Понятие, стадии и механизм правового регулирования

Механизм правового регулирования- это система правовых средств, обеспечивающих реализацию целей правового регулирования (определяются в функциях государства).

Осуществляется государством!!!

Вопрос о целях правового регулирования является дискуссионным. Есть мнение, что это реализация заинтесованными лицами своих законных интересов. Однако правовое регулирование осуществляется не заинтересованными лицами, а государством. Поэтому представляется, что цели правового регулирования отправляются функциями государства.

Граждане, политические партии и иные общественные объединения по общему правилу правового регулирования не осуществляют, однако, они могут участвовать в осуществлении правового регулирования государством. Например, партийная фракция может голосовать в парламенте. Гражданин может участвовать в референдуме.

Из этого общего правила есть исключения, связанные с возможностью издания локальных нпа, например работодатель может издать правила внутреннего распорядка, может подписать коллективный договор с работниками. Тем самым он осуществляет правовое регулирование трудовых отношений в рамках данной организации. Возможны и социально-партнёрские соглашения в рамках профессии, отрасли и даже межотраслевые региональные соглашения.

Элементы механизма правового регулирования:1) норма права; 2) Юр.факт, влекущий возникновение, изменение или прекращение правоотношения; 3) само правоотношение; 4) реализация права (т.е. соблюдение, исполнение и использование); 5) Юр. Ответственность за правонарушение.

Стадии правового регулирования:1) правотворчество; 2) возникновение правоотношения; 3) реализация права.

Применение права, в т.ч. применение мер гос.принуждения является факультативной стадией.

Методы правового регулирования: субординация - императивный(властные предписания и запреты, императивный метод, характерный например для административного и уголовного права); координация - диспозитивный (дозволение, диапозитивный метод, характерный для гражданского права, когда стороны в установленных рамках могут сами определять свои права и обязанности на основании соглашения между ними).

79. Законность: понятие и принципы, соотношение с государственной дисциплиной, целесообразностью и демократией.

Законность – режим строгого и неуклонного соблюдения законов и подзаконных актов всеми субъектами права.

2 аспекта: внутренний - выражает функциональную роль законности в системе правовых явлений, используемых для характеристики правовой действительности (законность как принцип, метод гос.руководства, режим, сторонитесь); внешний - определяет место и роль законности в системе ценностей, которые составляют окружающую действительность (социально-экономическая, политико-идеологическая, духовная, юридическая).

Признаки законности:

1) всеобщность - никто не может уклониться от выполнения законов, это относится и к государству);

2) неразрывная связь с правом, юридическими нормами.Нормативной основой законности являются законы. Для режима законности необходимо чётко отработанное закодвтельства и безусловная рализация предписаний законов и подзаконных актов;

Принципы законности:

1) верховенство закона- главенство его в системе нормативных актов; равенство граждан перед законом; равенство их прав и обязанностей, точное соблюдение законов всеми лицами, т.к. право выражает общую волю всех граждан;

2) единство- или всеобщность. На всей территории РФ действуют ФЗ и законы субъектов, отражая местную специфику, которые не должны противоречить федеральным законам.

3) целесообразность, т.е. оптимальность законов, их соответствие потребностям развития общества. Недопустимо противопоставление законности и целесообразности.

4) реальность - достижение фактического исполенния правовых предписаний, неотвратимость ответственности.

Обеспечение законности немыслимо без строгого соблюдения государственной дисциплины, которая заключается в точном и неуклонном выполнении гос.органами, рабочими и служащими, общественными организациями и гражданами установленных государством правил и конкретных предписаний в процессе практического осуществления государственных задач и функций и реализации предоставленных прав. Государственная дисциплина- это сознательное соблюдение законов и иных правовых актов субъектами права, при этом законность выступет основной дисциплины.

Целесообразность есть соответствие действий, прежде всего, органов исполнительной власти, а также других участников управленческой деятельности, тем целям, которые стоят перед ними. Целесообразность неадиабатический на основании и во исполнение закона. В каждом отдельном случае закон должен соблюдаться, но в рамках законна приниматься та мера, которая является наиболее целесообразной для данного конкретного случая. Закон обладает высшей целесообразностью. Если же закон устарел, он должен быть изменён или заменён в установленном порядке. Но пока закон действует, его предписания в равной мере обязательны для всех. Устаревший закон отменяется только законным порядком, и никакие местные органы или должностные лица не могут нарушать закон, ссылаясь на его нецелесообразность. Целесообразность означает, что при реализации нормы важно максимально учитывать конкретную ситуацию, время, место и условия, своеобразие создавшегося положения. Соотношение между законностью и целе образностью есть соотношение между требованием точного исполнения предписаний правовой нормы и оперативной самостоятельностью субъекта административной деятельности, регулируемой нормами права.

Соотношение законности и демократии: 1) истинная демократия будет невозможна без законности и правопорядка, так как она превратится в хаос, злоупотребления; 2) законность и правопорядок не несут людям пользу без демократических институтов, механизмов и норм, с помощью которых можно будет урегулировать нормативную основу законности и правопорядка.

Считается, что укрепление правопорядка в обществе не может произойти без осуществления законности в работе самого гос.аппарата, без устранения коррупции. Основным условием укрепления законности и правопорядка будет служить всестороннее развитие демократических начал во всех сферах общественной жизни.

80.Гарантии законности в Российском государстве: понятие и виды.

Гарантирование и упрочение законности, правопорядка предполагает формирование, создание и совершенствование, развитие гарантий законности, правопорядка в деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, объединений граждан, их должностных лиц. Под гарантиями законности, правопорядка понимаются положительно действующие условия, факторы и средства как внутри той или иной госструктуры, так и вне ее.

Следует различать общие (экономические, политические и духовно- культурные) и специальные (правовые, психологические и управленческие) гарантии. Правовые гарантии как вид специальных гарантий включают: а) меры по совершенствованию законодательства; б) меры выявления правонарушений законности; в) меры защиты; г) меры ответственности; д) меры надзора и контроля за состоянием законности, правопорядка; е) меры профилактики нарушений законности, правопорядка.

Надзор и контроль за состоянием законности, правопорядка

включают: контроль в системе органов государственной власти, в том числе внутриведомственный контроль; конституционный и другие виды судебного контроля; прокурорский надзор; общественный контроль.

Гарантии законности- механизмы, при помощи которых обеспечивается высокая эффективность законности как политико-правового режима защиты прав и свобод человека и гражданина.

Виды: общие и специальные.

Общие:

1) экономические (материальные) -материальные условия жизни общества, основой которых являются социально-экономическое устройство общества, существующие формы собственности, их многообразие, хозяйственная самостоятельность физических и юридических лиц;

2) социальные - включают в себя комплекс мер общественного воздействия, задачей которых является воспитание у людей чувства уважения к требованиям законности, глубокой внутренней убежденности в необходимости законопослушного поведения;

3) политические - демократизм государственного и общественного строя, отраженный в функционировании политической системы в целом, с присущими демократическому обществу политическим плюрализмом, реальностью разделения властей, наличие правового государства.

Специальные гарантии (юридические) - система специальных юридических средств укрепления законности и правопорядка, а также деятельность компетентных гос.органов по предупреждению и пресечению правонарушений.

1) закрепление требований законности в нпа;

2) представление всем без исключения членам сообщества права обеспечения режима законности правомерными средствами и методами (право противодействовать правонарушению в рамках необходимой обороны);

3) обеспечение режима законности в процессе профессиональной правоохранительной деятельности;

4) обеспечение режима законности в процессе судопроизводства;

5) обеспечение режима законности в рамках надзорному-контрольной деятельности (прокуратура, институт уполномоченного по правам человека и т.д.);

6) международные гарантии законности (обязанность государств придерживаться международных стандартов в сфере обеспечения прав и свобод человека и гражданина).

81.Правопорядок: понятие, принципы, структура. Соотношение правопорядка и законности.

Правопорядок-часть общественного порядка, которая складывается под воздействием правовых норм и составляет ядро общественного порядка. Это состояние упорядоченности общественных отношений, основанное на праве и законности. Это конечный результат реализации правовых требований и предписаний.

Признаки:состояние организованности общественной жизни; порядок, предусмотренный нормами права; результат фактической реализации правовых норм; обеспечивается государством.

Принципы:

1) системность.Правопорядок - система упорядоченных отношений, которая основана на системности права, системообразующих формах собственности, системе экономических отношений и обеспечивается силой единой государственной власти;

2) организованность. Правопорядок не возникает стихийно, это итог организующей деятельности государства, его органов, правопорядок всегда обеспечивается и охраняется государством от нарушений.

3) устойчивость. Порядок вообще и правопорядок в частности подразумевают стабильность и неизменность.

4) единство.Правопорядок один на территории всей страны. Он гарантируется государством, любые его нарушения считаются правонарушениями и пресекаются гос.принуждением.

Структура правопорядка - единство и упорядоченность элементов общественных отношений, урегулированных правом в соответствие с целями правового регулирования. Правопорядок структурно обозначает реализованную систему права и включает в себя различные виды общественных отношений (конституционные, административные, семейные и др.), урегулированные нормами права. В структуре правопорядка в соответствие с элементами системы правда выделяют определенные группы общественных отношений, урегулированных институтами, подотраслями, отраслями права.

В структуру правопорядка включаются также участники правопорядка, акты реализации права, взаимодействие составляющих правопорядок элементов. Сложный состав правопорядка связан с единством его структуры, содержания и функций. В структуру правопорядка включают также правовую структуру общества (гос/негос. образования), которая закрепляет фактическе устройство общества, где каждый элемент структуры выполняет свою определенную функцию, правовые отношения и связи и атрибутивные элементы правопорядка (методы, процедуры, формы регулирования и т.д.).

Соотношение правопорядка и законности.Правопорядок складывается в сфере функционирования правовых норм. Он является социальной ценностью общественного порядка, складывается в результате осуществления всех форм реализации права. Правопорядок является качественной характеристикой различных сторон юридической деятельности, системой согласованных и урегулированных государством правовых отношений и связей. Если понятие законности отражает состояние правомерности юридических отношений, то правопорядок означает реализацию законности в формах упорядочения и согласованности общественных отношений. Правопорядок является результатом действий законности и основным содержанием демократии, укрепление законности и демократии приводит к укреплению правопорядка. Если законность является реализующим правом, то правопорядок является реализованным правом. Таким образом, законность является средством установления правопорядка, а правопорядок является итоговым результатом реализации права в целом. Наличие режима законности означает наличие правопорядка и наоборот.

Наши рекомендации