Централизованная сеньориальная монархия в Англии (XI-XIII вв.).
Во второй половине XI века Британия была завоевана нормандским герцогом Вильгельмом, которого историки нарекли Завоевателем не совсем удачно, т.к. он претендовал на господство в Англии не в силу завоевания, а на основании наследственных распоряжений. Вот почему он признавал источником права старинные «добрые» обычаи, существовавшие в Англии издревле[7]. В 1066 году избранный уитанами англосаксонский король Гарольд, возглавивший рыцарей и крестьянское ополчение, был убит. Вильгельм провозгласил себя королем и назвал страну Англией. Англосаксонская знать, противившаяся завоевателям, была полностью истреблена, а земли у 4000 англосаксонских лордов были отобраны. Четвертая часть их была передана церкви, седьмую часть король забрал себе, а оставшиеся были поделены между знатными французскими баронами. Каждый барон получил семь частей земли, расположенной среди владений других баронов (правило «чересполосицы»). Все феодалы (крупные и мелкие) были объявлены непосредственными вассалами короля. Правило «вассал моего вассала – не мой вассал», распространенное во Франции и Германии, здесь не действовало.
В Англии, по сравнению с Европой, сформировалась сильная королевская власть, обусловленная рядом факторов. Во-первых, огромный земельный массив в стране был сосредоточен в руках короля, что являлось материальной опорой его власти. Во-вторых, все свободные держатели земли (местные и пришлые) стали непосредственными вассалами короля, обязанными ему тем, что у первых земли были сохранены, а вторым дарованы. В-третьих, завоеватели столкнулись с сильным сопротивлением англо-саксонского народа. В-четвертых, у крупных англосаксонских феодалов не хватало сил для реального сопротивления.
Дальнейшее укрепление королевской власти было связано с ростом городов, большинство из которых находилось в подчинении короля. Благодаря связям с Нормандией в Англии стали бурно развиваться торговля и ремесла. Города (к XIII в. их уже насчитывалось около 80) служили важной опорой королевской власти.
Таким образом, после нормандского завоевания в Англии образовалось централизованное государство с сильной королевской властью, которое характеризовалось установлением верховного права короны на все земли страны, что обеспечило власть над феодалами и сосредоточение у короля законодательной, высшей судебной и военной власти.
Вильгельм I ввел существенное новшество в судебную систему страны, отделив церковные суды от светских. В ордонансе, изданном по этому поводу, предписывалось, чтобы «никакой епископ не разбирал больше в сотне дел на основании епископских законов и не представлял дело, которое относится к управлению душами, на суд мирян». С Вильгельма I начинается ограничение юрисдикции феодалов в разрешении споров между ними и их вассалами о свободных держаниях земли – фригольдах. Вассал мог обратиться с жалобой к королю и получить от него приказ о подтверждении права.
В 1086 году была проведена всеобщая поземельная перепись ("Книга Страшного суда"), закрепившая за каждым феодалом его земельные владения и место в системе феодальной иерархии. Свободные крестьяне по большей части были записаны в ней как крепостные (вилланы), остальные – как фригольдеры. Для английских вилланов характерны повинности «по воле лорда», тяжелая барщина, строгое ограничение прав ухода с надела, подсудность только суду своего лорда (сеньориальная юстиция). Фригольдерство предполагало свободное держание, противопоставлявшееся держанию вилланскому на условиях выплаты ренты (сравнительно низкой). Для крестьян-фригольдеров были характерны личная свобода, фиксированность ренты, право свободного завещания, раздела и отчуждения держания, а также право защиты в королевских судах.
Преемники Вильгельма I продолжали укреплять центральный аппарат. Большую роль приобрел постоянный Королевский совет (Королевская курия), имевшая крайне неопределенный состав. Она выступала в качестве высшего органа государственного управления, высшего судебного органа и органа, ведавшего финансами страны. При решении наиболее важных вопросов курия увеличивалась за счет приглашенных на ее заседания высших светских и духовных феодалов. Курия как высший судебный орган рассматривала дела, в которых затрагивались интересы короны; дела по спорам между вассалами короля; решенные судами дела, на которые подана апелляция. В связи с усложнением компетенции Королевской курии из нее при Генрихе I выделился орган, ведавший исключительно вопросами финансов государства – палата Шахматной доски. Такое название палате дало клетчатое покрывало столов, за которыми подсчитывались финансовые поступления в казну. Палата Шахматной доски была высшей счетной палатой и судебным органом по делам о преступлениях, совершенных чиновниками финансового ведомства на местах.
Высшими должностными лицами в государстве были верховный юстициарий, который был первым помощником короля и замещал его во время отсутствия; маршал (командовавший войском); камерарий, осуществлявший управление земельными владениями и имуществом короля, и канцлер. Вначале, как и у франков, канцлер считался личным секретарем короля, а затем стал руководителем государственной канцелярии.
В результате реформ Генриха II Плантагенета (1154–1189 гг.) укрепились военные судебные, и финансовые полномочия королевской власти. Дальнейшего усиления королевской власти Генрих II мог добиться, реформируя вооруженные силы страны. Ликвидацию феодальных дружин он осуществил путем предоставления баронам права заменять личную воинскую повинность денежной – уплатой «щитовых денег». В 1181 году Генрих II издал ассизу «О вооружении», которая предусматривала введение воинской повинности для всех свободных людей. В ассизе каждому, кто владел земельным наделом рыцаря, предписывалось иметь панцирь, щит и копье. Крупные феодалы должны были иметь столько панцирей и шлемов, щитов и копий, сколько рыцарских феодов было в их домене. В результате проведения военных реформ Генрихом II была создана наемная армия, а в ополчение призывались только свободные граждане.
Реформой Генриха II было проведено важное нововведение в судебную систему страны, имевшей также большое политическое значение. Она обеспечила сосредоточение судебной власти в королевских судах, состоявших из профессиональных судей; увеличение денежных поступлений в королевскую казну в виде судебных пошлин; усиление централизации страны. Особое значение приобрели разъездные судьи – специальные комиссии судей, которые разъезжали по стране и контролировали осуществление правосудия, сбор налогов в графствах. Разъездные суды сыграли большую роль в формировании в Англии общего права. Генриху принадлежала и идея установления суда присяжных из 12 рыцарей. Присяжные выбирались на местах, куда прибывали разъездные суды.
После нормандского завоевания Англии деление страны на графства, сотни (округа) и общины сохранилось. Во главе графства продолжал оставаться олдермэн, но он был лишен реальной власти, которая перешла к шерифу. Шериф, формально подчиненный олдермэну, назначался королем. Со второй половины XII века шерифы наделялись широкой компетенцией – высшей финансовой, судебной, военной и полицейской властью на территории графства.
В начале XIII века в Англии сформировалось мощное движение за ограничение королевской власти и полномочий королевских чиновников. Война за возвращение владений, захваченных французскими королями, потребовала от Англии огромных расходов. Поборы и новые налоги для ведения войны, установленные королем Иоанном Безземельным, привели к резкому обострению его отношений с английскими светскими и духовными феодалами. Борьба завершилась подписанием в 1215 году Великой хартии вольностей.
В своих 63-х статьях Хартия узаконила приоритет крупных феодалов перед королем. Так, бароны могли безнаказанно лишать своих вассалов земельных держаний (ст. 9). Предусматривалось учреждение комитета из 25 баронов, которые должны были следить за соблюдением Хартии и были уполномочены в случае ее нарушения «вместе с общинами земли принуждать и теснить короля всеми способами, какими только могут» (ст.61). В Хартии также содержалось требование о том, чтобы взимание щитовых денег и пособий происходило только с согласия общего совета королевства, состоявшего из прямых вассалов короля (ст. 12). Хартия запрещала взыскивать произвольные и непропорциональные судебные пошлины. Запрещалось арестовывать и заключать в тюрьму, лишать владений, объявлять вне закона, изгонять или обездоливать свободных людей иначе как по законному приговору равных себе и по закону страны (ст. 39). Разумеется, на большинство крепостных Англии это положение Хартии не распространялось.
Содержание Великой хартии вольностей свидетельствовало о правовой попытке баронов ликвидировать сильную королевскую власть и узаконить раздробленность. Но Иоанн Безземельный не собирался выполнять условия Великой хартии вольностей и, опираясь на поддержку папы римского, отказался ее соблюдать. Между тем Хартия сыграла свою прогрессивную роль, предусмотрев, в частности, созыв совещательного органа при монархе (общего совета либо совета 25 баронов).