Аккад. Шумеро-Аккадское царство 6 страница

В целом же афинская демократия в V-IV вв. до н. э. была хорошо развитой, продуманной, тщательно разработанной системой, которая успешно действовала в сложных исторических условиях, решала самые различные проблемы социально-экономической, политической и культурной жизни.

Социальная политика афинской демократии.Демократический строй предполагал самое широкое участие в управлении государством всех категорий афинского гражданства. Афинское гражданство в V- IV вв. до н. э. не было однородным в имущественном и социальном отношении, деление на четыре имущественных разряда сохранялось, и положение каждого разряда в обществе было неодинаковым. Между представителями афинской аристократии, входившими в состав пятисотмерников, и бедняком-фетом существовали серьезные различия. Чтобы обеспечить реальное участие в государственных делах афинского гражданства, была необходима система различных мер, направленных на поддержание известного материального достатка, образовательного уровня, психологического климата, известного единства внутри гражданского коллектива в целом. Для решения всех этих вопросов была разработана определенная социальная политика афинской демократии. Она включала целый ряд мероприятий: введение оплаты выборных должностей, за участие в работе Совета 500, гелиеи и Народного собрания, на содержание моряков и гоплитов, занятых в походах. В Афинах постоянно (особенно в V в. до н. э.) следили за тем, чтобы не сокращалась численность земледельцев, не происходило обезземеливания граждан. Для этого афинские власти широко практиковали вывод малоземельных или безземельных граждан в клерухии за пределы Аттики. В V в. до н. э., во времена существования первого Афинского морского союза, свыше 10 тыс. афинян были поселены в таких колониях (т. е. не менее трети всего количества афинских граждан).

Афинские власти самым внимательным образом следили за продовольственным снабжением городского населения, особенно за хлебной торговлей: взвинчивание цен, спекуляция хлебом рассматривались как тяжкое государственное преступление и часто карались смертной казнью - прежде всего потому, что они больно били по беднейшим слоям населения. Чтобы несколько сгладить имущественные различия среди граждан, в Афинах была выработана система повинностей - литургий. Система литургий была организована таким образом, чтобы масса малоимущего гражданства, слушая хор, наблюдая состязания атлетов или находясь на оснащенном богачами корабле, воочию ощущала известное единство гражданского коллектива, где богатые граждане хотя бы частично делятся своими доходами с малообеспеченной частью гражданства.
Афинская демократия заботилась об образовании и воспитании граждан. Начиная с Перикла, т. е. с 40-30-х годов V в. до н. э., власти стали раздавать малоимущим гражданам так называемые театральные деньги или специальные жетоны, по которым можно было пройти на театральное представление. Посещение театра, где шли трагедии Эсхила, Софокла, Еврипида, замечательные комедии Аристофана и других драматургов, было прекрасной школой воспитания и образования афинского гражданства.

Таким образом афинская демократия базировалась на широком участии в управлении различных категорий гражданства, обеспечивала его общественную активность, создавала условия для развития политического самосознания гражданина, своеобразный политический климат. "Мы живем свободной политической жизнью в государстве,-говорил Перикл, - и не страдаем подозрительностью во взаимных отношениях повседневной жизни, мы не раздражаемся, если кто-то делает что-либо в свое удовольствие, и не показываем при этом досады, хотя и безвредной, но все же удручающей другого. Свободные от всякого принуждения в частной жизни, мы в общественных отношениях не нарушаем законов больше всего из страха перед ними и повинуемся лицам, облеченным властью в данное время".

Афинская демократическая система была большим достижением политической жизни Древней Греции, однако ее нельзя идеализировать и считать своего рода образцом демократии вообще, пригодной для всех времен и народов.

Афинская демократия обеспечивала политическое участие только гражданского населения, а, как было сказано выше, граждан в Афинах вряд ли было более 30-40 тыс. из общего количества населения в 250-300 тыс. человек. Прежде всего, афинская демократия была демократией гражданской, т. е. системой, из которой было исключено все население, не имеющее гражданских прав. Следовательно, не могли принимать участия в управлении не только рабы, но и так называемые метеки, постоянно живущие в Афинах лица неафинского происхождения. Не имели права участвовать в работе государственных органов женщины, хотя и считались гражданками.

Более того, даже не все афинские граждане, имеющие право участвовать в работе всех органов Афинского государства, по разным причинам (например, отдаленное местожительство или бедственное материальное положение) могли этим правом воспользоваться. В самой системе афинской демократии многие авторитетные должности (почти все военные должности, требующие специальной подготовки) фактически были отданы в руки аристократических семей, которые становились проводниками олигархических настроений.

К VI веку до н.Э. В Афинах складывается очень сложная обстановка. Развитие товарно-денежных отношений привело к дальнейшему социальному расслоению свободного населения. В среде свободных возникает целый комплекс противоречий - меж обеспеченными и обедневшими эвпатридами, все еще удерживающими власть, и богачами из землевладельцев, торговцев и ремесленников, стремящимися к власти и использующими недовольство бедноты и средних и маленьких собственников. Эти противоречия кристаллизовались как противоречия меж богатой родовой аристократией и народом (демосом), возглавляемым богачами. Для смягчения этих противоречий и сплочения всех свободных в единый господствующий класс требовались глубочайшие социальные и политические преобразования. Начало им положил Солон, избранный архонтом в 594 году до н.Э. Главной целью реформ Солона было примирение интересов разных враждующих группировок свободных. Поэтому они носили компромиссный, половинчатый характер. В это время в городе было три партии: горцы, которые хотели все изменить; паралии, которые хотели изменить немногое; педиеи, которые не хотели ничего изменять. Подкупленные беспристрастием Солона, все эти партии дали ему неограниченную власть, предоставили в его распоряжение все должности и доходы; словом, провозгласили его неограниченным властителем на все время, необходимое для устройства страны. Друзья Солона убеждали его удержать эту власть навсегда и сделаться тираном заместо того, чтоб быть лишь законодателем; но он отвечал им едкими насмешками и продолжал свою работу. до этого чем грезить об устройстве страны, необходимо было искоренить настоящее зло – долги, и приостановить распространение этого зла. Солон достиг этого, издав закон о погашении долгов (сисахфия – долговая реформа), облегчавший уплату конфигурацией величины процентов и номинальной цены монеты. Другой закон возвратил свободу тем, долги которых сделали их рабами, и отняв у кредиторов всякое право в будущем на личность должника. Благодаря этому закону, с полей Аттики стали исчезать ограды и закладные столбы, указывающие на поземельные долги. Солон хвалился, что очистил от долгов афинскую землю. поначалу многие были недовольны этими законами, но потом все убедились в их мудрости. И в течение трех веков, пока была афинская демократия, она ни разу не возвращалась к данной мере Солона. Уважение к принадлежности так глубоко вкоренилось в разумы, что никто не осмеливался требовать прощения долгов и уменьшения цены монеты. Спокойствие, водворившееся от этих начальных мер, дало Солону больше времени и свободы для составления остальных законов. Он и в них внес ту же мягкость и умеренность, стараясь согласовать нравственные правила и выгоды материальные, и «соединить», как он сам говорил,»силу и правосудие». до этого всего он назначил общую амнистию либо прощение, из которой исключались изменники и убийцы. Из старой конституции Солон сохранил лишь некие положения, другие отменил. Он начал с ликвидирования законов Дракона, за исключением тех, которые относились к убийцам. Архонтство, ареопаг и четыре трибы с их подразделениями были оставлены. Но он дал право гражданства тем иностранцам, которые поселились в Аттике с семьями и имуществом. Он узаконил два основных нововведения: по первому, каждый гражданин владел известными правами, которые доставляло ему его звание; вторым он поделил всё популяция на четыре класса по состоянию. Первый закон был вполне демократический; второй был демократический тем, что уничтожал потомственное дворянство, и аристократическим тем, что ставил богатых во главе страны. Четыре класса были организованы следующим образом. В первый входили все граждане, обладавшие годовым доходом, по крайней мере, в 500 медимнов пшеницы либо соответственным количеством масла либо вина. Они назывались пентакосиомедимнами. Из них выбирались архонты, главные должностные лица, предводители войска и флота. Второй класс – всадники либо гипеи – обязаны были иметь более 300 медимнов дохода – состояние, признанное нужным для содержания лошади. Этот класс поставлял кавалерию и, не считая того, ему предоставлялись второстепенные должности. Третий класс – зевгиты либо владельцы двух мулов: их состояние равнялось от 150 до 200 медимнов, они поставляли тяжеловооружённую пехоту и занимали низшие должности. Четвёртый класс – теты либо подёнщики; он заключал всех тех, кто имел менее 150 медимнов; из них набирали рекрутов для лёгкой пехоты и флота. Они не допускались к публичным должностям и почестям, но могли участвовать в народном собрании и судах. Это неравенство в публичном положении вознаграждалось распределением государственных податей: четвёртый класс ничего не платил, и это было реальным ублажение. Три первые класса занимали соответственные должности и платили подать, подобающую их состоянию; она была так распределена, что не могла возбуждать недоразумений. необходимо, но, заметить, что государственные налоги взимались лишь в случае необходимости; неизменные же таможенные пошлины на продукты ввоза платились как бедными, так и обеспеченными. По конституции Солона четыре политических учреждения правили управлением страны: архонты, сенат, народное собрание и ареопаг. Архонтов было постоянно девять, и разделялись они, как и до этого. Они исполняли также судейские обязанности, но не воспринимали роли в судах присяжных, члены которых выбирались по жребию из всех трёх классов. Вступая в должность, архонты клялись исполнять законы; оставляя ее, они давали отчёт собственной деятельности в народном собрании. Пока же они были облечены властью, их особа числилась священной. По словам Плутарха, те два якоря, которыми держался государственный корабль Афин, даже во время бури, были ареопаг и сенат, либо совет четырёхсот. Четыреста сенаторов выбирались из трёх первых классов. Любая триба поставляла сто членов, избираемых поначалу по большинству голосов, а позже по жребию; их недочеты исправлялись серьезными испытаниями, которым они подвергались, будучи ещё кандидатами. В организации афинского сената есть одно различие от сената спартанского, служащие броской чертой обеих республик. В Спарте сенаторы выбирались пожизненно, обязаны были иметь не менее 60 лет и за решение собрания отдельные члены ответственны не были. В Афинах назначенным возрастом являлись 30 лет; состав сената изменялся раз в год, и члены его были ответственны; это было вполне демократично. Сенат в Афинах составлял и обсуждал законы до представления их на утверждение народного собрания; вел денежные и административные дела; обнародовал постановления, которые в течение года имели силу закона, и имел право налагать денежные штрафы. Сенат делился на двенадцать комиссий с одинаковым числом членов; эти комиссии назывались пританиями, и любая из них имела первенствующее значение в течение одного месяца, как в сенате, так и в народном собрании. Любая притания во время собственной деятельности отыскивала методы для ублажения неотложных нужд и интересов страны. Она содержалась на средства правительства. Народное собрание, созываемое постоянно сенатом, состояло из всех людей, число которых колебалось меж пятнадцатью и двадцатью тыщами. Хотя город гостеприимно открывал свои ворота для иностранцев, но если кто- нибудь из них проникал в народное собрание до получения звания гражданина, он подвергался смертной экзекуции, так как являлся узурпатором, т.Е. Незаконно захватившим власть. Собрание начиналось жертвоприношением и молитвой; само же заседание - чтением постановления сената, которое предлагалось на утверждение народа; герольд приглашал взойти на трибуну тех, кто хотел дать совет, нужный для страны. Голоса подавались поднятием руки, без различия классов и состояния. Народное собрание утверждало законы, избирало судей, которые обязаны были давать ему отчет по окончании выполнения обязанностей, обсуждало политические дела, выставленные сенатом. Словом оно соглашалось, отвергало и исправляло. Каждый гражданин имел право открыто высказать свое мировоззрение перед народом, но никто, даже архонты, не могли этого делать без посредничества сената. Каждый гражданин от 20 до 50 лет мог подавать голос в собрание, но старики имели право говорить первыми, - слабое преимущество, даваемое старости. Впрочем, обычай был строже правила, и обыкновенно на трибуну вступали лишь государственные ораторы: 10 людей, которым было доверено, после общественного тесты, защищать словом интересы республики. Это была одна из самых знатных и влиятельных публичных деятельностей. Каждый гражданин имел право предать оратора суду, если жизнь его была не вполне безукоризненна; если он был дурной отпрыск либо нехороший солдат, либо, если он предлагал издать декрет, несогласный с уже имеющимся законом. В последнем случае против него вели процесс по старинны законам, и оратор либо подвергался изгнанию, либо на него налагали таковой штраф, который равнялся разорению. Фукидид говорит, что совсем редко обычное собрание превышало 5000 членов, потому что афиняне обязаны были зарабатывать пропитание земледелием, ремеслом либо торговлей, так как закон запрещал праздность и заставлял каждого гражданина объявлять раз в год, каким занятием он жил; это делалось для того, чтоб сохранить привычку к труду. Наряду с общим собранием могущество народа проявилось в судах, где председательствовали архонты, и еще более - в суде гелиастов либо присяжных, составлявшемся из 6000 людей, которые выбирались по жребию без различия состояния, имели не менее 30 лет, воспользовались хорошей репутацией и никогда не были должниками публичного имущества. Гелиасты судили либо все совместно, либо отдельными комиссиями в 500, 1000 либо 1500 членов. В этих комиссиях дискуссировались самые принципиальные политические дела. Число членов показывало, во-первых, что это трибунал народный, а, во-вторых, лишало богатых и могущественных подсудимых способности подкупом и опасностями действовать на решение суда. Гелиасты клялись судить по законам и наказывать тех, кто их нарушал. Это учреждение довершало политическое могущество народа, начало которому было положено народным собранием. Гелиасты выбирались раз в год и потому были воодушевлены теми же идеями, как и люд, из которого они исходили и в который опять возвращались. чтоб предупредить очень огромное скопление действий, Солон постановил, чтоб шестидесятилетние граждане, принятые обеими партиями, могли составлять верховный трибунал, решения которого числились безапелляционными, то есть окончательными. Ареопаг – древнее учреждение, пользовавшееся огромным уважением народа, разбирал дела по в особенности принципиальным преступлениям: убийства, отравы и измены. Его заседания происходили на холме бога войны Арея, под открытым небом. В члены ареопага избирались лишь архонты, следовательно, люди уже пожилые и бывалые в делах. Солон увеличил власть ареопага, преобразовав его в верховный трибунал; он поручил ему надзор над народом, его нравами, воспитанием и религией; дал ему право ревизовать постановления народных собраний и возобновлять ведение дел и действий. Члены ареопага избирались пожизненно. Форме заседаний был придан праздничный и суровый характер. Они происходили ночью, при свете факелов, под председательством второго архонта. Подсудимый клялся до этого всего говорить лишь правду, и потом излагал своё дело, причём рассказ обязан был быть прост и, по способности краток; отступление, воззвания к жалости и милосердию судей строго запрещались. Ареопагиты подавали голоса при помощи камешков, которые они бросали либо в оловянную урну милосердия, либо в древесную урну погибели. Решение ареопага числилось постоянным, но виновному давалось право удалиться в изгнание до выполнения приговора. Основная сила этого учреждения заключалась в том высоком уважении, которым оно воспользовалось в публичном мировоззрении. может быть, что некие из названных учреждений были установлены до Солона либо, ещё вероятнее после него. Но даже и без особой точности в наименовании законов Солона просто понять их общий дух: Солон, как он сам говорил, положил конец раздражению бедных против богатых и дал каждой партии не копье для атаки, а щит, чтоб иметь возможность укрыться и защищаться от нападений. Заметим еще, что, давая бедным право роли в основных собраниях и в судах, этот истинный мудрец показал тем самым, во-первых, то высокое уважение, какое он питал к чувству собственного достоинства людей, а, во- вторых, свое понимание того, что отличные законы обязаны возвышать гражданина, а не унижать его. В Афинах не было политических партий либо бесправных; Солон старался, чтоб каждый гражданин имел ясное понятие о основных интересах города, - чтоб быть в состоянии верно подавать голос, - о законах и нравственности, чтоб справедливо судить. В Афинах не достаточно чувствовались узы гражданских и политических учреждений, а это зависело от того, что личность не поглощалась гражданином, а имения принадлежали не лишь правительству; напротив, каждый гражданин, имевший право принадлежности, обладал ею вполне свободно и независимо. Эту свободу основал тоже Солон, издав закон о духовных завещаниях. Солон, предпочитавший дружбу родству и свободу принуждению, хотел, чтоб каждый был господином собственного состояния и поэтому разрешил тем, у кого не было детей, располагать своим имуществом по желанию. Но он утверждал лишь те завещания, которые писались в полном рассудке, т.Е., Когда у завещателя не был ослаблен ни болезнями, ни излишним употреблением вина, ни пристрастием. Он считал незаконными и те завещания, которые составлялись по принуждению, либо в благодарность за ласки. Родственники наследовали лишь в том случае, если завещания не было. Если у погибшего были дети, то наследство делилось поровну меж отпрысками, обязывавшимися, но, дать приданое сестрам; нежели не было отпрыска – наследницей числилась дочь. Солон придал больше значения брачным союзам, препятствуя тем из них, которые имели вид покупки. Он хотел, чтоб брак представлял «тесный альянс супруга с супругой, мишень которого – основывать новейшие семейства и наслаждаться сладостью взаимной нежности».Чтоб достигнуть этого, Солон запретил старикам из корыстных целей жениться на богатых наследницах, а невестам приносить супругу приданое больше трех платье и маленького количества недорогой домашней утвари. Семья уважалась всеми, и никто, даже правительство, не имел право стараться проникнуть в тайны священного домашнего очага. Солон обязует взрослого отпрыска подкармливать больного отца и до этого чем выбрать гражданина в высшую должность по требованию закона., Необходимо было справиться, был ли он хорошим отпрыском: уважал ли собственных родителей при жизни чтил ли память после погибели. До 16 лет родители воспитывали дитя как хотели. В 16 лет афинянин делался учеником страны и поступал в публичный гимназиум, где до 18лет обучался под надзором должностных лиц и подвергался серьезной дисциплине. В 18 лет, т.Е. В год собственного гражданского совершеннолетия, парень имел право вступить во владение родовым имением. В это же время он поступал на военную службу. В 20 лет – в год политического совершеннолетия – юный человек делался полноправным гражданином. Он воспринимал роль в народном собрании, где уже воспользовался правом голоса. В 30 лет гражданин имел право поступить в сенат. В 60 лет он оставлял военную службу и мог отдыхать. Желая поднять индустрия страны, Солон всячески поощрял занятие торговлей и ремеслами. По одному из солоновых законов, отец, не научивший отпрыска ремеслу, не имел права требовать, чтоб отпрыск содержал и кормил его в старости, и ареопаг, следивший за занятиями людей, обязан был наказывать праздных; таковым образом, про Афины можно сказать, что они возвели труд в закон. Реформы Солона явились принципиальным этапом в образовании страны в Афинах, и их результаты можно сопоставить с политической революцией. Компромиссный характер реформ помешал разрешению острых противоречий. Реформы вызвали недовольство родовой аристократии и не удовлетворили полностью демос. Борьба меж ними длилась и привела к установлению тирании Писистрата, а потом его отпрыской (560- 527 гг. До н.Э.), Которые закрепили успехи демоса в борьбе с аристократией и упрочили политический строй, созданный Солоном. Писистрат облегчил положение маленьких землевладельцев, предоставив им кредит. Большой размах стройки публичных сооружений давал средства существования бедноте. но эти мероприятия требовали все растущих денежных средств , пополнение которых возлагалось на богатых афинян, что вызывало их недовольство. При поддержке Спарты , опасавшейся усиления Афин, тирания была свергнута. Делая упор на бедноту, богатая торгово-ремесленная верхушка афинских рабовладельцев, возглавленная Клисфеном, изгнала спартиатов и закрепила свою победу новыми реформами. Реформы Клисфена, проведенные в 509 году до н.Э., Ликвидировали в Афинах последние остатки родового строя. Они уничтожили старое деление населения на четыре племени. Аттика была разделена на десять территориальных фил, любая из которых включала три находящиеся в различных местах местности - городскую, прибрежную и земледельческую. Они делились в свою очередь на демы. Таковая структура фил подрывала политические позиции земельной аристократии, т.К. На первых двух территориях преобладали торгово-ремесленные слои рабовладельцев. Крестьянство было освобождено от влияния старых родовых традиций, на которых основывался авторитет знати, доступ к роли в политической позиции получили и те, кто не входил в местную племенную компанию. На смену кровнородственному пришёл территориальный принцип деления населения. Клисфен упразднил Совет четырёхсот и на базе вновь созданной территориальной организации населения учредил Совет пятисот, формировавшийся из представителей 10 фил по 50 чел. От каждой. Совет управлял политической жизнью Афин в период меж созывами народного собрания и осуществлял выполнение его решений. Был создан ещё один орган – коллегия десяти стратегов, которая также комплектовалась с учётом территориальной организации населения: по одному представителю от каждой филы. Сначало стратеги имели только военные функции, но позже они оттеснили на второй план архонтов и стали высшими должностными лицами Афинского страны. С целью предотвратить пробы аристократии реставрировать старые порядки при Клисфене в практику народных собраний была введена особая процедура, получившая заглавие остракизма. Раз в год созывалось народное собрание, определявшее голосованием, нет ли посреди граждан таковых лиц, которые являются опасными для страны. Если такие лица назывались, собрание созывалось вторично, и каждый его участник писал на остраконе (глиняном черепке) имя того, кто, по его мнению, был опасен. Осуждённый большинством голосов удалялся за пределы Аттики сроком на 10 лет. Остракизм, направленный вначале против родовой аристократии, употреблялся потом в политической борьбе меж различными группировками, существовавшими в афинском обществе. Реформы Клисфена завершили долгий процесс становления гос-ва в старых Афинах.  
 
  1. Великая греческая колонизация.

Около 8 века перед афинянами встала проблема перенаселенности. Территорий, на которых население могло бы беспрепятственно добывать себе пропитание стало катастрофически не хватать. Высокий уровень развития культуры человеческих взаимоотношений не позволял убивать детей, а при невозможности обеспечения их земельным наделом – продавать в рабство.

Афиняне решили эту проблему выселением «лишних» людей на чужие территории. В основном, вынужденными переселенцами за море становились люди, которым по разным причинам не достался земельный надел. В Афинах существовало правило, по которому клеры не подлежали дроблению, а из-за большого количества беженцев с Пелопоннеса в 6 в до н.э. численность афинского государства выросла слишком быстро. Также большую часть переселенцев составляли представители побежденного рода, которые, опасаясь кровной мести, старались покинуть окрестности Афин.

Первые колонии были чисто земледельческие – ведь в Афинах был недостаток пригодных под пашню земель. Афиняне знали, что на Востоке и в ряде других местностей есть большое число плодородных никем не занятых земель. Переселенцы совсем не ожидали, что колонии, создававшиеся как решение проблемы перенаселения, в недалеком будущем приобретут огромное торговое значение. Поскольку пока торговля еще не имела большого веса, и жители Афин занимались ею неохотно, стараясь обходиться собственными продуктами земледелия и ремесел. Если какие-то вещи они не могли сделать сами, то предпочитали отбирать их с помощью пиратства или обмениваясь с близкими соседями. Целью первых колониальных поселений была именно плодородная земля. Многие колонии переносились с места на место, так переселенцы – мегарцы, занявшие сначала Византий, впоследствии поменяли место колонии на Халкедон, поскольку земля там была не в пример плодороднее.

Однако спустя совсем небольшое время, переселенцы поняли выгоду торговли с немногочисленным местным населением. Афинская глиняная посуда, которая у эллинов была совершенно обычной и доступной всем, местное население признало жемчужиной художественного искусства. Они приобретали их по высокой цене, стимулируя дальнейшую торговлю. Кроме выращивания ячменя, афиняне занимались возделыванием винограда и растущих в обилии оливковых деревьев. Уже в то время греки делали прекрасное вино и великолепное оливковое масло, которое тоже весьма заинтересовало местное население колоний.

Колонисты быстро поняли всю выгоду подобных торговых отношений. Жаль раньше не было игровые автоматы с бонусами. С развитием мореплавания они могли привозить с родины все больше и больше товаров, экспортируя продукты крестьянского труда и ремесленников по очень высоким ценам. Уезжая их Афин бедняками, не имевшими ничего – ни денег, ни уважения, ни влияния, после удачной торговли они возвращались вполне состоятельными гражданами.

Колонии, основанные как земледельческие поселения, скоро превращаются в торговые точки, а торговцы перестают вывозить все виды изделия, отдавая предпочтение лишь наиболее востребованным, например вазам. В Афинах была огромная мастерская, специализирующаяся именно на вазах.

  1. Образование державы Александра Македонского. Эллинизм.

С середины IV в. до н. э. основную роль в Элладе и во всем Восточном Средиземноморье начало играть Македонское государство, образовавшееся на севере Балканского полуострова. Переход от протогосударства к ранней государственности в Македонии пришелся на VI – V в. до н. э., это было время и объединения отдельных областей-царств (организованных политически по типичному для ранней Греции образцу – см. выше, § 9.1) в относительно централизованное государство, подчиненное власти единого монарха. Военное, политическое и культурное укрепление Македонии в особенности пришлось на правление царя Архелая (конец V в. до н. э.), при котором отчетливо проявились сложившиеся особенности нового государства: формирование на основе ранней государственности не государства-полиса с той или иной формой народовластия, а военной монархии с сильной единоличной властью. Исторически закономерным стало и то, что такое государство подобно империям Востока сразу обнаружило стремление к гегемонии над соседями (см. § 4.3).

Возвышению Македонского государства во второй половине IV в. до н. э. способствовали два исторически случайных обстоятельства: захват богатых золотых россыпей и преимущество в военном искусстве, в принципах боевого строения войск и ведения боя; на том уровне социально-политического развития греческого мира и при общей малочисленности населения полисов этого было вполне достаточно для экономической и военной победы. В правление царя Филиппа II (сер. IV в. до н. э.) были проведены важные военные и финансовые реформы. Тогда же Македония стала по сути наследственной монархией, где аристократический совет и формально существующее народное собрание (точнее, собрание воинов) были полностью подчинены царской власти; монархия присвоила себе и законодательные полномочия. На протяжении третьей четверти IV в. до н. э. Македония постепенно, то военным путем, то военно-политическим давлением, то используя внутреннюю рознь среди греческих полисов и опираясь на промакедонские политические круги военной олигархии, подчинила себе практически все города-государства тогдашней Греции. В 338 г. до н. э. после победы над войсками общегреческой коалиции при Херонее была признана политическая гегемония (руководство) Македонии. В 331 г. до н. э. последним подчинилось Спартанское государство. В общем внутренняя государственная организация греческих полисов была сохранена, но некоторые политические полномочия их были сокращены и переданы царю Македонии и новым общегреческим политическим институтам.

Наши рекомендации