Вопрос. Профессиограмма и классификационная характеристика GR-менеджера
Перечень психических качеств и особенностей человека, которые являются характерными для личности и которые составляют существенные и важные психологические свойства, составляют его психограмму.
Психограмма, охватывающая всю сумму типических для целой профессии особенностей личности, называется профессиограммой.
В профессиограмме отражаются профессиональные требования, сформулированные на основе анализа профессиональной деятельности наиболее успешно работающих специалистов.
Как мы определили, GR может быть рассмотрен как часть PR. В мировой практике известны различные варианты составления требований к PR-специалистам. Так, С. Катлип предложил следующий перечень
– специальная образовательная подготовка в целях приобретения знаний и умений;
– оказание уникальных в своем роде услуг, признанных и востребованных обществом;
– опора на служение обществу и ответственность перед ним;
– независимость и личная ответственность членов корпорации;
– самоуправляющиеся объединения коллег, созданные ради соблюдения моральных кодексов и стандартов осуществления ремесленной деятельности
Профессиограмма содержит информацию, позволяющую определить требуемый уровень профессиональной пригодности специалиста. Целостный же образ идеального представителя профессии создает совпадение требований, содержащихся не только в профессиограмме, но и в его квалификационной характеристике.
Квалификационная характеристика – модель деятельности специалиста, включающая описание объективных требований, выполнение которых позволит ему успешно решать свои профессиональные задачи.
В целом квалификационная характеристика выпускника по направлению GR должна включать следующие профессиональные компетенции:
• обладает навыками коммуникации с представителями различных социальных групп и целевых групп общественности;
• владеет навыками подготовки и проведения деловых переговоров;
• знает принципы корпоративной социальной ответственности, умеет учитывать в профессиональной деятельности общественные интересы;
• владеет основами знаний в сфере социальной психологии и психологии личности;
• умеет проводить презентации;
• способен к стилистически корректному формулированию сообщения в зависимости от целей сообщения и его адресата, в том числе к ведению официальной переписки, владеет канцеляризмами;
• знает основные принципы формирования и функционирования правовой системы и системы права;
• знает основные нормативные правовые акты и этические документы, регулирующие профессиональную деятельность в сфере коммуникаций;
• владеет представлениями об основных сферах, в которых востребован GR в современной России;
• знает передовой опыт GR и лоббизма в зарубежных странах.