Попечителю западного-сибирского учебного округа

Семипалатинский Губернатор, отъезжая в отпуск, пору­чил мне сообщить Вашему Превосходительству нижеследующие данные о деятельности заведующего Кокпектинским русско-киргизским училищем Губернского секретаря Альджанова, совершенно не соответствующей его прямым обязанностям:

В мае 1908 года начальником области была получено жалоба доверенных от общества гор. Кокпектов Феодора Битюцкого и Гайнулы Абдулфаизова, в которой указывалось, что заведующий Кокпектинским русско-киргизским училищем губернский секретарь Отунчи Альджанов заставил власть над киргизами Нарынской волости и самостоятельно распоряжается принадлежащими последним землями, самовольно обложив жителей гор. Кокпектов денежными сборами за выпас скота летовках киргиз.

Затем телеграммой 18 сентября того же городские уполномоченные, указывая на вредную для населения гор. Кокпектов деятельности Альджанова, просил оказать содействие к увольнению его от должности заведующего, т.к. в противном случае жители города вынуждены будут прекратить обучение своих детей в русско-киргизском училище.

В виду этих данных Г. Губернатором было начато производство дознания о деятельности Альджанова, состоящего кибитковладельцем №6 аула Нарынской волости, до получения означенных выше жалоб имелись сведения, что он занимается подпольной адвокатурой.

Из поступивших ныне от крестьянского начальника, полиций и директора народных училищ Семипалатинской и Акмолинской областей материалов об упомянутой деятельности Альджанова усматривается следующее: Губернский секретарь Альджанов, до поступления его на должность заведующего Кокпектинским русско-киргизским училищем, состоял переводчиком при Омском окружном суде, кибитковладельцем №б аула Нарынской волости за­числен в последний переучете с 1-го января 1908 года, в место умершего 3-4 года тому назад своего отца.

Со времени поселения в гор. Кокпектах Альджанов (1907 году) у горожан сразу же нарушились существовавшие до этого много лет мирное отношение с киргизами Нарынской волости, летовочная стойбища которой окружают Кокпектинский городской выгон. Вследствие такого расположения скот жителей города Кокпектов, выходя за пределы город­ского выгона, естественно подает на летовки киргиз; обстоя­тельство это до приезда Альджанова не вызывало со сторо­ны киргиз никаких недоразумений, так как и киргизский скот при перекочевках заходит в свою очередь на городской выгон и пользуется городскими водопоями.

Альджанов – же пользуясь тем, что приговорам съезда выборных Нарынской волости от 3-го августа 1907 года ему вместе с двумя другими киргизами между прочим представлено право выступать в судебных и администра­тивных учреждениях по всем делам, касающимся земель­ных интересов киргиз упомянутой волости, стал забирать мещанский скот, переходящий за границу выгона, и предъявлять к владельцам скота требования об уплате денег за выпас скота на летовках, окружающих городской выгон и принадлежащих киргизам не только Нарынской волости, но и других волостей. В деле этом он действовал едино­лично без всякого участи двух других уполномоченных.

Деньги за выпас скота Альджанов взыскивал или лично или требовал передачи их киргизу Нарынской волости Быкичеву, между тем уполномочия от волостного съезда вы­борных названной волости на сбор означенных денег Альд­жанов не получал; деньги эти волостному управителю им не передавались (рапорт Нарынского волостного управите­ля от 6 июля 1908 года №386).

В настоящее время в производстве мирового судья г. Кокпектов находится несколько дел о незаконном задержа­нии Альджановым скота и сборах за выпас последнего на летовках киргиз.

Затем Альджанов, имея некоторая познания в законах, приобретенная им за время службы переводчиком при ок­ружном суде, занимается также и подпольной адвокатурой, последствием явились не основательная жалобы и просьбы, содержащие в себе, как оказалось, по дознанием, не то что нужно просителям, а то, что желательно было самому Альджанову провести в своих целях, имеющих в основ вну­шить киргизам недоверие к правительству и подорвать престиж правительственных властей, являющихся, по его мнению, угнетателями киргизского населения.

Так, для характеристики его адвокатской деятельности приводятся три жалобы, писанная Альджановым, но подан­ная от имени других лиц.

Одна из жалоб подано именующим себя уполномочен­ным от киргиз всего Зайсанского уезда Абдырахмана Сыпрындиным, тогда как он в действительности был избран, согласно циркулярному предложению Степного Генерал-губернатора от 30 октября 1906 года за №6166, представлен только от киргиз 2-го крестьянского участка для участия на частном совещании в гор. Омск при обсуждении различ­ных нужд киргизского населения в упомянутой жалоба указывалось насильное стеснение киргиз всего Зайсанского уезда в землепользовании скотопромышленниками; на нео­сновательность требования при выдаче киргазам паспортов удостоверений об их благонадежности; на необходимость закрытия волостных домов, как "бесполезных затей для киргаз", и, наконец, на захват волостными писарями киргазских земель.

Не смотря на тщательно произведенное дважды дозна­ние крестьянским начальником Чернавиным ни одно из за­явлений, указанных в означенной выше жалобе, не под­твердились. Сыпрындин – же объяснил, что прошение со­ставил и заставил его подписать Альджанов. А сам он, Сыпрындин, не от кого из киргиз второго крестьянского участка Зайсанского уезда никаких жалоб на притеснения не слыхал, нужд же киргиз 1-го крестьянского участка он совсем не знал. "Я боялся", заявил Сыпрындин, "что Аль­джанов, как влиятельный и знающий человек и держащий интересы Зайсанского уезда, в случае моего отказа в под­писи, может сделать мне много неприятностей".

В отзыве от 1 мая 1908 года Альджанов подтвердил, что действительно жалобу от имени Сыпрындин писал он.

Остальные две жалобы были поданы имеющим себя дове­ренном от киргиз Кулуджунской волости Усть-Каменогорс­кого уезда Джувандык Булгумбаевым о нарушении земель­ных интересов киргиз означенной волости образованием в последней переселенческих участков. Между тем при дозна­нии аульная старшина из Кулуджунский волостной управи­тель заявили, что киргизы Кулуджунской волости вовсе не уполномочивали Булгумбаева на подачу жалобы и что после­дний действовал и жаловался лишь лично от себя. И, дей­ствительно хотя жалобе, поданной на постановление комис­сии, Булгумбаев и назвал себя "уполномоченным от киргиз Кулуджунской волости" (но никаких уполномочии им при этом представлено не было). Таким образом, названный кир­гиз, являясь самозванным ходатаем, был лишь слепым оруди­ем в руках лица, писавшего означенная выше жалобы, т.е. Алвджанова, старающегося, где только возможно, указывать, что нарезка переселенческих участков из киргизских земель неправильна и нарушает земельные интересы киргиз.

Помимо писания просьб и жалоб Альджанов дает так же и словесные советы киргизам. По заявлению учителей Кокпектинского двух классного городского училища, - кирги­зы, идя в камеру мирового судьи, крестьянского начальника и других должностных лиц, а также и обратно всегда захо­дят к Альджанову за получением от него разных указаний.

с этой стороны деятельности Альджанова характерен следующий случай, указывающий роде словесных советов и разъяснений". Которыми он, Альджанов, просвещает приходящих к нему за указаниями киргаз.

В проезд Семипалатинского Губернатора Тройницкого в первых числах августа 1908 года, село Преображенское, в числе прочих просителей, к нему явился названный выше Джувандык Булгумбаев, самоуверенным и развязным то­ном он спросил Губернатора: не читал – ли он в газете "Речь" о том, что в государственной думе сделан запрос о незаконных отобрании у киргиз земель, и что именно он. Губернатор, намерен предпринять.

Только что изложенное в отношении Булгумбаева при­водит к тому заключению, что самозванство последнего, выразившееся в подаче выше упомянутых жалобе, совер­шенно не свойственно простому киргизу, умеющему только подписаться по русский и кое-как читать книжные обороты в его прощениях, и, наконец, его самоуверенность и раз­вязность в обращении к начальнику области, его ссылка на газету "Речь" — все это является результатом воздействия на названного киргиза извне, т.н. со стороны Альджанова, писавшего означенная выше жалобы.

Вся вышеупомянутая деятельность Альджанова привел в настоящее время к тому, что против него с одной стороны образовался сильный антагонизм среди жителей города Кокпектов, а с другой - обострились к нему отношения всей местной интеллигенции.

В заключение необходимо сказать, что Альджанов, как удостоверено, крестьянским начальником, имея влияние на степень, постоянно внушает киргизам, что занимаемая им земли их неотъемлемая собственность, а не принадлежность государства, вследствие чего земли эти не могут быть от­чуждаемы для русских переселенцев.

Эта агитация, в связи с производящейся ныне нарезкой переселенческих участников в Зайсанском и других уездах Семипалатинской области, является прямым противодей­ствием государственным целям и, кроме того может создать большие осложнения для чинов переселенческой организа­ции, работающих в упомянутом уезде, а также и для мест­ной администрации.

Признавая на основании всего выше изложенного даль­нейшее оставление Альджанова в должности заведующего Кокпектинским русско-киргизским училищем не допустим, я, по поручению начальника области прошу распоряжения

Ваше превосходительство или об окончательном увольне­нии Альджанова от занимаемой должности или о переводе его на службу в другую область или губернии.

О последующем благоволите уведомить.

Я.Д Губернатора /подпись/ Абаза Скрепил и верно:

Чиновник особых поручений подпись

ЦГА РК Ф.64.0П.1. Д.5926. лл.66-70.

*** *** ***

(№) «АЛАШ» ПАРТИЯСЫ БАҒДАРЛАМАСЫНЫҢ ЖОБАСЫ[131]

(Нұсқалардың салыстырма кестесі)

I.Мемлекет қалпы

Россия демократиялық, федеративтік республика болу (Демократия мағынасы – мемлекетті жұрт билеу. Федерация мағынасы – құрдас мемлекеттер бірлесуі. Федеративтік республикада әр мемлекеттің іргесі бөлек, ынтымағы бір болады. Әрқайсысы өз тізгінін өзі алып жүреді.)

Үкімет басыңда Учредительное собрание мен Г. Дума қалауынша кесімді жылға сайланатын президент болу. Президент халықты министрлер арқылы бағу, ол министрлер Учредительное собрание мен Г. Дума алдында жауапты болу.

Депутаттар тегіс, тең, төте һәм құпия сайлаумен болады. Сайлау хұқында қан, дін, еркек-әйел талғаусыз болу.

Законды жалғыз ғана Г. Дума шығару һәм Г. Дума үкімет үстінен қарап, ісін тексеру, запрос (сұрау) жасау хұқы да Г. Думада болу. Мемлекет салығы Г. Думасыз салынбау.

II. Жергілікті бостандық

Қазақ жүрген облыстардың бәрі бір байланып, өз тізгіні өзіңде болып, Россия Республикасының федерациялық бір ағзасы болу. Реті келсе, қазақ автономиясы сыбайлас жұрттармен әзірге бірлесе болу, реті келмесе, бірден-ақ өз алдына жеке болу. Қайткенде де осы күнгі земстволықты қабыл алу.

«Алаш» партиясы қазақтың би, болыс, ауылнайлары сияқты орындарында қызмет ететін адамдар жұртқа пайдалы, жұрт үшін қызмет етерге көңілді адамдар болуына жаһид[132] қылады. Земстволардың управаларында, милицияларында таза қызметші боларлық адамдардың атын халық қалауына салады.

«Алаш» партиясы әділдікке жақ, нашарларға жолдас, жәбірлерге жау болады. Күш-қуатын игілік жолына жұмсап, жұрт тарақи[133] ету жағына бастайды.

III. Негізгі хұқық

Россия республикасында дінге, қанға қарамай, еркек-әйел демей адам баласы тең болу.

Жиылыс жасауға, қауым ашуға, жария сөйлерге, газет шығаруға, кітап бастыруға – еркіншілік; үкімет қызметшілері иесінен рұқсатсыз ешкім табалдырығын аттамаушылық; законсыз жолмен ешкімді үкімет адамдары ұстамаушылық; сот сұрамай, билік айтылмай тұтқын қылмаушылық; қылмысты болған адам судья бар жерде 24 сағат ішінде, судьясыз жерде бір жетіден қалмай судьяға тапсырылып, жабылса, судья үкімімен жабылу.

Кісі хатын ашқанға – айып, оқығанға – жаза болу.

IV. Дін ісі

Дін ісі мемлекет ісінен айырулы болу. Дін біткенге тең хұқық. Дін жаюға[134] ерік. Кіру-шығу жағына бостандық.

Муфтилік қазақта өз алдына болу. Неке, талақ, жаназа, балаға ат қою сияқты істер моллада болу, жесір дауы сотта қаралу.

V. Билік һәм сот

Әр жұрттың билік пен соты тұрмыс ыңғайына қарай болу. Би һәм судья жергілікті жұрттың тілін білу. Аралас жерде соттың тергеу-тексеруі һәм үкімі жергілікті жұрттың қай көбінің тілінде айтылу. Би һәм судья орнынан тергеусіз түспеу. Билік һәм сот жүзінде жұрт біткен тең болу; Құдайдан соңғы күшті би һәм судья болып, кім де болса, олардың үкімінемойынсұну. Айтылған үкім тез орнына келу. Зор жазапы қылмыстар присяжный сотпен қаралу. Қазақ көп жерде сот тілі қазақ тілі болу. Присяжныйлар қазақтан алыну. Қырдағы ауыл, болыс ішіндегі билікпен сот жұрт ұйғарған ереже жолымен атқарылу.

VI. Ел қорғау

Ел қорғау үшін әскер осы күнгі түрде ұсталмау. Әскерлік жасына жеткен жастар жерінде үйретіліп, жерінде қызмет ету: әскер табына бөлгенде туысқан табына қарай бөлу. Әскерлік міндетін қазақ атты милиция түрінде атқару.

VII. Салық

Салық әл-ауқат, табысқа қарай байға – байша, кедейге – кедейше әділ жолмен таратылу.

VIII. Жұмысшылар

Жұмысшылар закон панасында болу (Қазақ жерінде завод-фабрика аз, сондықтан қазақтың жұмысшылары да аз. «Алаш» партиясы жұмысшылар турасында социал-демократтардың меньшевик табының программасын жақтайды).

Наши рекомендации