терактах и националистических устремлениях1.
Л. П. Газов, назначенный 23 июля 1937 г. начальником УНКВД по Кировской области, подкреплял свою просьбу о повышении лимитов ссылкой на «вскрытие» «до сего времени не учтенных кулаков, членов сект и церквей» и запрашивал разрешение начать операцию в отношении «спецконтингента» по второй категории2.
В Оренбурге и Казахстане основой для повышения лимитов стало незапланированное включение в репрессируемый контингент «контрреволюционных элементов»3.
Запрос начальника УНКВД по Омской области Г. Ф. Горбача о повышении лимитов представляет интерес тем, что демонстрирует приведение в движение механизма «кулацкой операции». Этот процесс можно описать как усиление террора посредством отзыва руководителей, проявивших нерешительность. Персональный состав тройки УНКВД по Омской области, утвержденный Политбюро 9 июля 1937 г., уже 28 июля 1937 г. был полностью заменен другим4. Имеются доказательства того, что инициатором отзыва первоначального состава тройки выступил сам Сталин. Причиной явилось то, что омское партийное и чекистское руководство проявляло слишком слабую активность в борьбе с врагами и предоставило заниженные цифры репрессируемых в ходе «кулацкой операции». Новым руководителем УНКВД и председателем тройки стал Г. Ф. Горбач (1898-1939), один из наиболее безжалостных чекистов эпохи Большого террора. Он сразу же доказал свою «большевистскую бдительность», проведя
ста 1937 г. // Юнге М., Бордюгов Г. А., Биннер Р. Вертикаль большого террора... С. 177-182; «Телеграмма начальника УНКВД по Московской области С. Ф. Реденса наркому внутренних дел СССР Н. И. Ежову "О ходе изъятия контрреволюционного кулацкого и уголовного элемента"» от [не ранее 15 августа] 1937 г. // Там же. С. 182-186.
1 Там же.
2 «Телеграмма начальника УНКВД по Кировской области Л. П. Газова в ЦК ВКП(б) и НКВД СССР» от 1 сентября 1937 г. // Там же. С. 199.
3 «Телеграмма начальника УНКВД по Оренбургской области А. И. Успенского в ЦК ВКП(б) и НКВД СССР» от 27 августа 1937 г. // Там же. С. 197; «Телеграмма наркома внутренних дел Казахской ССР Л. М. За-лина наркому внутренних дел СССР Н. И. Ежову» от 6 сентября 1937 г. // Там же. С. 200.
4 «Телеграмма начальника УНКВД по Омской области Г. Ф. Горбача наркому внутренних дел СССР Н. И. Ежову» от 15 августа 1937 г. // Там же. С 189.
в Омске массовые аресты: «по состоянию на 1 августа с. г. арестовано по первой категории всего 3008 человек»1. И это при том, что в приказе № 00447 Омской области был утвержден лимит в 1 тыс. чел. по первой категории2. Следовательно, лимит уже был исчерпан до начала «кулацкой операции». Интересно, что оперсекретарь на шиф-ротелеграмме председателя омской тройки сделал пометку: «Нарком одобряет действия Горбача»3.
15 августа Горбач направил еще одну телеграмму на имя Ежова, содержащую просьбу об увеличении лимита4. На левом поле оригинала этого письма Сталин поставил рукописную пометку: «т. Ежову, за увеличение лимита до 8 тысяч. И. Сталин»5.
Факт еще одного прямого вмешательства Сталина в процесс повышения лимитов, зафиксированный в документах, относится к началу октября 1937 г. На ходатайство начальника УНКВД по Красноярскому краю Д. Д. Гречухина (1903-1939) об увеличении лимита по первой категории с 750 чел. до 6 тыс. незамедлительно последовало указание: «Дать дополнительно Красноярскому краю 6 тыс. чел. лимита по первой категории. За. И. Сталин, В. Молотов»6.
Следует отметить, что руководство НКВД и ЦК ВКП(б) было завалено ходатайствами о повышении лимитов, что наглядно демонстрирует обзорная таблица о реализации приказа № 00447 в масштабах всего Советского Союза7. Центр почти всегда реагировал положительно, округляя испрашиваемые цифры в сторону увеличения. В провинциях отношение к лимитам было таким же, как к плановым цифрам очередной партийно-хозяйственной кампании. По имеющимся сведениям, ни один из региональных руководителей не отважился остаться в рамках первоначально выделенной квоты, что вполне допускалось в тексте приказа № 00447.
1 См.: Сталин и Главное управление госбезопасности... С. 644.
2 См. документ № 31 в настоящем издании.
3 Петрушин А. А. «Мы не знаем пощады...» Известные, малоизвестные и неизвестные события из истории Тюменского края по материалам ВЧК-ГПУ-НКВД-КГБ. Тюмень, 1999. С. 137.
4 Феофанов Ю. Расстрел по 1-й категории // Известия. 1996. 3 апреля.
5 Там же.
6 «Шифротелеграмма УНКВД по Красноярскому краю № 442» от 6 октября 1937 г. // Трагедия советской деревни... Т. 5. Кн. 1. С. 381-382; Вылцан М. Гарантируется высшая мера // Труд. 1997.2 августа. С. 5. Согласно Арчу Гет-ти, такого рода личные вмешательства со стороны Сталина не были единичным фактом. См.: Getty G. A. «Excesses are not permitted*... P. 113-139.
7 См.: Юнге M., Бордюгов Г. А., Биннер Р. Вертикаль большого террора... С. 519-598.
Еще не совсем ясно, как выглядел процесс принятия решений о повышении лимитов. Меньшая часть запросов обсуждалась Политбюро, решения последнего зафиксированы в его протоколах под заголовком «Об антисоветских элементах», или «Вопрос НКВД». Они широко публиковались в последние годы. Большинство же запросов направлялось начальниками УНКВД в служебном порядке Ежову, как это предписывал приказ № 00447По данным М. Янсена и Н. Петрова, подобным образом было осуждено около 300 тыс. чел.2 Очевидно, Ежов отвечал на запросы подчиненных после консультации со Сталиным телеграммой, возможно, и по телефону. До сего дня опубликованы только некоторые из ответов Ежова, переданные телеграфом. Общее количество этих телеграмм, хранящихся в архивных фондах, неизвестно. Однако следует отметить, что, по мнению биографов Ежова, вряд ли он брал на себя ответственность и без согласия Сталина произвольно увеличивал масштабы репрессий3.
На основании телеграммы первого секретаря республиканского комитета ВКП(б) Коми АССР А. А. Семичева в ЦК ВКП(б) от 26 августа 1937 г. можно констатировать, что процесс повышения лимитов нередко сопровождался борьбой компетенций4. Так, в телеграмме Семичев сообщил, что Политбюро выделило 10 июля 1937 г. автономной республике лимит в размере 432 чел. (211 чел. — по первой и 221 чел. — по второй категории), а НКВД СССР его уменьшил до 400 чел. (100 чел. — по первой и 300 чел. — по второй категории согласно приказу № 00447), в то время как «после окончательного выявления» потенциальных жертв необходимо было его увеличить до 1431 чел.5 Однако ответа на свою просьбу Семичев не получил, поэтому и просил хотя бы увеличить лимит до цифр, утвержденных Политбюро 10 июля. В результате 28 августа 1937 г. для Коми АССР постановлением Политбюро ЦК ВКП(б) был утвержден первоначальный лимит в размере 432 чел.6
1 См. второй раздел, 3-й пункт в документе № 31 настоящего издания.
2 Петров Н. В., Янсен М. «Сталинский питомец» Николай Ежов. М., 2008. С. 106. Пока неясно, почему партийные секретари также подписывали запросы о повышении лимитов.
3 Там же.
4 «Телеграмма первого секретаря РК ВКП(б) Коми АССР А. А. Семичева в ЦК ВКП(б), И. В. Сталину» от 26 августа 1937 г. // Юнге М., Бордюгов Г. А., Биннер Р. Вертикаль большого террора... С. 196.
5 Там же.
6 Постановление Политбюро ЦК ВКП(б) № П 51/781 «Об антисоветских элементах» от 28 августа 1937 г. // РГАНИ. Ф. 89. Оп. 73. Д. 73. Л. 1.
Таким образом, Семичев, который мог и не знать, что Политбюро утвердило приказ № 00447, весьма удачно сыграл на противопоставлении авторитета высшего партийного органа и НКВД, выступая против корректировки лимитов руководством НКВД и одновременно настаивая на праве местных органов сортировать врагов по соответствующим категориям или подвергать их более жестким репрессиям, отдавая предпочтение первой категории1. В свою очередь, Политбюро продемонстрировало сдержанность, проигнорировав требования местного НКВД и партийного руководства о повышении лимита до 1431 чел. и вернувшись к старым цифрам. В результате руководство Коми АССР вплоть до конца операции не ходатайствовало больше о повышении лимитов, что в масштабах СССР являлось, скорее, исключением из правил.
Интерес представляет также тесное сотрудничество партийного и чекистского руководства регионов. Упомянутый ранее Семичев сообщал, что начальник УНКВД отправил Ежову 12 августа 1937 г. телеграмму, в которой обосновывал «наши (курсив наш. — Авт.) мотивы о необходимости увеличения репрессий»2. Первый секретарь Северо-Осетинского обкома ВКП(б) Ф. Г. Коков писал: «Ознакомившись в НКВД со следственными делами по операции антисоветских элементов, прошу увеличить цифру подлежащих расстрелу еще на 200 человек. Тов. Ежову подробности почтой»3. В Алтайском крае первый секретарь крайкома ВКП(б) Л. Н. Гусев и начальник УНКВД С. П. Попов составили совместный отчет, в котором также запрашивали об увеличении лимитов4. Доступные исследователям телеграммы показывают, что именно партийный глава региона, после многочисленных безуспешных ходатайств своего начальника УНКВД, мог в конце концов получить согласие ЦК или Сталина на увеличение лимитов. В целом же просьбы о повышении лимитов как по партий
1 Феномен апелляции по вопросу размера лимитов в начале июля 1937 г. наблюдался во многих регионах СССР, в особенности если речь идет о попытке добиться выделения более высокого лимита.
2 См.: «Телеграмма первого секретаря РК ВКП(б) Коми АССР А. А. Се-мичева в ЦК ВКП(б), И. В. Сталину» от 26 августа 1937 г. // Юнге М., Бордюгов Г. А., Биннер Р. Вертикаль большого террора... С. 196.
3 «Телеграмма первого секретаря Северо-Осетинского обкома ВКП(б) Ф. Г. Кокова в ЦК ВКП(б), Сталину» от 6 сентября 1937 г. // Юнге М., Бордюгов Г. А., Биннер Р. Вертикаль большого террора... С. 201.
4 «Телеграмма первого секретаря Алтайского крайкома ВКП(б) Л. Н. Гусева и начальника УНКВД С. П. Попова в ЦК ВКП(б), Сталину» от 17 октября 1937 г. // Там же. С. 215.
ной, так и по чекистской линии были стандартными1. Участие в этой процедуре региональных партийных лидеров можно рассматривать как очередной инструмент контроля московского центра.
Что же касается Украины, то, как уже отмечалось ранее, лимиты выделялись централизованно, а их дальнейшее распределение по областям отдавалось на откуп партийному и чекистскому руководству республики2.
Используя обширную переписку НКВД УССР с НКВД СССР, с одной стороны, и НКВД УССР с областными УНКВД, с другой стороны, можно полностью реконструировать механизм выделения и повышения лимитов по линии НКВД, а также контроль над их
выполнением3
Семи областям и Молдавской АССР, входившим в состав УССР, из которых в течение 1930-1931 гг. было депортировано 63 720 кулацких семей, в приказе № 00447 был выделен лимит в размере 8 тыс. чел. по первой категории и 20 800 чел. — по второй4.
Согласно приказу в Украине на тройку сначала были переданы дела лиц, предназначенных к осуждению по первой категории. Через месяц после начала операции восьмитысячный лимит был исчерпан, поэтому 6 сентября 1937 г. народный комиссар внутренних дел Украины И. М. Леплевский вторично обратился к Н. И. Ежову с настойчивой просьбой о повышении лимита по первой категории более чем на 50 %, т. е. на 4200 чел.5 Однако руководство НКВД СССР удовлетворило просьбу Леплевского только 15 сентября, отреагировав фактически на третий запрос6.
1 См.: шифротелеграммы и «Сводную таблицу о преследованиях в масштабах СССР» под рубрикой «Лимиты» // Юнге М., Бордюгов Г. А., Биннер Р. Вертикаль большого террора... С. 199-200, 208, 519^623.
2 См. также «Сводную таблицу о преследованиях в масштабах СССР» // Там же. С. 519-623.
3 См. документы № 73-121 в настоящем издании.
4 По подсчетам украинского историка И. И. Винниченко, на Север было депортировано 19 658 семей, на Дальний Восток — 323 семьи, на Урал — 32 127 семей, в Западную Сибирь — 6556 семей, в Восточную Сибирь — 5056 семей. См.: Винниченко 1.1. Украша 1920-1980-х: депортацй, заслання, вислання. К., 1994. С. 20-22; документ № 31 в настоящем издании.
5 Документ № 73 в настоящем издании. Первое ходатайство было датировано 5 сентября. См. документ № 77 в настоящем издании.
6 Документ № 74 в настоящем издании; Шаповал Ю., Пристайко В., Золо-тарьов В. ЧК-ГПУ-НКВД в Украшь Особи, факти, документа. Кшв, 1997. С. 167-168; документ № 77 в настоящем издании.
Следует отметить, что лидерами по использованию лимита были Одесская, Винницкая и Киевская области. Так, Одесская тройка по состоянию на 9 сентября, т. е. за месяц проведения «кулацкой операции», полностью исчерпала выделенный лимит по первой категории; Винницкая тройка осудила 966 чел. из запланированной 1 тыс. чел. по первой категории1. Что касается Киевской тройки, то для выполнения двухтысячного лимита ей осталось осудить 422 чел. к высшей мере наказания2.
Свою просьбу об увеличении лимита Леплевский сопроводил распределением квот по отдельным областям. Самые большие квоты — по 1 тыс. чел. — должны были получить Киевская, Одесская и Донецкая области, в то время как для Харьковской и Винницкой областей указывался лимит по 500 чел., а для Черниговской — 200 чел.3 В отношении Днепропетровской области и Молдавской АССР выделения дополнительных квот не предусматривалось.
Запрос Леплевского Ежову о повышении лимита совпал по времени с просьбами начальников-стахановцев управлений НКВД по Киевской и Одесской областям. В частности, начальник УНКВД УССР по Киевской области Н. Д. Шаров 7 сентября ходатайствовал об увеличении выделенного лимита по первой категории до 4 тыс. чел., а по второй — до 7500 чел.4
Обосновывал свою просьбу Шаров большим количеством проведенных дополнительных арестов, приграничным положением области, ее «пораженностью» остатками ликвидированных политических банд и необходимостью уничтожения националистического подполья. Кроме этого, он акцентировал внимание Леплевского на необходимости очистить Киев от кулаков, уголовников и других контрреволюционных элементов5. Однако нарком не был впечатлен аргументацией Шарова, поэтому Киевская область получила лимит по первой категории в размере 900 чел.6
Начальник УНКВД УССР по Одесской области в телеграмме от 20 сентября заявил: «Намеченный для Одесской области лимит по 2-й категории в 3500 чел. совершенно недостаточен и уже использован. Между тем имеется ряд серьезнейших по своим показателям районов, по которым дела еще вовсе не рассматривались или же произведенное изъятие ни в какой мере не обеспечивает очистку этих
1 Документ № 74 в настоящем издании.
2 Там же.
3 Там же.
4 Документ № 185 в настоящем издании.
5 Там же.
6 Документ № 77 в настоящем издании.
районов от активно действующего контрреволюционного элемента»1. В связи с этим Н. Н. Федоров просил Леплевского ходатайствовать об увеличении для Одесской области лимита по второй категории на 1 тыс. 500 чел.2 Но просьба осталась без ответа, а по первой категории Федоров получил 900 чел. вместо затребованной 1 тыс. чел.3
До 29 сентября 1937 г. И. М. Леплевский занимался распределением лимита по первой категории. Донецкой области наряду с Киевской и Одесской было выделено вместо запланированной 1 тыс. чел. только по 800 чел., «сэкономленные» для трех областей лимиты распределились между Днепропетровской областью (300 чел.) и Молдавской АССР (100 чел.)4.
В конце сентября 1937 г. руководство НКВД УССР обратилось с очередной просьбой к центру об увеличении лимитов. Увеличение лимита по первой категории еще на 4500 чел. Леплевский обосновывал созданием четырех новых областей, что, в свою очередь, усилит оперативный натиск на кулацкие и другие контрреволюционные элементы5.
Действительно, отчетный доклад УНКВД по Николаевской области за январь 1938 г. подтверждает, что количество арестов в новых областях резко увеличилось. Об этом свидетельствует тот факт, что в 41 районе за период работы «кулацкой тройки» с августа 1937 г. до образования Николаевской области 22 сентября 1937 г. были осуждены 1788 чел., а с момента образования Николаевской области до января 1938 г. было арестовано 6063 чел.6
Что касается второй категории, то Леплевский просил увеличить лимит для Украины на 15 200 чел., т. е. с 20 800 чел. до 36 ООО7.
Следует также отметить, что нарком детально расписал распределение указанного дополнительного лимита8.
Первоначальная реакция Ежова нам неизвестна, до 13 октября лимиты оставались без изменения. В качестве исключения Леплевский смог выделить 9 октября 1937 г. 250 чел. по второй категории для Киевской области9. По чьей инициативе был предоставлен этот ли
1 Документ № 75 в настоящем издании.
2 Там же.
3 Документ № 77 в настоящем издании.
4 См. по этому поводу шестую главу «Сводная таблица о проведении приказа № 00447 в Украине» во втором томе настоящего издания.
5 Документ № 76 в настоящем издании.
6 Документ № 194 в настоящем издании.
7 Документ № 77 в настоящем издании.
8 Там же.
9 Документ № 78 в настоящем издании.
мит, произошло ли это с благословения Ежова — неизвестно. Но этот лимит был включен в список утвержденных лимитов, датированный 13 октября1. Анализ данного документа показывает, что Леплевский мог распределять лимит по первой категории, исходя не из запрошенной цифры в 4500 чел., а располагая лимитом в размере 3 тыс. Кроме этого, он распределил лимит по второй категории в размере 5100 чел. вместо намеченных 15 200. В результате Киевское облуправление НКВД получило лимит в размере 300 чел. вместо запрашиваемых им 600 чел. по первой категории и 400 чел. вместо 2000 — по второй категории2.
Телеграммы, в которых Леплевский сообщал регионам о выделении соответствующих лимитов, датированы 17 октября 1937 г. В них содержится и специальное указание на то, что пока выделяется предварительный размер лимитов и только «через несколько дней» официально будет сообщено о повышении лимитов3.
Обтекаемая формулировка может означать две вещи: или Леплевский надеялся добиться от центра утверждения новых цифр лимитов, или народный комиссар внутренних дел УССР на тот момент получил устное подтверждение того, что центр готов повысить размеры лимитов, а пока, до официального разрешения, следует начать с распределения уже имеющихся.
Нами не найдено документа, подтверждающего утверждение центром затребованных НКВД УССР высоких лимитов. И тем не менее подсчеты на основе обзорной таблицы4 показывают, что Москва между 17-21 октября пошла на очередное повышение лимитов: по первой категории было выделено 5950 чел. вместо 4500, и по второй категории — 12 000 вместо 15 200 чел.5
1 Документ № 79 в настоящем издании.
2 Там же.
3 Документы № 80-82 в настоящем издании.
4 Юнге М., Бордюгов Г. А., Биннер Р. Вертикаль большого террора... С. 519-598.
5 1-я категория: 8000 (30 июля 1937 г.) + 4200 (6 сентября 1937 г.) + 2000 ([ранее 11 ноября] 1937 г.) + 2000 (11 ноября 1937 г.) = 16 200. Разница между 16 200 и 22 150 (27 ноября 1937 г.) составляет 5950. 2-я категория: 20 800 (30 июля 1937 г.) + 5000 ([ранее 11 ноября] 1937 г.) + 5000 (11 ноября 1937 ) = 30 800. Разница между 30 800 и 42 800 (27 ноября 1937 г.) составляет 12 000. Согласно Охотину и Рогинскому, 20 октября 1937 г. всем 58 республикам, краям и областям Советского Союза на основании решения Политбюро ЦК ВКП(б) от 15 октября 1937 г. в целях форсирования операции были выделены новые лимиты общей численностью 120 320 чел.: 63 120 — по 1-й и 57 200 — по 2-й категории. См.: Трагедия советской деревни... Т. 5. Кн. 1. С. 605, прим. 73. Однако сколько получили отдельные республики, края и области, Н. Г. Охотин и А. Б. Рогинский не указывают.
Исходя из этого, можно сделать вывод, что руководство НКВД СССР поддерживало разворачивание репрессий по первой категории, одновременно «притормаживая» репрессии по второй категории.
Эту гипотезу подкрепляет следующая информация: московский центр имел очень серьезные проблемы с выделением республикам, краям и областям достаточного количества мест в лагерях и тюрьмах1. То, что это обстоятельство могло сыграть свою решающую роль в процессе предоставления лимитов, доказывает указание Леплевского, содержащееся в телеграммах о предварительном повышении лимитов от 17 октября 1937 г. В них он требует от начальников УНКВД пресечь практику, когда «Вы по Тройке осуждали в лагеря стариков, непригодных для работы»2. Это означало приказ приговаривать пожилых и неработоспособных людей к высшей мере наказания.
Данная установка исходила непосредственно от Н. И. Ежова. Согласно показаниям следующего наркома внутренних дел Украины А. И. Успенского, в начале 1938 г. «на оперативном совещании начальников УНКВД УССР, созванном Ежовым в Киеве, Ежов дал директиву "громить направо и налево". На вопрос начальника УНКВД по Черниговской области [М. Б.] Корнева как быть с калеками и стариками, которые со всех областей свезены в Черниговскую тюрьму и лимитируют оперативную работу, т. к. некуда сажать новых арестованных, Ежов буквально ответил следующее: "Эх вы, чекист, вывезите их всех в лес и расстреляйте. Кому они нужны". Корнев усомнился в правильности этой директивы и с кем-то поделился своими мнениями после совещания. Об этом доложили Ежову, и он приказал немедленно снять Корнева с работы»3. Если предположить, что указание Леплевского последовало вслед за соответствующим выговором Ежова, то мотивы московского руководства становятся очевидными.
Данные по отдельным областям показывают, что Леплевский незамедлительно отреагировал на перераспределение лимитов и на перемещение центра тяжести операции на первую категорию. В результате Киевская область получила по первой категории лимит в количестве 800 чел. вместо ранее выделенного в количестве 600 чел.4 Другие области также соразмерно их площади получили более высокие «расстрельные» лимиты5. Лимиты же по второй категории Леплевский соответственно сократил.
На примере Киевской области четко видно, насколько скрупулезно относился нарком к распределению лимитов. Он включил уже
Документ № 53 в настоящем издании.
2 Документы № 80-82 в настоящем издании.
3 См.: Тепляков А. Г. Опричники Сталина. М., 2009. С. 254-255.
4 Документ № 87 в настоящем издании.
J См. документы № 83-86, 88 в настоящем издании.
упоминавшийся лимит в количестве 250 чел. по второй категории в новый скорректированный лимит. Таким образом, Киевская область получила 21 октября совокупный лимит по второй категории в количестве 5 400 чел.1
Тенденция к увеличению приговоренных к высшей мере наказания между тем получила свое дальнейшее развитие. Так, к началу операции соотношение лимитов по первой и второй категориям составляло 1:2,6 (8000:20 800). К концу декабря 1937 г. — к началу января 1938 г. это соотношение уменьшилось с 2,6 до 1,5 (32 750:50 407)2.
Индивидуальным достижением Леплевского стало то, что он, с одной стороны, полностью поддержал тенденцию превалирования смертной казни, с другой — стремился не ослаблять репрессии по второй категории. Возможность для этого представилась, по мнению Леплевского, в начале ноября 1937 г., после того как Ежов своей директивой № 49721 от 3 ноября 1937 г. призвал форсировать окончание всех массовых операций3.
Воспользовавшись этим, Леплевский 11 ноября просил Ежова об очередном повышении лимитов: на 4 тыс. по первой категории и на 10 тыс. чел. по второй4. Москва в лице Фриновского отреагировала между 11 и 26 ноября повышением лимитов УССР, при этом сократив запрашиваемые цифры наполовину5.
Спустя две недели, 26 ноября, Леплевский предпринял еще одну попытку. На этот раз ему удалось добиться выделения лимита, запрошенного им 11 ноября6. Пять дней спустя, 1 декабря, начальник 8-го (учетно-статистического) отдела НКВД УССР Л. Г. Мунвез зафиксировал принятие к исполнению нового лимита в количестве 2 тыс. чел. по первой категории и 5 тыс. — по второй7. С этого момента динамику уже было не затормозить: запросы на новые лимиты и их выделение следовали один за одним. Уже 11 декабря Леплевский вновь обратился к Ежову с просьбой о повышении лимита по первой категории на 6 тыс. чел., по второй — на 10 тыс. чел.8 Однако центр утвердил новый лимит только по первой категории9.
1 Подсчитаем: 3750 (13 октября 1937 г.) + 1900 (21 октября 1937 г.) - 250 (9 октября 1937 г.) = 5400.
2 См. шестую главу «Сводная таблица о проведении приказа № 00447 в Украине» во втором томе настоящего издания.
3 Документ № 44 в настоящем издании.
4 Документ № 89 в настоящем издании.
5 См. документ № 100 в настоящем издании.
6 Там же; документ № 155 в настоящем издании.
7 Документ № 109 в настоящем издании.
8 Документ № 117 в настоящем издании.
9 Документ № 120 в настоящем издании.
До конца декабря 1937 г. лимит по первой категории для Украины был увеличен еще на 2500 чел., по второй — до 2607 чел. вместо 10 тыс. запрошенных Леплевским 11 декабря 1937 г.1
Таким образом, в ходе активного диалога между Киевом и Москвой, который велся с августа до конца декабря 1937 г., стороны оперировали прагматическими на свой чудовищный лад соображениями, в результате чего смертная казнь оказалась экономически более целесообразной, а увеличение численности контингентов репрессированных раскручивалось по спирали.
В итоге в течение пяти месяцев лимит для Украины по первой категории был увеличен в 4 раза — с 8 тыс. до 32 715 чел., а по второй соответственно в 2,4 раза — с 20 800 до 50 407 чел.2 При этом фигурой умолчания диалога был упрек в потере «бдительности», который ни одна из сторон не хотела допустить по отношению к себе. Это также работало только на одну возможную тенденцию — усиление репрессий.
Изучить динамику увеличения лимитов для Украинской УССР за период с августа 1937 г. до апреля 1938 г. нам поможет диаграмма I3.
Диаграмма 1
Динамика увеличения лимита для УССР за период с августа 1937 г. до апреля 1938 г.
август сентябрь октябрь ноябрь декабрь январь февраль март апрель
1 Документ № 120 в настоящем издании.
2 Документ № 121 в настоящем издании.
з
67 715 51407
-1 категория
- 2 категория
- Всего
Диаграмма составлена на основе: документы № 73-74, 77, 89, 109, 117, 120 первого тома и № 66 второго тома настоящего издания; Решение Политбюро ЦК ВКП(б) № П 57/48 от 31 января 1938 г. // Известия. 1996.3 апреля. С 5; Решение Политбюро ЦК ВКП(б) № П 58/67 «Вопрос НКВД» об увеличении лимита по репрессированию для НКВД УССР на 30 тыс. человек от 17 февраля 1938 г. // Там же.
Как показывает диаграмма, центр существенно увеличивал размеры выделенных лимитов для УССР в октябре и декабре 1937 г., а также в феврале 1938 г. При этом лимиты по первой категории, выделенные в феврале 1938 г., впервые превысили лимиты по второй.
Таким образом, ввиду фактического отсутствия мест в лагерях и тюрьмах, выделяя лимиты, центр подталкивал периферию к радикальным методам проведения операции согласно приказу № 004471.
Однако в случае с Украиной наличие промежуточного звена в виде республиканского НКВД привело при перемещении центра тяжести операции на первую категорию к синергетическому эффекту.
В обратном направлении (снизу вверх) НКВД УССР фокусировало требования областных УНКВД о получении от Москвы больших лимитов также и по второй категории. Фиксация областного чекистского руководства на второй категории ни в коем случае не свидетельствует о либеральном духе, царящем в провинциях. Речь идет только о холодном расчете — выдворить в другие регионы Советского Союза как можно больше «нарушителей спокойствия», поскольку на территории Украины не было лагерей. Очевидно, играло свою роль также нежелание проводить массовые дополнительные расстрелы и тайные погребения трупов.