Правовое регулирование международных воздушных сообщений

Под международно-правовым воздушным сообщением понимают такие полеты воздушных судов между территориями двух и более государств, которые производятся с целью выполнения открытых для общего пользования перевозок пассажиров, почты и грузов за вознаграждение.

Проблемы регулирования международных воздушных передвижений связаны с установлением летно-технических норм, обеспечивающих в совокупности государственную безопасность, а также безопасность и регулярность международных полетов. Вопросы регулирования воздушных сообщений призваны защитить экономические интересы государства, предоставившего иностранным воздушным судам право полетов в своем воздушном пространстве и право посадок в пунктах на своей территории.

Проблема регулирования коммерческой деятельности иностранного воздушного судна, эксплуатирующих международные воздушные линии, имеют следующие основные аспекты:

• коммерческие права в международном воздушном транспорте;

• контроль за иностранными авиапредприятиями, реализующими коммерческие права;

• регулирование маршрутов международных воздушных линий;

• регулирование объема перевозок и других условий эксплуатации международных воздушных линий;

• правовая регламентация нерегулярных международных воздушных сообщений.

Коммерческие права в международном воздушном транспорте имеют большое значение в воздушном праве. Эта проблема по важности следует после права полетов. Под коммерческими правами в международном воздушном транспорте понимают разрешение авиапредприятием заниматься коммерческой деятельностью, т.е. осуществлять воздушные перевозки пассажиров, багажа, грузов и почты. Содержанием этих прав являются выполнение воздушных перевозок между пунктами, расположенными в пределах территории одного и того же государства, а также выполнение перевозок между территориями двух и более государств. В современной международной практике право коммерческой деятельности принято разделять на условные категории, так называемые «свободы воздуха». Обычно таких категорий насчитывается пять:

5. Право выполнять транзитные беспосадочные полеты через территорию иностранного государства.

6. Право совершать в пунктах на территории данного государства посадки с некоммерческими целями.

7. Право высаживать на данной территории пассажиров, выгружать багаж, грузы и почту, взятые на борт в стране регистрации воздушного судна.

8. Право брать на борт на территории данного государства пассажиров, багаж, грузы, почту для перевозки их в государство регистрации воздушного судна.

9. Право привозить в пункты на территории данного государства пассажиров, багаж, грузы, почту, а равно брать их на борт в этих пунктах для перевозки из любых третьих стран или в любые третьи страны.

Контроль за иностранными авиапредприятиями, реализующими коммерческие права. Государство, получившее в силу международного соглашения право полетов и коммерческие права на эксплуатацию международных воздушных линий, может самостоятельно уполномочить для реализации этих прав одно или несколько своих авиатранспортных предприятий. С другой стороны, государства, предоставляющие эти права, не остается безразличным к тому, что конкретно и каким образом будет эксплуатировать линии на его территории. Отсюда в международном воздушном праве возникла проблема контроля за иностранными авиапредприятиями.

Предварительным условием допуска иностранного авиапредприятия к эксплуатации, обусловленных соглашением, воздушных линий является выдача ему эксплуатационного разрешения. Оно выдается иностранной авиакомпании по предъявлении документов, удостоверяющих что данное авиапредприятие учреждено и действует в соответствии с законами и правилами государства, его назначившей, а также законами и правилами государства, на территории которого будут эксплуатироваться воздушные линии.

Регулирование маршрутов международных воздушных линий. Быстрое развитие международных воздушных связей потребовало перейти к более сложному порядку регулирования воздушных маршрутов. Вместо фиксирования в соглашениях точно определенных воздушных линий, обычно оканчивающихся на территориях сторон, в соглашениях стали предоставлять право каждой из сторон самостоятельно определять: какие конкретные воздушные линии она может предложить на основе перечисленных в соглашениях общих направлений, маршрутов. Указанные в соглашениях пункты, расположенные на территории третьих государств, никаким образом не означает, что соглашение устанавливает право сторон на пролет и посадки в этих третьих странах. Эти права должны быть получены каждой заинтересованной стороной самостоятельно.

Регулирование объема перевозок и других условий эксплуатации международных воздушных линий. Практика государств исходит из различных аспектов данной проблемы. Одни государства отстаивают необходимость определения объема перевозок, другие устанавливают ограничительные меры в конкуренции между авиапредприятиями различных государств, третьи опираются на принцип формального равенства, справедливых и равных возможностей. Вне зависимости от выбранной политики, государства не должны использовать дискриминационные меры, необходимо обязательное согласование и планирование объема перевозок и других условий эксплуатации международных воздушных линий между заинтересованными государствами.

Правовая регламентация нерегулярных международных воздушных сообщений необходима:

• для выполнения полета, оканчивающегося в пункте на территории другого участвующего государства;

• для транзитного полета без посадки на территории государства, которое предоставляет данные права;

• для транзитного полета с посадками на территории государства, предоставляющей такое право. Такие полеты должны выполняться в некоммерческими целями, если только не было получено особого разрешения государства, предоставляющего это право.

Наши рекомендации