Экономические основы конст строя

Экономическая система представляет собой совокуп­ность экономических отношений, исторически обуслов­ленных характером собственности, существующей в госу­дарстве. К ним относятся отношения собственности, про­изводства, обмена, распределения и потребления матери­альных и духовных благ.

Исходной базой экономических отношений является собственность. Право собственности представляет собой возможность владения, пользования и распоряжения кон­кретным имуществом. Часть 1 ст. 13 Конституции Респуб­лики Беларусь устанавливает, что собственность может быть государственной и частной. Субъектами права государст­венной собственности выступает Республика Беларусь (рес­публиканская собственность) и административно-терри­ториальные единицы (коммунальная собственность). Субъ­ектами права частной собственности могут выступать фи­зические и негосударственные юридические лица.

Конституция Республики Беларусь закрепляет юриди­ческое равенство всех форм собственности, которое вклю­чает их равную защиту.

В соответствии с ч. 6 ст. 13 Конституции Республики Беларусь недра, воды, леса составляют исключительную собственность государства, земли сельскохозяйственного назначения находятся в собственности государства. В раз­витие данного конституционного положения был принят Закон от 5 мая 1998 г. №156-3 «Об объектах, находящихся только в собственности государства».

Важной особенностью является закрепление на кон­ституционном уровне идеи социальной функции собст­венности: «осуществление права собственности не долж­но противоречить общественной пользе и безопасности, наносить вреда окружающей среде, историко-культурным ценностям, ущемлять права и защищаемые законом инте­ресы других лиц» (ч. 6 ст. 44 Конституции Республики Бе­ларусь).

Конституция Республики Беларусь закрепляет возмож­ность перевода имущества из частной собственности в го­сударственную, т.е. национализации: «принудительное отчуждении имущества допускается лишь по мотивам общественной необходимости при соблюдении условий и порядка, определенных законом, со своевременным и пол­ным компенсированием стоимости отчужденного имуще­ства, а также согласно постановлению суда» (ч. 5 ст. 44 Конституции Республики Беларусь).

Следующим элементом экономической системы явля­ется труд. Гражданам Республики Беларусь гарантировано право на труд как наиболее достойный способ самоутвер­ждения человека, т.е. право на выбор профессии, рода за­нятий и работы в соответствии с призванием, способно­стями, образованием, профессиональной подготовкой и с учетом общественных потребностей, а также на здоро­вые и безопасные условия труда (ч. 1 ст. 41 Конституции Республики Беларусь). Конституция устанавливает свобо­ду труда, запрещая принудительный труд, кроме работы или службы, определяемой приговором суда или в соот­ветствии с законом о чрезвычайном и военном положе­нии (ч. 4 ст. 41 Конституции Республики Беларусь). Гаран­тируется справедливая доля вознаграждения за труд. Жен­щины и мужчины, взрослые и несовершеннолетние име­ют право на равное вознаграждение за труд равной ценно­сти (ч. 2 ст. 42 Конституции Республики Беларусь).

Важным элементом экономической системы являются финансы. Конституция Республики Беларусь содержит раз­дел седьмой «Финансово-кредитная система Республики Беларусь». В него включены основополагающие положе­ния о республиканских и местных бюджетах, о банков­ской системе Республики Беларусь.

Конституция Республики Беларусь закрепляет также принципы экономической деятельности. Один из важнейших конституционных принципов современной Беларуси в сфере экономики — свобода экономической деятельности (ч. 4 ст. 13 Конституции). Он связан с разнообразием форм собственности, свободой предпринимательства, свободным перемещением товаров, услуг и финансовых средств, сво­бодой труда, свободой обращения товаров и услуг (свобо­дой торговли) и другими факторами, названными в раз­ных частях Конституции. Вместе с тем, провозглашение свободы экономической деятельности не только не исклю­чает, но и предполагает детальное и систематическое го­сударственное регулирование экономических отношений.

Основной Закон исходит из принципа социально ори­ентированной рыночной экономики, хотя он и не нашел в ней отчетливого словесного выражения. Об этом свиде­тельствует ч. 5 ст. 13 Конституции, которая закрепляет сле­дующую норму: «Государство осуществляет регулирование экономической деятельности в интересах человека и об­щества, обеспечивает направление и координацию госу­дарственной и экономической деятельности в социальных целях». Этими требованиями предопределяется сущность политики государства в сфере образования, социального обеспечения, привлечения к труду, занятости, налогооб­ложения и т.д. Названный принцип предполагает сочетание саморегулирования общества с государственным регулиро­ванием. Вместе с тем, государство осуществляет регулирова­ние экономической деятельности в интересах человека и об­щества; обеспечивает направление и координацию государ­ственной и частной экономической деятельности в социаль­ных целях (ч. 5 ст. 13 Конституции Республики Беларусь). Все вышесказанное подтверждает положение о том, что тип со­временной белорусской экономики — смешанная экономи­ка, т.е. социально ориентированная рыночная экономика.


Наши рекомендации